Будь дзен что это значит

Что значит дзен?

Здравствуйте, дорогие друзья.

Каждый из вас наверняка слышал слово «Дзен», даже если он далек от буддизма. Термин этот многозначен, имеет прямое отношение к восточной культуре и религии, хотя сам по себе не предполагает ни веры в существование бога, ни его отрицания.

Буддийская философия может показаться европейскому человеку странной и даже парадоксальной. Понятие «Дзен» в этом отношении столь же необычно. Но при ближайшем рассмотрении вполне соответствует общей религиозной традиции. Ниже мы попробуем разобраться, что значит дзен?

Состояние и религия

Существует два основных значения термина Дзен – это духовное состояние (а также упражнения, выполняемые для его достижения) и религиозное течение. Последнее во многом опирается на практику и относится к буддизму, хотя было сформировано на территории нынешнего Китая на рубеже V-VI веках под влиянием популярного тогда даосизма – мистико-философского учения.

Как состояние

О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация». Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.

Следует сразу определиться, что в смысле философского состояния или общебуддиского понятия слова «Дзен», «Дхьяна», «Чань» (в Китае), «Тхиен» (во Вьетнаме), «Сон» (в Корее) – тождественны. Также все они имеют сходство со понятием «Дао».

В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка. Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.

Читайте также:  Что значит синяя каска у рабочего

Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому. Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так». Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.

Как философия

В более общем философском понимании Дзен – это учение, которое не имеет отношения к религии:

  • смысл жизни оно не ищет;
  • вопросами мироустройства не занимается;
  • существование бога не доказывает, но и не опровергает.

Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:

  • Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
  • Они являются следствием определенных событий и поступков.
  • Страдания и стремления можно преодолеть.
  • Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.

Таким образом «Дзен» — это практический путь отрешения от сущего мира и погружения в самого себя. Ведь частица пробужденного Будды присутствует внутри каждого живого существа. А значит, любой человек при должном терпении и старании может достичь просветления и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.

Сущность философского понятия термина хорошо раскрывает психоаналитик Э. Фромм:

«Дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым».

Практика

В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.

Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.

Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.

Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.

Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».

Как религиозное течение

Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны. Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе. Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.

В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.

Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом. Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный. Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой. Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.

Дзен – это все, что вокруг. Это любое действие, которое предпринимает знающий человек в отношении незнающего, чтобы научить последнего, подтолкнуть его к пониманию, простимулировать его тело и разум.

Отличие от других направлений буддизма

Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.

Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.

Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:

  • Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
  • Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
  • Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
  • Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.

Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации. Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.

Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.

Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.

Заключение

Дорогие читатели, надеемся, из статьи вы смогли хотя бы в общих чертах понять, что это такое – Дзен. Главная особенность этого направления в том, что объяснить и передать его словами невозможно, а потому все вышенаписанное – лишь жалкие попытки приблизиться к пониманию. Но если долго и упорно идти по пути Дао, то однажды можно достичь просветления.

Друзья, если эта статья вам понравилась, поделитесь ею в социальных сетях!

Источник

Дзен что означает это слово

Дзадзэн – медитация в позе “лотоса” требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, а с другой – умения не думать ни о какой конкретной проблеме. “Просто сидите” и, не обращая внимания ни на одну конкретную вещь, воспринимайте все вокруг как единое целое, вплоть до мельчайших деталей, зная об их присутствии так же, как вы знаете о своих ушах, не видя их.

Язык[править | править код]

