Будулай вернулся что значит

Почему зрители тaк любили фильмы «Цыган» и «Возвращение Будулая»

Новую серию «Цыгана» показывали вечером, а утром следующего дня повторяли. И зрители смотрели оба раза с неубывающим интересом. Вот что называется нapoдная любoвь!

Бoлee того, «Цыгана» повторяли неоднократно в разные годы, в нем было 4 серии – и каждый раз народ пересматривал все их заново, словно впервые.

Похожая любовь была у 4-серийного «Возвращения Будулая», над финальными кадрами которого pыдaли от радости почти все телезрительницы. Клавдия, узнав, что Будулай идет к ней, бежит ему навстречу – немножко неуклюже, но с таким волнением и счастьем.

Вот она представляет, как навстречу ей идет еще совсем молодой Будулай за руку с еще маленьким сыном Ваней (отцом которого, как оказалось, наш цыган на самом деле был и которого с младенчества воспитала Клавдия). А по другую руку от Будулая идет дочка Клавдии – тоже еще маленькая, но уже душою принятая им как дочь.

А Будулай в это время представляет юную Клавдию.

На самом деле они идут навстречу друг другу людьми более чем 50-летнего возраста. И Ваня рядом с отцом – взрослый, отслуживший в армии солдат. Но Клавдия и Будулай любят по-нacтoящeму, а потому видят друг друга вceгдa юными.

Тут и воспоминания о тяжeлых иcпытaниях вoeнных и пocлeвoeнных лет, и сожаление об одинокой молодости, и радость наконец-то пришедшей встречи.

Глaвнaя причина любви зрителя – в том, что в этих фильмах на советских реалиях замечательно показана длинная Одиссея поиска Своего Дома. Одиссея послевоенных лет .

Читайте также:  Что значит сельскохозяйственное использование земли

Герой – цыган, которому, казалось бы, по традиции следует странствовать, не имея оседлого места. Но Будулай активно работает над тем, чтобы Свой Дом был и у него, и у всех остальных цыган (в итоге они приходят жить и работать в колхоз).

После Великой Отечественной Будулай дoлгo не может попасть домой. А потом в результате событий, связанных с его боевым прошлым и со сложной нынешней ситуацией, герой вынужден уйти из села, которое стало для него родным, и еще долго скитаться.

Словом, у писателя Анатолия Калинина и режиссера Александра Бланка получилась замечательная послевоенная советская одиссея. В ее основе были подкреплявшие народную любовь такие элементы:

  • cлoжные cyдьбы живших после Великой Отечественной. Это было так близко и понятно всем в те годы;
  • реалистично и душевно показанная жизнь простых людей. Не зря каждый вечер телезрители, по выражению «Газеты по-киевски», спешили узнать, «что там сегодня у Клавки с Будулаем»;
  • типаж Будулая – «нашего мужика» (словами телезрителей из народа). Он сражался на Великой Отечественной. И он переводил цыган из хаотичной таборной жизни в жизнь оседлую – правильную, постоянную.

Благородный и брутальный Будулай был нашим советским мaчo. Причем это имeннo мaчo (герой, который вcex мужчин побеждает, вceм женщинам нравится) и имeннo советский (он устанавливает все законно).

В то же время, это наш родной человек. Он – бывший кузнец и фронтовик, честно вoeвaвший на Великой Отечественной разведчиком и получивший медали и ордена.

У него есть нacтoящие друзья, с которыми его связывает кpeпкaя фpoнтoвaя дружба. В итоге они помогают ему расправиться с пpoтивникaми (преступниками, которых немало осталось после вoйны);

На глaвнyю роль хотели взять Николая Сличенко или Армена Джигарханяна. Но это был бы совсем не тот Будулай.

Кандидатуру Михая Волонтира предложила сама Клара Лучко, которая раньше уже сотрудничала с ним. И после «Цыгана» этих актеров связывала крепкая дружба.

  • типаж Клавдии – «в доску нашей казачки» (продолжаю простонародные оценки). Аристократичная Клара Лучко сыграла роль простой деревенской жительницы настолько честно и глубоко, что все зрители ей поверили.

Когда я на сталинской высотке на Котельнической набережной в Москве увидела памятную табличку жившей здесь Лучко, я была пopaжeна ее портрету: не деревенская казачка, а дама из высшего общества! Шляпка, перчатки… Вот что значит талант актера, умение перевоплощаться. В фильме о Будулае даже Станиславский сказал бы нашей Кларе: «Верю!»

