Какую роль имеет «долг» в структуре моральной мотивации? В чем состоит его регулятивное значение?
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
План практического занятия
Тема 1. Понятие, предмет, система этики и место среди других гуманитарных наук
Кол-во часов: 4 часа
1. Понятие и предмет этики как науки. Происхождение термина «Этика». Функции этики как науки.
Ответьте на вопросы:
Среди определений этики есть следующие:»Этика — это эстетика души» (Тьер Риверди);»Этика есть философия убеждения» (И. Кант). Как вы их понимаете? Какое из них, на ваш взгляд, более удачное?Как бы вы сами определили, что такое этика?
2. Связь этики с философией, педагогикой, психологией, эстетикой, экологией, социологией, правом, историей, этнографией, антропологией, экономикой.
3. Мораль: общая характеристика. Признаки морали. Структура морали: нравственное сознание (общественное, групповое, индивидуальное), нравственная практика, нравственные отношения. Функции морали.
4. Основные этические категории, их правовое воплощение: добро и зло, благо, идеал, смысл жизни, совесть, свобода, добродетель и порок, справедливость, честь и долг, счастье, честность, справедливость. Ответьте на вопросы, дайте характеристику, приведите примеры.
Добро и зло.
В каких смыслах рассматриваются понятия «добро» и «зло» в этике?
Какие концепции добра и зла существуют в истории этических учений?
Каковы важнейшие толкования добра?
4. Ответьте на вопросы:
Существует мнение: «Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле — одна из самых необъяснимых» (А. Принс).Согласны ли Вы с этим? Можете ли Вы назвать причины существования зла на земле? Можно ли выделить причины существования добра? Если да, назовите их.
Как Вы понимаете следующие выражения.Согласны ли Вы с ними? Аргументируйте свой ответ.
— Ни одно доброе дело не остается безнаказанным;
— Берегись каждого, кому ты сделал добро (турецкая пословица);
— Беги от добра — спасешься от зла (турецкая пословица);
— Не делай добра, не получишь зла;
— Сделал добро и брось его в воду.
— Что отдал, то твое.
— Делая добро, будь благодарен за это ( Л.Н. Толстой).
— Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают (Л. Вовенарг).
— Брать — значит терять, отдавать — значит приобретать.
Сравните два бессмертных высказывания. Какая общая идея лежит в их основе?
— Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит: «Я часть той части целого, которая хочет зла и творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное. (Ф.М. Достоевский);
— Хотели как лучше, а получилось как всегда. (В.С. Черномырдин).
Благо
Какой смысл в этике придавался понятию блага?
Идеал
В чем заключается понимание «идеала» в этике? Какие подходы существуют в теориях морали?
Как понимается в этике выражение «нравственный идеализм»?
Смысл жизни
Как понимается в этике выражение «нравственный идеализм»?
Заполните таблицу (письменно)
Модели смысла жизни в основных исторических концепциях
Концепция | Смысл жизни |
Гедонизм | Стремление к наслаждению |
Эвдемонизм | |
Кинизм | |
Эпикурейство | |
Средневековая этика | |
Этика возрождения | |
РационализмXVII-XVIII вв. | |
Т. Гоббс (XVIII в.) Ф. Ницше (XIX в.) | |
Прагматизм | |
Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.) |
Совесть
Какие трактовки понятия «совесть» существовали в истории моральной философии?
Какие важнейшие смыслы связаны в этике с пониманием категории «совесть»?
Свобода
Каковы основные значения понятия «свобода» в этике? Как связаны свобода и ответственность, какие виды ответственности выделяют в этике?
Добродетель и порок
Что понимают под терминами «добродетель» и «порок» в этике? Какие смыслы понятия «добродетель» рассматривались в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, И. Канта, В. Соловьева?
В чем состоит различие классических «кардинальных «добродетелей античности и «теологических» добродетелей?
Какие социально-нравственные добродетели рассматриваются в этике? Как понимаются трудолюбие, мужество, патриотизм, космополитизм, гражданственность в этических концепциях? Какое значение имеют коммуникативные добродетели (дружба, товарищество, гуманность, милосердие)?
Долг
Какую роль имеет «долг» в структуре моральной мотивации? В чем состоит его регулятивное значение?
