БОГОСЛОВ
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Смотреть что такое «БОГОСЛОВ» в других словарях:
Богослов.Ру — Богослов.Ru … Википедия
богослов — улем, муджтахид, мулла, теолог, муфтий, ахун Словарь русских синонимов. богослов теолог Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
БОГОСЛОВ — БОГОСЛОВ, а, муж. Специалист по богословию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БОГОСЛОВ — (Иоанн Богослов; см. тж БОГОСЛОВЕЦ, ИОАНН) В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые. (день Иоанна Богослова – 9 октября по н. с.) Цв916 (I,272); Спорили сотни Колоколов.… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
БОГОСЛОВ — [греч. θεολόγος; лат. theologus], термин, в разные исторические эпохи обозначал различные понятия. В античности Б. назывались поэты, занимавшиеся описанием происхождения богов и исследованием их природы (теогонией, мифологией) (Arist. Met. III 4 … Православная энциклопедия
богослов — а, ч. 1) Фахівець з богослов я; теолог. 2) заст. Учень старшого класу духовної семінарії … Український тлумачний словник
богослов — (фахівець із богослов я), теолог … Словник синонімів української мови
БОГОСЛОВ — Афонька Богослов, валуйский ездок. 1629. А. М. Г. I, 298 … Биографический словарь
Богослов — I м. Специалист в области богословия [богословие I]; теолог. II м. Ученик старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Богослов — I м. Специалист в области богословия [богословие I]; теолог. II м. Ученик старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Источник
Значение слова «богослов»
1. Специалист по богословию.
2. Ученик старшего класса духовной семинарии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БОГОСЛО’В, а, м. 1. Специалист по богословию. 2. В старину — ученик духовной семинарии по классу богословия (истор.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Богосло́в
1. название нескольких сёл в России
2. название острова, относящегося к Алеутским островам, и расположенного на нём вулкана
богосло́в
1. тот, кто занимается богословием, знаток богословия ◆ Люби бога и люби ближнего, как самого себя, — вот эта правда, во всей её ясности и простоте, и она наиболее доступна не богословам и начётчикам, а именно вам, простым и удручённым сердцам. Салтыков-Щедрин, «Христова ночь», 1886 г.
2. истор. ученик старшего класса духовной семинарии ◆ Грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями под мышкой, брели в класс. Гоголь, «Вий», 1835–1841 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поворачивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Словари
Специалист в области богословия [богословие I]; теолог.
Ученик старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.).
БОГОСЛО́В, богослова, муж.
1. Специалист по богословию.
2. В старину — ученик духовной семинарии по классу богословия (ист.).
БОГОСЛО́В, -а, муж. Специалист по богословию.
Человек, являющийся специалистом в области теологии, богословия;
Блаженный Августин — один из виднейших христианских богословов.
БОГОСЛО́В -а; м. Специалист по богословию; теолог.
1. Специалист по богословию.
2. Ученик старшего класса духовной семинарии.
богосло́в, -а; но: Иоа́нн Богосло́в, Григо́рий Богосло́в
богосло́в, богосло́вы, богосло́ва, богосло́вов, богосло́ву, богосло́вам, богосло́вом, богосло́вами, богосло́ве, богосло́вах
сущ., кол-во синонимов: 11
улем, муджтахид, мулла, теолог, муфтий, ахун
специалист в области богословия)
— Кем был Халява в повести Гоголя «Вий»?
Попу да вору — все впору. Богослов, да не однослов.
проповедующий слово Божие (Мин. мес. окт. 5).
БОГОСЛОВЕСЬ|Ѥ (1*), -˫А с. То же, что богословиѥ:
тако и на(м) елико не дѣиство(м) оч(с)тимсѩ ||=бесѣдовати о б҃ословесьи не може(м). ГБ XIV, 18б-в.
что же б҃ословесни(к) по всему вѣща ГБ XIV, 59б.
