Черная кона что это значит

В чем смысл адописных икон?

Прежде чем начать обсуждать адописные иконы, следует предупредить: ни у современных ученых, ни у исследователей 19-20 веков, которые занимались этой проблемой, не имеется ни одного артефакта, который подтверждал бы их реальное существование, так что говорить можно только о легендарных иконах, то есть о которых нам известно только из легенд. Поэтому всё, что будет изложено ниже, в известной мере также может быть отнесено к области предположений.

Как создавались адописные иконы

На первый взгляд, такие иконы ничем не отличались от обычных. Богомаз, как в старину именовали иконописцев, грунтовал доску, затем изображал не ней дьявола или другие адские силы, после чего вновь грунтовал доску поверх первого изображения и писал уже канонический образ. Иногда изображения дьявольские персонажи помещались под окладом или же к изображению святого пририсовывали рога, а затем скрывали их под слоем краски. Считалось, что при молитве перед такой иконой человек обращался не к Господу, а к дьяволу, а молитва его давала противоположный эффект.

Могут возразить, что бесы на иконах вполне канонического толка тоже изображались, особенно в сценах, живописующих Страшный Суд. Однако в этом случае изображение нечистой силы и мук, которые претерпевают в аду грешники, призвано было устрашить верующих, а не спровоцировать поклонение дьяволу.

Читайте также:  Группа здоровья 2 у детей медосмотр что это значит

Немного истории

Впервые об адописной иконе говорится в «Житии» Василия Блаженного, относящемся к 16 веку. Там описан эпизод, когда почитаемый юродивый на глазах потрясенной толпы бросил камнем в считавшуюся чудотворной икону Богородицы, которая находилась на Варварских воротах. Под слоем краски, отбитым камнем, обнаружилось изображение черта. По мнению историка Б.А. Успенского, в этом эпизоде ярко продемонстрировано представление народа о том, что оба изображения – и явное, и скрытое, неразрывно связаны и что скрытое, нижнее, влияет на явное, верхнее.

Сам термин «адописные (адописанные) иконы» употребляли в основном старообрядцы. Во второй половине 19 века в газетах и литературных произведениях появились публикации об адописных иконах, однако речь в них идет только о довольно поздних иконах, письмо на которых выглядит дешево и неискусно. Их упоминает в повести «Запечатленный ангел» и писатель Н.С. Лесков, уделявший большое внимание духовно-христианской жизни России и живо интересовавшийся иконописью. Однако никаких артефактов, то есть материальных свидетельств их так и не было найдено, а наличие нижнего загрунтованного слоя на некоторых иконах могло объясняться тем, что «богомаз» просто испортил изображение, и ему пришлось грунтовать его и рисовать все заново. Во всяком случае, нет никаких свидетельств, чтобы при реставрации старинных икон под верхним слоем обнаруживалось какое-либо богопротивное изображение.

Черные иконы в наше время

В наше время появились так называемые черные иконы, однако называть их адописными не совсем корректно. На адописных иконах (если только они действительно существовали) изображение дьявола и сатанинских сил было скрыто, на черных же иконах оно открыто демонстрируется, причем по явно прослеживаемому принципу: берется изображение какого-либо святого, например, Николая Чудотворца, как на фото 1, и его светлый лик искажается в злобную темную гримасу, пририсовываются рога и т.п.

Читайте также:  Что значит умения саморегуляции

Или, например, берется Лик Спасителя, которому придаются инфернальные, дьявольские черты, совершенно искажающие саму христианскую идею милосердия и спасения души.

Многие верующие (да и неверующие тоже) задают вопрос: что это такое черные иконы? Черные иконы считаются неотъемлемой принадлежностью черной магии и часто вызывающе пародируют распространенные христианские сюжеты, такие как Богородица с Младенцем Иисусом или Троица, причем всякого рода черные маги, колдуны и т.п. даже не стесняются выкладывать их в Интернете.

Хотя некоторые считают, что адописные и черные иконы – это одно и то же, думается, различие очевидно, тем более что никому еще не довелось держать в руках адописную икону. Что же касается черных икон, то даже неверующий человек понимает, что это грязь и мерзость.

Источник

Черные Иконы

По поверьям, чёрные иконы являются неотъемлемым фетишем «православных» колдунов и ведьм. Под словом «православные» подразумевается то, что данные колдуны и ведьмы хоть и могут противиться и всячески идти вперекор христианству, но всё же используют все основные догматы, пусть и искажённые. В отдалённых районах и по сей день можно встретить ведьму, дома у которой на иконном месте красуются чёрные иконы. И перед любым действием, не обязательно колдовским, ведьма обращается к этим иконам и молится по-чёрному. По сути, этот обряд ни чем не отличается от православной молитвы, разве что используются другие слова и немного другие пасы.

