Бушидо
Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой этической нормой. Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс.
Содержание
История
Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме.
Наиболее важными доктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма — древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов, были любовь к природе, предкам, духам природы и предков, к стране и государю. Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.
Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.
При правлении Токугавы Иэясу было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639 — 1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.
Отличия от рыцарского кодекса чести
Иногда, люди не разбирающиеся в японской культуре и истории, напрямую переносят свои предстваления о рыцарском кодексе чести на бусидо. Однако, в силу культурных различий — это неправильно. Например, поступок с точки рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая воспитанность, с точки зрения бусидо может рассматриваться как лицемерие. В тоже время с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому неожиданное нападение на неготового противника с использованием иай-дзюцу, соответствует бусидо, в тоже время с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное нападение считается бесчестным.
Требования Бусидо
Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:
- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
- К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
- Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
- Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
- В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
- Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
- Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
- На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
- Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
- Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
- Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
- Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
- Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
- Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
- Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
- Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник».
Источник
Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.
Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Основные положения и постулаты кодекса Бусидо
Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.
Точно и вполне конкретно постулаты кодекса оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:
— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
— В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.
— Самурай должен почитать закон «ствола и ветвей». Нарушить его — означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети — его ветви.
— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
— Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.
— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
— Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством.
Слово «Бусидо», высеченное на камне.
Видео о бусидо
В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.
Другие интересные статьи по теме: Обучение и воспитание самураев.
Жанр статьи — Самураи
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Источник
Бусидо – основные принципы в кодексе самурая
Про бусидо слышали во всем мире, хотя и не каждый знает, что слово означает, какую систему ценностей подразумевает. Для японцев термин наполнен глубоким смыслом, отражает историю страны, идеи, на которых росли прошлые поколения, и правила, в соответствии с которыми совершенствовалось японское самурайское сообщество.
История
Кодекс воинов бусидо – система ценностей, правил, норм этикета, общих представлений, рекомендаций по поведению. Она касается взаимодействия в социуме, пребывания наедине со своими мыслями. Кодекс японского самурая регламентирует поступки, мысли, идеи, философские представления, мораль воинов. Набор правил обусловлен исторически сложившимися представлениями о прекрасном и правильном, базируется на традиционных ценностях жителей восточного архипелага. Как воинские принципы кодекс сформировался в 12-13 столетии. Его востребованность обусловлена тем, что наравне с правилами ведения боя свод включает этические ценности и прививает последователям представление о прекрасном, уважение к искусству. Путь воина (именно так переводится слово «бусидо») отражает суть самурайского сообщества как социальной благородной прослойки.
Кодекс самураев появился как логичный аспект жизни при сегунате на основе норм, бытовавших в социуме задолго до этого периода. Источники идей, отраженных в наборе норм – буддизм, синтоизм, труды Мэн-Цзы, Конфуция. Ключевые аспекты взяты из синто, гармонично объединившего представления о сверхъестественном, любовь к природе и окружающим, веру в душу, патриотизм. Ямамото Цунэтомо, составивший ключевую книгу пути буси, взял из синто идеи верноподданничества, любви к родной стране.
В период правления Токугавы Иэясу написано «Уложение о самурайских родах», детально регламентирующее поведение дома, на службе. Догматы пути буси расширены описанием жизни Такэды Сингена и «Начальными основами воинских искусств». Важнейшая для пути воина «Хагакурэ», составленная Ямамото, появилась в 1716-м. Собрание состояло из 11 книг и стало для воинского сословия своеобразной святыней.
Основные положения Бусидо
Правила бусидо регламентируют повседневность самурая: философию, образ мыслей, поступки в личной жизни, особенности службы господину. Самурайский институт особенно важное значение играл в период правления Токугава – в 1600-1868 годы. Благородная социальная прослойка стремилась к познанию, подвигам; в 17 веке в моде были философские размышления и моральное совершенствование. 19 век и технический прогресс сделали самураев передовой линией освоения промышленности, политики, публицистики. Общество, сформированное правилами буси, переполнено национальным честолюбием, желанием видеть свою державу лучшей на планете.
Нормы и положения бусидо четко регламентированы, зафиксированы, расшифрованы в «Хагакурэ». Поведение каждого самурая подчиняется идеям чести, преданности, верности, совершенствования себя. Истинный самурай не боится смерти и готов в любой момент вступить в бой, пожертвовать жизнью во имя повелителя, умереть с улыбкой, какими бы страшными ни оказались муки. Одновременно он презирает желающих выжить любой ценой, ради этого пренебрегающих достижением цели.
Другая норма самурайского мышления, установленная путем воина – доблесть. Считается, что эта черта обязательна для воина; ее высочайшее проявление – безупречная служба повелителю. Беспрекословная преданность – базис прочих добродетелей. Эта идея бытует в японском обществе на протяжении веков. Хотя сейчас путь буси не столь актуален, как века тому назад, преданность остается основной идеей построения социума на архипелаге.
Честь с позиций свода самурайских правил – нечто обязательное, принципиально важное, исключительно значимое. Жизнь ценится меньше, нежели честь. В прошлом самурайское слово значило больше любой клятвы на бумаге; в противоположность этому самураи не клялись, считая такой поступок ущербом для чести, унижением. Любопытный момент: слова «ложь» в японском языке нет. Слово, переводимое на русский как «ложь», означает отрицание факта, правды. Честь в понимании самурайского кодекса – не присущее человеку исконно, но появляющееся у него с воспитанием, самосовершенствованием, развитием в себе соответствующих особенностей. Каждый следующий пути воина обязан закаляться физически и духовно, скрывая переживания и урезая потребности. Одновременно на людях он всегда должен прилично выглядеть, поскольку представляет господина.
Честь, долг – особенности воина, вынуждающие его вести себя мужественно, благородно. Корни этих моральных принципов – в конфуцианстве. Конфуций считал, что человек, понимающий необходимость совершения поступка в силу долга, но пренебрегающий им, лишен мужества.
Стремление к самопознанию, культивируемое путем буси, основано на идеях синто. Мораль старинной японской религии – самопознание, глубокая рефлексия, ощущение бога внутри себя. Синто требует послушания внутреннему божеству, чей глас – родительский зов и мудрость прошлых поколений. Синтоизм – источник уверенности в государстве как средстве, охраняющем и защищающем каждого. Каноны синто призывают почитать правителя, дарующего землям порядок, мир. Бусидо, как и синто, требует почитания и подчинения родителям, предкам высших колен, правителю.
Наконец, важный аспект бусидо – забота о теле, самоотвержение и способность отказаться от собственного Я. Уничтожающий свое Я – это высший человек. Для воина долг – не собственное спасение; в бусидо нет места эгоизму, себялюбию, желанию получить награду. Истинный последователь учения – человек, чьи разум, чувства и сердце находятся в единстве и подчинены совести.
Видео
Подробнее о пути воина можно узнать из видео:
Источник