Творчество Куприна
Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой — простой солдат. Герой — не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы.
Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман “Юнкера”.
В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.
Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.
Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии — от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.
О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество. Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.
Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики. Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.
Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.
Писатель и революция
Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.
Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.
Сочувствие простому человеку
Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот — не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).
Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).
Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа — в любви, творчестве, доброте. Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества. ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.
Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.
Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни — его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.
Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.
Литературное мастерство Куприн — превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь — все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.
Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено — ненавязчиво и без ложной умозрительности — именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Творчество Куприна
Начало творческого процесса Александра Ивановича Куприна совпало с годами революции. Особенностью его произведений стала тематика осознания простым человеком правды жизни, а также поиски истины в повседневности. Он очень чутко и зорко видел окружающий мир, а в своем творчестве реализовывал тягу к учению и тематике непримиримой борьбы добра и зла. Как следствие, в его произведениях всегда наличествует динамизм, драма и резкие кульминационные повороты.
Жизнь Куприна весьма схожа на приключенческий роман. Он очень много путешествовал, работал на различных специальностях, например, грузчиком, рабочим на заводе, актером театра, певчего в церковном хоре.
Раннее творчество писателя часто перекликается с темами романов Достоевского. Он часто упоминает о роке, случайных неслучайностях и психологических аспектах человеческих поступков. Избавиться от штампов, происходящих от Достоевского, автору удалось через прямое столкновение с действительностью, знакомство и работу с простыми людьми, понимание их бед.
Вначале он начал создавать очерки. Они особенны своей манерой изложения, которая напоминает неспешные разговоры автора с читателем, с детальным описанием действительности и четкими линиями сюжета.
Все эти первичные творческие поиски реализовались в первое крупное и достойное изучения создание автора – повесть «Молох». В ней четко показано противопоставление двух набирающих обороты явлений: капитализма и безвольного человеческого труда. Он активно протестует против физического и психологического насилия над человеком, сатирически обыгрывает образы новых хозяев жизни, ставя под сомнение позитивные стороны буржуазного прогресса.
Для поиска духовных и моральных идеалов Куприн обращает свое внимание на жизнь нищих, бродяг, детей малоимущих семей, непризнанных гениев из народа. Среди них он ищет примеры для героев книг. На свет появляются рассказы «Детский сад», «Лидочка» и другие, где персонажи не испытывают влияние буржуазного общества.
1898 год ознаменовался написанием повести «Олеся». В ней идет рассказ об интеллигенте, который встречает девушку, выросшую вне цивилизации и общества. Автор поэтизирует жизнь людей, которая не имеет социальных рамок и старается показать преимущества таких личностей, в первую очередь за счет их духовности и моральных качеств.
В 1901 году писатель приезжает в Петербург и входит в круг общения многих других авторов. Он создает рассказ «Ночная смена», где главным героем выступает простой вполне реальный человек, солдат. В творчестве Куприна появляется новый жанр – новелла.
В 1902 году автор создает повесть «Поединок». Он попытался дискредитировать военную касту, показав ее упадок и моральное разложение как ключевого устоя социализма. В основе сюжета рассказывается о судьбе простого честного офицера, разочарованного в армейской службе. Борьба за себя, свою любовь и гибель главного героя стали выражением протеста Куприна против социальной и моральной бесчеловечности.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Творческие принципы автора начали изменяться с момента появления общественных волнений. Он снова интересуется древними легендами, античностью и историческими событиями. В его произведениях появляется симбиоз прозы и поэзии, мифов и реальности. Писатель начинает тяготеть к экзотическим и фантастическим сюжетам, возвращаясь к тематике ранней новеллы.
В 1909 году на свет появляется повесть «Яма», в которых описывается жизнь обитательниц борделя. Произведение состоит из отдельных сцен и портретных описаний с четкой детализацией быта.
В то же время в отдельных рассказах тех годов Куприн пытается отобразить реальные примеры моральных и духовных ценностей в реальной жизни. Мир увидел его «Гранатовый браслет» — рассказ о чистой любви.
1919 год ознаменовался эмиграцией Куприна. Тогда он пишет рассказ «Жанет» о тяжелом, полном трагизма одиночестве человека, покинувшего свою Родину.
Период эмиграции стал для писателя временем ухода в себя. Он создает большое автобиографическое произведение – роман «Юнкер». Куприн не теряет веры в будущее России. В конце своей жизни он все же вернулся на Родину, и его творчество всецело и по праву принадлежит русским людям.