Написание адописных икон на Руси было разновидностью чёрной магии. Этнографические описания сообщают: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». В результате этого, молящийся перед такой иконой обращается не к Богу, а к сатане, и молитва приобретает обратный эффект.

Суть такой иконы в содержащейся в ней тёмной бесовской силе накапливаемой посредством использования ее в колдовстве и чтения над ней определенных псалмов из Чёрного Псалтыря.

Некоторые современники утверждают, что на самом деле чёрных икон не существует, и все, что можно сейчас найти в таком плане – это не более чем подделка.

На самом же деле чёрные иконы так же реальны и стары, как и православные иконы.

Дело в том, что изначально, иконы не носили столь значимого характера, как сейчас.

На иконах изображались великие люди, как символика того или иного свершения в истории. Подобно тому, сейчас у чиновников в кабинете можно увидать портрет президента РФ, Дмитрия Медведева. Кто знает, возможно, через пару тысяч лет и этому образу будут поклоняться и молиться. Так и в те далёкие времена иконы носили точно такой же смысл в быту людей.

Такой же способ выражения почестей и уважения своим героям был практически у всех народов, да и остаётся.

На иконах изображались народные герои, правители, цари и тираны. Позже, большинство таких икон было уничтожено, а оставшиеся были провозглашены святыми образами. Так как изображённые на них личности были возведены в ранг святых.

Но логично, что не все неугодные церкви иконы были уничтожены. Те, которые остались, в последствии получили ранг чёрных икон.

На чёрных иконах были изображены все те, кто не попадал под ранг святых, а со временем и вообще стал отрицательным героем в христианском мире.

Например, аналогом иконы, на которой Божья матерь на руках держит младенца Христа, есть икона Матери с младенцем Иродом.

У некоторых, данная икона является наиважнейшей, так как по определённым понятиям она является полным противоречием. Если на христианской иконе изображён младенец Христос (сын Божий), то на иконе иродиан изображён младенец Ирод (антихрист).

Хотя не понятен один момент, почему именно Ирод был возведён в ранг антихриста.

Конечно, данный библейский персонаж много чего натворил, но если посмотреть на царя Ирода, как на историческую фигуру, не более, чем в наши дни творят многие политики.

Ирод прославился тем, что беспощадно преследовал евреев – патриотов, и водил дружбу с римлянами. Но до антихриста, которым многие источники нарекли императора Нейрона, Ироду очень далеко.

Кроме данной иконы есть так же икона уже взрослого Ирода, который стоит над людьми и правит народом повелительным жестом. Так же ещё сохранились иконы, на которых изображены нечистые. Такие иконы носят название – адописные иконы или иконы дьявольской руки. На этих иконах могут быть изображены представители христианской нечисти в одеждах и позах угодников, но при этом гримасничая. Или же на такой иконе может быть изображён сам угодник, за спиной которого, нечисть издевается над ним и всячески принижает. Но наиболее распространённые адописные иконы – это иконы, на которых изображался нечистый, а потом по верх первого лика изображался святой. Такие иконы могли запросто оказаться в церкви, и прихожанин даже не подозревал, что молится на нечисть, а не на святого. Такие молитвы должны были иметь обратный эффект.

Если в те далёкие времена все иконы выходили из-под кисти иконописца, который по своей сути отличался от людей тем, что умел передавать образ человека в рисунке. То сейчас работы далеко не каждого художника могут иметь право называться иконами, пусть даже внешне они будут соответствовать всем параметрам. Чёрные же иконы могут создавать только чёрные иконописцы, рисуясь с нуля, или по верх существующей христианской иконы, изменяя образ. Второй способ считается наиболее эффективным, так как происходит осквернение, вследствие чего чёрная икона должна обладать тёмными силами, противоположными чудодейственным силам икон святых.

Иногда церковью так же, ошибочно, относятся к чёрным иконам иконы других народов, например, некоторые образы мексиканцев, которые по своей сути отображают тот же лик, но изображён он по другому в силу отступления мифологии в данном регионе.

Есть так же мнение, что если рука иконописца дрогнет и образ на иконе в конечном счёте выйдет исковерканный, икона автоматически становится чёрной и её необходимо сжечь.

