Что для меня значит прошлое сочинение

Сочинение: Прошлое должно служить современности

Тема итогового сочинения «Прошлое должно служить современности» является высказыванием известного русского филолога Д.С. Лихачёва. Он считал, что Древняя Русь – мать всех русских народов, которая их объединяла в одно целое. Именно в тот период нашей истории образовалась идеология единства, сохраняющая тесные взаимоотношения родственных наций по сей день.

Вариант 1

Известный академик Д.С. Лихачёв считал, что прошлое должно служить современности. Знание истории своей Отчизны, по его мнению, позволяет глубже понять и увидеть собственные корни, интересы родной земли, интересы народа. В истории наших предков хранится мудрость целых поколений, а наиболее полное отображение она нашла в древнерусской литературе.

Самым древним литературным памятником, сохранившимся до наших времён, является «Повесть временных лет». Именно она составила основу большинства более поздних летописей. «Повесть временных лет» описывает период истории нашего народа, начиная с библейских времён и заканчивая 1117 годом.

Летописание представляет особую значимость для последующих поколений: именно из летописей можно узнать события, которые происходили много лет назад. Здесь описываются не только победы и поражения, а и быт, обычаи, верования наших предков. В «Повести временных лет» содержатся легенды о происхождении славян, их расселении по берегам Днепра и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с варягами и хазарами и образовании государства Русь. Предания, записанные в этой летописи, являются единственным источником сведений о формировании древнерусского государства и правлении первых русских князей.

Нестор летописец осуждает в «Повести…» распри между правителями разных областей Киевской Руси, он призывает к объединению народа, напоминает, что именно в единстве заключается главная сила. Исторические сведения в летописях необходимы для обучения князей, они должны знать прошлое своего государства, для того чтобы построить достойное будущее. Именно это и побудило монахов стать историками и летописцами. Таким образом, древнерусская литература была не только средством нравственного воспитания общества, она формировала национальное самосознание, вырабатывала гражданскую позицию.

Читайте также:  Что значит вирус эпштейна барра igm

Другим значимым литературным памятником прошлого является «Поучение Владимира Мономаха». Князь Владимир Мономах боролся за просвещение. Всё поучение проникнуто глубокой христианской мудростью, выраженной простыми словами. Здесь даются ответы на множество вопросов, интересующих человека на пути становления его личности. Особое внимание автор уделяет семейным ценностям и порядкам. Он считал, что любая семья держится на доверии и почитании, а муж и отец должен не просто управлять домочадцами, а быть примером для подражания. На мужчине вообще, по мнению Владимира Мономаха, лежало много ответственности. Будь то глава семьи или глава государства. Потому что мудрый руководитель обязан заботиться о своём народе, как о своих детях, он должен быть одинаково справедливым и милосердным по отношению ко всем в независимости от их положения. Также князь наставлял не увлекаться властью и не впадать в гордыню, потому как все люди равны перед Богом.

Основные наставления из «Поучения Владимира Мономаха» – это свод нравственных законов, которые должен соблюдать каждый человек. Он призывает чтить старших, не обижать слабых, помогать бедным, не лениться, уважать родителей, быть ответственным, следить за своим здоровьем и быть приветливым по отношению к окружающим. Прописные истины, озвученные древнерусским князем, остаются актуальными во все времена. Удивительно, как написанное столько лет назад поучение может сделать нас лучше.

Таким образом, можно прийти к выводу, что нравственность едина во все века и для всех людей. Я согласна с мнением Дмитрия Сергеевича Лихачёва касательно того, что: «Читая об устаревшем в деталях, мы можем многое найти для себя». Древнерусская литература воспитывает в нас лучшие качества, сохраняет чистоту помыслов, достоинство и сознательность.

Вариант 2

Прошлое должно служить современности, но чтобы оказать влияние на будущее человечества, оно не должно быть забытым. Каждый человек обязан знать историю своего народа, знать все беды и несчастья, выпавшие на его долю. Это знание поможет нам избежать повторения непростительных ошибок в будущем. Однако многие люди осознанно не хотят считаться с прошлым, например представители такого направления философии как нигилизм. К их числу относится главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Мировоззрение Евгения Базарова основано на отторжении прошлого, он отказывается принимать все сложившиеся устои и порядки. Он считает, что аристократия уже изжила себя, а её принципы глупы и смешны. Кроме того, Базаров отрицает семейные ценности, искусство, религию и человеческие чувства, кроме физических потребностей. Главный герой готов принять только то, что приносит пользу обществу. Именно поэтому он изучает естественные науки, надеясь в дальнейшем помочь народу своими знаниями.