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1053 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Закон Дарения: Научитесь отдавать и вы получите
В действительности, самый простой способ получить то, что вы хотите, — помочь другим получить то, что хотят они.
Этот принцип одинаково работает как для отдельных людей, так и для корпораций, объединений и целых народов. Если вы хотите наслаждаться всем хорошим в жизни, научитесь молча благословлять каждого на все хорошее в жизни. Закон Дарения. Этот закон можно было бы также назвать Законом Отдавания и Получения, потому что Вселенная функционирует благодаря динамике обмена.
Закон Дарения
Нет ничего неподвижного. Ваше тело находится в вечном движении и совершает постоянный обмен с телом Вселенной; ваш Разум динамически взаимодействует с космическим Разумом; ваша энергия является выражением космической энергии.
Поток жизни — это не что иное, как гармоническое взаимодействие всех элементов и сил, которые образуют пространство существования.
Это гармоническое взаимодействие элементов и сил в вашей жизни отражает Закон Дарения.
Поскольку ваше тело и ваш Разум находятся в состоянии постоянного динамического обмена со Вселенной, прекращение циркуляции энергии было бы подобно прекращению кровотока. Стоит потоку крови остановиться, как она начинает застаиваться и свертываться.
Вот почему для поддержания в своей жизни богатства и изобилия — или чего бы вы ни пожелали еще — вы должны давать и получать.
Английское слово «affluence» — изобилие — происходит от слова «affluere», что означает «притекать». То есть «affluence» правильнее было бы переводить как «течение в изобилии», «обильный приток».
В каждом семени заложена возможность вырастить тысячи деревьев. Но семя не должно храниться, оно должно передать содержащуюся в нем информацию плодородному грунту. Благодаря тому, что оно отдает, его невидимая энергия находит материальное проявление.
Чем больше вы отдадите, тем больше вы получите, потому что вы будете поддерживать циркуляцию изобилия Вселенной в своей жизни. Фактически, все, что обладает ценностью, только умножается, когда вы отдаете это.
То, что благодаря отдаче не умножается, не стоит ни отдавать, ни получать. Если вы чувствуете, что, отдавая, вы что-то теряете, значит дарение не было настоящим и оно не приведет к росту. Если вы отдаете неохотно, за вашим даром нет никакой энергии.
Самое важное в вашем дарении и получении — это намерение. Намерение всегда должно заставлять дающего и получающего чувствовать себя счастливыми, потому что именно счастье поддерживает жизнь, а значит, и порождает рост. Возврат прямо пропорционален тому, что вы от-даете, если вы не ставите никаких условий и делаете это от всего сердца. Вот почему дарение должно быть радостным — одним из мест, где вы ощущаете радость самого акта дарения, должен быть ваш разум. Тогда энергия, которая стоит за актом дарения, многократно увеличится.
Применять на практике Закон Дарения на самом деле очень просто:
- если вы хотите получать радость, давайте радость другим;
- если вы хотите любви, научитесь дарить любовь;
- если вы хотите внимания и признания, научитесь отдавать внимание и признание;
- если вы хотите материального изобилия, помогайте его приобрести другим.
Даже сама мысль о дарении, мысль о благословении или простая молитва обладают силой, способной воздействовать на других. Это происходит потому, что наше тело, если свести его к его сущности, представляет собой локализованный сгусток энергии и информации во Вселенной энергии и информации.
Жизнь — вечный танец сознания, который выражается в динамическом обмене импульсами разума между микрокосмом и макрокосмом, между человеческим телом и телом Вселенной, между Разумом человеческим и Разумом Космическим.
Когда вы научаетесь отдавать то, чего вы добиваетесь, вы активизируете танец и вносите в него свою хореографию, наполняя его совершенными, энергичными, полными жизни движениями, которые образуют вечное биение жизни. опубликовано econet.ru .
Автор Дипак Чопра
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Философия счастья
Главная > Реферат >Философия
Есть два способа:
улучшить условия своей жизни (что не всегда помогает)
улучшить душевное состояние (это всегда в нашей власти; достигается через воцарение любви в наших сердцах).