Военная карьера
Писатель родился в семье мелкого чиновника. Мать автора принадлежала татарскому княжескому роду. После смерти мужа женщина бедствовала и в 1876 году была вынуждена оформить сына в сиротское училище для малолетних. В 1888 году Куприн закончил кадетский корпус, а в 1890 году – Александровское военное училище. После он служил в 46-м пехотном Днепровском полку и готовился к созданию военной карьеры. Однако из-за буйного нрава и скандала не смог поступить в Академию Генштаба и в 1894 году в звании поручика подал в отставку.
Стиль жизни писателя
Куприн был очень колоритным человеком. Он был жадным до впечатлений и часто странствовал, пробуя себя в различных профессиях. Такой опыт пригодился ему в дальнейшем в писательстве.
Писатель был очень силен физически и обладал взрывным характером. Он любил экстрим, стремился приобретать новый жизненный опыт. Во время Первой мировой войны он с женой устроил лазарет в собственном доме.
Куприн подходил к жизни с огромным исследовательским интересом, старался добиться получения как можно более полных знаний. Он старался погружаться в разные профессии и жизни людей, которые ими овладевают – инженеров, монахов, шарманщиков, шулеров и многих других.
С огромной охотой автор занимался и журналистикой. Он публиковал репортажи и статьи в разных изданиях. Куприн много странствовал, жил в Москве, Балаклаве, под Рязанью, Гатчине.
Куприн и революция
С началом революции Куприн принимал активное участие в ее продвижении. Однако если поначалу он склонялся к сотрудничеству с большевицкой властью, и даже планировал издавать газету «Земля», то вскоре отказался от своих идей и перешел на сторону Белого сопротивления. После его разгрома писатель эмигрировал в Финляндию, а после во Францию, оставаясь жить в Париже. Здесь же он продолжает продвигать антибольшевицкие идеи и создает многие романы и рассказы.
Пребывая за рубежом, Куприн страшно бедствовал. Он тяжело переносил как оторванность от Родины, так и невостребованность его как автора. В мае 1937 года он решился на возвращение в Россию. В это время он был уже тяжело болен.
Сопереживание простым людям
Практически все творчество писателя пропитано сочувствием обычному человеку, который обречен тянуть жалкую жизнь в бедности и убогости. Сопереживание автора выражалась в отображении общественного «дна» и страдающих высокоморальных героев. Куприн любил изображать чересчур нервных, сентиментальных и рефлексирующих людей. Его персонажи наделяются отзывчивой душой и сопереживают простым трудящим людям. Он первым бросил вызов и обвинения в цинизме и черствости армейской среде.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Однако, в описаниях простого люда Куприн не был похож на большинство писателей. Он не склонялся к возвеличиванию их, не унижал людей описанием забитости и демонстрацией обиды на мир. Обычный человек в его творчестве слаб в социальных гарантиях, но имеет огромную внутреннюю силу и способен себя защитить. Жизнь народа в его произведениях представлялась свободной, немного хаотично-стихийной и очень гармоничной, со своими горестями и радостями.
Куприн хорошо понимал, что идеала не существует, но есть естественность жизни. Поэтому во многих рассказах есть сцены жестокости, агрессивности и инстинктивности темных дел, как, к примеру, в описании знаменитого погрома евреев в произведении «Гамбринус» 1907 года.
Любовь к жизни
Для большинства сочинений Куприна типичным стало отражение романтизированных идеальных событий и людей. Они отображаются в героических сюжетных линиях, стремлении отобразить доброту, любовь, творческое начало человека. Он выбирает главных героев, которые выходят за рамки, ищут истину и возможности, свободу и красоту. Он пытался вернуть любви романтику и человечность, отобранную тогдашней политикой государства. Он четко прописывает быт и окружение, склоняясь к натуралистичности. Куприн оставался потрясающим изобразителем характеров разных слоев общества.
В золотой фонд рассказов о животных вошли его произведения «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) и другие.
Для многих литературных критиков творчество Куприна обладает такими отличительными качествами, как органичность восприятия жизни, радость бытия, реалистичность сюжетов, точность описаний и драматизм повседневности.
Мастерство литератора
Куприн оставался превосходным мастером слова и описания. Его литературные пейзажи, визуальное, слуховое, обонятельное восприятие, воплощенные во фразы, были максимально детализированы и проработаны. Кроме того, портрет, речь, психология – все заслуживало внимания. Даже животный мир имел свою глубину и сложность.
Его произведения всегда очень зрелищны и обращаются к вопросам личности и ее качеств. Он размышляет о человеческих чувствах, ненависти и любви, силе и слабости, и старается воссоздать духовность человечества на сломе эпох.
Источник