- Что такое национальность и чем она отличается от этноса или нации?
- Разбираем, что такое национальное государство, национальность и этнос, и как генетики определяют происхождение человека
- № 1 Что такое этнос?
- № 2 Что такое нация?
- № 3 Что такое национальность?
- № 4 Что такое «сталинская теория нации»?
- № 5 Почему сталинскую теорию оспаривают?
- № 6 Что за тесты ДНК на определение национальности?
- № 7 Почему по ДНК-тесту нельзя судить о национальности?
- № 8 Почему людям важна их национальная идентичность?
- «Важна ли национальность для человека»? 8 класс
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что такое национальность и чем она отличается от этноса или нации?
Разбираем, что такое национальное государство, национальность и этнос, и как генетики определяют происхождение человека
Национальность для современного человека всё ещё остаётся одним из ключевых понятий для идентификации себя как личности. Но далеко не все задумываются о том, что это за понятие и как оно возникло. Является ли этот признак чем-то врождённым и безусловным, или же это социальный конструкт или культурологическое понятие? И чем национальность отличается от нации или этноса?
№ 1 Что такое этнос?
Наиболее чёткая формулировка звучит так: этнос – это группа людей, объединённых общими признаками: культурой (в том числе языком), историей и географией.
При этом в научном мире нет единой позиции о природе этноса. Есть множество теорий, которые порой противоречат друг другу.
Одни учёные считают, что этнос – это некая данность, связанная с биологическими особенностями. Другие, что этнос – социальное явление. Есть также теория, по которой этнос – это конструкт, созданный культурными, интеллектуальными и политическими элитами.
№ 2 Что такое нация?
Согласно европейской научной традиции, в отличие от этноса, нация – это чисто политический конструкт.
Понятие зародилось в начале XVI века в Западной Европе и связано с появившимся позже термином “национальное государство”. До этого времени на западноевропейской территории проживало большое число народностей, которые с зарождением капитализма стали объединяться в государства и образовывать нацию.
Идея национального государства, то есть государства, в основе которого лежит нация и её историческая территория, стала повсеместной из-за глобальной вестернизации к началу ХХ века .
№ 3 Что такое национальность?
Если в постсоветском пространстве зачастую считают, что национальность и этнос – это одно и то же, то на Западе национальность (nationality) означает гражданство.
Но и тут существуют разночтения: в США, например, под национальностью подразумевают и этнос.
Во Франции nationalité – это и гражданство, и национальность одновременно. Мигрант во Франции может получить национальность этой страны, став её гражданином.
№ 4 Что такое «сталинская теория нации»?
В постсоветском пространстве важную роль в формировании понятий «национальность» и «нация» сыграл марксизм, в том числе, «сталинская теория нации».
В сталинском научном труде «Марксизм и национальный вопрос» определение нации было такое: «Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».
Про национальность Сталин писал так: «Национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен».
То есть признаком национальности определён язык, и национальности противопоставлена государственность, то есть гражданство.
№ 5 Почему сталинскую теорию оспаривают?
Сталинская теория нации впоследствии подвергалась критике ряда учёных. К примеру, профессор истории Василий Филиппов в своём очерке «Советская теория этноса» пишет, что с научной точки зрения сталинская теория несостоятельна.
Учёный считает, что Сталин сделал слишком большой упор на труды немецкого марксисткого теоретика Карла Каутского, который, по его мнению, исказил понятие нации, спутав его с этносом.
№ 6 Что за тесты ДНК на определение национальности?
ДНК-тесты на определение национальности довольно популярны. Различные лаборатории предлагают провести такой тест за сумму от 150 долларов. Более корректное их название – генеалогические ДНК-тесты. Обычно обещают, что вы сможете определить своё генеалогическое древо на три-четыре поколения назад.
Как правило, такой анализ проводится по слюне, волосам, ногтям, ушной сере или иным образцам.
№ 7 Почему по ДНК-тесту нельзя судить о национальности?
Генеалогический ДНК-тест позволяет узнать многое о происхождении человека, но не определяют его принадлежность к современному этносу или национальности.
ДНК-тесты позволяют определить лишь генетические варианты человека, которые были унаследованы им от существовавших некогда протопопуляций.
К примеру, считать по результатам ДНК-теста, что человек на 35% англичанин, неверно. Результат означает, что у человека 35% от генетических вариантов некой протопопуляции, генетические варианты которой в большей степени сохранены у современных англичан.
Но эту протопопуляцию нельзя отождествлять с англичанами: это всего лишь одна из нескольких биологических цепочек происхождения англичан.
№ 8 Почему людям важна их национальная идентичность?
Людям свойственно объединяться в так называемые ин-группы: в социологии это группы, с которыми человек может себя идентифицировать. Несколько столетий национальная принадлежность помогала людям создавать общества.
Некоторые учёные считают, что при отсутствии национальной идентичности наступает кризис политических институтов.