Нельзя быть недовольным жизнью – это есть благо, данное нам. А все живое хочет и может быть счастливым, ведь это зависит только от нас самих. Любить (а это, значит, – исполнять закон Бога) «возможно во всяком положении», в богатстве или бедности, в высоком или низком ранге и т.д. Причем счастье – это исполнение не своей воли, но воли Бога, только когда человек забывает про свою волю и подчиняет ее высшей – только тогда находит благо. А воля Бога свершится в любом случае.
Как бы плохо ни было человеку, стоит ему только понять и принять жизнь и ее благо в соединении с душами других людей и Бога, сразу исчезнет зло (которое является лишь кажущимся); как только мы начнем осознавать свою жизнь как соединение любовью со всем живым и с Богом, так станем счастливыми.
Таким образом, главная идея, которую можно увидеть у Л. Толстого, это возможность счастливой жизни, которая осуществляется через любовь ко всем живущим (друзьям, врагам) и к Богу. Если в сердце царит любовь, то человек счастлив. Счастье достижимо – возлюби всех и не желай невозможного. Поэтому, счастливыми могут быть все, даже не прикладывая особых усилий, ведь любить – легче, чем не любить.
Этот тезис особенно актуален в современной ситуации, когда многие ощущают себя несчастными. Необходимо осознать, что счастливым можно быть при любых внешних условиях, если в душе царит покой и умиротворение, что достигается через любовь к большему количеству людей и к Богу (для верующих). Ведь внешними условиями мы часто управлять не можем; единственное, на что можно расчитывать всегда – это внутренний мир каждого, совершенствуя который, мы достигаем счастья, покоя, комфорта, стабильности, умиротворенности.
История развития проблемы счастья достаточно разнообразна. Суммируя их, в этической науке выделили три основных направления:
Основная категория в гедонизме – принцип наслаждения, Конечным благом считается лишь телесное наслаждение. Счастье определяется как совокупность частных телесных наслаждений. Люди стремятся избегать боли и получать как можно дольше телесных наслаждений.
Для эвдемонистов главное – это состояние души, а не только тела. Счастье достигается через освобождение от физических страданий, а души – от волнений. Чтобы стать счастливым, люди должны обратиться к себе.
В XIX веке выделяется еще одно течение – утилитаризм. Счастье определяется здесь как «сверхполезная польза», длящееся удовольствие, совокупность удовольствий. Т. Гоббс: «люди стремятся быть счастливыми, так как это им выгодно».
3.В чем смысл жизни? В чем цель человеческого бытия?
Эти вопросы всегда считались самыми глубокими, но их не следует называть даже поверхностными. Ведь если в чем-то есть смысл, то это что-то уже не есть просто то, что оно есть, оно не тождественно самому себе, но является символом. «Все преходящее лишь символ?»- переспросим мы ангелов. Почему-то жизнь человека принято считать чем-то сверхъестественным, подчиняющимся особым законам. Если так, то она — символ. Но всякий естественный природный процесс есть именно то, что он есть, и не имеет никакого смысла и цели. Действительно, какой смысл в том, что планеты движутся так а не иначе; и неужели Луна задалась целью не показывать нам свою обратную сторону? У природных процессов нет цели, есть лишь направление, в котором они идут по необходимости. К природе нельзя подходить с вопросом: «Зачем?» Иной раз даже «Почему?» звучит некорректно. Остается лишь спрашивать: «Что и как?»
Что есть жизнь? Цепочка поступков. А вот они-то имеют и цель и смысл, т.е. являются выражением чего-то иного, а именно, характера человека. Как убедительно доказал Шопенгауэр, человеческие дела так же как и любое явление природы подчиняются закону причинности: всякий поступок совершается при наличии достаточного мотива, т.е. цели. А цели мы полагаем в соответствии с их ценностью: прежде чем что-то становится целью, оно должно получить оценку, будь то на основе знания вещей или веры в их ценность. Итак, познавая вещи, или принимая на веру их ценность, мы создаем систему ценностей, исходя из которой полагаем себе цели, становящиеся мотивами наших поступков. И если нет ни внешних (другие люди), ни внутренних (характер) препятствий к претворению мотива в действие, поступок совершается с необходимостью. А на вопрос: «Мог ли данный человек при данных обстоятельствах поступить иначе?» ответим: «Мог бы, если был бы иным.» Но счастливый-то человек отличается от несчастливого, и в окружении тех же вещей он по иному оценивает их и ставит иные цели.