Такие противоборства религии и «анти» религии были всегда. Правда, не у всех народов они выражались так ярко. Например, в Египте, Риме, Греции, Африке и т.д. в религиозных линиях чётко просматривается двусторонность. Если есть добрый Бог, значит обязательно должен быть и злой демон. В противном случае, в сравнении с чем можно будет познать всю доброту. Эта двоякость уравновешивала и не давала выходить за определённые рамки. Заставляла людей бояться и держать себя в руках. Ведь если не будет злых сил, не нужны будут и добрые, а если не познать греха, как понять, что согрешил.

В чём же смысл икон.

Ну, во-первых, это поклонение тому или иному святому, так сказать прямая – междугородняя связь с Богом, или Сатаной – если речь идёт о чёрной иконе. Но подобное поклонение уже само по себе противоречит христианской религии. Храмы не создавались, и объекты поклонения кроме Господа считались ересью.

Для особо верующих, икона – это источник чудодейственной силы и защиты.

Ну, а для церкви – это неплохой источник дохода. Достаточно каждому прихожанину поставить по одной свечки перед двумя – тремя святыми и дневная выручка в церковной лавке получается весьма неплохой. А если учесть тот факт, что расплавленный воск собирается и из него вновь выливаются свечи, то затраты на этом бизнесе весьма минимальны.

И так, иконы, какие бы они не были, чёрные или белые это, прежде всего произведение искусства и исторический артефакт – если речь идёт о старинных иконах. А уже потом это религиозный фетиш. И насколько бы не были иконы ценными в духовном отношении, в конечном итоге их цена определяется в денежном эквиваленте.

Автор: Sator

Маг Сатор (sator) Черный Маг, Некромант, мистик, медиум, эзотерик. Исследователь магии и сверхъестественных явлений. Занимаюсь и изучаю магию более 20 лет. Являюсь автором магических трудов и трактатов — «40 уроков магии», «Энциклопедия демонов», «Черная Магия — от теории до практики», «Deus Inferos». Являюсь автором статей о магии и экспертом на сайте inferos.ru Посмотреть все записи автора Sator

Черный Маг Василий Сатор

Связаться со мной

satoris@inferos.ru

vk.com/inferos_ru

  • Связь через viber только для клиентов:

viber +79630450855

Источник

«Самая опасная икона»: какие богомазы писали святые образа с замаскированным дьяволом

Христианская икона. Что о ней известно нашему современнику? Вероятно, он представляет ее как безусловный и закрепленный церковью стандарт изображения ликов Христа, Богородицы или святых. Священный для христианства образ воспринимается им как незыблемый, веками неизменный и лишенный противоречий канон. Однако, догадывается ли он, какой сложный, полный исканий и споров путь прошло искусство иконописи? И слышал ли он о некоторых страницах из истории иконописания, которые могут немало удивить его или даже повергнуть в шок? Одним из таких феноменов в истории православного христианства являются так называемые «адописные иконы».

История и значение

Адописные иконы считаются легендарными. О них ходят многочисленные легенды, часто встречаются упоминания в разных исторических документах, но реальные примеры таких икон до наших дней не сохранились. Впервые термин «адописные иконы» встречается в памятнике XVI века, житие Василия Блаженного.

Адописные иконы считались особенно опасными для верующего, поскольку оба изображения были неразрывно связаны друг с другом. Христианин, вознося молитву святому или Иисусу, изображенному на адописной иконе, одновременно молился и дьяволу.

Для простых людей это было настоящим испытанием веры, но одновременно являлось своеобразной притягательной игрой в распознание «дьявольских прелестей». Адописные иконы были особой разновидностью черной магии.

Первая «бесовская» икона

Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.

Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.

В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.

Устрашающий лик

«Адописные иконы» — даже на фоне всех исторических нюансов и сложностей развития христианской культуры сведения об этом феномене выделяются своеобразием. Первое известное нам упоминание о них относится к мрачному для Руси XVI веку и почерпнуто из жития юродивого Василия Блаженного. На Варварских воротах в Китай-городе висела икона Пресвятой Богородицы. Икона считалась чудотворной и к ней стекалось много паломников. Проходя мимо неё, Василий Блаженный схватил камень и разбил почитаемый образ. На юродивого тут же накинулась толпа. В свою защиту он стал просить поскрести красочный слой иконы. Каково же было изумление людей, когда под слоем краски проступил… лик дьявола.

Житие Василия Блаженного написано в своеобразном стиле, оно не очень информативно и изобилует общими местами. Так и история об «адописной иконе» напоминает скорее фольклорный сюжет. Другие народные упоминания о таких иконах имеют схожую фабулу: под святым образом находили скрытый слой, на котором был изображен дьявол или бес. Порой изображение дополнялось надписью вроде: «Поклонись мне семь лет – мой будешь». Также известны рассказы, где дьявола заменяли люди с песьей головой или иноверцы. Богобоязненный христианин искренне верил, что молясь перед подобной иконой, не зная о ее страшной тайне, он теряет надежду на спасение, накликивает на себя беду и попадает под власть темных сил. По народным поверьям, автором «адописных икон» был сам дьявол, подчинивший или извративший мастера.