БОГОСЛОВЕСЬНЫИ (10) пр. Проповедующий божие учение, богословский:
о вл҃ко стадо богословесьных твоихъ овьць. и имъже м˫а бѣ пастоуха створилъ ЖФП XII, 27в; ненавид˫а же испьрва добра золодѣи врагъ. вид˫а себе побѣжаѥма съмѣрениѥмь. б҃ословесьнааго отрока. Там же, 29б; проповѣданоую вѣроу оутвьржаѥмъ. б҃гословесьны˫а о ст҃мь д҃сѣ гласы. любѩще.. (ϑεολόγους) КЕ XII, 40б; г҃и iс҃е х҃е. помози моѥи хоудости рекыи б҃ословѣсными оусты своими СбЯр XIII, 172; Того григорь˫а сло(в). о словесѣ(х). и о сбиратели иоуль˫анѣ и о написаньи б҃ословеснѣ. ГБ XIV, 201г.
сущ. греч. θεολόγος — богослов. Радуйся Кр(с̃)те, имже познася единымъ мгновенiемъ разбойникъ бг̃ословецъ взываяй (2 ср. Чет. трип. 2, п. 8, 1).
БОГОСЛОВИ|Ѥ (64), -˫А с. Богословие, теология, христианское учение:
О богословии и правѣи вѣрѣ (περὶ ϑεολογίας) КЕ XII, 3а; ѡ б҃гословиi i ѡ правовѣрнѣи вѣрѣ. КР 1284, 17г; за(х)рi˫а (ж) писе(ц). мно(го) написавъ б҃ословi˫а ст҃ы(х) книгъ. Псалт 1296, 337 (запись); б҃ословиѥ сложению расоужению исто||чникъ. (ϑεολογίας) ПНЧ 1296, 118 об. — 119; сего ради Пилатъ, вѣдыи ѥго, ˫ако ѥсть любоистець и любоправитель, чюдеса Х(с)ва всего ч(с)тивь˫а ѥго и б҃ословь˫а, въ свiтцѣ написавъ, извѣстова ѥмоу (τὰ. δόγματι) ГА XIII-XIV, 141г; и б҃ословь˫а ||=и б҃иихъ таинъ съподоблѩѥтьсѩ. (ϑεολογίας) Там же, 227б-в; Григории, б҃ословью тезъ (τῆς ϑεολογίας) Там же, 228г; Раздрушивъ еоуномиево противле(н)е б҃ословець въсходи(т) на предлежащее б҃ословье. и о безмѣрнѣмь мудрьствуе(т). ГБ XIV, 54б; многы же таины сказавъ ему б҃ословь˫а. (τῆς ϑεολογίας) ЖВИ XIV-XV, 122б;
много пѣтоѥ и чьстьноѥ б҃ословиѥ. УСт XII/XIII, 252 об.
прил., кол-во синонимов: 2
1. Научная дисциплина, изучающая отношение человека к Богу [Бог I] и Бога к человеку, систематически излагающая и истолковывающая религиозное учение; теология.
2. Совокупность доктрин какой-либо религии.
Название старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.).
БОГОСЛО́ВИЕ, богословия, мн. нет, ср.
1. Учение о догматах какой-нибудь религии.
2. В старину — название старшего из трех двухгодичных классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие; ист.).
БОГОСЛО́ВИЕ, -я, ср. Совокупность доктрин какой-н. религии.
Совокупность церковных учений о Боге и догматах религии.
Теоретики богословия возлагали большие надежды на. попытку примирить идеализм с материализмом (Грекова).
От греческого theos ‘Бог’ и logos ‘учение’.
Под богословием понимается набор богословских дисциплин, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа. Богословие представляет собой систему обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его качествах, признаках и свойствах. Приводит доказательства истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Одна из основных предпосылок богословия — концепция личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.
БОГОСЛО́ВИЕ, -я, ср
Учение о Боге, его свойствах, качествах, признаках, доказательство истинности какого-л. вероучения, обоснование религиозной нравственности, правил и норм жизни духовенства и верующих, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы;
Богословие стало развиваться по-настоящему, когда началась борьба с ересями (прот. А. Шмеман).
