- Стяжание – это что? Стяжание Духа Святого
- Происхождение выражения
- Что означает слово «стяжание»
- Синонимы нашего термина
- Что означает «стяжание Духа Святого»
- Серафим Саровский: «Cтяжание Духа Святого»
- Происхождение выражения «стяжание Духа Святого»
- СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО
- Полезное
- Смотреть что такое «СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО» в других словарях:
Стяжание – это что? Стяжание Духа Святого
Все мы слышали выражение «стяжание Духа Святого». А что оно означает? Как объяснить его человеку, далекому от церкви? Стяжание – это что такое? Начнем с того, что слово редко употребляется в миру. Оно относится к старославянскому языку, встречается у А. С. Пушкина. Толковые словари объясняют его неоднозначно. Одни связывают смысл термина с получение, другие с корыстью или имуществом. Однако смысл приведенной фразы далек от всего материального. Давайте попробуем разобрать, стяжание – это корысть или получение?
Происхождение выражения
Ввел эту фразу в обращение Серафим Саровский. Как-то он беседовал с Мотовиловым о духовных вопросах. Рассуждения их касались сути веры, того, что происходит с человеком во время молитвы. Серафим Саровский сказал, что подобно человеку, пытающемуся добиться богатства и славы, действует и молящийся. Только его «достижения» лежат в иной сфере. Верующий стремится добыть Дух Святой, объединяющий с Господом. Выражение такое позаимствовано из обычной мирской веры. Стяжание Духа Святого – это приобретение благодати. Серафим Саровский сравнил работу верующего с той, что мы производим в обычной жизни. Труды человека направлены на получение благ для себя и семьи. Это всем понятно и не требует дополнительных разъяснений. А вот работу души, стремящейся к Господу, следует растолковывать, так как люди не могут образно представить, в чем она заключается. Серафим Саровский попытался подобрать понятное для прихожан выражение. В его устах стяжание – это получение или приобретение посредством трудов. Причем то, ради чего работает человек, является априори наивысшей ценностью.
Что означает слово «стяжание»
Чтобы получить дополнительные сведения, покопаемся в книгах. Д. Н. Ушаков приводит цитату А. С. Пушкина: «Из хат, из келий, из темниц они (разбойники) стеклися для стяжаний». Здесь понятно, что к духовной работе слово не имеет отношения. Однако оно означает работу, пусть и греховную, так как относится к деятельности бандитов. Те собирались, чтобы пополнить собственные карманы чужим богатством. Получается, что стяжание – это получение чего-то, приобретение. Причем конкретный философски-моральный аспект слова уточняется контекстом предложения. Можно говорить о стяжании богатства праведным трудом или воровством. Суть не изменяется. Слово означает приобретение или получение. А вот дополнительные термины в выражении наполняют его смыслом. У А. С. Пушкина это будет противоправная, аморальная деятельность. В устах же Серафима Саровского – высшая работа души.
Синонимы нашего термина
Словари разъясняют наш термин исходя из его мирского содержания. Синонимами к нему называются «корыстолюбие», «сникание» или «имущество». Человек стремится к более благополучной жизни. Одни честно работают, другие хитрят и обманывают. Но цель у них одна – разбогатеть, сладко кушать, находиться в безопасности, жить лучше других. То есть под стяжанием понимается приобретение ценности любыми путями. Опять же смысл слова уточняется дополнительными во фразе. Например, у А. Н. Апухтина есть выражение «Стяжанием неправедным богатый». Суть его вполне понятна. Говорится о человеке, обогатившемся воровством.
Что означает «стяжание Духа Святого»
Вернемся к объяснениям Серафима Саровского. Он довольно подробно растолковал фразу. У человека есть три источника желаний, воли. Первая – духовная, она подталкивает к единению с Господом, обретению благодати. Вторая – собственная, третья – бесовская. Последняя заставляет действовать из корысти, гордыни или тщеславия. Есть она у всякого и очень опасна. Вторая воля дает человеку выбор. Он сам решает, какие побудительные мотивы им руководят, что предпринимать и для чего. Одни воруют, другие добро творят. Но они действуют ради мирского результата. Облагодетельствовали ближнего, чтобы ему и себе приятно сделать. Только первая воля от Бога. Она подталкивает человека творить добрые дела ради Духа Святого. Когда ее человек слушает, он тоже «капитал» собирает. Но не мирской, подобный злату и деньгам, а вечный. Серафим Саровский говорил, что людям нужно накапливать этого богатства как можно больше. Не бояться его, а стремиться к стяжанию. Суть веры не в молитве, как таковой, и не в оправлении обрядов. Смысл всего, что делает воцерковленный человек, в стяжании Духа Святого, накоплении этого вечного богатства.
Источник
Серафим Саровский: «Cтяжание Духа Святого»
Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого. Так же, как мирские люди стремятся к стяжанию материальных благ, истинный верующий должен заботиться об обретении Благодати Духа Святого. У каждого православного человека свой путь, которым он идет к служению Богу и стяжанию Благодати. В этом ему, как правило, помогает «духовник».
Молитва, исповедь, причастите Святых Христовы Тайн, добрые дела – все это средства, с помощью которых все христиане стяжают Благодать Духа Святого.
Живое общение с Господом – это и есть стяжание Духа Святого .
Происхождение выражения «стяжание Духа Святого»
Это выражение в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молиться, Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства. Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.
Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.
Источник
СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО
Полезное
Смотреть что такое «СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО» в других словарях:
СВЯТОСТЬ — свойство, присущее Богу, которым Он наделяет лица и предметы. Святость не означает безгрешность, но принадлежность к Богу, устремленность к безгрешности и совершенству. Святой угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством. Святость есть… … Русская история
ФИЛОСОФИЯ РУССКАЯ — представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно нравственные категории. Русская философия это прежде всего… … Русская история
Концевич, Иван Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Концевич. Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) русский церковный историк. Содержание 1 Биография … Википедия
Иван Концевич — Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия
Иван Михайлович Концевич — (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной писательнице. Учился на… … Википедия
Концевич, Иван — Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия
Концевич И. — Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия
Концевич И. М. — Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия
Концевич Иван Михайлович — Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия
СВЯТАЯ РУСЬ — особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом … Русская история
Источник