Значение слова « Челядь »
В словаре Даля
и пр. см. человек.
В словаре Ожегова
ЧЕЛЯДЬ, -и, ж., собцр. 1. При крепостном праве: дворовые слуги помещика. 2. перен. Чьи-н. прислужники, приспешники (презр.).
В словаре Ефремовой
Ударение: че́лядь ж.
- Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права).
- Любые слуги.
- перен. Те, кто прислуживают кому-л ., угодничают перед кем-л . (обычно с оттенком пренебрежительности).
В словаре Фасмера Макса
че́лядь
ж., род. п. -и, челяди́нец, укр. че́лядь, челяди́н «слуга», челяди́на «служанка, девушка», блр. челядзíн «слуга», др.-русск. челядь, челядинъ, ст.-слав. челѩдь θεραπεία (Мар.), болг. че́ляд ж. «семья», сербохорв. че̏ља̑д ж. «челядь, домочадцы, люди», чеш. čеlеd ж. «семья, челядь», совр. «прислуга», слвц. čеl᾽аd᾽ ж. «челядь», польск. czeladź «челядь, слуги», в.-луж. čeledź, н.-луж. сеlаź «челядь».
Праслав. *čеl᾽аdь родственно др.-инд. kúlam «стадо, рой, род», ирл. cland, сlаn «потомство, род, клан», лит. kiltìs «род», греч. τέλος «толпа»; см. Фик I, 26; ВВ 8, 331; 16, 282; Мейе, Ét. 323; ВSL 27, 55; МSL 8, 237; 14, 375; Бецценбергер, ВВ 16, 245; Бернекер I, 141 и сл.; Сольмсен, Beitr. 18; М.–Э. I, 368; Э. – Х. I, 263; Петерссон, Filol. Fören. Lund 4, 120 и сл. Далее пытаются установить родство с коле́но, лит. kẽlys «колено», лтш. сеlis – то же. (Невероятно Махек (ZfS, I, 1956, стр. 39 и сл.). – Т.) чем. Из др.-русск., ст.-слав. чимь, тв. п. ед. ч. от чьто, под влиянием цѣмь, тв. п. ед. ч. от къто. Впервые др.-русск. чѣм в Дух. грам. Дмитр. Донск. (ум. в 1389 г.); см. Соболевский, Лекции 187 и сл.; Дурново, Очерк 293. Праслав. тв. п. *čimь заменил более древнее *či под воздействием окончания тв. падежа -mь других типов склонения; *či соответствует лат. quī «чем», англос., др.-исл. hví «как, для чего, почему»; см. И. Шмидт, KZ 27, 288, 291; 32, 403; Pluralb. 43.
В словаре Д.Н. Ушакова
ЧЕ́ЛЯДЬ, челяди, мн. нет, собир. , ·жен.
1. До отмены крепостного права — дворовые слуги (·ист. ). «Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью.» Гоголь. «Свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою.» Некрасов. «Много разной челяди и приживальщиков ютилось под его кровлей.» А.Тургенев.
2. перен. Прислужники (·презр. ). «. Часть народного дохода, шедшая до сих пор для кормления эксплоататорских классов и их челяди, должна остаться отныне в самом производстве. » Сталин.
В словаре Энциклопедии
. 1) в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России…2) В 18-19 вв. дворовые люди помещиков.
Источник
Челядь — этимология
Тенью (ивр. ЦЕЛ защита) руки (ивр. ЙАД рука)
Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою
изостренною; в колчане Своем хранил Меня
Исаия 49:2
Общественные и семейные отношения в Древней Руси — историческая проблема окончательно не выясненная до настоящего времени. По отношению к «челяди» у историков существует два мнения: одни считают, что челядь – это рабы, другие, понимают под этим термином людей с неполной зависимостью, а также слуг и домочадцев.
Известно, что в древнем мире семьи были большими, наряду с полными индивидуальными семьями в большую семью входили: одинокие родственники и дети, потерявшие родителей, прижившиеся военнопленные и специалисты-ремесленники (не рабы), пришельцы, патриархальные рабы, слуги и пр.
* Екклесиаст 2:7: «приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы (ивр. БЕН сын, потомок) были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме».