Главная ошибка Базарова заключается в том, что он считает своё мнение единственно правильным. Он не готов прислушаться или анализировать чужие точки зрения, стремясь к разрушению уже имеющегося мира у него нет предложений о создании нового. Подобные ему люди способны лишь отказываться от своего прошлого, они не понимают, что нельзя построить достойное будущее без основы прошедших лет. Опыт предков помогает добиться небывалых высот, но нигилисты не хотели этого видеть.

Оставаясь верным своей идеологии до конца, Базаров потерял любовь – чувство, которое, поселившись в его душе, опровергло все доводы нигилизма. Он остался одиноким и несчастным, осознав несовершенство этой теории. Главного героя терзало не только разбитое сердце, он потерял смысл в жизни, лишившись веры в былые убеждения. Смерть стала единственным выходом из сложившейся ситуации.

Помнить важно не только историю своего народа, но и собственное прошлое. Об этом говорил В.Г. Распутин в своём рассказе «Уроки французского». У каждого человека свой путь и только предыдущий опыт позволит достигнуть необходимых высот. Подтверждая эту мысль, писатель рассказывает историю одиннадцатилетнего мальчика, которому пришлось уехать из родной деревни в трудное послевоенное время ради того, чтобы продолжить своё обучение. Вопреки всем невзгодам и преградам мать отправила своего сына получить образование, но в городе голод чувствовался гораздо сильнее, чем в родных краях. Там еду можно было только купить, а денег катастрофически не хватало. Рубль в день уходил на жизненно необходимый стакан молока и больше ни на что не оставалось. Однажды мальчик узнал, что деньги можно выиграть в игру «чику» и вопреки своим принципам стал играть с другими ребятами, но уходил сразу же, как получал один рубль.

После случившейся драки из-за жульничества другого игрока, главного героя вызвала на разговор его учительница французского. Она захотела лично выяснить причину подобного поведения, и была крайне удивлена тем, что её ученик тратил выигранные деньги не на конфеты, а на молоко для лечения. Лидии Михайловне стало очень жалко мальчика, и она решила, во что бы то ни стало помочь ему. Однако её ученик оказался гордым ребёнком, он отказывался принимать еду, стыдясь своей бедности. Мудрая женщина смогла найти выход, она стала играть с мальчиком на деньги, намеренно поддаваясь. Таким образом, учительница смогла дать ему достаточно, не задев при этом его самолюбия.

Лидия Михайловна научила главного героя не только французскому языку, а и человечности, доброте, которая так нужна в этом жестоком мире. Бережно храня воспоминания о своём прошлом, мальчик смог вырасти достойным человеком, не стыдящимся своего происхождения.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что многие недооценивают опыт прошлых лет, а ведь именно от него и нужно отталкиваться. Человеку свойственно задавать себе вопросы, а большинство ответов находится в прошлом. Не зря наши предки чтили свои корни, таким образом, они укрепляли духовность и нравственность. Будущее есть только у тех, кто знает своё прошлое.

Дополнительные аргументы

Дополнительные аргументы по направлению «Забвению не подлежит» вы можете найти в разделе нашего сайта «Банк аргументов».

Источник

Итоговое сочинение: Почему важно помнить прошлое? (2 варианта)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.09.2020 · Обновлено 02.12.2020

Многомудрый Литрекон призывает читателей помнить прошлое, чтобы извлечь из него пользу. О своем мнении он рассказал в итоговом сочинении на тему: Почему важно помнить прошлое? Аргументы он взял из книг «Судьба человека», «Слово о полку Игореве», «Реквием», «Тринадцатый подвиг Геракла».

Вариант 1

(476 слов) Людям важно помнить прошлое, потому что память дает возможность избежать повторения ошибок: зная о том, что было сделано неправильно, мы не продублируем это в будущем. Кроме того, история подсказывает решение проблем, которые уже были когда-то актуальны. Эту закономерность человеческого развития подмечали многие авторы.

Например, в произведении А. Ахматовой «Реквием» описываются годы страшных репрессий, когда под арестом оказались тысячи невиновных людей, очутившиеся в немилости у новой советской власти. Повествование автобиографично: Анна Ахматова сама стояла часами в тюремных очередях, чтобы получить хотя бы одну жалкую весточку о сыне, которого в итоге посадили в камеру на 10 лет лишь на том основании, что его отец был контрреволюционером. В финале «Реквиема» мы встречаем строки, которыми поэтесса объясняет свое желание об установке памятника возле тюремных стен: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание черных марусь, забыть, как постылая хлопала дверь и выла старуха, как раненый зверь». Казалось бы, зачем вспоминать эти мрачные страницы истории? Сына Анны Андреевны выпустили, она не была в заключении, а другим повесть ее мук будет не добавит оптимизма. Эти воспоминания не патриотичны и бросают тень на великую империю. Однако литературный памятник тюремных очередей и советских репрессий все-таки должен существовать. Именно он гордо возносится над попытками многих бесчестных людей исказить нашу историю и вычеркнуть из нее все неудобные моменты, заставляющие нас задуматься над тем, что происходит сейчас. Благодаря этому произведению мы будем знать правду о тех временах и всячески препятствовать повторению тех ужасных событий. Возле упомянутого в поэме памятника Ахматовой регулярно собираются люди, отчаявшиеся добиться судебной справедливости. Так они привлекают общественное внимание к данной проблеме и помогают тем, кто страдает от репрессий сегодняшнего дня. «Реквием» Анны Ахматовой стал символом, который защищает людей от произвола силой исторических воспоминаний, силой не зажившей народной раны.

