Быть милосердным что это значит 3 класс

Классный час «Милосердие и сострадание»
классный час (3 класс) на тему

Классный час

«Милосердие и сострадание»

Скачать:

Вложение Размер
0006299c-61f9856a.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Милосердие и сострадание»

Развивающие : Развивать способность различать и оценивать отношения и поведение с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо — плохо», «можно – нельзя».

Воспитывающие : Воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к близким, милосердие.

Обучающие: Учить отличать добро и зло в повседневных ситуациях знакомых детям; выполнять правила этикета. Учить запоминать народные пословицы, понимать их нравственное значение и смысл.

Способствовать формированию у детей представления о добре и зле.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, чтение текста; представление проектов о милосердии, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в паре.

Основные термины и понятия : милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание

Оборудование : Плакаты с эпиграфом, пословицами, презентации, индивидуальные листы, карточки с притчами, рисунки детей с изображением добра и зла. Запись песни «Идем дорогою добра», большое сердце со словом «милосердие» посередине, маленькие сердечки со словами Апостола Павла о любви для гостей, карточки для пословиц в виде лепестков цветка.

Ход классного часа

1. Организационное начало.

Уже звонок нам дал сигнал,

Работать время подошло.

Не будем время мы терять,

Пора трудиться начинать.

2. Актуализация знаний, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

— Вспомните жанры УНТ (загадки, песни, песенки, считалки, были …)? Кто автор этих жанров?

— Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча)

— Что такое притча? (в случае затруднения, обучающиеся прочитывают с доски)

Притча — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ( премудрость ).

Окно
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой – лишь на краску дверную.
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
– Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка…
И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал –
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
– Ах, если б он видел, – сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
– Зачем же тогда? – тут больной прошептал.
– Да он вас утешить старался.

– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).

Фото по теме. Рассматривание фото.

_Ребята, рассмотрите фотографии, Расскажите, какие качества проявили герои этих фото?

_Какие у вас возникли чувства?

Работа с эпиграфом.

— Прочитайте эпиграф, скажите, о чем сегодня пойдет речь.

Добрым быть — совсем это не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не влияют на нее года,

Добрым надо быть всегда.

— Совершенно верно, ребята, вы заметили сегодня мы будем продолжать говорить о доброте. Поговорим о добрых и милосердных людях. Мы сегодня поговорим о милосердии. О милом сердце…

Песня «Дорогою добра»

3. Совместное «открытие» знаний.

Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание

Что такое милосердие? – К кому мы проявляем милосердие? – Кому нужна наша забота? – Как вы понимаете взаимопомощь?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину

_Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование милосердия: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому , милостливость, мягкосердость».

_ Кто, на ваш взгляд, является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?

…Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

– К кому мы проявляем милосердие?

_ А давайте вспомним милосердных героев из литературных произведений

Презентация «Доброта и милосердие» по сказкам Г.Х.Андерсена

_Что такое доброта? Над этим вопросом задумывались люди в разное время.

Древнегреческий философ Платон утверждал: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Римский философ Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым».

А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: «Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».

— Какие слова «притягиваются» к слову «милосердие»?

(Из представленных слов дети выбирают необходимые и записывают к слову «милосердие».

Помощь, внимательность, ненависть, сострадание, злость, равнодушие, забота, сочувствие, доброжелательность, сердечность, зависть, благодарность, доброта, жадность, любовь, чуткость, совесть)

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его — «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

— Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

— Можно ли научиться милосердию?

— А надо ли учиться милосердию? Зачем?

— Как стать милосердным?

— Как вы думаете, кто может быть милосердным?

Игра «Тепло моего сердца».

Учитель: Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.

(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь родителям и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)

Учитель: — Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!

Работа в группе. Составление пословиц

Представление списка добрых дел учеников 3 класса (в течение месяца ребята 3 класса писали о своих добрых делах и вкладывали записки в «Сундучок ДОБРА»

Стихи о доброте и милосердии на фоне музыки Моцарта

1. Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это — маме усталой помочь

Это — бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел — простить.

Это — птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

3. Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

(на бумажных сердечках написать «Милосердный человек это-…»

и приклеить на сердце –воздушный шар)

Домашнее задание.

Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока: — Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”. — Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите стать милосердным”. — Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. — Сделать доброе дело.

