Булатный меч что это значит

Булатные мечи: ценнейший вид оружия витязей в Древней Руси

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Современные ученые разделяют славянские мечи IX-XI вв на несколько типов, но в основном оружие отличалось по форме рукояти и крестовины. Клинки изготавливались практически одинаковыми: длиной 90-100 см, шириной и рукоятки – 5-4 см, толщиной – примерно 4 мм. К концу клинки сужались. Вдоль полотна с обеих сторон проходили долы, которые ошибочно называют «кровопуском». Долы служили для облегчения веса меча, но со временем они исчезли.

Мечи доставались не всем воинам. Этот вид оружия мог не каждый себе позволить из-за его дороговизны. К тому же владение мечом требовало определенных профессиональных навыков. На Руси клинки X века весили до 1,5 кг.

Булатные мечи, о которых упоминали былинные сказители, пришли на Русь из Дамаска. Булатом называют особый вид стали с содержанием углерода более 1% и его неравномерным распределением в металле. Высокая прочность булата поистине поражала. Клинки из него могли перерубить железо и сталь. А если согнуть изделие из булата, то оно и не думало ломаться. Все бы ничего, вот только особенности российского климата не подходили. Во время лютых морозов он был непригоден.

Славянские мастера нашли выход из положения. Они брали прутья из железа и дамасского булата, скручивали их между собой и проковывали, затем складывали, разрезали вдоль и снова проковывали. И так много раз. Полученная сталь позволяла делать мечи тонкими, сохраняя при этом прочность. Такие клинки с легкостью рассекали кольчугу и доспехи, сделанные, как правило, из металла более низкого сорта.

Современные специалисты отмечают, что подобные технологии изготовления клинков свидетельствуют о чрезвычайном мастерстве кузнецов IX-XI вв. Поэтому не стоит думать, что наши предки могли делать только «простые железные предметы».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Откуда пришли булатные мечи русских богатырей?

Откуда появлялся металл для русских мечей, которыми героически бьются воины в былинах? Восточно-Европейская равнина снабжала кузнецов только болотной рудой, которая не способствовала появлению русского булата.

Но меч, как оружие благородное, истинно воинское, вошёл во все легенды, к мечу относились с уважением, как ко второму Я воина. Мечом клялись, с мечом выходили на Божий суд, меч ложился в могилу с воином, чтобы служить ему в ином мире. Правда, это было во времена языческие, но именно они дали основную массу находок к радости археологов.

Пожалуй, меч – это единственное оружие, которое с самого начала замышлялось как боевое оружие против врага-человека, меч не произошёл от бытовых, хозяйственных или охотничьих предшественников (если не считать, что меч – это просто ножик-переросток). Меч в раннем средневековье – оружие вождя или великого воина, остальные сражались дубинами, копьями, топорами.

Основным назначением меча были тяжкие рубящие удары, чтобы проломить-прорубить доспехи и тело, укрытое этими доспехами, поэтому первоначально мечи даже не имели острого окончания.

Изготовление меча требовало сложных процессов: центральную, основную часть меча ковали из железа, лезвия отдельно проковывали из стали закалённой, затем их приваривали горячей ковкой к основе, и всё это делало меч и прочным, и гибким.

Эта процедура делала меч оружием не просто дорогим – очень дорогим и очень редким, но меч становился средством как нанесения, так и отражения ударов, поскольку меч отличался от булавы и боевого топора тем, что был очень хорошо сбалансирован, а значит, его владелец гораздо меньше уставал, чем боец с топором или булавой, а кроме того, двусторонняя заточка клинка позволяла разнообразить нанесение ударов.

Археологи утверждают, что меч не был исконно русским оружием. Более того, известно повеление Карла Великого, в начале ІХ в. запретившего продавать мечи славянам – не имеют, и не давать им! Это привело к тому, что в этот период обнаруживаются на Руси мечи и европейские, и арабские, и турецкие – приобретали везде, где могли.