БОГОСЛО́ВИЕ -я; ср. Систематическое изложение и истолкование какого-л. религиозного учения, догматов какой-л. религии; теология. Профессор богословия. Читать б.
богосло́вие (теология), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах философского умозрения на основе текстов, принимаемых как Божественное Откровение. В отличие от всякой автономной мысли, в том числе философии, богословие отводит разуму вспомогательную роль — он только разъясняет и истолковывает «слово Божие», наличие которого предполагает существование его адресата — «народа Божия» и неразрывную связь богословия с социальной организацией типа христианской церкви и иудаистской или мусульманской общины.
БОГОСЛОВИЕ — БОГОСЛО́ВИЕ, то же, что теология (см. ТЕОЛОГИЯ).
БОГОСЛОВИЕ — то же, что теология.
Схоластическое церковное учение о боге и догматах религии.
БОГОСЛО́ВИЕ — обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное, пастырское, литургическое, сравнительное (некогда «обличительное»), патрология. Вначале отцы Церкви называли Б. Священное Писание, позднее — изложение вероучительных истин христианства (в частности, учение о Троице, см. три «Слова о богословии» св. Григория Богослова). У Дионисия Псевдо-Ареопагита различаются апофатическое, катафатическое и мистическое Б. Всякое Б. мистично, поскольку являет божественную тайну, данную Откровением, но мистику часто противополагают Б. как область, не доступную познанию, как неизреченную тайну, сокровенную глубину, как то, что может быть скорее пережито, чем познано. Первые шаги Б. — преодоление влияния иудаизма, язычества, ересей (прежде всего гностицизма). «Золотой век» Б. — 4-8 вв., эпоха семи Вселенских соборов, период, в к-рый сформулированы триадологические и христологические догматы. В последующий период для Востока существенно Б. св. Григория Паламы, а для Запада схоластика, повлиявшая позднее и на Вост. Б. В строгом смысле слова Б. — сознат. усилие христианина вслушиваться в слово Откровения, к-рое Бог провозгласил историческими событиями, стремление постичь Откровение на основании научных методов, размышлений и логических выводов. В восточной аскетической традиции наиб. существ. для Б. считается молитвенное созерцание, вовлеченность в жизнь Церкви, участие в таинствах.
С принятием крещения Русь постепенно усваивала разл. эл-ты византийского наследия, в т. ч. и богословский. Однако глубокому и прочному усвоению его интеллект. культуры, опирающейся на высшие достижения греч. филос. гения, здесь препятствовали недостаточный уровень собств. просвещенности, удаленность от греко-византийских культурных центров. Христ-во было воспринято Русью в значит. мере эмоционально и мифологически, без должной богослов. основы. Это придало чувств. непосредственность и душевную теплоту рус. православию, но также привело с течением времени к его отрыву от традиции вост. богослов. мысли и к зависимости от зап. теологич. школ. Данному обст-ву способствовало отсутствие православных богословских центров за пределами России после овладения турками христ. Востоком, в силу чего православные богословы вынуждены были получать образование в католич. и протестантских ун-тах. Церковная жизнь порождала и оригин. произв., хотя регулярное богослов. образование, необходимое для формирования богословской науки, сложилось значительно позднее. Наряду с пер. свято-отеч. агиографич. и богослужебных текстов появлялись поучения («Слово о законе и благодати» митр. Илариона, поучения Новгород. еп. Луки Жидяты — 11 в.), описания паломничеств и церковно-ист. событий. Проникновение с 14 в. через Новгород и Псков зап. влияния, проявление ереси стригольников, а затем жидовствующих (кон. 15 в.) вызвали подъем богословской активности. Архиеп. Геннадий собирает первый полный список Библии: преп. Иосиф Волоцкий в «Просветителе» осуществляет практически первый опыт рус. богословия; Зиновий Отенский, опровергая учение Феодора Косого, впервые в рус. лит-ре приводит развернутые доказательства бытия Божия и обличает антитринитарные взгляды («Истины проказания»). Переводит и истолковывает правосл. учение преп. Максим Грек; св. митроп. Макарий изд. Четьи-Минеи.