Источник

Классный час «Поговорим о милосердии»
методическая разработка (3 класс) по теме

Классный час «Поговорим о милосердии» ставит целью воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка внеклассного мероприятия 23.46 КБ
приложение к мероприятию 12.12 КБ
1часть презентации 1.39 МБ
2часть презентации 1.39 МБ
3 часть презентации 1.39 МБ
4 часть презентрации 1.39 МБ
5 часть презентации 964.25 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Поговорим о милосердии »

Цели: воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.

В начале урока прослушивание притчи о старце.

— Почему слепой старик так поступил?

Слайд 1. Название урока.

— Чем милосердие отличается от дружбы

— Кого называют «ближним»

Слайд 2. Слово «милый».

Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» — «мил» (щелчок) означает «услада, удовольствие, радость».

А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (дети отвечают)

Слайд 3. Слово «миловать».

Милая мамочка — мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. (щелчок) В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся . (щелчок) Миловать – значит дарить приятное для души. (щелчок)

Слайд 4. Слово «милость».

А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (дети отвечают)

(щелчок) Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку. (щелчок)

Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (дети отвечают)

Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие (щелчок), наше сердце испытывает радость . (щелчок) Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

Слайд 5. Слово «милосердие».

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие . Оно говорит о сердце, которое м и лует, любит и жалеет. (щелчок)

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Слайд 6. Накормить голодного.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его — «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Слайд 7. Люби ближнего.

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. « Люби ближнего как самого себя ». (щелчок) И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

Слайд 8. Милосердный самаритянин.

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи (щелчок). Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Слайд 9. Милосердие.

Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».

Слайд 10. Милосердие.

Милосердие подвигает нас на доброделание . Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости .

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями. Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

Слайд 11. Вина и прощение.

Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)

Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Помните совет доброй старушки из притчи о молодой душе: (щелчок) добро – помнить, (дети вспоминают) зло – забывать . (щелчок)

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. (щелчок)

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время — и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

(щелчок) Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: « А Я говорю вам: любите врагов ваших ».

Слайд 13. Учиться милосердию.

А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.

Слайд 15. Милостыня.

Что такое милостыня? (дети отвечают)

Милостыня – это благотворение нуждающимся. (щелчок)

Что говорил Иисус Христос о милостыне? (дети отвечают)

«Всякому просящему у тебя – дай». (щелчок)

Слайд 16. Бедный и богатый.

Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее? (дети отвечают)

(щелчок) «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».

Слайд 17. Святая Иулиания Муромская.

Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным? (дети отвечают)

Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.

Слайд 18. Дорога милостыня в скудости.

Дорога милостыня в скудости. Как вы понимаете эту пословицу? (дети отвечают)

Есть какая-то связь у любви и печали.

Те, кто сыт и удачлив, — не любят жалеть…

А те люди, что в жизни и сами страдали,

Как-то чаще способны любовью согреть.

Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».

Священником был святой Филарет Московский (святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский). Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.

Доктором, возразившем святителю Филарету, был Федор Петрович Гааз, которого все за его милосердие называли «святой доктор». (щелчок) На памятнике доктора Гааза высечены слова его девиза: «Спешите делать добро!».

Слайд 20. Смысл жизни.

Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)

Радость. Это чувство — награда Божья за совершенное добро.

Что несчастному юноше помогло не совершить самоубийство? (дети отвечают)

(щелчок) Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому.

Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.

Слайд 21. Богатый — убогий.

Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете? (дети отвечают)

Чтобы люди учились делиться друг с другом.

Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел у бог ий, а помогал ему – бог атый. Для чего так? Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие.

Слайд 22. Фоновый слайд. Стихотворение.

Слайд 23. Иконы – святые.

1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Приведите примеры, каким образом можно оказать милосердие.

5. Не каждому человеку Бог дает материальное богатство, как в таком случае можно оказать помощь ближнему? Помогать своим трудом, услугами, вниманием. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. Подать духовную милостыню — добрый взгляд, одобрительная улыбка, вскользь сказанное доброе слово. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.

Задание 1. Подчеркните те утверждения, которые можно отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Слайд 24. Звучит песня «Спешите делать добрые дела»

Задание 2. Приведите свои примеры милосердных дел. (составление большого сердца из маленьких кусочков с надписями добрых дел)

Источник

Читайте также:  Уплаченные проценты капитализируются что это значит
Оцените статью