Бумага для акварели торшон что это значит

Бумага для акварели

В акварельной живописи бумага — залог успеха. Можно сэкономить на кистях и красках, но на бумагу стоит потратиться.

В магазинах можно встретить склейки, альбомы (скетчбуки) и папки. Но дешевле всего покупать бумагу в листах и нарезать самостоятельно. А ещё лучше в рулонах. Листом называется формат А1 (примерно 56 × 76 см в зависимости от производителя)

Состав
Акварельная бумага может быть сделана из разных волокон. Обычно речь идет о хлопке и целлюлозе, но бывает и баловство вроде бамбука, риса или льна. Хлопковая бумага считается более профессиональной и стоит дороже.

Под хлопковой бумагой понимается только 100 % хлопок в составе. Если на этикетке написано 99 % хлопок и менее — это уже не хлопковая бумага, а смесевая.
Например, Бейрут (70 % хлопок) по своим свойствам больше похож на целлулозную бумагу, чем на хлопковую. Но я по-прежнему считаю его оптимальным вариантом по цене/качеству для ученических работ.

Особенности и предназначение хлопковой бумаги:
(но проявленность этих свойств у каждой марки своя)

  1. Более терпелива: выдерживает много воды, много краски, много движений кисть. Именно поэтому начинающим для упражнений стоит брать бумагу с содержанием хлопка.
  2. Незаменима для техники «по-сырому».
  3. Дольше сохнет. Что является плюсом для более длительных и тонких работ. И минусом, если вы любите рисовать скетчи где-нибудь набегу или в транспорте.
  4. Работу на хлопке сложно смыть или протереть.Что дает возможность создавать многослойную живопись: верхние слои не размывают нижние.
  5. Хлопок немного «съедает» цвет.

___________
Примечание:
Целлюлозу получают из тел любых растений. То есть и хлопок и древесная масса — это всё целлюлоза. Но, во избежание недоразумений, принято называть целлюлозной бумагой только ту, которая сделана из дерева.

Читайте также:  Что значит принимать все буквально

Плотность
Акварельная бумага различается так же по плотности. Стандарт — 300 г/м2. Чем тоньше — тем сильнее коробится от воды.
Некоторые натягивают на планшет, чтобы избежать вздутия во время рисования.

Фактура
Бумага может иметь разную фактуру (зерно, grain):

  • Гладкая (Satin)
  • Средняя (Fin)
  • Грубая (Torchon)

Фактуру бумага получает благодаря тому или иному способу прессования.

Fin и torchon — это бумаги холодного прессования. Первую отжали, а вторая сохла естественным путем и за счет этого получила более грубую поверхность.

Бумага satin — нежная, как попки ангелов, — получается путем горячего прессования. То есть её как бы прогладили утюгом и запаяли поверхность.

___________
Примечание
Есть отечественная бумага «яичная скорлупа», «лен», «облако», «кожа» — нет, она не сделана из кожи и облаков. Это горячим прессом ей придали фактуру. Бумага целлюлозная и довольно плохого качества.

Fin, Torchon, Satin

Fin (среднее зерно)
Универсальный вариант. Если вы пока не определились с любимыми жанрами — берите её. Я использую Fin для 90 % своих работ вне зависимости от сюжета и формата работы.

Torchon (крупное зерно)
Как можно догадаться из названия, отличие заключается только в пропорциях.
Если вы рисуете на А3 и более — можно попробовать бумагу с более крупной фактурой, то есть Torchon.

Но и на небольших форматах она может дать интересные эффекты. Хороша для фактурных и грубоватых объектов: ржавчины, камня, мха. Позволяет создавать диковатые заросли и мрачные пейзажи. Дает интересные эффекты при работе сухой кистью.

Fin и Torchon не подходят для:

  • мелких детальных объектов (прописать лицо 2 × 2 см не получится),
  • тонкой линейной проработки (напр, шерстинки по-сухому) или даже работы с линером и тушью: фактура съест тонкие линии,
  • коммерческой иллюстрации (только если следы от фактуры — это не часть вашего замысла).

Satin (гладкая)
Способ прессования влияет не только на фактуру поверхности, но и придает разные свойства бумаге. Например, Satin по поведению очень сильно отличается от Fin и Torchon.
Это аристократ в мире бумаги. Незаменима для гладких и четких рафинированных иллюстраций без пятен и подтеков, а так же позволяет прописывать тонкие детали и сохраняет яркость цвета.
Имеет не только гладкую, но и плотную, «запаянную» поверхность, это её делает похожим на… целлюлозу.

Особенности:

  1. Гладкость.
  2. Эффект пластиковости, скользкости поверхности.
  3. Сохнет моментально — это основная трудность. Но, в отличие от целлюлозы, вода остается внутри. То есть бумага не склонна к образованию луж.
  4. Исправить сложнее, чем fin, torchon и целлюлозу. Два последних фактора делают эту бумагу очень капризной в использовании. Для работы требуется определенная сноровка.

