Богочеловек что это значит

Значение слова богочеловек

Словарь Ушакова

богочеловек, богочеловека, муж. (церк.). По религиозным и мифологическим представлениям — бог в образе человека.

Православие. Словарь-справочник

наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе два совершенных естества – истинное божеское и истинное человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо. Это соединение – не простое общение Бога с человеком, а постоянное, неразрывное единство двух природ, в котором человеческая природа существует в воспринявшей ее ипостаси Слова. По учению Православной Церкви, сформулированному на IV Вселенском Соборе, естества во Иисусе Христе соединены неслитно (т.е. остаются целыми, а не образуют смешанную природу полуБога, получеловека), неизменно (т.е. и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (т.е. составляют не два обособленных лица, а единое лицо), неразлучно (т.е. никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении).

Православный энциклопедический словарь

Иисус Христос, Сын Божий и сын человеческий.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG God-(hu)man)

термин, относящийся к воплощению Иисуса Христа, к-рый, согласно исповеданию христианской церкви, обладает и божественной, и человеческой природами, как второе Лицо Троицы.

Словарь Ожегова

БОГОЧЕЛОВЕК, а, м. (Б прописное). Бог, принявший образ человека.

| прил. богочеловеческий, ая, ое.

Читайте также:  Что значит похвала пресвятой богородицы

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(Θεάνδρωπος) — слово не библейское, но очень древнее; кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения во Христе Божества и человечества. Вопрос о взаимном отношении во Христе Божества и человечества с особенною ревностью был обсуждаем в Церкви в V и VI вв. После победы над несторианством было ясно определено единство лица, а после опровержения монофизитства (см. Несторианство и Монофизитство) установилось в точности учение о целости естеств — Божеского и Человеческого в лице Христа. Таким образом был вполне уяснен догмат о Богочеловеке, и теперь слово Θεάνδρωπος стало выражать выработанное церковью учение о Лице Христа и взаимоотношении в Нем двух естеств (см. Иисус Христос).

Источник

Значение слова «богочеловек»

  • Богочелове́к (др.-греч. Θεάνθρωπος, лат. Theanthropos) — в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос.

В христианстве Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Священном Предании, Священном Писании, Никео-Цареградском и Халкидонском Символах Веры и определениях Вселенских соборов, сформулированное в процессе сложной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ — божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем . На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицы.

БОГОЧЕЛОВЕ’К, века, м. (церк.). По религиозным и мифологическим представлениям — бог в образе человека.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

бо̀гочелове́к

1. религ. тот, кто одновременно является богом и человеком

2. христ. (мн. ч. не употр.): одно из обозначений Иисуса Христа, отмечающее сочетание в нем божественной природы (как Бога-Сына, одного из лиц св. Троицы) и человеческой

3. перен. человек, не ведающий никаких преград

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: целение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Богочеловек

Богочелове́к – наиме­но­ва­ние Иисуса Христа, ука­зы­ва­ю­щее на то, что в Иисусе Христе заклю­чено два есте­ства – Боже­ское и чело­ве­че­ское – и что эти два есте­ства соеди­нены в Нем ипо­стасно, т.е. состав­ляют одно Лицо, одну Ипо­стась.

По учению Пра­во­слав­ной Церкви, сфор­му­ли­ро­ван­ному на IV Все­лен­ском Соборе, есте­ства во Иисусе Христе соеди­нены:

  • нес­литно (т.е. не обра­зуют сме­шан­ную при­роду полу­Бога, полу­че­ло­века),
  • неиз­менно (т.е. ни Боже­ское, ни чело­ве­че­ское есте­ство в резуль­тате этого соеди­не­ния не изме­ни­лись; Боже­ское обла­дает всеми Боже­ствен­ными свой­ствами, а чело­ве­че­ское — чело­ве­че­скими),
  • нераз­дельно (т.е. не пред­став­ляют собой два испо­стасно обособ­лен­ных есте­ства, а состав­ляют единое Лицо),
  • нераз­лучно (т.е. нико­гда не раз­лу­ча­лись с самого момента зача­тия и не будут раз­лу­чены).