4. Счастье как этическая категория
Счастье можно рассматривать и как своеобразный мотив деятельности, в этой своей «ипостаси» оно первично по отношению к ней, программирует ее. В качестве мотива счастье существует как нечто, само собой разумеющееся, как не всегда осознаваемый фон деятельности, в той или иной степени (в зависимости от личности и обстоятельств ее бытия) определяющий жизненную стратегию, сложным образом (иногда чрезвычайно конфликтно) пронизывающий всю систему индивидуальных ценностей.
Что касается императивной характеристики счастья, то она весьма условна. Стремление к счастью — естественное желание, определяемое природой человека.
Выделяя эти три «образа» счастья, мы должны отдавать себе отчет, что в своем реальном, конкретном бытии счастье существует как сложный «сплав» оценки, повеления, мотивации, который специфически выражается на языке эмоционально-психологического аппарата человека.
Счастье можно рассматривать как сложное взаимоотношение объективного и субъективного, которое имеет различные формы проявления. Любое индивидуальное представление о счастливой жизни, насколько бы своеобразным оно не было, не свободно от социальных влияний, накладывающих существенный отпечаток на всю систему ценностных ориентаций личности. Разные люди, как известно, по-разному ведут себя даже в сходных социальных условиях, проявляя способность (либо неспособность) к поддержанию своей личностной автономии, независимости. (Активный, волевой человек способен преодолеть даже неблагоприятное для него стечение обстоятельств, слабый же даже в относительно приличных условиях находит основания для сетований на судьбу).
Ответ на вопрос: «Может ли быть счастлив человек, личные интересы которого противоречат общественным?», — не так прост, как может показаться на первый взгляд. Опыт показывает, что эгоистическая ориентация только на собственные интересы, наиболее эффективно, как представляется индивиду, ведущая его к счастью, на самом деле уводит от него. Эгоцентризм — неверно выбранное направление жизнедеятельности, поэтому он опасен не только своими последствиями для других людей, но и наносит существенный вред своему «носителю». Удовлетворенность жизнью предполагает ее социальную значимость, связана с утверждением своего «я» в социальной связи. Для счастья, вероятно, необходимо жить «для себя» и вместе с тем жить «для других». Эта мысль хорошо выражена А.Толстым: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении».
Преодоление себя (негативных особенностей своей «природы») — способ самореализации личности, способ благодарный, но трудный, поэтому известная с давних пор истина (брать — значит терять, отдавать — значит приобретать) является ценностью далеко не для всех людей. Ориентация «на других» не должна, разумеется, становиться самоцелью, препятствующей сохранению индивидуальности и превращающей существование человека в непрерывное «самообуздание». Идеальный вариант — гармония объективного и субъективного, личного и общественного, однако даже при наличии такой установки в сознании Индивида вряд ли можно ожидать ее простого, безболезненного утверждения в практике. Различные варианты дисгармонии, препятствующие, как правило, достижению счастья, определяются, конечно, не только особенностями личности, но и неблагоприятными социальными обстоятельствами ее бытия. История этики оставила нам различные рекомендации по достижению счастья в условиях дестабилизированной среды. Многие из них вполне актуальны сейчас. Принципиально и немедленно изменить их вряд ли возможно индивидуальными усилиями, а вот осознание их сути и определение в этом контексте своей жизненной позиции — задача достижимая. В любом случае очень важно ставить перед собой следующие вопросы: «Что я из себя представляю? Не являюсь ли я сам причиной своего несчастья?»
5. Цель или результат?
Счастье часто связывают либо с процессом достижения значимой цели, либо с его результатом. Важно, конечно, и то, и другое, но индивидуальные характеристики различных людей часто определяют их «ставку» на что-то одно. Многие, например, горят нетерпением немедленно получить желаемый результат, всеми силами стремятся ускорить процесс достижения, негативно переживая любое его замедление. Другие, напротив, стараются затянуть процесс, поскольку (осознанно или бессознательно) боятся разочарования при достижении цели. Действительно, предвкушение иногда оказывается приятнее осуществления, особенно для людей с развитым воображением. Кроме того, радость от реализации существенной для нас цели может быть омрачена слишком большими потерями на долгом пути к ней или отсутствием следующей цели, способной активизировать нашу жизненную энергию. Некоторые люди вообще не задумываются над стратегическими целями жизни (либо в силу примитивности своей духовной организации, либо из-за восприятия жизни как процесса, в котором постановка цели лишена смысла).
