Что для меня значит сокровенный человек

«Сокровенный человек», анализ повести Платонова

История создания

Повесть «Сокровенный человек» была опубликована в одноименном сборнике 1928 г. Платонов работал над ней в 1926-1927 гг.

Литературное направление и жанр

Вопрос о принадлежности Платонова к определённому литературному направлению очень сложен. Однозначно можно сказать только, что его творчество никогда не вписывалось в рамки социалистического реализма. Платонов – последователь русских реалистов 19 в., при этом многие исследователи находят в его творчестве черты модернизма, а многие даже утверждают, что он на сто лет опередил своё время. Такая повесть вполне могла бы выйти из-под пера постмодерниста.

«Сокровенный человек» имеет черты исторической и философской повести.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема повести – гражданская война как источник человеческого горя, скитаний и смертей.

Основная мысль состоит в том, что человек переживает революции и войны как стихийное бедствие и потом снова живёт природной хорошей и лёгкой жизнью. Вся повесть утверждает превосходство природного начала над социальным.

Проблема преждевременной смерти, бессмысленной жертвы революции и гражданской войны – едва ли не самая частая в творчестве Платонова. Герои принимают смерть как избавление (начальник дистанции, Афонин, белый офицер Маевский). Они пытаются спастись от смертельных ран с помощью хлеба, положенного на рану и окрученного портянкой, обтирочных концов, забитого в ухо гвоздя. То есть к живому телу близко оказываются окружающие человека полезные предметы.

Читайте также:  Что значит pop art

Герои Платонова не боятся смерти, перед смертью команда тонущего «Марса» играет на гармонике, «пугая все законы человеческого естества». Смерть в романе тоже олицетворяется, она действует со спокойствием. Герои, кроме Пухова, воспринимают смерть как защиту от жизненных мучений. Но Пухов знает, что это не так, может быть, поэтому смерть и минует его, как сказочного неуязвимого дурака.

Важны в тексте проблема смысла человеческой жизни, правоты человека, крушения человеческих жизней в ходе революции и войны. Намечается сатирическая проблематика соответствия ума коммунистических начальников занимаемому им месту, проблема понимания.

Сюжет

Действие повести происходит во время гражданской войны, в 1920-1921 гг. Повесть начинается тем, что Фома Пухов режет колбасу на гробе жены, которая умерла «преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности». Фома работает на железной дороге на снегоочистителе и получает задание расчищать железнодорожные пути для поезда наркома. Но два паровоза, тащившие снегоочиститель, зарылись в снег. От этого машинист и рабочие получили травмы, у Фомы были выбиты 4 зуба, а помощник накололся головой на штырь и умер.

В момент остановки к поезду подъехал казачий отряд, но был разгромлен.

Во время отдыха в Лисках Пухов прочитал объявление, призывающее записываться в отряды технических сил, помогающие Красной Армии. Так он попал в Новороссийск, где сначала служил монтёром на судне, а потом отправился в Крым, чтобы отрезать путь отступления Врангелю. Фома готов пожертвовать «достоинством жизни на благо революции». Ему нравится быть занятым «общей жизнью».

Повесть распадается на несколько отдельных сюжетов, соединённых путешествием беспокойного Фомы. Первая история связана с работой Фомы механиком на снегоочистителе, вторая – с работой механиком на судне «Шаня», которое неудачно попыталось высадиться в Крыму, чтобы ударить в тыл Врангелю. После неудачного десанта Пухов прожил в Новороссийске 4 месяца. Следующий эпизод связан с жизнью Фомы в Баку, где он встретил матроса Шарикова с «Шани». Матрос теперь заведовал Каспийским флотом. Он отправил Пухова в Царицын, чтобы заказать заводам подводные лодки.

Фома не справился с заданием, снова уехал в неизвестном направлении и неожиданно оказался на родине. Четвёртый эпизод связан с нападением на родной город бронепоезда и конницы генерала Любославского. Фома придумал, как победить бронепоезд белых. Он спустил под откос навстречу ему гружёные вагоны без паровоза.

За этот поступок Зворычный назвал Пухова убийцей, потому что отряд железнодорожников, а потом и матросов, был расстрелян из бронепоезда, оказавшегося неповреждённым.

Всё-таки коммунисты решили считать Пухова не предателем, а придурковатым мужиком. В пустой цистерне он добрался до Баку, где ждал его Шариков, который тоже стал комиссаром.

Это финальный эпизод повести. В Баку Фоме «навсегда стало хорошо». Повесть заканчивается описанием «хорошего революционного утра», в которое Фома чувствует своё единение с природой, второе рождение и принимает революцию как продолжение природы.

