Быть личностью что это значит проект актуальность

Актуальность темы личности

План

Подходы к определению личности

2. Примеры определения понятия «личность» и соотношение понятий «человек – индивид – личность — индивидуальность»

Актуальность темы личности

На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности в социальном прогрессе. В этом одна из основных причин повышенного внимания ученых различных школ и направлений к проблемам личности. Пока следует констатировать, что наука крайне мало знает о таком социальном феномене, как личность.

Повышенное внимание к изучению личности диктуется требованиями жизни. Во-первых, личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе. Во-вторых, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности. Это тем более важно, что человечеством взят курс на демократизацию и гуманизацию всех общественных отношений. В-третьих, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Она является своеобразным критерием реальных достижений и недостатков в развитии цивилизации. В-четвертых, с бурным развитием средств массовой информации, появлением новых социальных и психологических технологий возрастает опасность их использования в целях манипулирования поведением личности[1].

1. Подходы к определению личности[2].

Существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности. Рассмотрим основные подходы: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический и биолого-генетический.

1) Диалектико-материалистический подход. К концу 20-х гг. практически сформировалась диалектико-материалистическая концепция личности. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Дилемма биологического и социального однозначно решается в пользу последнего: то, что дано природой, не является фатальной детерминантой, но может быть трансформировано социальной средой. Биологически данное — это всего лишь потенциальная возможность, которая реализуется в способностях только при содействии трех остальных факторов. Таким образом, личность рассматривается как крайне податливое образование, способное к гибким изменениям под воздействием социальных требований. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии. Акцент на социальном и пренебрежение биологическим привело к гонениям на педологию, объявленную в 30-е гг. лженаукой.

2) Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л.Фейербаха. Он рассматривал человека как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности. В настоящее время в чистом виде такой взгляд почти не встречается. На позициях абстрактного антропологизма стоит по существу весь классический бихевиоризм. Он рассматривает человека как некое биосоматическое начало, которое определенным образом реагирует на стимулы внешней среды. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.

3) Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека. Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность, социальная активность и т.п.

4) Социологический подход. Теория «зеркального Я». Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений. В работах французских социологов Э.Дюркгейма, Л.Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Интересной теорией в рамках социологического подхода является теория «зеркального Я». Ее автором является американский социолог, один из основоположников теории малых групп Ч.Х.Кули (1864-1929). Данная теория исходит не из внутренней характеристики человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Кули считал признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Не существует чувства «Я» без соответствующего ему чувства «Мы», «Он» или «Они». Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», которые складываются у других людей. Другие люди — это зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Его собственное «Я» — воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство «Я» вроде гордости или унижения («самоуважение»). «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

5) Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма. Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда — природа и социальные отношения мешают уйти в свой неповторимый внутренний мир, мир «Я». В современном индустриальном мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «Я» в массе, в толпе. Крупнейшими представителями экзистенциализма являются Хайдеггер, Сартр, Ясперс и другие. Экзистенциалисты отождествляют личность с индивидуальностью.

6) Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. Это примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа. Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы (склонность к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, альтруизм, агрессивность, лидерство и т.д.), которые ранее были уникальным достоянием человеческого существа. Учет биологических, генетических качеств не означает отрицания важной роли социальной среды, культуры в развитии личности. За последнее время ряд исследователей в изучении личности делают попытки совместить несколько подходов. Чтобы избежать односторонности при определении личности, необходимо учесть несколько обстоятельств. Во-первых, личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. Несовпадения, противоречия и конфликты между биологически и социально запрограммированными системами поведения личности открывают относительную свободу выбора решений. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

В целом можно дать следующее определение: личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Источник

Проект на тему: «Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский Колледж». Допустить к защите «_____»_________

на тему: Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

по дисциплине: Обществознание

Специальность ____ Информационные системы и программирование

г. Нижний Новгород 2019г.