Когда слабеет национальная идентичность, укрепляются другие: клановые, семейные, религиозные и так далее. Как следствие, увеличивается коррупция, местные элиты стремятся к автономности.
Поэтому социологи считают, что отсутствие национальной идентичности приводит к ослаблению государственности.
Благодарим за помощь в сборе материала для статьи заведующего лабораторией генетики человека Национального центра биотехнологии, кандидата биологических наук Максата Жабагина.
Источник
«Важна ли национальность для человека»? 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МОУ «СОШ» №7 города Ртищево Саратовской области
Итоговый проект по географии на тему:
« Важна ли национальность для человека»?
учащаяся 9 «А» класса
Егорхин Юрий Владимирович
Введение……………………………………………………………………стр.3-4 1.Теоретическая часть
Общая характеристика понятия «национальность».
Теоретические сведения о правах людей разных национальностей……………………………………………………. стр.5-6
Национальный состав Российской Федерации……………………стр.6-7
Многонациональная Саратовская область………………………..стр. 7-8
1.4День толерантности………………………………………… ……..стр. 9
Важна ли национальность для человека? Данный вопрос стоит того, чтобы задумываться над ним очень часто. Межнациональные войны, подтверждают тот факт, что есть определённые группы людей, которые не имеют понимания, что «все равны», ими движет желание возвышения своей национальности, захват территорий других государств.
В последние года мы часто слышим и употребляем слова «гуманизм», «толерантность», «моральные нормы», но проявляем ли мы эти качества, при общении с человеком другой национальности? В этом вопросе и состоит актуальность темы, выбранной мной.
Проблема: отсутствие толерантности приводит к межнациональным конфликтам.
Гипотеза: если будут происходить частые межнациональные конфликты, это приведет к уменьшению численности представителей некоторых национальностей.
Цель исследования: выяснить, как учащиеся относятся к представителям других национальностей.
1.Изучить литературу, терминологию, связанную с темой.
2.Ознакомить учащихся с кратким содержанием нескольких статей из главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации.
3. Провести социологический опрос «Важна ли для тебя национальность, к которой ты себя относишь и почему?»
4. Составить анкеты «Важна ли национальность для человека?»
5. Провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов.
6.Сделать анализ анкетирования и социологического опроса. Провести обсуждение результатов на классных часах.
7. Принять участие в мероприятиях, направленных на развитие толерантности и сплочение школьного коллектива.
8.Сделать общий вывод.
Общая характеристика понятия «национальность».
Теоретические сведения о правах людей разных национальностей.
Национальность – это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Национальность не определяется местом жительства.
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — культурно-политическое сообщество людей, осознавшее своё единство и претендующее на всю полноту власти на своей обозначенной территории.
Независимо от национальности, у каждого человека, проживающего в Российской Федерации, есть права и обязанности, изложенные в Конституции – основном законе РФ.
1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, религией, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Ч.2 Статья 27. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
1.2. Национальный состав Российской Федерации.
Национальный состав населения России — распределение населения страны по признаку национальной принадлежности. Принадлежность человека к той или иной этнической общности (национальности) определяется по совокупности следующих признаков: этническое самосознание, язык, культура, территория расселения, особенности психологии, традиции и обычаи, образ жизни.
Российская Федерация — многонациональное государство. Национальный состав населения России отличается значительным культурным и языковым разнообразием: на территории страны проживают более 180 народов.
1.3. Многонациональная Саратовская область
К началу 2018-го года на территории Саратовской области проживали 2 462 950 человек. Начиная с 1997-го года, численность населения неуклонно падает. Всего я насчитала около тридцати национальностей, проживающих в этой области. Десять самых многочисленных национальностей:
русские — составляют 85,3 процента;
казахи — составляют 3,01 процента;
татары — 2,1 процента;
украинцы — 1,66 процента;
армяне — 0,95 процента;
азербайджанцы — 0,59 процента;
чуваши — 2,49 процента;
мордва — 0,43 процента;
белорусы — 0,34 процента;
немцы — 0,30 процента.
Остальные национальности малочисленны в сравнении с приведенными выше.
Также следует учесть, что 2,57 процента населения не стали указывать свою национальность.
1.4. День толерантности.
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
Международный день, посвящённый терпимости — ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Ежегодно в моей школе традиционно проводится День толерантности. Этот день, является поистине особенный, мы дарим друг другу искренние комплименты и улыбки. Организаторы такого мероприятия — учителя школы, ответственно подходят к его проведению и воспитывают в нас такие нравственные качества, как совесть, гуманизм и уважение. В конце каждого такого мероприятия мы приходим к выводу, что — все мы разные, но все мы равные!
20 января отмечается «Всемирный день религии» с одной-единственной целью – показать общую основу всех имеющихся на планете вероисповеданий, их мощную силу, которая должна действовать в направлении объединения народов.