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: челядь. Встречается также вариант написания: чадь. Значение: истор. дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права); собир. любые слуги. Этимологии нет, статья не оформлена.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)
Челядь ж., род. п. -и, челядинец, укр. челядь, челядин «слуга», челядина «служанка, девушка», блр. челядзiн «слуга», др.-русск. челядь, челядинъ, ст.-слав. челядь греч. therapia (Мар.), болг. челяд ж. «семья», сербохорв. чeлaд ж. «челядь, домочадцы, люди», чеш. cеlеd ж. «семья, челядь», совр. «прислуга», слвц. cеlаd ж. «челядь», польск. czeladz «челядь, слуги», в.-луж. celedz, н.-луж. сеlаz «челядь».
Праслав. *cеlаdь родственно др.-инд. kulam «стадо, рой, род», ирл. cland, сlаn «потомство, род, клан», лит. kilti;s «род», греч. telos «толпа»; … (перечень авторов).
Далее пытаются установить родство с колено, лит. kelys «колено», лтш. сеlis — то же. Невероятно Махек (ZfS, I, 1956, стр. 39 и сл.). — Т. чем. Из др.-русск., ст.-слав. чимь, тв. п. ед. ч. от чьто, под влиянием цемь, тв. п. ед. ч. от къто. Впервые др.-русск. чем в Дух. грам. Дмитр. Донск. (ум. в 1389 г.); см. Соболевский, Лекции 187 и сл.; Дурново, Очерк 293. Праслав. тв. п. *cimь заменил более древнее *ci под воздействием окончания тв. падежа -mь других типов склонения; *ci соответствует лат. qui «чем», англос., др.-исл. hvi «как, для чего, почему»; …
2) Применение термина в русском языке
а) Повесть временных лет (XII в.), под 911 г.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
«О том, аще украденъ будеть челядинъ рускый, или ускочить, или по нужи проданъ будет, и жаловати начнуть русь, да покажеться таковое о челядине, да имуть и; въ Русь».
б) Национальный корпус русского языка
* Никоновская летопись (1176–1362 гг.) (1526-1530): «Новогородци же пришедъше въ Новъгородъ, и сотвориша вече по своему ихъ обычаю изстаринному на посадника на Дмитреа и на братію его, … а братьи его дворы разграбиша, и именіе и богатство ихъ поимаша, и села ихъ, и люди и челядъ ихъ изпродаша, и потаеныа сокровища ихъ изыскаша, и поимаша безъ числа кождо себе, …».
* Из Степенной книги царского родословия. Житие святой блаженной и равноапостольной. княгини Ольги… (1560-1563): «И в Киеве Святославъ рече матери своей и боляром своим: «Не угодно ми есть жити в Киеве, но хощу жити в Переславцы, иже на Дунаи, яко той есть среди земли моея, и ту вся благая мне сходятся: от греков;злато, и паволоки, и вино, и овощие различнии; от чахов же и угров;сребро и кони; а из Руси;белки, и мед, и воск, и челяд»».
3) ЕЭБЕ/Семья/Род и родовой быт (по Библии)
* Семья. В древности у евреев было два рода семьи: «большая» и «малая», или индивидуальная. Так, Яков со всеми своими сыновьями и внуками (70 душ) составлял большую С. (Быт. 46, 31), между тем каждый из его сыновей со своими женами и детьми составлял, в свою очередь, индивидуальную семью (Исх. 1, 1). «Большая семья» является подразделением рода (см. Род и родовой быт) и представляла родственный союз индивидуальных семей. Состав «больших» семей подвергался еще в большей степени изменениям, чем род; случай, когда две таких семьи слились в одну вследствие малочисленности членов, упоминается в I Хрон., 23, 10, 11. К семье присоединялись рабы и члены других семей и родов. …
Старшина, по-видимому, был представитель самой могущественной индивидуальной семьи, входившей в состав «большой» семьи, и наследовал свою должность по праву первородства. …
Во главе семьи стоял отец (Иош. 7, 14), который имел большую власть над детьми, мог продать свою дочь в рабство, подвергнуть смертной казни провинившуюся невестку (Быт. 38, 24). Вообще все права членов семьи определялись по отношению к отцу как к главе семьи: родство, принадлежность к данному племени, право наследства — все это направлялось по отцовской линии.