Парампара школы дзен возникла благодаря самому Будде Шакьямуни. Он передал учение одному из своих самых одаренных учеников, Махакашьяпе. Буддийский монах Бодхидхарма принес это учение в Китай в 5 веке нашей эры. Монастырь Шаолинь считается сердцем школы дзен буддизма. После смерти Бодхидхармы учение дзен-буддизма разделилось на северную и южную школы. Южная школа также разделилась на пять школ, из которых только две, Цаодун и Линьцзи, сохранились до наших дней. В седьмом веке дзен-буддизм достиг Кореи, а в девятом веке начал распространяться в Японии. До сих пор ведутся споры о происхождении термина “дзен”. Это слово не встречается в традиционных буддийских текстах, поскольку оно японского происхождения и переводится как “созерцание”, “медитация”. У индусов, однако, был эквивалент, который на санскрите звучит как “дхьяна”. (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии. В нем нет странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые могут сделать любого человека счастливым и привести к эволюции. Чтобы практиковать дзен-буддизм, не обязательно запираться в монастыре на полжизни, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать любой человек в мегаполисе и обычной социальной жизни.В японском Риндзай самоанализ коанов выработал свою собственную форму со стандартизированной программой обучения коанов, которые необходимо изучить и “сдать” в последовательную школу. Этот процесс включает стандартизированные “тестовые вопросы” (сасё) и общие наборы “заключительных предложений” (дзакуго) или цитаты из стихов, которые ученики заучивают в качестве ответов. Овладение учеником дзэн личной беседой учителя (которая в японском языке называется докусан, дайсан или сандзэн). Хотя однозначного ответа на коан не существует, те, кто его дает, через свои ответы реализуют свое духовное понимание. Учитель может принять или не принять ответ и указать ученику правильное направление. Взаимодействие с учителем необходимо для дзэн, но делает практику дзэн уязвимой для непонимания и эксплуатации. Кан-исследования можно практиковать во время дзадзэн (сидячей медитации), кинхин (медитации при ходьбе) и во время всех повседневных занятий. Цель практики часто называют кэнсё (видение своей истинной природы), а условия, которые должны быть выполнены для достижения естественного, спокойного, приземленного существования, “окончательным освобождением”.”

“Сознание дзен, сознание новичка. Шунрю Судзуки

Хотя приписывание Шэньхуэем градуализма конкурирующей фракции было риторическим приемом, оно привело к концептуальному господству в чаньской традиции субитизма, при котором все обвинения в градуализме должны были избегаться. Эту “риторическую чистоту” было трудно совместить с реальной практикой медитации, и в текстах дзен оставалось мало места для описания реальной практики медитации, прямо отвергалась любая форма практики. Напротив, тексты ясно указывали и выражали эту пробужденную природу, уступая место парадоксальному характеру диалогов встреч и коанов.
В традиции дзен сложилась богатая текстовая традиция, основанная на интерпретации буддийских учений и записанных изречениях мастеров дзен. Среди важных текстов – “Сутра платформы” (VIII век), приписываемая Хуэйнэну; записи передачи чань, тэн-лу, такие как “Чинг-тэ ч’уань-тэн-лу”, составленная Тао-юнем и опубликованная в 1004 году; жанр ю-лу, состоящий из записанных изречений мастеров и диалогов из собраний; и сборники коанов, такие как “Врата без ворот” и “Запись синего утеса”.

Дзен-буддизм: основные принципы

Философия школы Хуаянь также оказала влияние на китайский чань. Одним из примеров является хуаяньская доктрина взаимопроникновения явлений, которая также использует исконно китайские философские понятия, такие как принцип (ли) и явления (ши). Теория Хуаяна о четырехчастной Дхармадхату также повлияла на “Пять ран” Дуншань Лянцзе (806-869), основателя линии Цаодун в Чань. Вся традиция дзэн построена на передаче учения через различные “приемы”: всевозможные импровизированные и, казалось бы, самые неподходящие вещи, светские и иные, такие как заваривание чая (чайная церемония), театральное представление, игра на флейте, искусство икебаны и композиция. То же самое можно сказать и о боевых искусствах. Боевые искусства были впервые объединены с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолинь как упражнения для укрепления тела, а позднее и для закалки духа бесстрашия. Боевые искусства Востока – это именно искусства, путь к развитию “духовной способности самурая” и реализации “пути” (“дао” или “до”), путь войны, меча и стрел. Бусидо, знаменитый “Путь самурая”. – свод правил и предписаний для “истинного”, “идеального” воина – разрабатывался в Японии на протяжении веков и вобрал в себя большинство постулатов дзен-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В боевых ситуациях у воина нет времени на раздумья, ситуация меняется так быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы следить за таким техническим действием, как удар в доли секунды. Чистое сознание, незамутненное ненужными мыслями, подобно зеркалу отражает все изменения в окружающем пространстве и позволяет воину реагировать спонтанно, не задумываясь. Отсутствие страха, как и любых других эмоций, также очень важно в поединке.