2.ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.4

3.ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА.6

4.ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.7

5.ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.8

6.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.. 9

7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.12

Тема исследовательской работы: человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

Воздействие общества на становление личности. Общество всякий раз воздействует за счет законов, традиций, установок, власти и т.д. Мы находимся в зависимости от общества, оно всюду, разговор – определяет жизнь человека. Взаимодействие личности и общества — это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, интенсивных поступков индивидуума, способного менять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с иной — влияния на индивидуума самой общественной системы и среды обитания. Устройство и процесс формирования личности раскрывается в социологии на базе понятия «социализация». Социализация — это процесс, при помощи которого индивидуумом усваиваются главные составляющие культуры: знаки, смыслы, ценности, общепризнанные мерки, поставленные социумом. На базе этого усвоения в ходе социализации случается формирование общественных свойств, качеств, деяний и умений, благодаря которым человек делается дееспособным членом общественного взаимодействия, в соответствии с этим воздействует на общество.

Цель исследования: выявить способы влияния общества на развитие личности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.Рассмотреть понятие человек, индивид, личность.

2.Изучить историю вопроса. Взаимное влияние личности и общества.

3.Указать фазы развития личности. Выявить основные пути развития личности.

Объектом исследования является человек, личность.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется теоретический метод.

2.ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.

Существует много определений человека. В качестве сути человека указывается та или же другая родовая черта человека, чаще всего мышление, отсюда и общепризнанное определение человека: «Человек – существо разумное». К.Маркс пишет «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений». Безусловно, социальные отношения являются важной характеристикой человека. Человек – это социальное существо с развитым мозгом и трудным поведением, способное обдумывать себя. [3, 1]

Общество по отношению к человеку выступает как: Важное условие его жизни в качестве общественного существа (социализации и вытекающего из неё вида жизни); Совокупности вероятностей , содействующих индивидуализации; Совокупности притязаний , стереотипов социализации, которые имеют все шансы входить в противоречие с тенденциями индивидуализации.

Развитие личности это самый значительный уровень становления человека. Когда субъект выходит на уровень собственного сущностного становления – это и есть уровень роста личности. Естественно , аналогично, что в науке нет четкого определения, что есть человек, как и нет еще четкого знания , собственно, что есть личность .

Базовые компоненты, в которых выражается личность:

1)Появление сознания и самосознания, которое во многом определяет и формирование всех базовых характеристик человека от мышления до веры, благодаря чему ребёнок начинает собственно осваивать мир.

2)Непосредственный и быстрый рост всех человеческих характеристик и невероятно быстрое развитие ребёнка в базовых, человеческих характеристиках, благодаря чему в период от трёх до пяти лет (с учётом индивидуальных различий) ребёнок выходит на уровень становления всех его фундаментальных базовых сфер: духовной, нравственной, социальной, речевой, познавательной, художественной и др.

3) Человек формирует свой новый — сущностный образ жизни, благодаря чему идёт кардинальное изменение характера его взаимодействия с миром, его отношений с миром, происходит становление его деятельностей, благодаря чему он начинает сознательно осваивать мир. [3, 4]

Таким образом, Личность — понятие, произведенное для отражения общественной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя персонального начала.

Индивид — кое-какой организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидом появляются . Качества индивида : Единство психофизической организации организма; Стойкость относительно окружающей кругом реальности; Энергичность . То есть индивид это определенный человек. Человек как индивид есть от его рождения и до самой смерти . Но обсуждения вопроса о соотношении «врожденного» и «приобретенного» в развитии индивида не стихают и по сей день . Основная масса научных работников — специалистов по психологии , философов — не сомневаются в наличии прирожденных задатков и в том числе и возможностей , ссылаясь при этом на передовую науку, которая будто бы это «доказала». [1, 1]

3.ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА.

Оценка социума личности воздействует на ее развитие. Социальное окружение – это значимый фактор, который влияет на личность, её совершенствование, формирование личностных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных свойств и достоинств. Оскорбление и немощность в индивидууме порождает неуверенность и пагубно влияет на становление личности. Человек воздействует на общество только тогда, когда в нем присутствуют лидерские качества, и тогда этот индивид способен изменить что-то в обществе. Мало таких людей, которые сумели бы воздействовать на социум, потому что общественное мнение больше влияет на законы, чем мнение одного индивида. Развиваясь внутренне как личность, человек становится способным совершать творческие акты, которые обуславливают развитие и рост всего общества. Таким образом, развитие общества является следствием творческих актов, совершаемых одарёнными, развивающимися личностями, составляющими это общество. Процессы совершенствования общества и личности, как правило, очень сильно взаимосвязаны, взаимозависимы и практически неотделимы друг от друга. Совершаемые им творческие акты, несмотря на свою индивидуальность и неповторимость, в целом лишь незначительно противоречат однородности общества, так как все члены данного общества живут в одинаковой социальной атмосфере и являются его потенциальными творцами. Однако по мнению А. Тойнби, как правило, настоящие творцы не находят понимания у остальной, достаточно инертной нетворческой массы, которая представляет собой большинство в любом обществе. И акты социального творчества являются прерогативами либо творцов одиночек, либо творческого меньшинства. Благодаря им растут и развиваются общества и цивилизации. [2, 3]