А вот дальше возникает удивительное явление: с помощью современных средств на множестве мечей, найденных в Европе Западной и Восточной, обнаружена надпись ULFBERHT – клеймо мастерской в области среднего течения Рейна, возникшей еще во времена Карла Великого. Мастера этой «фирмы» в девятом, десятом и одиннадцатом веках выпустили тысячи клинков, которые разошлись по всему миру. Это и были знаменитые каролингские мечи: обоюдоострые, плавно сужающиеся к кончику, имеющие канавки-долы для снижения веса клинка (своё название мечи получили в наши дни – их связывают с франкской династией Каролингов). Современные специалисты утверждают, что у этих мечей была отличная балансировка, чему способствовали защитная гарда и яблоко – навершие.

А вот дальше на Руси с мечами происходит интересное изменение: гарда с двух сторон отклоняется вперёд – археологи считают, что это сделано для того, чтобы облегчить рубку с коня, ведь у русичей появляются враги из Великой степи.

Археолог А. Кирпичников убеждён, что на Руси было своё производство мечей: известны два русских меча, имеющих в качестве клейма на своих клинках русские надписи. На одном, обломанном, сохранился слог «Слав». На втором надпись: «Людота коваль». Но учёный считает, что именно эта форма гарды – отличительный знак отечественного производства. Правда, остаётся проблема: откуда наши кузнецы получали качественное железо и сталь? Из болотной руды, считают специалисты, путного оружия не сделать. На это А. Кирпичников отвечает: переделывали чужие клинки под собственные потребности.

Почему мало сохранилось отечественных мечей? А все почти каролингские найдены в захоронениях язычников, а с принятием христианства мечи перестали класть в могилу воина – вот их и не находят.

Источник

Булатная сталь: что это такое и с чем ее едят

Булатная сталь — одна из главных «оружиеведческих» легенд Востока. Про булатные клинки, удивительно прочные и острые настолько, что способны разрезать платок на лету, слышали многие. Вот только тех, кто видел настоящий булатный, а не дамасский, клинок можно по пальцам пересчитать.

Краткая история

Общепринятая родина классического булата — Индия. Он появился там очень давно. Настолько, что если бы битва при Гидаспе прошла иначе, голову Александру Македонскому вполне мог снести булатный меч.

Но не снес. Потому что история в «если бы да кабы» не играется. Тем не менее уже примерно во времена Македонского булатные мечи у индусов были.

Булат из Индии проник в Персию, затем к арабам и отчасти — на Кавказ. Но наиболее качественное булатное оружие все равно производилось в индо-персидском регионе. Увы: уже давно не производится. Секрет изготовления того самого булата окончательно вымер в XVIII-XIX веке. Сейчас мы примерно знаем, как его делать, но это технология не старинная, а восстановленная. Совсем не факт, что древние использовали именно такой техпроцесс.

Что есть булат?

Булат — сталь с очень высоким содержанием углерода — иногда до 2%. Но! В отличие от других высокоуглеродистых сталей и чугунов, к которым он вплотную приближен по содержанию углерода, булат обладает не только высокой твердостью, но и упругостью. А также вязкостью, что позволяет ему очень хорошо держать ударные нагрузки.

Кроме того, булат — ковкий. Его можно ковать, составлять из него пакеты и обрабатывать кузнечной сваркой как угодно — что невозможно с чугуном.

Внешне булат отличается характерным узором — светлые волнистые линии, «пряди», «клубки», кольца и т.д., четко выделяющиеся на более темном фоне. Похожим узором обладает дамаск, но добиваются этого совершенно другими методами.

Кстати, на булатном клинке узор заметен не всегда. Очень многое зависит от тонкостей ковки, закалки и финальной отделки. Иногда узор надо «проявить» (не вытравить, это разные вещи!)

Сочетание несочетаемого — высокой твердости из-за большого содержания углерода, но низкой хрупкости и хорошей ковкости долгое время было главной тайной булата. Сейчас она раскрыта: булат — это литая, а не сварная сталь. Для сравнения: тот же дамаск — сварной.