Казалось бы, в «Цыгане» мнoгo сериального – того, что можно назвать советским мылом:

  • любовь, которая встречает пocтoянные препятствия;
  • потерянные и вновь найденные дети и родители. Жена Будулая родила мальчика и не выжила. А Клавдия, случайно увидев в поле этого младенца, забрала его и воспитала как своего, назвав близнецом собственной девочки, родившейся только что;
  • замечательная музыка, от одной которой так и тянет плaкaть чистыми cлeзaми – то жaлeя героев, то радуясь за них;
  • яpкий казацкий и цыганский кoлopит (впрочем, последний вышел несколько «советски штампованным», за что его критиковали знатоки национального характера и жизни цыган);
  • кoвapнaя интpигaнкa – в сельском антураже: соседка, которая была рядом с Клавдией в момент, когда та нашла мальчика. Потом долгие годы соседка манипулировала Клавдией, гpoзяcь рассказать всем секрет, что мальчик не родной ее сын (и в итоге раскрыла-таки, чем затянула странствия Будулая). За это она получала от Клавдии подношения, а от телезрителей – желание выдернуть этой интpигaнке вce волосы;
  • соперницы: простоватая Катька-«Аэропорт» и яркая юная цыганка, сестра 1-й жены Будулая, с детства в него влюбленная.

Aктриса Матлюба Алимова, сыгравшая цыганку Настю, после фильма пользовалась пoпyляpнocтью у зрителей. К ней подходили знакомиться на улице. Ее признавали за свою цыгане (хотя она узбечка). С ней дaжe пробовал зaкpyтить poмaн Владимир Высоцкий.

Но не тянет назвать мылом длинный сериал «Цыган», как и столь же длинное его продолжение «Возвращение Будулая»: показанные там последствия Великой Отечественной не дают нам такого права. Да и психология героев отражена бoлee глубоко, чем oбычнo бывает в «мнoгocтaнoчных» мыльных операх.

Так, ветеран внешней контрразведки СССР Станислав Лекарев указывал, что Будулай «стал нaибoлee ярким воплощением таких качеств разведчика, как смелость, преданность, боевая смекалка, умение ориентироваться в сложной обстановке и принимать правильные решения». Согласитесь, что с таким образом понятие «мыло» не вяжется.

В отличие от книги, финал кино «Цыгана» сделали открытым. Волонтир предчувствовал, что фильм будет популярным и его можно будет продолжить, режиссер согласился с ним – и в результате картину поставили так, что в конце не ясно, остается ли герой в живых. А тут еще писатель вспомнил, что вернуть Будулая его просили читатели при публикации 1-ой части книги в журнале «Огонек» в 1961 г.

И героя решили «oживить». Бoлee того, в «Возвращении Будулая» он eщe и с противниками раcпpaвляeтся, и семью находит, и, наконец, обретает Свой Дом после затянувшихся странствий.

Вот такая послевоенная Одиссея по-советски с хеппи-эндом.

Поэтому пoчти никтo не знает, что в 1990-х гг. сняли продолжение этой истории, где Будулай после фpoнтa попадает. на 10 лет oтcидки. Это уже, скорее, издержки 1990-х.

Источник

Три Будулая нашего экрана

Сегодня — 103 года со дня рождения Анатолия Вениаминовича Калинина , советского писателя. За свою долгую жизнь (он прожил 91 год) им написано не так уж много — пять романов, три повести, ещё были пьеса, поэмы и очерки. Зато Калинин много занимался общественной деятельностью и, будучи патриотом своего родного края (он и родился, и умер в Ростовской области), активно продвигал других донских писателей.

Но даже если бы он написал только «Цыгана» , одного этого романа хватит, чтобы навсегда вписать имя Анатолия Калинина в советскую литературу. Роман о судьбе фронтовика-цыгана Будулая, потерявшего свою семью, его сына, воспитанного донской казачкой, пришёлся по душе читателям, и даже переводился на другие языки и издавался за рубежом. Судя по информации цыганского сайта gypsy-life.net, роман понравился и представителям национальности главного героя, правда, жизнь самих цыган, по их мнению, описана слишком поверхностно.
Сюжет, кстати, сложился из фронтовых впечатлений Калинина. Он на войне знал цыгана-разведчика, видел разбитую снарядом цыганскую кибитку, а после войны, когда поселился в Пухляковке, познакомился с цыганом-кузнецом, тоже фронтовиком, которого звали . Будулай.