Основ­ная Истина Пра­во­сла­вия – Бого­че­ло­век

Все истины Пра­во­сла­вия выво­дятся из одной истины и сво­дятся к одной истине, без­гра­нич­ной и вечной. Эта истина – Бого­че­ло­век Хри­стос… Пра­во­сла­вие – Пра­во­сла­вие Бого­че­ло­ве­ком. И ничем другим и никем другим. Отсюда второе имя Пра­во­сла­вия – Бого­че­ло­ве­че­ство. В нем ничего не бывает по чело­веку и от чело­века, но все при­хо­дит от Бого­че­ло­века и бывает по Бого­че­ло­веку. А это значит: основ­ную, вечную истину жизни и мира чело­век пере­жи­вает и сознает только с помо­щью Бого­че­ло­века, в Бого­че­ло­веке. И еще: все­це­лую истину о чело­веке, о цели и смысле его бытия, чело­век познает только через Бого­че­ло­века. Без Него и вне Его нет истин­ного чело­века, ибо чело­век явля­ется истин­ным только Бого­че­ло­ве­ком и в Бого­че­ло­веке. Вне Его чело­век пре­вра­ща­ется в при­ви­де­ние, в чудо­вище, в бес­смыс­лицу. И вместо чело­века вы нахо­дите лишь его остатки, обломки, прах. Поэтому истин­ное чело­ве­че­ство только в бого­че­ло­ве­че­стве. И нет дру­гого под небом.

Почему Бого­че­ло­век – основ­ная истина Пра­во­сла­вия? Потому что Он решил все вопросы, муча­ю­щие и тер­за­ю­щие дух чело­ве­че­ский: вопрос жизни и смерти, вопрос добра и зла, вопрос земли и неба, вопрос истины и лжи, вопрос любви и нена­ви­сти, вопрос правды и неправды. Одним словом, – вопрос чело­века и Бога.

Почему Бого­че­ло­век – основ­ная истина Пра­во­сла­вия? Потому что Своей земной жизнью Он самым оче­вид­ным обра­зом пока­зал, что Он – вопло­щен­ная, воче­ло­ве­чен­ная, вооб­ра­зо­ван­ная вечная Истина, вечная Правда, вечная Любовь, вечная Радость, вечная Сила: Bсe-истина, Все-правда, Bсe-любовь, Все-радость, Bсe-сила. Все Боже­ствен­ные совер­шен­ства Он свел с неба на землю. И не только свел, но и нас им научил и пре­по­дал нам бла­го­дат­ные силы пре­тво­рять их в свою жизнь, в свои мысли, в свои чув­ства, в свои дела. Отсюда наше при­зва­ние – вопло­тить их в себе и в окру­жа­ю­щем нас мире.

Посмот­рите на наи­луч­ших в роде чело­ве­че­ском. Во всех них Бого­че­ло­век – это то, что самое лучшее, самое глав­ное, вечное. Ибо Он – свя­тость Свя­ти­те­лей, муче­ни­че­ство муче­ни­ков, пра­вед­ность пра­вед­ни­ков, апо­столь­ство апо­сто­лов, доб­рота добрых, мило­сер­дие мило­серд­ных, любовь любя­щих.

Почему Бого­че­ло­век – все и вся в Пра­во­сла­вии? Потому что Он как Единый от Святой Троицы, вопло­щен­ный Сын Божий, неза­ме­ним и как Бог, и как Уте­ши­тель, и как Защит­ник, и как Учи­тель, и как Спа­си­тель. Изму­чен­ный тра­гич­но­стью земной жизни чело­век только в Нем, Все­ми­ло­сти­вом Гос­поде Иисусе Христе, нахо­дит Бога, могу­щего истинно осмыс­лить стра­да­ния, Уте­ши­теля, могу­щего истинно уте­шить во всякой скорби и печали, Защит­ника, могу­щего истинно защи­тить от вся­кого зла, Спа­си­теля, могу­щего истинно спасти от смерти и греха, Учи­теля, могу­щего истинно научить вечной Истине и Правде.

Бого­че­ло­век – все и вся в Пра­во­сла­вии, ибо Он без­мерно воз­ве­ли­чил чело­века: воз­двиг его до Бога, учинил его богом по бла­го­дати. И это осу­ще­ствил, не умаляя чело­века за счет Бога, а испол­няя его всеми Боже­ствен­ными совер­шен­ствами. Бого­че­ло­век, как никто другой, про­сла­вил чело­века: даро­вал ему жизнь вечную, Истину вечную, Любовь вечную, Правду вечную, Радость вечную, Добро вечное, Бла­жен­ство вечное. И чело­век Бого­че­ло­ве­ком достиг Боже­ствен­ного вели­чия.