Герои

Главный герой повести Фома Пухов вначале описывается как человек, лишённый чувственности. Сердечной привязанности к дому он тоже не чувствует, считая себя дома на машине или рядом с машиной. К середине повести выясняется, что Пухов о жене горевал, но об этом никогда никому не сообщал.

Название «Сокровенный человек», относящееся к Фоме Пухову, обозначает, что Пухов живёт по каким-то своим природным законам, плохо сочетающимся с законами социальными. Фома не только себя чувствует частью природы, не более важной, чем умершие на зиму травы, но и всю природу воспринимает как личность, она для него антропоморфна. У природы руки – ветер, тормошащий путников, она желанна для человека, как девственница. Землю Пухов любит супружеской любовью и чувствует себя на ней хозяином.

Природа противопоставлена истории и злым силам свирепого мирового вещества, которые треплют и морят людей.

Личность Пухова совершенно неудобна новой власти. Впрочем, никакая власть таких людей не любит и совладать с ними не может. С точки зрения Пухова, жить надо не по чьей-нибудь указке, а по велению сердца, всё проверяя собой. Так что у героя говорящее имя, а не фамилия. Фома подобен своему неверующему тёзке из Библии, который должен вложить руки в раны от гвоздей, чтобы поверить в смерть и воскресение Иисуса.

Фома не верит в революцию, честно говоря об этом матросу Шарикову, который считает его кустарём советской власти.

Комиссар называет Пухова полным контр. А сам себя Пухов чувствует безродным, заблудившимся человеком.

Фома обвиняет комиссара в том, что они делают не вещи, а отношения, «отношения же Пухов понимал как ничто». Показательны ответы Фомы на вопросы комиссии, которая проверяла не столько знания специалистов, сколько их политграмоту. Фома соглашается лить кровь за народ, «только не зря и не дуриком».

И действительно, через год после этого разговора, возвращаясь домой, Фома наблюдает общую беспризорность «огромной порожней земли» и видит «народ, обратившийся в нищих». Вывод Пухова совершенно «антиреволюционный»: «Почва есть, а хлеба нету, — значит, дураки живут».

В финале повести Пухов называет себя природным дураком, то есть становится своеобразным народным сказочным непобедимым героем.

Зворычный – помощник механика на паровозе и товарищ Пухова. Он отказывается ехать в Новороссийск, жалея семью. Его Пухов называет предрассудочным человеком. Когда через год Пухов возвращается на родину, Зворычный уже состоит в отряде особого назначения и в партии. Пухов понимает, что Зворычный тоскует из-за смерти сына.

Люди, живущие во времена гражданской войны, глубоко несчастны. Начальника дистанции дважды ставили к стенке, так что он поседел и ждал смерти каждый миг. Кроме того, он находится под следствием, потому что мост возле Царицына, который под инженерным руководством начальника дистанции восстанавливали неквалифицированные рабочие, просел под воинским поездом. Убийство этого человека отрядом казаков стало избавлением от суда и расстрела.

Удивительна история калеки, который хотел сменять ножики на пшеницу и дошёл уже до Аргентины, а в Месопотамии он попал в крушение в туннеле, и искалеченную ногу ему отрезали в багдадской больнице.

Точка зрения автора в романе – сочувствие к людям, которые готовы «пожертвовать достоинством жизни на благо революции», которые заняты «общей жизнью». Автор – выразитель здравого смысла. Он мысленно возражает собравшимся на смерть красноармейцам, что радоваться нечему, он называет разрушенный войной и революцией мир погибающим.

Красная армия в романе изображается как крестьяне, одевшиеся в шинели, «скрытые хлебопашцы». Их победы обусловлены тем, что они не ценят своей жизни, что они готовы «дважды быть растерзанными», лишь бы враг погиб с ними. Воины похожи на потаённых охотников, у которых тревожный восторг теплится в сердце. Они – природная сила, стихия. Платонов с горечью отмечает, что мечта о счастье у них не собственная, а навязанная политруком. Им противопоставлены белые офицеры, индивидуалисты, например, офицер Маевский, который не верил в человеческое общество.

Стилистические особенности

Время и пространство в повести ведут себя удивительно. Главный герой много путешествует, но времени путешествия почти не замечает «в забвении самого себя», потому что ехать «долго и трудно». Символом истинного путешественника у Платонова выступает ветер, который со смелостью «воюет над беззащитными пространствами». Когда останавливаются поезда, то и время стоит вокруг Пухова, как светопреставление.

Герои преодолевают пространства с помощью поездов, причём они едут в ту сторону, куда везёт поезд, независимо от того, какое направление их интересует, случайно попадая куда нужно.