Применение:

  1. Работы, требующие точности и графичной проработки деталей. Например, ботаника, анималистика, архитектура. Это может быть и портрет и пейзаж, но выглядеть они будут более фарфоровыми или пятнистыми.
  2. Миниатюры.
  3. Гладкая фактура – это большой плюс, когда предполагается последующая компьютерная обработка.

Целлюлоза

Свойства целлюлозной бумаги:

  1. Доступность в каждом городе.
  2. Низкая цена.
  3. Быстро сохнет.
  4. Яркость.
  5. Легко протирается и размывается водой.
  6. Склонна к образованию луж (вода впитывается медленнее, чем в хлопке).
  7. Краска высыхает ступеньками — неровные заливки
  8. При активном воздействии воды и кисти покрывается катышками и волдырями

Смесевую бумагу я отношу тоже к целлюлозе, т. к. не встречала той, что полностью заменила бы хлопковую. Однако, все вышеперечисленные свойства у каждого бренда выражены в разной степени. Целлюлоза — это вообще очень разнообразная бумага. Бывает гладкая и фактурная, упругая и рыхлая. Некоторые ближе к хлоковой, некоторые к целлюлозной.

Применение:

  1. Скетчи и упражнения.
  2. А-ля прима.
  3. Можно использовать и для многослойной живописи, но при условии, что работа ведется достаточно сухо.

Плохой бумаги нет, но у каждой своё предназначение и каждая требует особого подхода и привычки.

Я не сторонница идеи о том, что до хлопка надо дорасти. Хлопковая бумага поможет раскрыть потенциал, т. к. берет на себя половину работы.
Но хлопка на все пробы, упражнения и этюды не напасешься. Поэтому на целлюлозе тренируемся, на хлопке закрепляем результат.

Источник

25 видов акварельной бумаги

Прошедшей зимою нарисовал 25 набросков в альбоме, в котором каждый лист сделан из разных видов акварельной бумаги. Всего 25 листов — 25 видов разных бумаг. От недорогой отечественной Гознак, до целлюлозных импортных и до известных и популярных марок типа Fabriano и Arches. Размер каждого рисунка 21х16 см. Сюжет каждого рисунка примерно одинаков — это городской пейзаж с небольшим количеством архитектуры и с умеренным количеством флоры и фауны. Не слишком много деталей, но и не слишком упрощенно. Короче, этакий средний расклад объектов и пятен. Примерная одинаковость сюжетов нужна для более объективного сравнения различных видов бумаги.

Альбом называется Tango Aqua Book и выглядит следующим образом:

А ниже, собственно, 25 зарисованных страниц этого альбома с комментариями по каждому виду бумаги.

1. Гознак, 70% хлопка, крупнозернистая, 280г

Больше трех слоёв нежелательно — начнет грязнить. Непрочная. Малярную ленту снимаешь — можно оторвать полстраницы. Но зато легко снимать сухую краску. Царапать тоже надо аккуратно — иначе царапает катышками. Воду держит хорошо, сохнет не быстро и ровно.

2. Clairefontaine, Fontaine, 100% cotton, torchon, 300g

Сухой кистью легко делать красивую текстуру. Слоёв можно сколько угодно. Не грязнит. Процарапать можно самую тонкую линию. Но снимать краску непросто.

3. Daler Rowney, Langton, 0% cotton, satin, 300g

Можно нарисовать много мелких деталей на небольшом формате. Слои тоже принимает не грязно, но не надо много воды. Снимать краску чрезвычайно легко — можно вообще все смыть и нарисовать заново 🙂 Царапать тонкую линию сложно. Под маску краска затекает и по факту маска закрывает меньше, чем кажется.

4. Daler Rowney, Aquafine, 0% cotton, fin, 300g

Елозить кисточкой нельзя — будет грязь! Зато снимать высохшую краску легко — по той же, видимо, причине. Маска непрочно ложится и также легко снимается. Зато края интересные.

5. Hahnemuhle, Burgund, 0% cotton, fin, 250g

Очень непрочная — рвётся малярной лентой. Слой можно положить только один — дальше будет грязь. Маску держит нормально, однако. Сохнет неравномерно и долго. Карандаш под краской легко стирается. Краска легко смывается.

6. Hahnemuhle, Venetto, 0% cotton, fin, 325g

Поверхность непрочная и чуть больше краски положишь — сразу грязь. Лучше в мокрую еще краску добавить густо пигмент, чем потом еще слоями крыть.

7. Hahnemuhle, Torchon, 0% cotton, fin, 275g

Впитывает воду довольно равномерно, без луж. И если даже в мокрую добавить краски и послоить, то грязь не образуется. Лифтинг и всяческое соскабливание легко дается, особенно по мокрому. Маска закрывает хорошо и под себя не пускает.