Булат можно изготовить исключительно тигельным способом. Тигель — особого рода сосуд для плавки металлов (или других веществ), способный выдерживать очень высокую температуру. Причем для плавки булата необходимо выдерживать температуру в очень четко заданных границах. Но это еще не все. )

Особенности плавки

Одним из первых до секрета «докопался» начальник Златоустовского оружейного завода генерал-майор Аносов в первой половине XIX века. Ему удалось получить тот самый (или очень похожий на древний) булат именно тигельной плавкой.

Аносовский булат получался благодаря использованию очень качественного сырья — почти безпримесного железа и графита, а не угля в качестве источника углерода. В тиглях Аносова при взаимодействии феррума и графита одновременно шло образование расплава чугуна — и получение низкоуглеродистого железа.

Фишка в том, что чем выше в сплаве процент углерода — тем более низкую температуру плавления он имеет (исключение — кое-какие сверхсовременные огнеупорные стали). Чистое железо плавится при температуре 1539 градусов. С низким содержанием углерода (0,2-0,3%) — примерно при 1530-1535. А вот чугун — при температуре 1200 градусов!

Примечание : температура плавления обычной стали — где-то между этими границами. 1300-1400 градусов.

Тигли Аносова давали примерно 1460-1480 градусов Цельсия.

В результате после охлаждения (обязательно медленного, это непременное условие) образовывались поковки, где застывший «почти чугун» обволакивал гранулы низкоуглеродистого железа. Этот сплав называется «вутц», и это — и есть заготовка для того самого булата.

Одно непонятно — где в древности брали чистое железо и чистый графит. Впрочем, скорее всего, древние использовали просто расплав чугуна, в который бросали мелкие кусочки мягкого железа. Главное, во-первых, поддерживать температуру в тигле ниже точки плавления железа, а во-вторых, своевременно прекращать плавку и правильно остужать заготовку.

Благодаря слоисто-композитной структуре он обладает характерным узором, проявляющимся после финальной стадии ковки, и знаменитыми свойствами — высокой твердостью одновременно с упругостью и ковкостью.

Но Аносов не оставил после себя четкой технологии производства булата. Во-первых, он шел сугубо эмпирическим путем, во-вторых, в итоге пришел к выводу, что производство булата нерентабельно. Слишком сложно и дорого, при этом конечный результат. Почти не превосходит по качеству обычные оружейные стали, производство которых давным-давно налажено.

Вот поэтому у нас сейчас и нет булатной брони для танков, булатных бронежилетов и автоматов со стволами из булатной стали. )

Европа, кстати, булата не знала. В своем технологическом развитии она просто «перепрыгнула» через него: секрет открыли уже тогда, когда научились получать высококачественные клинки из обычной стали при помощи особых приемов науглероживания, закалки и отпуска.

Недостаток булата — он безумно дорогой. В той же Индии в XVIII веке булатных клинков среди обычных было едва 1% . Именно поэтому клинки из Европы, лишь немного уступавшие по качеству, но значительно более дешевые, сгубили местное «булатное дело» на корню.

Ручная работа в очередной раз проиграла в схватке с качественным ширпотребом. Хотя стоит отметить, что в Персии и на Кавказе производство булата сохранялось дольше — до XIX века.

Источник

Булатная сталь. История, технология, суть.

Что такое булат? Принято считать, что родиной булата является Индия,однако по легенде производству высококачественной стали индусов научило спустившееся в Пенджаб откуда-то с Гималайских гор племя лохар, образовавшее чтимую касту кузнецов. Достоверно не известно, когда это произошло, но еще Плутарх писал, что цари некоторых местных племен подарили Александру Македонскому, в 4-м веке до Р.Х., вторгшемуся в Пенджаб, сто талантов (2.5 тонны) индийской стали, грубо выплавленной и прокованной в бруски

Изначально слитки индийской клинковой стали, привозимые для исследований в Англию, называли «вутц» (Wootz). Впервые этот термин появился в печати в 1795 году в сообщении Английской Королевской академии об индийской стали. В последнее время слово «wootz» понимают как английскую транскрипцию дравидских (не индоевропейских) слов, обозначающих сталь.