Пространства сопротивляются продвижению человека по ним. Просторы сухопутные засыпаются снегом, море вздымается валами. Даже тьма ночи подобна каше, через которую нужно продираться. Стихии перемешиваются, как и судьбы людей. Ветер становится твёрдым, капли воды бьют в лицо, как камешки. Во время морской бури меняются местами верх и низ, так что красноармейцы, попавшие в своём катере на гребень волны, оказываются как раз над другим судном и спасаются, прыгая вниз.
Даже история этих лет сравнивается с паровозом, который тащит за собой «груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».

Время для Пухова в момент его остановок идёт «без тормозов». С другой стороны, каждый день для человека – сотворение мира, так что каждый живёт будто в начале времён. Революция же, с точки зрения Фомы, — конец света.

Платонов любит играть словами, совсем как постмодернисты. Он наполняет слова новыми значениями или переосмысливает омонимы. Например, в реввоенсовете сидят задумчивые люди, потому что они задумываются о судьбах государства, человек, состоящий в браке, для друга и для общества бракованный.

Источник

Значение слова «сокровенный»

1. Хранимый в тайне, оберегаемый от других; тайный. — А у невесты Бестужева в деревне гувернантка, тоже француженка, и она дружна и в сокровенной, частой переписке с этой самой, здешней приятельницей гвардейца Анненкова. Данилевский, Восемьсот двадцать пятый год. Безгласный и незримый свидетель всех телефонных и радиопереговоров, связист в курсе самых сокровенных тайн своей части. Казакевич, Весна на Одере. || Составляющий внутреннюю сущность чего-л. И мне ли рыться в летописях и добираться до сокровенного смысла обветшалого языка, когда не мог я выучиться славянским цифрам? Пушкин, История села Горюхина. Не просто нравственно жить и добросовестно работать, а, похоже, он понимал сокровенное значение всего того, что делал. Гранин, Эта странная жизнь. || Укрытый от посторонних взглядов, спрятанный от кого-л. Новый старший офицер, барон фон дер Беринг, — в первый раз обходил, в сопровождении старшего боцмана Гордеева, корвет «Могучий», заглядывал во все самые сокровенные его закоулки. Станюкович, Куцый. [Ника] лезет в самую свою сокровенную шкатулочку и достает оттуда раскрашенную фотографию. Куприн, Сашка и Яшка.

2. Хранимый в глубине души, не высказываемый; заветный. Сокровенная мечта. Сокровенные чувства.Зрела в тебе сокровенная дума, В сердце твоем совершалась борьба. Н. Некрасов, Еду ли ночью по улице темной. Но самые простые мысли Якимаха были вместе с тем и самыми сокровенными. Никогда до сих пор он не выговаривал их вслух. Голубов, Когда крепости не сдаются.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СОКРОВЕ’ННЫЙ, ая, ое; -ве́н, ве́нна, ве́нно (книжн.). Скрытый, не обнаруживаемый, не высказываемый, затаенный. Зрела в тебе сокровенная дума. Некрасов. Сокровенные мысли, чувства.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

сокрове́нный

1. хранимый в тайне, оберегаемый от других ◆ А он не потрудился или не умел вникнуть в сокровенный смысл этого «не знаю». Гончаров, «Обломов»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: переупрямить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Анализ произведения Сокровенный человек Платонова

Произведение проникнуто философскими размышлениями автора о строящейся по коммунистическим проектам новой жизни. Его главный странный герой не только ищет счастье и истину, в своих странствиях он встречается с разными гранями новой жизни.

Произведение, написанное в 1927 году, посвящено недавно прошедшей Гражданской войне. Главным героем Платонов делает рабочего, вполне поддерживающего советскую власть. Однако это не хрестоматийный пролетарий с плаката, похожий на героев Фадеева, которые наделены множеством положительных качеств и не знают сомнений в правильности пути.

Писатель дал своему персонажу значимое имя – Фома. С одной стороны это крестьянское имя, которое было в святцах, а, следовательно, достаточно часто использовалось при крещении. С другой, читателю предлагается тут же вспомнить, чем был знаменит апостол, сделавший его популярным. Как евангельский Фома сомневался в воскресении Христа, так и Фома Пухов в данном произведении, не является твердым и бескомпромиссным сторонником новой власти и новой жизни, которую та несет. В повести важны не столько размышления, но скорее даже сами путешествия главного героя. Они символизируют поиск, в котором находится он.

Произведение, вообще, наполнено символичными сценами. В его начале у Пухова умирает жена и тот режет колбасу на ее гробе с целью утолить голод. Сцена выглядит или проявлением цинизма или же равнодушия. Однако в ней скорее, можно усмотреть зашифрованную автором мысль, что несмотря ни на что, жизнь идет и нужно как продолжать жить дальше.