8. Hahnemuhle, Britannia, 0% cotton, rough, 300g

Размывки вполне монотонные. Мягкая и непрочная. Воду впитывает хорошо. В углублениях текстуры задерживается пигмент и может быть грязно, если краски много. Маску держит хорошо. Соскабливание дает почти белую линию, если это сделать вовремя 🙂

9. Hahnemuhle, Bamboo, 10% cotton, satin, 265g

Очень гладкая и практически без текстуры. Вокруг маски краска обрезает очень контрастный край и пятна выпрыгивают вперед. Два-три слоя максимум. Лифтинг и соскабливание делать очень просто.

10. Hahnemuhle, Cezanne, 100% cotton, rough, 300g

Впитывает воду равномерно и предсказуемо. Лессировки — просто чудо, образуют край с каёмочкой ). Слоев можно сделать сколько угодно. Сухая кисть вполне хорошо. Соскабливание не очень, либо я неправильно выбираю момент, либо до белого снять в принципе невозможно.

11. Lana, Aquarelle, 25% cotton, satin, 300g

Второй слой еще ничего, но третий уже грязнит. Очень легко снять краску (лифтинг или соскабливание). Маска держится хорошо и снимается также. Если немного размыть ранее положенную краску, то получится неплохая текстура.

12. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, satin, 300g

Бумага для педантов. Можно отрисовать каждый краешек с точностью до 0.1 мм. Слои принимает, но не слишком много. Краска снимается легко, даже сухая. Сухой кистью. работать смысла нет — текстура никакущая.

13. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, fin, 300g

Впитывает равномерно и предсказуемо. Соскоблить по еще сырому не смог 🙁 — то ли не в тот момент, то ли это вообще невозможно. Слои — сколько угодно. Маска липнет и отходит прекрасно.

14. Lana, Lanaquarelle, 100% cotton, torchon, 300g

Вода входит и не выходит :). Очень хорошо держит воду и можно писать по мокрому уверенно и предсказуемо. Чтобы соскоблить нужен опыт именно с этой бумагой. Слоить — пожалуйста! Дает выразительные эффекты по краям. Сухая кисть очень работает.

15. Fabriano, Watercolour, 25% cotton, fin, 300g

Лессировки возможны, если не более трех слоев и не очень много воды. Легко снимается уже сухая краска. Карандаш стирается даже под краской. Текстура лучше всего проявляется под одним слоем. Сухая кисть работает, но только если очень сухая )

16. Fabriano, Artistico, 100% cotton, satin, 300g

Легко рисовать мелкие элементы, но «зуба» совсем нет и сухая кисть не работает. Снимать влажную краску можно. Сохнет равномерно. Слоить — ОК, но не очень много.

17. Fabriano, Artistico, 100% cotton, fin, 300g

Слои — сколько угодно. Соскоблить легко, если вовремя. Сухая кисть работает прекрасно. Эта бумага особенно хороша для больших форматов, а для таких набросков небольшого размера надо меньше деталей. Тонкий ровный край как на satin здесь получить сложно.

18. Canson, Montval, 0% cotton, fin, 300g

Бумага гладкая, но сухая кисть немного работает. Маску держит хорошо, даже мелкие брызги. Соскребать ОК, но надо вовремя. Слоить не надо особо. Провоцирует писать легко и свободно импровизировать )

19. Canson, Montval, 0% cotton, snowy grain, 270g

Грязнит уже в первом слое, если лишний раз мазнуть кисточкой. Соскабливается хорошо, если еще немного влажно. Сухая кисть не цепляет.

20. Canson, Moulin du Roy, 100% cotton, satin, 300g

Долго не сохнет, видимо плохо впитывает. Поэтому легко соскоблить еще сырую краску. Слоить можно — не грязнит. Текстура никакая, гладенькая.

21. Canson, Moulin du Roy, 100% cotton, fin, 300g

Вязкая бумага. Впитывает краску не очень — в результате краска лежит тонко на поверхности и не очень прозрачна. Снимается легко, и сухая и еще влажная.

22. Canson, Fontenay, 100% cotton, torchon, 300g

Впитывает и не отпускает воду, но зато есть много времени писать по мокрому. Сухая кисть работает как надо — на такой то текстуре! Соскабливать непросто. Если нужно оставить незакрашенные места, то лучше использовать маску — она ложится ровно и под себя не пускает.

23. Arches, 100% cotton, satin, 300g

Слоить можно много. Края точные, но не очень рваные, ровно как и сухая кисть. Соскабливание влажной краски не очен, а вот сухую снять легко.

24. Arches, 100% cotton, fin, 300g

Подходит для любого сюжета. Одинаково хорошо рисовать мелкие детали и большие пятна. Впрочем, что уж тут говорить — самая привычная бумага! )

25. Arches, 100% cotton, torchon, 300g

Впитывает воду равномерно и надолго. Сохнет предсказуемо и на еще мокрую бумагу можно добавлять густо краску, чтобы получить красивые переходы. Сухая кисть — идеально!

Источник

Оцените статью