* Род. Род (клан), является самой крупной (после колена) общественной единицей в древнем Израиле. Род мог состоять из нескольких сотен членов (Суд. 18, 11) и из нескольких тысяч (Чис. 26); … Организация рода покоилась на кровном родстве членов (Числ. 27, 11). Но члены рода связаны между собою не только узами родства, но и общностью интересов. …
Общими делами рода управлял совет «глав семейств» (старейшины), которые, в свою очередь, были в зависимости от вождей племен (Чис., 36, 1). Представители рода имели власть над жизнью и имуществом сородичей, но впоследствии центральная власть царя могла вторгаться во внутренние дела рода и мешать выполнению приговора родовых начальников (II Сам. 14, 7, 8). Рода, в свою очередь, распадался на семейства. Организация рода сохранилась до очень позднего времени.
4) Обобщение и вывод
а) Комментарии и историко-религиозная обстановка
Этимологи не объясняют термин в связи с его графикой и фонетикой, Макс Фасмер считает термин «праславянским» и ищет родство с «др.-инд. k;lam «стадо, рой, род», ирл. cland, сlаn «потомство, род, клан»». Исследователи игнорируют идеологию (религию), организация племенного славянского общества в IX-XI вв. претерпела коренные изменения, на базе иудеохристианства образовались новые этнические сообщества.
Надплеменное формирование на Днепре – Русь, появляется по утверждению летописца в период 882 (захват Олегом Киева) по 904/11 (поход на Константинополь, точной даты нет), христианство принято в 988 г. Древняя русская письменность ориентируется на сюжеты Ветхого Завета, Соломон строит Иерусалимский Храм, а князь Владимир – Десятинную церковь (996). Развитие Руси шло по библейской модели, соответственно: традиции, обычаи, образ жизни, система экономики и лексикон евреев — стали образом жизни и языком русского народа (и не только русского).
б) Образ зависимого человека в древнерусской лексике
Согласно древним письменным источникам «челядь» — это категория зависимого в разной степени населения (по договору, долговой раб, смерд, холоп). Правда Русская (XI в.): «11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трех дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему своего челядина, а 3 гривны за обиду». Владелец (князь, боярин) в рамках Моисеева законодательства мог распоряжаться «челядью», в том числе согласно Правде … продавать и покупать «челядь».
Зависимость — власть одного человека над другим; термин «зависимость» (этимологии нет) зафиксирован в работе русского философа Я.П. Козельского «Философические предложения…», 1768 г. В древнерусском лексиконе термин найти не удалось, понятие «зависимости» формулировалось в виде речевого оборота (словосочетание) — «быть под рукой» = зависеть от кого-то, быть во власти кого-то.
* Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1977, вып. 22, см. ст. Рука
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf
«Под законными руками бытии», Ефр. Корм. XII в.
«От государевы высокие руки (покровительство) тех диких людей отгонили», Н.Головину, 1638.
«Се раба твоя в руку твою, твори еи, яко же ти есть годно». Библ. Геннадия, 1499, 1097 г.
«В руке Божьей бытии» — быть под защитой Бога.
«И держать их буду… под своею рукой», 1587 г. и т.д.
Итак, мы выделили словосочетание, образное выражение (образ — под рукой), которое применяли в древнерусской лексике для общего обозначения зависимого человека.
Целесообразно рассмотреть связь термина «челядь» (образ – под рукой, защитой) с библейскими образами (под рукой, защитой) и терминологией (рука). Религиозные и общественные отношения на Руси формировались на Программе иудеохристианства, обучением и воспитанием населения (проповедь, молитва) занималась Церковь.
5) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни составного слова – ЧЕЛЯДЬ = ЧЕЛ+ЯДЬ. У нас моментально появляются, соответствующие ОБРАЗУ (под рукой, защитой) корни иврита; ЦЕЛ кров, защита + ЙАД рука.
* Русск. ЧЕЛ = ивр. ЦЕЛ кров, защита.