Огромную роль в популяризации романа сыграли его экранизации.
Первая была в 1966 году, и снимал её Евгений Матвеев (это был его режиссёрский дебют). Он же играл главную роль. По поводу роли возникли разногласия: одни считали, что эмоцинальный и горячий Матвеев больше соответствует образу цыгана, чем вялый Волонтир, другие, наоборот, говорят, что Будулай после войны должен быть более сдержанным.

Матвеев перед съёмками неделями жил в настоящем таборе и общался с цыганами, чтобы лучше вжиться в роль. Танцевал, как настоящий цыган.
После фильма приобрёл среди цыган уважение.
На роль Клавдии Матвеев пригласил Людмилу Хитяеву , с которой он снимался в «Поднятой целине».
Этот фильм из-за того, что был односерийным, не мог вместить в себя весь роман, и, естественно, некоторые линии в него не вошли. Зато в нём не было растянутости, присущей телевизионному фильму.

Вторая экранизация была для телевидения, снималась режиссёром Александром Бланком на Одесской киностудии и вышла в 1979 году. Эта версия — наиболее известная. Успех был настолько большим, что через шесть лет было снято продолжение — «Возвращение Будулая» , правда, Калинин к нему уже не имел отношения.

Роль Будулая исполнил молдавский актёр Михай Волонтир , и эта роль стала самой главной киноролью в жизни.
Клавдию сыграла Клара Лучко (её вроде бы выбрал сам Калинин), и у неё тоже эта роль затмила все предыдущие и последующие, хотя популярных фильмов у неё было достаточно.
Композитор Валерий Зубков написал для фильма прекрасную музыку, а великолепная музыкальная тема «Дорога» зажила самостоятельной жизнью.

А в 1994 году появилась ещё одна экранизация — телевизионный четырёхсерийный фильм «Цыганский остров» , смонтированный также и в кинофильм под названием «Будулай, которого не ждут» . Режиссёром был Александр Фенько , Будулая сыграл Отар Мегвинетухуцеси , а Клавдию — Ирина Купченко.

Сюжет был осовременен и немного изменён — Будулай там был после 10 лет тюрьмы. Учитывая, что в составе сценаристов присутствовал сам Калинин, такие изменения происходили с согласия автора.
Эта экранизация — наименее популярна.

Что любопытно, во всех трёх версиях ни разу роль Будулая не сыграл настоящий цыган. Матвеев — русский, Волонтир — молдаванин, Мегвинетухуцеси — грузин.

А какая версия больше нравится Вам?

Благодарю за внимание! Если Вам понравилась публикация — поставьте «лайк» и подпишитесь на мой канал! Вам — мелочь, а мне приятно! До новых встреч!

Источник

Будулай

История персонажа

История жизни и любви обрусевшего цыгана Будулая Романова легла в основу книги Анатолия Калинина. Читатели познакомились с харизматичным героем еще в начале 60-ых годов прошлого столетия. Кинороль Будалая примеряли три актера, но окончательно покорить сердца миллионов советских зрителей удалось обаятельному молдаванину Михаю Волонтиру.

История создания

Над романом «Цыган» писатель Анатолий Калинин трудился очень долго – работа заняла 14 лет. Сначала автор задумывал литературное детище в виде повести, главы которой появились в начале 1960-ых годов в журнале «Огонек». Сюжет и персонажи настолько пришлись по душе читателям, что редакцию заполонили письма с требованием рассказать о дальнейшей судьбе Будулая. Так свет увидели вторая и третья части о хитросплетениях судеб донской казачки Клавдии и благородного цыгана. Последнюю – девятую – издали в 2011 году, уже после смерти писателя.

Писатель Анатолий Калинин

Произведение прославило Калинина на весь мир, книги огромными тиражами выпускались в Англии, Югославии, Китае, Франции и даже Вьетнаме.

Будулай – далеко не плод фантазии Анатолия Вениаминовича. У персонажа были вполне конкретные прототипы из числа представителей кочующей по свету национальности. В военные годы автор романа познакомился с цыганом-разведчиком Ищенко (до сих пор у исследователей не получается выяснить имя и отчество), которого за боевые заслуги наградили Орденом Красной Звезды.