История не только оберегает нас от ошибок прошлого, но и подсказывает, как решить насущные проблемы. Например, Фазиль Искандер в произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» наглядно продемонстрировал, как знание древнегреческих мифов помогает научить современных детей правильно себя вести. Харлампий Диогенович, учитель математики, раскусил хитрость своего ученика, который сорвал урок, чтобы не получить плохой отметки за невыполненное задание. Он уговорил медсестру сделать прививки в своем классе пораньше, чтобы учитель не успел проверить домашнюю работу. Тогда математик решил проучить школьника. Он рассказал всему классу, что трусость побудила кое-кого дополнить список двенадцати подвигов знаменитого античного воина. Намек был понят, и ребята высмеяли своего товарища. Пример оказался настолько точным и наглядным, интересным и смешным, что ученики подхватили шутку и пристыдили хитреца. Прошлое завещало нам универсальный язык отсылок, метафор и аллегорий, который необходимо научиться использовать, чтобы достичь своей цели и быть услышанным.

Таким образом, сохранение памяти о прошлом дает неоспоримые преимущества людям настоящего и будущего. Мы знаем и помним об ошибках наших предков, которые уже не повторятся, потому что мы этого не допустим. А еще мы можем использовать богатый исторический опыт, чтобы разнообразить свою речь и расширить эрудицию. Все приобретенные знания пригодятся в профессиональной деятельности и станут достойным наследством для наших потомков.

Вариант 2

(424 слова) Люди должны сохранять память о прошлом, чтобы применять эти ценные знания и умения в настоящем и будущем. Каждый из нас должен черпать мудрость в историческом опыте минувших столетий, поэтому так важно помнить, что прошлое забвению не подлежит: оно является нашим учителем и помощником. Эту мысль подтверждают многие литературные примеры.

Так, в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» автор описывает трагические последствия забвения уроков прошлого. Молодой и удалой князь Игорь хотел прославиться в боях и организовал поход на половцев. С собой он взял только брата, а другим родственникам о своей идее не сказал, чтобы не делить с ними добычу и славу. Однако герой забыл о том, что сотни его предков уже попадали в аналогичную ловушку своего тщеславия. Стремясь добиться своего, они ссорились с другими князьями, оставались в одиночестве и были хорошей мишенью для сплоченных кочевников. Та же участь постигла Игоря: он попал в плен к половцам, а его войско разгромили враги. Об этом искренне жалеет князь киевский. Святослав перечисляет междоусобицы своих предков и делает важный вывод: всем правителям Руси нужно объединиться и выступать против басурман единым фронтом. Только так можно победить и сохранить свою землю. Если бы Игорь помнил прошлое своей страны, как и Святослав, он не совершил бы ошибку и избежал ее трагических последствий.

Уроки прошлого во многом обеспечивают наше процветание в настоящем. Уже несколько десятилетий мир не сотрясают масштабные войны и геноцид народов. Почему? Потому что жива еще память о том, к чему привели вооруженные столкновения наших предков. Эти сведения мы можем получить, прочитав рассказ М. Шолохова «Судьба человека», основанный на реальных событиях. Герой книги, хороший семьянин и перспективный работник, стал жертвой бесчеловечной войны, разрушающий все на своем пути. Доблестно защищая Родину, он попал в плен и пережил унижения, побои и даже пытки. Андрей Соколов чудом спасся из плена, но вернулся к пепелищу. Пока он воевал, его семья погибла от осколка снаряда. Даже сын, который тоже отправился на фронт, погиб прямо в День Победы. Пытаясь найти новые силы для жизни с чистого листа, Андрей помог сироте Ванечке обрести дом. Теперь они вместе преодолевали трудности послевоенной разрухи. Но каждую бессонную ночь герой мучился, задавая себе вопрос: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». Его трагедия — это драматичная история всего нашего народа. Рассказ о ней — это назидание всем потомкам, которые не должны допустить повторения тех чудовищных событий. В этом нам помогают уроки прошлого.

Таким образом, каждый человек должен находить в прошлом мудрость для преодоления трудностей и устранения насущных проблем. Мы должны использовать горький опыт предков, чтобы сделать настоящее и будущее лучше. Как говорил Д. С. Лихачев: «Прошлое должно служить современности».

Источник

Оцените статью