Писатель подчеркивает, что Фома ездит по стране, меняет местожительства не в поисках лучших условий, а от пустоты в его душе. Напротив, другие герои повести ее нашли. Таков например, его знакомый – слесарь Заворычный, держащий в доме винтовку на случай необходимости отразить неожиданные нападения контрреволюционных сил. Здесь, скорее всего, присутствует мягкая сатира, насмешка над фанатизмом, как таковым.

Эпизод с обсуждением «дела» Пухова в партийной ячейке, (когда его предложение спустить вагоны на бронепоезд белых оказалось неудачным) также показывает нравы нового общества. До заседания Пухова все сторонились, зато после, когда партийный орган вынес решение, что тот не враг, а просто «придурковатый мужик», отношение заметно улучшилось. В данном эпизоде показан крайний коллективизм того времени, граничащий со стадностью. Недаром и своего героя автор не делает членом партии. На предложения вступить в нее Пухов отвечает, что он дурак. При этом подчеркивается, что данный персонаж не обыватель, так как примерно в том же тоне он отвергает и предложение найти ему невесту.

Не найдя счастья в новых идеях, в ожидании мировой революции, Фома обретает его в мистическом единении со всем миром. Теперь он чувствует себя частью природы, гармоничность и взаимосвязь элементов которой дают покой его мятущейся душе.

Автор показывает превосходство биологического начала над социальным, тонко критикуя утопию, которую строят на его глазах.

Вариант 2

Все события, которые происходят в произведении Платонова «Сокровенный человек» происходят во времена, когда началась гражданская война. И главными героями здесь стали обычные люди. Произведение было написано в 1927 году.

Главным героем является мужчина по имени Фома. Он работает машинистом. У него была жена. Но недавно ее не стало, но переживать сильно никто не дал мужчине, а все, потому что как раз началась гражданская война, и ему нужно было отправляться на войну. Теперь он потерял весь смысл своей жизни и жил только одним днем. Больше всего на свете ему хотелось поскорее отправиться к своей жене, которая ждала его на небесах. Но пока бог не торопился его забирать, а это значит, что у него остались дела на земле. Он не знает, что ему делать дальше и как у него будет складываться жизнь дальше. Он постоянно во всем сомневается.

За все время войны он слышит только одно, как государство ему говорит о том, что совсем скоро все измениться в лучшую сторону и от прежней жизни не останется ни следа. И все будут жить счастливо и хорошо. Вот только в это никто не верит. Да и наш главный герой до сих не нашел себе применения, для чего же он родился на этот свет и что ему нужно сделать.

Постепенно меняются события в мире, и на фоне всего этого начинает меняться и наш главный герой. Но самое главное он остается в первую очередь человеком.

Во время войны он также находит себе работу машиниста железнодорожных путей. Он всегда старается помочь каждому кто об этом просит. И вот однажды он видит, что прямо на его глазах погибает машинист. Дальше он опять сталкивается со смертью и видит ее практически каждый день. Он видит как погибают другие солдаты, и он старается им помочь, но ничего уже сделать нельзя. Помимо солдат гибнут и маленькие дети, которые еще ничего не понимают и никогда уже не поймут, а также матери, которые своими спинами прикрывают маленьких детей. Но все равно погибают вместе с ними.

Его друг Заворычный, который работает слесарем, также не знает в чем заключается смысл его жизни. У него в доме находилась винтовка, и в любой момент он мог ей воспользоваться.

Партия считала нашего главного героя врагом. И однажды Фома решает собрать всю партию и доказать всем, что они ошибаются. Немного позже они поняли, что он не является их врагом, но зато теперь для них он остался обычным придурковатым мужчиной, с которым лишний раз лучше не связываться. А спустя еще некоторое время они предлагают ему вступить в партию, но Фома отказывается.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Сокровенный человек Платонова

Популярные сегодня темы

Ганс Христиан Андерсон написал волшебную сказку «Дюймовочка». Главной героиней произведения является девочка маленького оста, которая жила в бутоне тюльпана. Она была безумно красивой, изящной и нежной

Однажды Муравей залез на верхушку березы, но обратно слезать не спешил. Он хорошо знал, что все ходы в муравейнике закроются, как обычно, с заходом солнца. Муравей сидел на сухом березовом листике

Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей

Острое произведение писателя на знакомую ему армейскую тематику не прошло незамеченным и вызвало реакцию современной ему критики.

Одной из главных тем произведений советских писателей стала тема Великой Отечественной войны. Многие из них были не только военными корреспондентами, но даже принимали непосредственное участие в боевых действиях

Источник

Оцените статью