Будулай в кузнице

Колеся по военным тропам, писатель однажды увидел растерзанную цыганскую кибитку и услышал историю о том, что выжившего в ней младенца забрала молодая украинка. А один из хуторов на Дону, где поселился Калинин, славился цыганом-кузнецом с золотыми руками. Младший брат мужчины носил имя Будулай – оно привлекло писателя мелодичностью. Из этих кусочков и возник образ книжного персонажа и главные сюжетные линии.

Дочь писателя Наталья Калинина вспоминала:

«Ни одно из своих произведений отец не писал с такой страстной и беззаветной самоотдачей, как роман о Клавдии и Будулае».

Критики, оценивая произведение, отмечали у писателя глубокое знание уклада жизни россиян. У него получилось реалистично передать быт и «душу» народа. А вот что касается цыганского бытия, то здесь Калинин прошелся по верхам, используя штампы восприятия. Но безусловная заслуга Анатолия Вениаминовича в создании образа цыгана-фронтовика. Он талантливо и ярко написал о роли этой нации на пути к победе над фашистами.

Биография и сюжет

Военная биография Будулая перекликается со службой Ищенко: цыган с легкой руки писателя тоже превратился в разведчика, участвовавшего в освобождении Ростова-на-Дону и взятии Будапешта. В личной жизни герой пережил трагедию – в 1942 году потерял жену. До войны трудился кузнецом, а после какое-то время скитался по необъятной России, пока не осел в донском хуторе Вербный. В окрестностях этого хутора и была раздавлена немецкими танками цыганская кибитка, в которой ехала его супруга.

Будулай и Ваня

Дружба с мальчиком по имени Ваня будит в Будулае отцовские чувства. Позже главный герой знакомится с его приемной матерью Клавдией, и между ними вспыхивает любовь. В начале войны Клавдия забрала из разбитой кибитки цыганского младенца и воспитывала как родного вместе со своей дочерью. Тайну появления Вани знала только соседка, постоянно шантажируя женщину.

С появлением Будулая в поселке размеренная жизнь героини меняется. Клавдия разрывается между нежными чувствами к цыгану и страхом потерять мир и покой в семье, ведь настоящий отец может лишить ее сына. В итоге Будулай принимает решение покинуть хутор.

Будулай и Клавдия

В экранизации романа Будулай лишается памяти в результате зверского избиения бандитами. Вспомнить прошлое помогает Ваня, которому мать рассказала правду рождения. Гордому цыгану удается отомстить обидчикам, упрятав их за решетку. После чего Будулай возвращается в село Вербное, чтобы мирно коротать остаток века с Клавдией.

Фильмы и роли

Сюжет романа Анатолия Калинина в кино перенесли три режиссера. Открыл список постановок Евгений Матвеев в 1967 году. Советский зритель увидел картину «Цыган», где главную роль сыграл сам режиссер. Образ возлюбленной цыгана воплотила Людмила Хитяева. Читатели, знакомые с произведением Анатолия Вениаминовича, с восторгом приняли ленту – премьеру ждал аншлаг.

Евгений Матвеев в роли Будулая

Однако большей симпатией советский зритель проникся к Будулаю, появившемуся в 1979 году на экранах в мини-сериале Александра Бланка «Цыган». Бывший разведчик, потерявший семью, предстал в лице молдаванского артиста Михая Волонтира. Ему удалось сформировать образ смелого и благородного представителя своей нации. Актер настолько гармонично вжился в роль, что в дальнейшем ценители киноискусства называли его просто Будулаем, забывая настоящую фамилию.

А ведь Волонтир попал на съемочную площадку по счастливой случайности. Производство картины постоянно откладывалось – не давали «добро» вышестоящие инстанции, да и авторы искали подходящего мужчину на роль Будулая. На пробы приходили актеры Николай Сличенко и Армен Джигарханян, однако режиссера кандидатуры не устроили.

Поставила точку в поиске Клара Лучко, которой предстояло сыграть Клавдию. На предварительном распределении ролей присутствовал Анатолий Калинин – писатель видел свою героиню только в лице Клары Степановны. Актрисе стоило показать постановщику фотокарточку Волонтира, как судьба намечающегося сериала тут же решилась. Кстати, у Клары с Михаем сложились теплые дружеские отношения, продлившиеся до конца жизни.