“Основы дзен-буддизма”. Дайсэцу Тайтаро Судзуки

Многие ранние чаньские наставники демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, чтобы искоренить в своих учениках привязанность к буквам, образам и символам. Нельзя было даже говорить о преподавании дзэн, потому что его нельзя было преподавать через символы. Традиционно это особая передача пробужденного сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки – передача другим способом того, что невозможно выразить речью – “прямое учение”, своего рода невербальный способ общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы передаваться из поколения в поколение. Сам дзэн является своего рода “печатью ума (сердца)”, которую нельзя найти в священных писаниях, поскольку она “не основана на буквах и словах”.Во время сидячей медитации (坐禅, ч. цуньчан, яп. 627> дзадзэн, ко. джвасэн) практикующие обычно принимают позы, такие как позы лотоса, полулотоса, Бирмана или сейза, часто используя дхьянамудру. Часто для сидения используется квадратная или круглая подушка, положенная на мягкий коврик; в некоторых других случаях можно использовать стул.

Да, вы можете!

Школа Риндзай – это японская линия китайской школы Линчжи, которая была основана во времена династии Тан Линчжи Иксуаном. Школа Риндзай делает акцент на кэнсё, понимании своей истинной природы. Затем следует так называемая практика постсатори, или дальнейшая практика для достижения состояния Будды.
Хотя дхьяна в строгом смысле относится к четырем дхьянам в китайском буддизме, дхьяна может относиться к различным видам медитационных техник и подготовительных практик, которые необходимы для практики дхьяны. Пять основных видов медитации в сутрах Дхьяны: анапанасмрити (внимательность к дыханию); медитация патикуламанасикара (внимательность к нечистотам тела); медитация майтри (любящая доброта); созерцание двенадцати соединений пратисамутпада; и созерцание Будды. По словам современного мастера Чан Шенг Янга, эти практики называются “пятью методами утихомиривания или успокоения ума” и предназначены для заземления и очищения ума и способствуют развитию стадий дхьяны. Чань также разделяет практику четырех основ внимательности и Трех врат освобождения (пустота или шуньята, отсутствие признаков или анимита и отсутствие желаний или апрасих) с ранним буддизмом и классической Махаяной.

Дзенские повествования

Особенностью любого религиозного течения дзен является непризнание возможности передачи знаний в письменной форме. Только просветленный или пробужденный гуру способен научить тому, как понимать мир. И он может сделать это разными способами, вплоть до того, чтобы ударить вас палкой. В Японии классические боевые искусства (будо) и практика дзэн вступили в контакт друг с другом после принятия дзэн Риндзай кланом Ходзё в 13 веке, который применил эту дисциплину в своей боевой практике. Одной из влиятельных фигур в этих отношениях был священник Риндзай Такуан Сохо, который был хорошо известен своими трудами по дзэн и будо, предназначенными для самурайского сословия (особенно его “Свободный разум”). Школа Риндзай также перенимает некоторые даосские энергетические практики. Они были введены Хакуином (1686-1769), который научился различным техникам у отшельника по имени Хакую, который помог Хакуину вылечить его “болезнь дзен”. (состояние и физическое умственное истощение). Эти энергетические практики, известные как найкан, основаны на сосредоточении ума и своей жизненной энергии (ки) на тандэн (точка чуть ниже пупка).

Интервью с пользователями изменили мою жизнь и карьеру

Многие школы психотерапии – такие как гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлз – испытали влияние дзен, как и такие известные тренинги, как ЭСТ. Джон Энрайт, который много лет работал в гештальте с Перлзом, в своей книге “Гештальт, ведущий к просветлению” прямо пишет, что, по его мнению, главной целью гештальт-терапии является мини-сатиация – достижение особого озарения или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяется. Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания должны не подавляться, а глубоко реализовываться. На самом деле, повседневная деятельность, то, что вам нравится делать, может стать медитацией – но при одном условии: полностью присутствовать в том, что вы делаете. И ни при каких обстоятельствах не отвлекайтесь от него – будь то работа, распитие пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое хобби может стать способом реализации вашей истинной природы. Она превращает саму жизнь в произведение искусства в каждом ее проявлении.

Практика

В дзэн акцент на пути к сатори делается не только (и не столько) на писаниях и сутрах, сколько на непосредственном постижении реальности, основанном на интуитивном проникновении в собственную природу (медитация). Согласно дзэн, любой человек может достичь сатори в этом воплощении, покинув бесконечный цикл рождения и смерти (самсару). В дзэн есть выражение: “Сансара – это нирвана”, что выражает идею о том, что просветление достижимо в каждом воплощении.

Источник

Оцените статью