Удивителен тот факт, что до второй половины XIX века упоминания о «черных, окаянных иконах» встречаются довольно редко. Именно во время пара и машин наблюдается самое широкое распространение молвы об этом феномене. В ряде российских губерний даже наблюдались массовые волнения среди местных жителей, выискивающих подтверждения адописи – о них писалось в таких газетах, как «Московские ведомости» и «Киевлянин». Слухи разносились среди народа благодаря рассказам очевидцев. В это же время к этой теме впервые обращаются ученые (например, этнограф – фольклорист Н.А. Иваницкий) и писатели-публицисты (Н.С. Лесков).

Однако ажиотаж вокруг «адописных икон» был недолгим. В научной сфере уже в XX веке лингвистом-фольклористом Н.И. Толстым в статье «Из заметок по славянской демонологии. Каков облик дьявольский?» были высказаны серьезные сомнения в их существовании. К таким выводам его привело полное отсутствие материальных доказательств: к слову, они не найдены до сих пор! Потому его точку зрения разделяют и современные искусствоведы, фольклористы и религиоведы. Остается лишь сожалеть, что ни одна из историй об «адописных иконах» не запала в мысли, скажем, Н.В. Гоголя. Какая проза могла бы случиться! Однако, дыма без огня не бывает, особенно если сам «дым» народная молва приписывала не кому-нибудь, а самому дьяволу. В чем же истоки этих поверий?

Как создавались адописные иконы

В Средние века на Руси были распространены так называемые «адописные иконы». Свое название они получили за то, что имели 2 слоя. На первом, внешнем, изображались традиционные для икон сюжеты и образы: Иисус Христос, святые угодники и пр. На втором слое, скрытом под первым, были нарисованы картины ада, чертей, дьявола.

На первый взгляд, такие иконы ничем не отличались от обычных. Богомаз, как в старину именовали иконописцев, грунтовал доску, затем изображал не ней дьявола или другие адские силы, после чего вновь грунтовал доску поверх первого изображения и писал уже канонический образ. Иногда изображения дьявольские персонажи помещались под окладом или же к изображению святого пририсовывали рога, а затем скрывали их под слоем краски.

Считалось, что при молитве перед такой иконой человек обращался не к Господу, а к дьяволу, а молитва его давала противоположный эффект.

Могут возразить, что бесы на иконах вполне канонического толка тоже изображались, особенно в сценах, живописующих Страшный Суд. Однако в этом случае изображение нечистой силы и мук, которые претерпевают в аду грешники, призвано было устрашить верующих, а не спровоцировать поклонение дьяволу.

Зачем делали адописные иконы

Термин «адописные иконы» был распространен в среде староверов, которые не принимали церковную реформу и не хотели подчиняться принятым в XVII веке новым греческим образцам богослужения. Именно старообрядцы могли писать и распространять адописные иконы, чтобы подорвать веру принявших реформу христиан.

Другой версией возникновения этого феномена является противоборство ереси жидовстующих официальной церкви. Жидовствующие не принимали поклонения иконам. По их мнению, последние были настоящими идолами, а преклонение перед ними – идолопоклонничеством. Это противоречило заповеди «Не сотвори себе кумира». Чтобы искоренить веру в святые иконы, еретики и распространяли сокрытые адописные изображения.

По третьей версии, возникновение таких икон объяснялось простым мошенничеством торговцев-коробейников (офеней). Один иконоторговец продавал покупателю обычную с виду икону и уходил. Тогда другой коробейник подходил к обманутому и «открывал ему глаза», показывая скрытый слой с дьявольскими рисунками. Такой случай описал Николай Лесков в повести «Запечатленный ангел». В 1873 году писатель также опубликовал небольшое исследование феномена адописных икон.

Не так страшен черт…

Одно из самых распространенных объяснений отсылает нас к уже упомянутому противостоянию официальной церкви и староверов. Так, например, иконы, созданные после «никоновских» преобразований, не принимались староверами: по их мнению, новые образа испытали на себе сильное влияние западноевропейской традиции. Существуют гипотезы, что старообрядцы могли подделывать и распространять «опасные образы»: чтобы, с одной стороны, подорвать авторитет видоизмененной Православной Церкви, с другой, еще раз подчеркнуть, что отвергая старые традиции, она служит не богу, а дьяволу. Естественно, вряд ли такие акты были бы массовыми – зато могли сформировать хорошую базу для распространения слухов и кривотолков. Нет никаких оснований отрицать, что подобная схема могла проводиться и церковью против староверов.