Помимо “вутца”, в литературе используется название древней литой стали “пулад” и «фулад». Возможно, слово «фулад» отображает внешний вид узорчатых, цветистых клинков, поскольку в санскрите,а позже и в хинди, тамильском и фарси слово «фул» значит цветной. Так,название разрисованного полосами тигра — «фуль».

Есть и иная версия о происхождения этого термина. В тюркском «бул»-это плод, шишка (отсюда «булава»), и тогда булат значит слиток, ядро. В древнетюркском «бул/а/» – еще и варить, а «булатмак» — вареный. В таком варианте булат — это «сваренный» (в тигле). Может быть, происхождение похоже звучащих слов-терминов «фулад» и «булат» разное?

В этимологии названия «булат» сегодня более-менее общепризнанным все же считается «индийский след». На хинди, современном официальном языке Индии, phaulad имеет значение стали. По версии, озвученной Анной Фейербах в статье «История дамасской стали», в древнеиндийском языке санскрите частица «пу-» имеет значение «очищение», а в индоарийских диалектах существует слово для обозначение железа — «лоха». Итак,если допустить родство названия литой тигельной стали «пулад» и древнего индоарийского термина «пу-лоха», то можно принять перевод слова «пулад» как «очищенное железо» — очищенное от слабости.

Дело в том, что кричное мягкое железо называли «женским железом», т.е. слабым и отчасти нечистым. Кузнецам-металлургам, конечно же, для изготовления оружия и инструментов хотелось получать сильный, твердый металл. Аль-Кинди, автор книги «О различных видах мечей и железе хороших клинков и местностях, по которым они называются»,в 9-м веке ясно заявляет, что это очищение происходит во время плавления железа с добавлением некоторых веществ, для уменьшения мягкости. По его словам, плавку продолжают до тех пор, пока металл не станет сильным, гибким и способным образовывать узор.

С древнейших времен именно по узору различали более 30 сортов булата. Аль-Кинди писал, что глядя на узорчатую сталь, видишь ее как снаружи, так и внутри. Павел Аносов придавал узору не меньшее значение и утверждал, что «. опытный азиатец не ошибется в выборе клинка без пробы и по одному узору определит,вязок булат или хрупок,тверд или мягок, упруг или слаб». Таким образом, неизменный спутник классического булата — различимый невооруженным глазом узор того или иного вида. При этом необходимо понимать, что резкой границы между сталью и булатом не существует, но по мере нарастания величины, четкости и степени упорядоченности узора булата возрастает и его качество, отличие от «просто стали». Макронеоднородность, проявляющаяся в виде упорядоченного узора – суть и смысл булата, причина всех его свойств и особенностей.

Можно сделать очевидный вывод, что многообразие узоров и, следовательно, сортов исторических булатов, определялось главным образом двумя основными факторами:

а) составом и структурой булатного слитка

б) приемами ковки клинка

Основой для изготовления булата того или иного сорта являлось, конечно же, производство исходных слитков. Что ж, начнем с начала, буквально от печки. Наиболее сложным было изготовление достаточно огнестойких тиглей. Так, в Индии и в Шри-Ланке (Цейлоне) применяли смесь обычной красной гончарной глины и рисовой шелухи. При обжиге шелуха углефицировалась и получалась глино-графитная огнеупорная смесь. Иногда в качестве наполнителя могли использовать коровий волос. Эти включения дополнительно скрепляли материал тигля, образуя своеобразную арматуру.Армирование было необходимо, потому что при нагреве уже до 1100 градусов обычная красная глина размягчалась настолько, что тигли-горшки теряли форму и оплавлялись. Следовательно, выплавлять сталь с высоким содержанием углерода металлурги древности были просто вынуждены вследствие ее относительной легкоплавкости – если для расплавления железа его нужно нагреть до 1539 градусов, то сталь с содержанием углерода в 1.5% плавится уже при 1450 градусах.

