Происхождение прозвища «Боттичелли»
«В это же самое время, иначе говоря, во времена великолепного Лоренцо Старшего деи Медичи, кои для людей талантливых были поистине золотым веком, процветал и Александр, именовавшийся по обычаю нашему Сандро и прозванный Боттичелли по причине, которая сейчас станет ясной. Был он сыном Мариано Филипепи, флорентийского гражданина, которым был тщательно воспитан и обучен всему, чему было принято в ту пору обучать мальчиков до того, как отдать их в мастерские. Однако, хотя он с легкостью изучал все, что ему хотелось, он тем не менее никогда не успокаивался и его не удовлетворяло никакое обучение ни чтению, ни письму, ни арифметике, так что отец, которому надоела эта взбалмошная голова, отдал его, отчаявшись, обучаться ювелирному делу у своего кума, прозванного Боттичелли, мастера в то время весьма сведущего в этом искусстве»
Настоящее имя художника — Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Смеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.
Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный».
Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли». Возможно, уличное курьезное прозвище «Botticella», означавшее «Бочоночек», стройный и ловкий маэстро Сандро унаследовал от отечески опекавшего его толстяка-Джованни, старшего брата Сандро, который стал маклером и выполнял роль финансового посредника при правительстве. Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка.
Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Источник
Что в имени твоем: как на самом деле звали художников Ренессанса?
В Европе со времен Проторенессанса существовал обычай давать прозвища деятелям искусств. По факту они являлись этакими аналогами современных ников в интернете, а позже становились творческими псевдонимами, под которыми художники и оставались в истории.
Сегодня мало, кто задумывается о том, что, например, Леонардо да Винчи вовсе не имел фамилии, ведь он был незаконорожденным сыном нотариуса Пьеро, проживавшего в селенье Анкиано близ городка Винчи. Так что полное имя гения эпохи Возрождения – Leonardo di ser Piero da Vinci, что переводится как «Леонардо сын господина Пьеро из городка Винчи», сокращенно – Леонардо да Винчи. Или Тициан. Его фамилия была Вечеллио и нередко к ней добавляли приставку да Кадоре, ведь живописец появился на свет в провинции Пьеве-ди-Кадоре. Правда, сегодня большинство любителей и знатоков истории искусств помнят лишь о первом имени маэстро венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса. Тоже самое касается и Микеланджело Буанарроти, полное имя которого Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаррoти Симoни ( Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), или Рафаэля Санти да Урбино (Raffaello Santi da Urbino), которого мы называем просто Рафаэль. Но это лишь сокращения, в которых по большому счету нет ничего особенного, сегодня же поговорим о псевдонимах значительных деятелей искусств различных периодов Ренессанса, которые кардинально отличаются от их истинных имен.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
1. Пожалуй, лучший пример прозвища, которое полностью стерло в массовом сознании полное имя и семейную фамилию художника, – Сандро Боттичелли. Начать стоит с того, что Сандро – сокращенное имя от Алессандро, то есть, это аналог русского имени Саша. А вот настоящая фамилия художника – ди Мариaно ди Ванни Филипeпи ( di Mariano di Vanni Filipepi). Откуда же взялся псевдоним Боттичелли, под которым создатель «Рождения Венеры» вошел в историю искусств? Тут все очень интересно. Прозвище Боттичелли означает «бочонок», а происходит оно от итальянского слова «botte». Им дразнили родного брата Сандро Джованни, который был толстяком, ну а к художнику прозвище брата просто перешло по наследству.
«Венера и Марс» Сандро Боттичелли, считается, что в образе Венеры художник изобразил свою музу
Симонетту Веспуччи, а черты Алессандро можно увидеть в образе Марса.
2. Джотто – тоже псевдоним. При этом настоящего имени создателя фресок капеллы Скровеньи и росписей в верхней церкви Святого Франциска в Ассизи мы не знаем. Известна фамилия художника – di Bondone, ведь родился он в семье кузнеца Бондоне, проживавшего в городке Веспигниано. А вот Джотто (Giotto) – уменьшительная форма сразу двух имен: Амброджио (Ambrogio) и Анджиоло (Angiolo). Так что художника звали или Амроджио да Бондоне, или Анджиоло да Бондоне, по этому вопросу полной ясности до сих пор нет.
3. Эль Греко на самом деле звали Домeникос Теотокопулос. Прозвище, под которым он вошел в историю искусств, переводится с испанского языка, как «грек», что логично, ведь родился Доменикос на Крите, начинал свой творческий путь в Венеции и Риме, но его имя в большей степени связано с испанским Толедо, где художник творил до самой смерти. Хотя Доменикос до конца своих дней подписывал собственные работы исключительно настоящим именем Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, закрепившееся за ним прозвище El Greco отнюдь не уничижительное. Напротив, оно даже почетное, ведь правильный его перевод на русский язык «тот самый грек», а не какой-то там непонятный персонаж из Греции. Дело в том, приставка El — определенный артикль в испанском языке. Для сравнения, к примеру, в Падуе, городе, которому покровительствует Антоний Падуанский, Сан-Антонио часто называют Il Santo (итальянский артикль Il — аналог испанского El), что означает «тот самый наш любимый святой».