См. стронг ивр. 6738, ЦЕЛ
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_404.htm
* Русск. ЯДЬ = ивр. ЙАД рука.
См. стронг ивр. 3027, ЙАД
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь…, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_174.htm
Русск. ЧЕЛЯДЬ (слуги, рабы) = ЧЕЛ + ЯДЬ = ивр. ЦЕЛ + ЙАД = ивр. ЦЕЛ кров, защита + ЙАД рука; т.е. находящийся под кровом властителя.
Составной древнерусский термин ЧЕЛ+ЯДЬ показывает, что члены семьи, рода находились «под кровом», защитой (под рукой) бояр или князя. Очевидно, что жизнедеятельность человека без покровительства знатного лица (владельца земли) в то время была невозможна.
Пояснение. Википедия/ Чоканье. Цоканье (Ч-Ц)
* Чоканье — не различение звуков на месте аффрикат [ц] и [ч’] русского литературного языка, совпадение их в одном звуке, в мягком [ч’] или в твёрдом [ч].
* Цоканье — не различение аффрикат /ц/ и /ч’/, совпадение их в звуках [ц] и [ц’].
б) Библейский образ
* Судей 9:15: «Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью (ЦЕЛ защита) моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские».
* Екклесиаст 7:12: «потому что под сенью (ЦЕЛ) ее то же, что под сенью (ЦЕЛ) серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею».
* 1-я Царств 25:8: «спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука (ЙАД) твоя».
Таким образом, сравнив древнерусские и библейские тексты, мы обнаруживаем тождественность образов и слов-понятий. Древнерусский термин ЧЕЛ+ЯДЬ составное слово из двух корней иврита – ЦЕЛ (кров, защита) + ЙАД (рука), передано на русский язык методом транслитерация (передача другим алфавитом).
* Примечание (у кого есть время)
См. ст. Игоря Фроянова. Рабство и данничество у восточных славян
Источник:
30.11.2016 г.
Источник
ЧЕЛЯДЬ
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое «ЧЕЛЯДЬ» в других словарях:
Челядь — название зависимого населения в Киевской Руси. В VI IX веках челядь рабы пленники. В IX X веках они стали объектом купли продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI… … Википедия
ЧЕЛЯДЬ — ЧЕЛЯДЬ, 1) в Древней Руси (? 12 вв.) рабы; позже широкий круг зависимых людей. 2) В 18 19 вв. одно из названий дворовых людей помещиков. Источник: Энциклопедия Отечество наименование зависимого населения в России. В Древней Руси VI IX вв.… … Русская история
ЧЕЛЯДЬ — ЧЕЛЯДЬ, челяди, мн. нет, собир., жен. 1. До отмены крепостного права дворовые слуги (ист.). «Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью.» Гоголь. «Свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою … Толковый словарь Ушакова
челядь — см. слуги Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. челядь сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов
ЧЕЛЯДЬ — 1) в Др. Руси (9 12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально зависимых людей России2)] В 18 19 вв. дворовые люди помещиков … Большой Энциклопедический словарь
ЧЕЛЯДЬ — ЧЕЛЯДЬ, и, жен., собир. 1. При крепостном праве: дворовые слуги помещика. 2. перен. Чьин. прислужники, приспешники (презр.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЧЕЛЯДЬ — и пр. см. человек. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Челядь — 1) в Древней Руси (IX – XII вв.) рабы; позже – широкий круг феодально зависимых людей России; 2) В XVIII – XIX вв. дворовые люди помещиков. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
ЧЕЛЯДЬ — название зависимого населения в Киевской Руси. Около VI IX вв. в состоянии патриархального рабства, Ч. рабы пленники. В IX X в. они стали объектом купли продажи. С XI века термин «Ч.» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном… … Юридическая энциклопедия
челядь — ж., род. п. и, челядинец, укр. челядь, челядин слуга , челядина служанка, девушка , блр. челядзiн слуга , др. русск. челядь, челядинъ, ст. слав. челѩдь θεραπεία (Мар.), болг. челяд ж. семья , сербохорв. че̏ља̑д ж. челядь, домочадцы, люди , чеш.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Источник