Стимулом для развития богослов. образования явилась борьба на Ю.-З. с зап. влиянием и унией (1596). В Киеве в 1615 была учреждена Братская школа, впосл. Киево-Могилян. коллегия (с 1701 академия), где очень сильно было влияние зап. схоластич. богословия. Таковы, напр., тр. выпускника Киево-Могилянской коллегии, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского («Камень веры»). Др. выпускник ее — Феофан Прокопович, испытав латинское влияние, позднее симпатизировал протестантизму и вел со Стефаном принцип. спор, касавшийся не только догматич. тонкостей, но и практич. вопросов. Их последователи образовали, по существу, два направления богословской науки и церковной жизни. Сторонники Стефана делали акцент на обряде и таинстве, делах, подчеркивали значение личного подвига человека. Сторонники Феофана — на личной вере, настроении: указывали на необходимость участия христианина в обществ. благоустройстве, защищали связь религии, политики и христ-ва. В 1685 в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия (в 1697 была преобразована по типу Киевской).
Расцвет Б. относится к 19 в., в основе его — реформы духовного образования (первая — в 1808, последние — в 1869, 1884 и 1910. Был осуществлен первый полный рус. пер. Библии. Выдающийся богослов этой эпохи — митрополит Филарет (Дроздов), авторитет как в вопросах Св. Писания, так и в вероучительных и церковно-практич., известный проповедник. В это время появились относит. самостоят. богословские системы (архиепископа Филарета Гумилевского, митрополита Макария, епископа Сильвестра); были написаны истории Рус. Церкви (митрополита Евгения Болховитинова, А. Горского, архиепископа Филарета Гумилевского, Е. Голубинского); изд. тр. по церковному праву (епископа Иоанна, Соколова, Скворцова); значительно возросло влияние проповедников (архиепископа Иннокентия). Очень сильна была церковно-историч. наука (В. В. Болотов, А. П. Лебедев).
Спор славянофилов и западников во многом способствовал пробуждению в об-ве интереса к православию; все больше представителей светской культуры осознавали себя христ. мыслителями (А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, К. Леонтьев и др.); в лит-ре религ.-нравств. проблематика стала важнейшей (Достоевский, Лесков, Л. Толстой); старчество (Оптина пустынь), лучшие представители православной духовности (напр., св. Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов) и вся православная церковная культура оказывали все большее влияние на об-во и, что важно, на интеллигенцию, выходцы из к-рой начали приходить в церковную науку. Ими было творчески усвоено лучшее из рус. и др.-церков. богословского наследия и сказано мн. нового, прежде всего в религ. философии, к-рую невозможно отделить от богословия и без к-рой Б. в России невозможно представить (священник П. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, прот. С. Булгаков, И. А. Бердяев, Л. П. Карсавин и др.). Мн. из представителей первой волны эмиграции из России после окт. 1917 оказали сильное влияние на филос.-богословскую мысль Запада и способствовали появлению православных духовных школ (св. Сергия в Париже и св. Владимира в Нью-Йорке), продолжающих и в наст. время успешно осуществлять православное свидетельство.
Представление о Б. в России можно получить в богословских ж. (выходили до 1918): «Христианское чтение» (осн. 1821), «Православный собеседник» (1855), «Богословский вестник» (1892), «Тр. Киевской духовной академии» (1860), «Православное обозрение» (1860-91); «Вера и разум» (1884), «Странник» (при к-ром в СПб. проф. Лопухиным была начата в 1890 «Православная Богословская энциклопедия») и др. (см. также ж. рус. зарубежья: «Путь», «Новый град», «Вестник русского студенческого христ. движения»). Наиб. обстоят. анализ и историю Б. в России см. у прот. Г. Флоровского в кн. «Пути русского богословия», а также в энциклопедии «Христианство» (Т. 1-3, 1933-95).
Источник