4.ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

1 фазой является фаза адаптации , допускающая ознакомление и усвоение с действующими ценностями , правилами и общепринятыми мерками и присвоение во внутренний проект средств и форм работы , свойственных для данной общности . На 2 фазе , например, именуемой индивидуализацией , случается зарождение противоречий между установленными правилами и необходимостью отвечать статусу группы , « Быть как все » и стремлением к проявлению собственной оригинальности и большей персонализации , « выделения себя из толпы ». Для данной стадии характерен поиск средств и способов проявления личной оригинальности и уникальности ; 3 фаза интеграция , вновь характеризуется противоречием между желанием личности высказать личные личностные особенности и быть принятым предоставленной социальной группой и потребностью данной общности в принятии и одобрении данных качеств . Безусловно , становление « знающего », понятийного мышления — это важная черта человека . Но , строго говоря , его становление в человеке доводится значительно позже становления его личности . [3, 3]

5.ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Три аспекта формирования личности:

1) Генетика. Для порождения задатков и способностей значимы не только надлежащие социальные требования и конкретная степень научного, технологического и художественного роста общества, но и воспитание. Определённое просвещение в той или же другой области жизнедеятельности.

2) Среда воздействует на субъект в общеизвестной мере и выдвигается как возможность.

3) В передовых условиях приобщение индивида к жизни нелегко предположить без долгого и санкционированного изучения и воспитания. Как раз воспитание выступает в качестве значимого метода, с поддержкой которого реализуется общественная программа становления личности. Получается, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как 3-ий немаловажный момент формирования личности. [4, 3-4]

Воспитание: в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная активность, удовлетворяющая нужду в познавании предметного мира; в ясельном возрасте (от 3 до 6 — 7 лет) — сюжетно — ролевая игра, которая удовлетворяет новые необходимости ребенка: быть как взрослый, быть независимым. Воспитание:

В младшем школьном возрасте (от 6 — 7 до 10 — 11 лет)- образовательная деятельность, в которой проявятся потребности в учении (нужда в познании окружающего мира), в желании стать взрослым; в пубертатном возрасте (с 10 -11 до 14 — 15 лет) — интимно — личное общение, удовлетворяющее необходимость в общении с ровесниками; в юности (с 15 до 17 лет) — учебно — профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

6.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Тезисы исследовательской работы. Тема: Проведение опроса и выводы.

Автор работы Курбатова А.Д., студента группы 14П

Научный руководитель: Мудрак О.В.,

Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

Объект исследования: человек.

Актуальность: Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы. В первую очередь это свое желание контроля над собой.

Я провела опрос среди 60 человек различного пола и возраста, но большинство из которых были от 16 до 20 лет с целью узнать сколько из них являются полноценными личностями, уверенными в себе, без комплексов. С точностью это сказать нельзя, но предположить можно.

Результаты опроса: 1. 61,7% людей отметило, что им трудно рассказать о себе и своих взглядах на жизнь, 8,3% затрудняются ответить. 2. В вопросе: «У вас уже сформировались представления о жизни и вашем месте в ней?» 30% ответили да, так же 30% затруднились ответить, а 40% считают, что нет.

3. На вопрос «Часто ли вы задумываетесь над тем, кто вы есть и чего вы хотите?» 41.7% людей ответили, что не знают, чего хотят, 36.7% знают, чего они хотят и 21.7% затруднились ответить.

4. 71.7% человек считают, что в возрасте 12-18 лет формируется личность.

5. 75% людей замечали, что могут повлиять на человека одними лишь словами.