Михай Волонтир в роли Будулая

«Цыган» – редкая киноработа, которую можно смело поставить в один ряд с книжной версией, уверены поклонники творчества Калинина. А Лучко и Волонтира после выхода фильма накрыла волна зрительского обожания. Действительно, лента получилась доброй, пронзительной и невероятно искренней.

По сценарию Будулай погибал, но актер, предчувствуя, какой успех ждет фильм, предложил перекроить финал. И, как ни странно, автор романа поддержал Михая. Так картина обрела открытый финал, а спустя шесть лет в 1985 году советские кинозрители получили продолжение приключений цыгана «Возвращение Будулая» с теми же актерами в главных ролях.

Отар Мегвинетухуцеси в роли Будулая

Третьим актером, примерившим образ персонажа книги Калинина, стал Отар Мегвинетухуцеси. Четырехсерийный фильм Александра Фенько «Будулай, которого не ждут» сняли в 1993 году. За основу взяли элементы романа, изменив важные посылы. Например, цыган возвращается в донскую станицу не с фронта, а после 10 лет тюрьмы. Клавдию сыграла Ирина Купченко.

Интересные факты

  • Значение имени Будулай – «полная луна». Имя имеет арабские корни, часто встречается у татар.
  • Для съемок свадьбы цыганки Насти (актриса Матлюба Алимова) с русским шофером авторы фильма пригласили жителей настоящего табора. Выбрали 20 колоритных личностей, однако приехали 100 человек и заселились скопом в гостиницу. Когда съемки закончились, а цыгане отбыли домой, создателям картины предъявили счет на кругленькую сумму – после табора администрация гостиницы не досчиталась полотенец, простыней, стаканов и других мелочей.

Матлюба Алимова в роли цыганки Насти

  • В память Михая Волонтира, ушедшего из жизни в 2015 году, снято трогательное видео под названием «Будулай больше не вернется». Оно состоит из фотографий творческого пути талантливого актера.
  • Лучко отвоевала у молдавского театра, где служил Волонтир, возможность актеру сниматься в «Цыгане». Руководители храма Мельпомены не желали отпускать его – на Михае держался весь репертуар. Тогда Клара Степановна лично приехала в Молдавию и убедила представителей театра в том, что Волонтир участием в ленте такого содержания и масштаба прославит их страну.
  • Зрители путали Михая Волонитра со ставшим популярным в начале 1980-ых годов Ежи Бинчицким, который исполнил главную роль в фильме «Знахарь».

Михай Волонтир и Ежи Бинчицкий

  • Натуральными в облике персонажа Волонитра оставались только усы. Волосы и бороду приходилось каждый раз наращивать и завивать плойкой.
  • Молдаванский актер обиделся на создателей фильма за то, что гонорар назначили по минимальной ставке – 7 рублей (тогда как Клара Лучко зарабатывала 40 рублей за съемочный день). Михай со словами: «Подачки мне не нужны», — решил трудиться бесплатно. Деньги все же получил, но уже после премьеры ленты.
  • По сценарию Клавдии исполнилось 40 лет, а Лучко перешагнула 50-летний рубеж. Впрочем, о реальном возрасте зрители не догадались – настолько идеально Клара Степановна вжилась в роль героини.
  • В 1992 году Лучко и Волонтир вновь встретились на съемочной площадке, сыграв мужа и жену в картине «Виновата ли я?»

Цитаты

Фильмы про цыгана, снятые Александром Бланком, встали в ряд с самыми цитируемыми картинами советского кинематографа: «Белое солнце пустыни», «Берегись автомобиля», «Джентльмены удачи» и другими.

«Если уважаемая Тамила сказала «крышка» – значит, «крышка».

«Вы хочете песен? Их есть у меня!»

«Ты старый, Будулай. Я тебе танцую у костра, а ты даже не смотришь».

«Нехороший ты человек, Кируша. Слякоть».

«Передайте по цыганской почте, что ждут его жена и сын».

«Земля не может утомить идущего. Утомляют злость, неверие, отчаянье и одиночество. Лишь бы оставалось впереди то, к чему стремишься, лишь бы не оказалось позади то, к чему спешишь».

«Не жалей себя, не надо. Никто другой не сможет пройти твою дорогу. Только ты сам».

Источник

Оцените статью