Выбор ориентации в этом вопросе — дело добровольное, однако нужно быть готовым принять последствия своего выбора, а они могут оказаться достаточно печальными. Определенной страховкой от будущих разочарований может служить хорошо продуманная «целевая иерархия», позволяющая создать смысло-жизненную перспективу. Тем не менее, как бы хитроумно не строили мы свою жизненную стратегию, избежать мучительных переживаний, горя и бед нам не дано. Как же соотносятся страдания и удовольствия в контексте проблемы счастья?
6. Счастье как эмоциональное переживание .
Счастье как эмоциональное переживание чрезвычайно «многоцветно». Основываясь на положительной (в целом) оценке человеком своей жизни, оно включает в себя разнообразные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные. Отождествление счастья с непрерывно длящимся наслаждением дезориентирует человека, установка на «сплошное блаженство» искажает систему ценностей и порождает, как правило, разочарование жизнью.
Погоня за удовольствиями, в процессе которой легко прививается моральный релятивизм и даже цинизм, приводит к пресыщению (если погоня оказывается «успешной») или к остро ощущаемой неудовлетворенности своим существованием (если нет возможности утолить жажду наслаждений). В любом случае человек, ориентированный подобным образом, оказывается не в состоянии противостоять неблагоприятным обстоятельствам, достойно переживать неминуемые огорчения и страдания.
Сложность, противоречивость, многоаспектность человеческой жизни является основой разнообразия ее эмоционального восприятия, в котором причудливо переплетаются радость и грусть. «Изъять» страдание из жизни невозможно, поэтому стремление к счастью предполагает, вероятно, готовность к страданию, формирование правильного к нему отношения. Поскольку страдание многолико, нам позволительно классифицировать его, выделяя, например, деструктивное и конструктивное. Названия эти, возможно, не совсем удачны, но они позволяют поставить реальную проблему. В самом деле, деструктивное страдание разрушает самые важные для субъекта ценности, делает невозможной (на время или даже навсегда) положительную оценку им своей жизни. Конструктивное, напротив, может усиливать и обогащать ощущение счастья. Формы того и другого вида страдания и его мера существенно определяются индивидуальными особенностями. Тонко чувствующие, ранимые натуры, например, глубоко переживают малейшие нюансы в человеческих отношениях, непонятные и недоступные другим людям, с более грубой душевной организацией.
Еще на заре становления этической рефлексии мудрецы зафиксировали истину, выведенную из житейских наблюдений: избыток удовольствий неизбежно приводит к страданию, а вот страдание от отсутствия удовольствия (правильно дозированное, конечно), воздержание дает возможность достигнуть впоследствии высшей степени наслаждения. Предвкушение удовольствия, отмечал Эпикур, способно облегчить наши страдания и даже, можем добавить мы, вызвать желание страдания.
Кстати говоря, физиологические исследования состояний острoгo наслаждения показывают, что при нем в работу вовлекаются две системы: парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов отрицательных эмоций. Не случайно, поэтому, отрицательные эмоции (слабой степени интенсивности) могут оказаться притягательными для индивида, который стремится (чаще всего бессознательно) утолить свой «эмоциональный голод».
Проблема счастья, конечно, не исчерпывается обрисованными здесь аспектами. Нужно отметить, что у счастья есть определенные количественные, если можно так выразиться, параметры. В различные моменты своей жизни человек может чувствовать себя или очень счастливым, или абсолютно несчастным, или находиться где-то посредине между этими крайними состояниями. Даже «первое приближение» к изучению проблемы счастья позволяет нам увидеть, что понятие это обозначает чрезвычайно сложное, многогранное переживание, в котором в противоречивом единстве сплетаются тончайшие оттенки индивидуального мировосприятия. Тем не менее, можно говорить и о некоторых основаниях этого индивидуализированного жизнеощущения или, другими словами, об условиях счастья.
Источник