Лесковым дается другая, более частная интерпретация феномена «адописных икон». В своей статье для журнала «Русский мир» он приводит пример мошенничества странствующих торговцев: покупателю продавалась испорченная икона, после чего подельник обманщика указывал на ее бесовскую суть. Напугав впечатлительного обладателя такого страшного предмета, он предлагал замену на настоящую икону за дополнительную плату. Подобный случай Н.С. Лесков описывает и в своем рождественском рассказе «Запечатленный ангел». Однако подобный пример скорее показывает, как суеверия и сказания об «адописных иконах» могли эксплуатироваться мошенниками.

Вполне вероятно, что одним из источников веры в существование таких предметов могли быть и просто редкосюжетные, необычные иконы. Богобоязненный крестьянин, созерцая образ Святого Христофора с песьей головой, неканоническую (а для кого-то и кощунственную) попытку изобразить Троицу не в виде трех ангелов, мог испытать страх вовсе не перед божественным. Как тут не вспомнить схожий пример о католическом рогатом Моисее с выскобленным ликом? Нельзя однозначно отвергать и то, что в глубоко верующем православном русском мире не находилось места и отдельным богохульникам и вероотступникам, способным на злую шутку.

По всей видимости, корни веры в существование «адописных икон» произрастают из разных источников, и основания для нее надо искать глубже, чем в конкретных материальных примерах и однозначных исторических доказательствах. В любом случае, этот феномен прекрасно показывает: даже в столь догматичной и незыблемой теме, как история иконописи, есть еще немало любопытных и неизученных тайн.

Вопрос существования

Искусствоведы высказывают сомнения по поводу существования таких икон. Множество святых образов подвергалось реставрации. Во время восстановления предыдущий слой не удалялся, а замазывался. При такой технологии обязательно бы сохранились следы «бесовских» образов.

В XIX веке появилось несколько публикаций об адописных иконах. Однако, авторы называют «адописными» просто плохо, неумело нарисованные изображения святых. В начале XX исследователи все чаще заявляют о том, что адописных икон на самом деле не существовало вообще. Рассказы о них были своеобразными «страшилками» для суеверного и наивного народа. Об этом же писал русский славист Никита Толстой. Современные исследователи придерживаются того же мнения.

Предлагаем вам посмотреть краткое видео о том, почему же православные чтят святые иконы и мощи:

Черные иконы в наше время

В наше время появились так называемые черные иконы, однако называть их адописными не совсем корректно. На адописных иконах (если только они действительно существовали) изображение дьявола и сатанинских сил было скрыто, на черных же иконах оно открыто демонстрируется, причем по явно прослеживаемому принципу: берется изображение какого-либо святого, например, Николая Чудотворца, и его светлый лик искажается в злобную темную гримасу, пририсовываются рога и т.п.

Или, например, берется Лик Спасителя, которому придаются инфернальные, дьявольские черты, совершенно искажающие саму христианскую идею милосердия и спасения души.

Многие верующие (да и неверующие тоже) задают вопрос: что это такое черные иконы? Черные иконы считаются неотъемлемой принадлежностью черной магии и часто вызывающе пародируют распространенные христианские сюжеты, такие как Богородица с Младенцем Иисусом или Троица, причем всякого рода черные маги, колдуны и т.п. даже не стесняются выкладывать их в Интернете.

Хотя некоторые считают, что адописные и черные иконы – это одно и то же, думается, различие очевидно, тем более что никому еще не довелось держать в руках адописную икону. Что же касается черных икон, то даже неверующий человек понимает, что это грязь и мерзость.

Не нужно искать сатану там, где его нет

Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».

Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.

Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.

О контекстах жеста в православной иконографии

Такой жест для священных изображений не является редкостью.


Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века

А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).


Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века

Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».

Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.

Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».


Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век

Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»

Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?

Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»). Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?

Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.

Без лишней паники

Во время прочтения статьи может возникнуть вопрос: а может ли сегодня в каком-то храме находиться замаскированная адописная икона, которую верующие почитают за чудотворную?

Вспомним еще раз историю с Василием Блаженным, через которого Господь раскрыл смысл злочестивого образа. Неужели бы в наше время, если бы возникла необходимость, Бог не открыл правду через какого-то праведного человека?

Более того, исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь баснями, не подкрепленными реальными примерами.

Источник

Оцените статью