Если основ­ная истина Пра­во­сла­вия – Бого­че­ло­век, то основ­ная истина любого ино­слав­ного испо­ве­да­ния – чело­век или же отдель­ные кру­пицы его суще­ства: разум, воля, чув­ства, душа, тело, веще­ство. Нет нигде пол­ного чело­века в ино­сла­вии; он там весь раз­дроб­лен на атомы, на отдель­ные части. И это все во славу вели­чины чело­ве­че­ской. Но насколько бес­смыс­ленно «искус­ство ради искус­ства», настолько бес­смыс­лен и «чело­век ради чело­века». Этот путь отво­дит в самый жалкий пан­де­мо­ниум, где вер­хов­ный идол – чело­век. И нет нигде более жал­кого идола, нежели этот.

Исход­ная, изна­чаль­ная истина Пра­во­сла­вия: чело­век не ради чело­века, а ради Бога. Или еще полнее: ради Бого­че­ло­века. Только в Нем можно понять чело­ве­че­ское суще­ство и оправ­дать его бытие. К этой истине сте­ка­ются все тайны неба и земли, все зна­чи­мо­сти всех миров, о кото­рых чело­век может мыс­лить, все радо­сти всех совер­шенств, кото­рых только может достиг­нуть чело­век. Так или иначе, в Пра­во­сла­вии Бого­че­ло­век – всё, и в Нем тогда и чело­век, а в ино­сла­вии – только голый чело­век.

В самом деле, Пра­во­сла­вие – не что иное, как чудес­ная Лич­ность Бого­че­ло­века Христа, про­дол­жен­ная через все века, про­дол­жен­ная как цер­ковь. Пра­во­сла­вие имеет свою печать и свой знак, по кото­рому рас­по­зна­ется. Это свет­лый Лик Бого­че­ло­века Иисуса Христа. Все, не име­ю­щее этого Лика, – непра­во­славно. Все, не име­ю­щее Бого­че­ло­ве­че­ской Правды, Истины, Любви, Веч­но­сти, – непра­во­славно. Все, стре­мя­ще­еся Еван­ге­лие Бого­че­ло­века осу­ще­ствить в сем мире мето­дами мира сего и цар­ства сего мира, – непра­во­славно; озна­чает раб­ство тре­тьему дья­воль­скому иску­ше­нию.

Быть пра­во­слав­ным значит: иметь посто­янно Бого­че­ло­века в душе, жить Им, мыс­лить Им, чув­ство­вать Им, делать Им. Дру­гими сло­вами, быть пра­во­слав­ным значит быть хри­сто­нос­цем и духо­нос­цем. Этого чело­век дости­гает, когда в Теле Хри­сто­вом – церкви – все­це­лое суще­ство свое испол­нит Бого­че­ло­ве­ком Хри­стом без вся­кого остатка. Поэтому пра­во­слав­ный чело­век посто­янно рас­пи­на­ется молит­вами между небом и землей, подобно радуге, свя­зы­ва­ю­щей вер­шину неба с без­дной земли. И тогда как телом он молит­венно ходит по скорб­ному зем­ному мура­вей­нику, душой он пре­бы­вает горе, где Хри­стос сидит одес­ную Бога, ибо жизнь его «сокрыта со Хри­стом в Боге» ( Кол.3:1-3 ).

Бого­че­ло­век осью про­хо­дит через все миры: и атом­ный, и чело­ве­че­ский, и херу­вим­ский. И если отпа­дет от этой оси какое бы то ни было суще­ство, оно увле­ка­ется в ужас, в муче­ния, в стра­да­ния. Отпал Люци­фер и стал сата­ной; отторг­лись Ангелы и стали бесами; отри­нулся во многом чело­век и утра­тил свой чело­ве­че­ский образ. Отпа­дает ли от нее какая бы то ни было тварь, – она неми­ну­емо сры­ва­ется в хаос и скорбь. А когда целый народ отре­ка­ется от Бого­че­ло­века, тогда исто­рия его пре­вра­ща­ется в шествие через ад и его ужасы.