В анкетировании принимали участие учащиеся 5 – 11 классов. Результаты представлены ниже в ответах на вопросы и переведены в проценты от общего числа.
«Важна ли национальность для человека?» 1.К какой национальности ты относишься?
Ответы: Русские-64,9 %, двунациональны-10,8 %, цыгане-8,1%,
даргинцы-5,4%, белорусы-5,4 %, азербайджанцы-2,7%, украинцы-2,7 %
2.Какую религию исповедуешь?
Православие-89,2%, Ислам-5,4%, Атеизм-2,7 %, Две религии-2,7 %
3.Соблюдаешь ли ты традиции своего народа?
Да-67,6 %, Соблюдаю частично-18.9%, Нет-13,5 %
4.Ваше национальное блюдо?
По результатам анкетирования получилось, что у большинства опрошенных, национальные блюда — это борщ и блины
5.Как ты относишься к другим национальностям?
Хорошо-83,8 %, Нейтрально-10,8 %, Не очень-5.4 %
6.Как ты думаешь, что в наибольшей степени разделяет людей разных национальностей?
Разные языки, вера, традиции, внешность, недоверие.
7.Как ты считаешь, уважает ли твоё окружение людей других национальностей?
Да-78,4 %, Частично-13,5 %, Нет-8,1 %
8.Ты возвышаешь свою национальность? Или ты за равенство?
9.Как ты относишься к идее проведения мероприятий на национальное сплочение, встреч между представителями разных национальностей с целью знакомства с их традициями, обычаями, культурой, искусством?
Одобряю-83,8%, Против-10,8%, Затрудняюсь ответить-5,4
В дополнение к проведенной мною анкете, я провела социологический опрос среди этих же учащихся и задавала вопросы: «Важна ли для тебя твоя национальность и почему?»
Ответы были у всех без исключения одинаковыми – важна- 100%, а почему – 13,5% уч-ся ответили, что их национальность самая лучшая; 86,5% ответили: потому, что важно знать, к какому народу ты принадлежишь.
На основе результатов общешкольного анкетирования и
социологического опроса среди учащихся
5 – 11 классов и общего наблюдения за взаимоотношениями среди школьников, позволяют мне сделать следующие выводы:
Актуальность национального вопроса и толерантного отношения к людям разных этносов, с каждым годом в современном обществе возрастает.
Мероприятия, проводимые в школе, способствуют укреплению содружества и взаимоотношений между учащимися разных национальностей, знакомству с традициями и обычаями других народов.
3. У большинства учащихся нашей школы, принявших участие в анкетировании в приоритете не национальность, а наличие у каждого таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
Поэтому я считаю, что российское образование должно способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к людям другой этнической принадлежности, где в рамках поликультурного образования особое внимание необходимо уделять межэтническим отношениям.
Национально-культурные общественные объединения укрепляют международные отношения.
Культура каждого народа, формирует общественные отношения, влияет на законотворческий процесс, определяет способность людей работать, жить вместе, сотрудничать, защищать.
Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения является важной еще и потому, что в настоящее время происходит активизация международного терроризма и межнациональных конфликтов.
Воспитание толерантности у современного российского ребенка – это гарантия безопасности российского государства в будущем.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
В начале работы мы предполагали найти ответ на вопрос: важна ли национальность для человека? Я считаю, что нам удалось это сделать. Чтобы разобраться в этом вопросе, я прочла и проанализировала литературу, Конституцию РФ, использовала сайты Росстата, Википедии. Россия всегда была многонациональной страной. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого человека таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Поэтому я решила предложить провести беседы, классные часы, диспуты направленные на формирование толерантного поведения в обществе и, в первую очередь, к людям разных национальностей.
Проведённые нами исследования, позволяют сделать следующие выводы:
Национальный состав МБОУ Владимировская СОШ в большей степени однородный – преобладают русские, но есть учащиеся, имеющие такие
Национальности, как цыгане, даргинцы, белорусы, азербайджанцы, украинцы.
Подавляющее большинство составляют русские – около 64,9%, второе место составляют народы имеющие две национальности -10,8%, третье цыгане -8,1%. Самые редкие национальности в нашей школе: азербайджанцы и украинцы – 2,7%
Все учащиеся знают свою национальность. Некоторые совмещают национальности родителей при написании своей, например одна учащаяся старшего звена указала свою национальность – русская-белоруска.
Многонациональность учащихся не мешает им составлять в целом дружные, сплоченные классные коллективы.
Материалы данного исследования могут быть использованы социальным педагогом и классными руководителями школы, для проведения бесед, классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на сплочение школьного коллектива.
Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях:
— в изучении традиций и обычаев представленных в школе этносов;
— в организации и проведении воспитательных мероприятий в нашем учебном заведении;
— в сборе и расширении информации по данной теме.
Источник