Но существовали и методы изготовления более огнеупорных тиглей. В той же Индии, в центральных ее районах, для тиглей использовали весьма огнеупорную глину, а на арабском Востоке даже рекомендовали применять природный корунд, материал крайне высокой теплостойкости.Например, писали, что тигель надо делать двойным– внутренний слой из смеси пыли яхонта (корунда) с известняком, а снаружи обмазать его глиной. Если природных огнеупоров для изготовления тиглей поблизости не было, то их привозили издалека.

Далее, когда трудности с печами и тиглями были решены, возникал вопрос о том, что плавить в этих тиглях, какую шихту использовать. И здесь существуют прямые указания древних авторов и очевидцев на различия в путях и подходах. В наиболее общем виде можно выделить три способа выплавки клинковой стали, а именно арабский, индийский и иранский.

Арабский метод представлял собой двухступенчатый процесс, в котором сначала из железа путем сложной тигельной цементации/науглероживания получали весьма грязную расплавленную сталь, а затем ее очищали путем дальнейшего сплавления с известковыми флюсами.

Омар Хайям в книге «Норуз-наме» привел способ выплавки, который сам он приписывает Аристотелю. Надо было приготовить смесь из 0.5 кг мягкого железа,одной части магнезии (сульфат магния), одной части коралла и одной части яри-медянки (соль меди). Из общего количества взять 1.5 кг этой смеси и расплавить в тигле. Затем к каждым 500 граммам железа в этом расплаве добавить 250 граммов мелкой смеси из одной части руты, одной части чернильных орешков, одной части дубовых желудей, одной части перламутра и четырех частей шпанских мушек, после чего раздуть огонь, чтобы железо растворило эту смесь. Затем остудить и делать из этого состава мечи. Довольно подробные указания, вот только он не сказал, сколько должна весить каждая «часть»…

Более точно схожий способ описывает Аль-Кинди. Он рекомендовал положить в каждый тигель по 2.2 кг лошадиных подков и гвоздей от них,по 33.5 грамма медной окалины, золотистого марказита (серный колчедан, полисульфит железа) и мягкой магнезии (сульфата магния).Тигли с этой смесью накрывали крышкой,ставили в печь и раздували меха до тех пор, пока все не расплавится. Затем следовало засыпать в расплав дробленую смесь из мироболаны (плоды индийского дерева Terminalia chebula), корок граната, соли теста (соды?) и жемчужных раковин, каждого вида по 13,5 граммов. Вслед за этим в течение часа сильно раздували огонь в горне под тиглями (в печь ставили сразу несколько) — как сказано, самым безжалостным образом, а затем дутье прекращали. После остывания слитки извлекали из тиглей.

Обработка расплава известковым флюсом из кораллов и перламутра обеспечивала, вероятно, как раскисление металла, его дегазацию, таки очищение от вредных примесей серы. Которой, кстати, в шихтеи по Хайяму/Аристотелю и по Аль-Кинди было немало и ее туда целенаправленно добавляли на первой стадии выплавки в виде различных сернистых соединений. Вероятно, для резкого ускорения процесса цементации и окисления шлака.

Возникает практический вопрос – как в раскаленной печи открыть обмазанную глиной крышку тигля и засыпать туда порошкообразную смесь? Не знаю, как эту проблему решали в древности, но можно сослаться на свидетельство переводчика Генштаба Дмитрия Сучкова, наблюдавшего за процессом выплавки клинковой стали современными бедуинами. Они ставили в печь сразу два запечатанных тигля – в одном шихта с железом, в другом лишь разный флюс. Когда в первом тигле содержимое расплавлялось, с обоих горячих тиглей снимали крышки и переливали жидкость в тигель с золой. Затем наполненный тигель снова ставили в печь и жарили еще какое-то время. Сабельный клинок, откованный из полученного таким образом металла, перерубил сверток войлока с железными проволоками, но почему-то все же не устроил кузнеца. Он сказал, что этот клинок не угоден Аллаху и перековал его в бытовой тесак.

Таким образом, можно сказать, что двухступенчатый процесс выплавки, состоящий из науглероживания металла и последующей очищающей обработки расплава флюсами вполне традиционен на арабском Востоке.

Источник

Читайте также:  Что значит прожить проблему
Оцените статью