«Портрет старика», Эль Греко
4. Андреа Палладио – единственный архитектор, чьим именем названо архитектурное направление «палладианство», этот тезис можно прочитать любом справочнике по истории искусств. И он не совсем верный, ведь Палладио – псевдоним, отсылающий к античной богине мудрости Афине Палладе, точнее, к ее статуе, которая по древнегреческому преданию упала с неба и защищала Афины. Настоящее же имя архитектора Андреа ди Пьетро делла Гондола (Andrea di Pietro della Gondolla), что означает «Андреа сын Пьетро делла Гондола», а отец Палладио был обыкновенным мельником. Кстати, сменить непритязательную фамилию «делла Гондола» на звучную «Палладио» Андреа додумался не сам. Идею ему подсказал итальянский поэт и драматург Джан Джорджо Триссино из города Виченца, где впоследствии творил архитектор. Триссино первым сумел рассмотреть потенциал молодого человека и всячески покровительствовал ему в начале творческого пути, то есть, как сейчас принято говорить, взял на себя роль продюсера.
На фото: статуи на вершине Базилика Палладиана и крыши Виченцы
5. Иногда, чтобы понять, какая именно богатая семья покровительствовала художнику, достаточно посмотреть на его псевдоним. Говорящий пример – Корреджо. Настоящее имя создателя глубоко эротических по меркам Высокого Возрождения картин «Юпитер и Ио» и «Даная» – Антонио Аллегри (Antonio Allegri), кстати, на русский это можно переложить, как «Антон Веселов».
Свое прозвище по одной из версий он получил благодаря графине Корреджо Веронике Гамбаре, которую Антонио запечатлел на картине «Портрет дамы», что находится в собрании Эрмитажа. Дело в том, что именно она рекомендовала художника мантуанскому герцогу, после чего у живописца начался карьерный взлет. По другой версии, свое прозвище Андреа получил от города Корреджо, где активно творил. Впрочем, если вспомнить, что название этого населенного пункта по факту просто фамилия все той же влиятельной феодальной семьи Корреджо, которая управляла еще и соседней Пармой, где также работал Андреа, – противоречие пропадает.
Портрет Вероники Гамбары, созданный Корреджо
6. У итальянского живописца Россо Фьорентино (Rosso Fiorentino), творившего не только на родине, но и во Франции, прозвище говорящее – «рыжий флорентиец», не больше — не меньше. Настоящее же имя живописца Джован Баттиста ди Джакопо (Giovan Battista di Jacopo) не помнило и большинство его современников. Но рыжий цвет волос – дело такое. Обязывает.
«Пьета», Россо Фьорентино
7. А вот Джакопо или Якопо Каруччи (Jacopo Carucci), вошедший в историю под псевдонимом Понтормо (Pontormo), получил прозвище от названия своего родного города в Тоскане. Однако не пытайтесь найти одноименный населенный пункт на карте Италии.
Фрагмент картины «Снятие с креста» Понтормо
Сегодня коммуна носит название Эмполи, а старое название этой местности теперь у всех ассоциируется лишь с именем живописца, создавшего «Снятие с креста» и полотно «Христос в Эммаусе».
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Источник
Биография Сандро Боттичелли
Жена — нет
Дети — нет
Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы.
Рождение и семья
Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.
Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.
Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.
Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.
Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.
Происхождение фамилии «Боттичелли»
Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.
По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.
Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.
Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).
Обучение живописи
В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.
Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.
Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.
После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.
У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.
На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:
- «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
- «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
- «Мадонна в розовом саду»;
- «Мадонна Евхаристии».
Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.
Творчество
С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».
Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:
- «Аллегория силы»;
- «Возвращение Юдифи»;
- «Нахождение тела Олоферна»;
- «Святой Себастьян».
В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.
В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.
В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.
Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:
- «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
- «Портрет Джулиано Медичи»;
- «Портрет молодой женщины»;
- «Портрет Данте»;
- портреты флорентийских дам.
Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.
В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:
- «Искушение Христа»;
- «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
- «Призвание Моисея».
В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:
- «Паллада и Кентавр»;
- «Венера и Марс»;
- «Мадонна делла Мелаграна»;
- «Благовещение»;
- «Оплакивание Христа».
Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».
В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:
- «Мадонна Магнификат»;
- «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
- «Мадонна с книгой»;
- «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
- «Мадонна с гранатом».
Последние годы жизни
В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.
С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».
В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:
- «Мистическое Рождество»;
- «Покинутая»;
- серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
- сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.
Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».
После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.
Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.
Личная жизнь
Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.
Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.
У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.
Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.
Источник