Итак, в современном обществе очень сложно понять кто ты и чего ты хочешь, потому что слишком много возможностей и мнений, от которого некоторые зависимы потому что личность формируется под влиянием общества. Отсюда можно сделать вывод, что влияние людей друг на друга довольно большое, соответственно данная методика (влияние на людей людьми), для развития личности и повышения уверенности в человеке будет действенной. Это как один из способов влияния общества на развитие личности.

Также огромное воздействие на личность проявляет персональный опыт человека, что обусловливается кроме того физическим окружением. К физическому окружению принадлежит природа, находящаяся вокруг нас, в особенности погода и климат. Люди, которые проживают в различных погодных обстоятельствах, различаются. Природа влияет на личность, манеру поведения и формирование личностной структуры. Еще один способ влияние общества на развитие личности.

На личность влияет еще и культура. Культура – носитель определенных социальных норм и ценностей.

Тренинг как инструмент развития личности. Результат такого способа – повышение уровня психического благополучия и осознанное управление своей жизнью. Я провела опрос, результаты которого есть в презентации в виде таблицы. Вывод: в данной группе опрошенных людей, большее количество неуверенны в себе и стоит провести среди них тренинг, направленный на развитие уверенности в себе.

Тренинги, направленные на развитие в себе уверенности:

Задачи тренингов:

  • расширить представление о себе;
  • актуализировать и осознать свои сильные стороны;
  • помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного;

Упражнение 1. Аффирмации

Аффирмация – короткое емкое позитивное высказывание, помогающее сознанию человека настроиться на хороший лад. Пишутся и произносятся они всегда в настоящем времени. Составьте для себя небольшой список аффирмаций: от 3 до 10 высказываний. Не гонитесь за количеством, качество куда важнее. Повторяйте свои аффирмации время от времени. Несколько примеров: «Я всегда верю в себя»; «Моя уверенность – безгранична»; «Я целиком и полностью доверяю себе». Очень важное примечание по составлению аффирмации: она должна звучать вашими словами, быть выражена на вашем языке; должна вызывать у вас эмоции. Не пытайтесь пользоваться готовыми аффирмациями, или прилизывать свои, чтобы они выглядели, как по образцу. Они будут работать на вас, если вложить в них частичку себя!

Упражнение 2 « Просто поверь в себя»

Цель: релаксация, самопознание, поднятие уверенности в себе.

Время: 15 минут

Материалы: спокойная, расслабляющая музыка

Ход упражнения: предлагается сесть удобней, закрыть глаза и расслабиться. Когда все сели, успокоились, начинает звучать музыка и ведущий говорит свои слова: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза – все говорит о крайней степени неуверенности. Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голос постоянно твердит: «Я хуже всех!» Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущения страха, тревоги, мнительности. А потом медленно «выйдите» из зеркала и отметьте, как ваш образ становится все более тусклым и, наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.

Медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы – уверенный в себе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были «на коне». Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувство уверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя! Я уверен в себе!». Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке. Каков цвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи. Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверен в себе!». Представьте себе огромный зал. Вы стоите на сцене, и вам аплодируют десятки тысяч человек. Под конец глубоко вдохните и откройте глаза.

Вопросы для обсуждений:

1.Какие чувства у Вас появились после представления себя уверенным?

2.Образ, какого человека представился лучше? Уверенного или наоборот?

Данные упражнения выполняются несколько раз в неделю. Провожу их с опрошенными участниками, а затем снова провожу опрос чтобы узнать, насколько увереннее станут опрошенные участники. Таблица проведения опроса после тренинга представлена в виде табилицы в презентации, по результатам видно, что много участников поменяли свое мнение о себе в лучшую сторону.

7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Возняк, В.С. О натуре и культуре (Размышления вместе с Л.С. Выготским) / В.С. Возняк// Статья, Философия, этика, религиоведение. – 2017. С. 1

2) Зорина, Е.А. Общество и личность: подходы к пониманию проблемы. / Е.А. Зорина // Статья, Философия, этика, религиоведение. – 2017. С. 3

3) Меньшиков, В.М. Человек. Личность. Становление и развитие личности человека. / В.М.Меньшиков // Статья, Философия, этика, религиоведение. -2019. С. 1-4

4) Фризен, М.А. Субъектность формирующейся личности в плане саморазвития. / М.А. Фризен // Статья, Психология. – 2016. С. 3-4.

Источник

Читайте также:  Что значит если бьет по вискам
Оцените статью