Бого­че­ло­век – не только основ­ная истина Пра­во­сла­вия, но и сила, и вся мощь Пра­во­сла­вия, ибо только Он спа­сает чело­века от смерти, греха и дья­вола. Этого нико­гда не мог, не может и нико­гда не сможет сде­лать ни чело­век, каким бы он ни был, ни все чело­ве­че­ство как целое. Пора­же­ние – это всегда исход чело­ве­че­ской борьбы со смер­тью, грехом и дья­во­лом, если, чело­ве­ком не руко­во­дит Бого­че­ло­век. Только Бого­че­ло­ве­ком Хри­стом чело­век пре­одо­ле­вает и смерть, и грех, и дья­вола. Отсюда смысл чело­века: испол­ниться Бого­че­ло­ве­ком в Теле Его – церкви Пра­во­слав­ной, пре­об­ра­зиться Им через бла­го­дат­ные подвиги, стать все­мощ­ным Им силой Духа Свя­того, стать бес­смерт­ным, обо­житься, стать бого­че­ло­ве­ком. Это смысл, истин­ный смысл и все­це­лого рода чело­ве­че­ского. Это и радость, един­ствен­ная радость в этом мире без­мер­ной печали и ядо­ви­той горечи.

Пра­во­сла­вие – Пра­во­сла­вие Бого­че­ло­ве­ком. И мы, пра­во­слав­ные, испо­ве­дуя Бого­че­ло­века, через Бого­че­ло­века испо­ве­дуем хри­сто­об­ра­зие чело­века, боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние чело­века, боже­ствен­ное вели­чие чело­века, а этим и боже­ствен­ную зна­чи­мость чело­ве­че­ской лич­но­сти. В дей­стви­тель­но­сти, борьба за Бого­че­ло­века – это борьба за чело­века. Не гума­ни­сты, а люди пра­во­слав­ной, бого­че­ло­ве­че­ской веры и жизни борются за истин­ного чело­века, чело­века бого­об­раз­ного и хри­сто­об­раз­ного.

пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич). «На Бого­че­ло­ве­че­ском Пути», Санкт-Петер­бург, 1999 г.

Источник

БОГОЧЕЛОВЕК

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое «БОГОЧЕЛОВЕК» в других словарях:

богочеловек — богочеловек … Орфографический словарь-справочник

богочеловек — Иисус из Назарета, Христос, распятый, галилеянин, Иисус, Спас, Спаситель, Сын Божий, добрый пастырь, Иисус Христос, сын человеческий Словарь русских синонимов. Богочеловек см. Христос Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

богочеловек — БОГОЧЕЛОВЕК, Мессия, Спас, Спаситель, Христос … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

БОГОЧЕЛОВЕК — (греческое theantropos), согласно христианскому вероучению Иисус Христос, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы (как Бог Сын, 2 е лицо Троицы) и всю конкретность конечной человеческой природы … Современная энциклопедия

БОГОЧЕЛОВЕК — БОГОЧЕЛОВЕК, а, муж. (Б прописное). Бог, принявший образ человека. | прил. богочеловеческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Богочеловек — (QeandrwpoV) слово не библейское, но очень древнее;кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения воХристе Божества и человечества. Вопрос о взаимном отношении во ХристеБожества и человечества с особенною ревностью был… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Богочеловек — Богочеловек в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос[1]. В течениях христианства (в том числе, в православии) Богочеловек догматическое определение воплотившегося Сына Божьего второго лица Св. Троицы, Иисуса… … Википедия

богочеловек — БОГОЧЕЛОВЕК1, а, м (Б прописное). Бог Сын, Иисус Христос, принявший образ человека, соединяющий в себе два начала божественное и человеческое; Син.: Христос. Иисус Христос Богочеловек. БОГОЧЕЛОВЕК2, а, м (Б прописное). Религиозный догмат о Боге,… … Толковый словарь русских существительных

Богочеловек — (Θεάνδρωπος) слово не библейское, но очень древнее; кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения во Христе Божества и человечества. Вопрос о взаимном отношении во Христе Божества и человечества с особенною ревностью был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Богочеловек — м. Бог I, превратившийся согласно евангельскому преданию в человека (в христианстве это Иисус Христос, являющийся одновременно Богом Сыном и смертным человеком). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Оцените статью