- Значение слова богочеловек
- Словарь Ушакова
- Православие. Словарь-справочник
- Православный энциклопедический словарь
- Вестминстерский словарь теологических терминов
- Словарь Ожегова
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Значение слова «богочеловек»
- бо̀гочелове́к
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Богочеловек
- Основная Истина Православия – Богочеловек
- БОГОЧЕЛОВЕК
- Смотреть что такое «БОГОЧЕЛОВЕК» в других словарях:
Значение слова богочеловек
Словарь Ушакова
богочеловек, богочеловека, муж. (церк.). По религиозным и мифологическим представлениям — бог в образе человека.
Православие. Словарь-справочник
наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе два совершенных естества – истинное божеское и истинное человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо. Это соединение – не простое общение Бога с человеком, а постоянное, неразрывное единство двух природ, в котором человеческая природа существует в воспринявшей ее ипостаси Слова. По учению Православной Церкви, сформулированному на IV Вселенском Соборе, естества во Иисусе Христе соединены неслитно (т.е. остаются целыми, а не образуют смешанную природу полуБога, получеловека), неизменно (т.е. и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (т.е. составляют не два обособленных лица, а единое лицо), неразлучно (т.е. никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении).
Православный энциклопедический словарь
Иисус Христос, Сын Божий и сын человеческий.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG God-(hu)man)
термин, относящийся к воплощению Иисуса Христа, к-рый, согласно исповеданию христианской церкви, обладает и божественной, и человеческой природами, как второе Лицо Троицы.
Словарь Ожегова
БОГОЧЕЛОВЕК, а, м. (Б прописное). Бог, принявший образ человека.
| прил. богочеловеческий, ая, ое.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(Θεάνδρωπος) — слово не библейское, но очень древнее; кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения во Христе Божества и человечества. Вопрос о взаимном отношении во Христе Божества и человечества с особенною ревностью был обсуждаем в Церкви в V и VI вв. После победы над несторианством было ясно определено единство лица, а после опровержения монофизитства (см. Несторианство и Монофизитство) установилось в точности учение о целости естеств — Божеского и Человеческого в лице Христа. Таким образом был вполне уяснен догмат о Богочеловеке, и теперь слово Θεάνδρωπος стало выражать выработанное церковью учение о Лице Христа и взаимоотношении в Нем двух естеств (см. Иисус Христос).
Источник
Значение слова «богочеловек»
- Богочелове́к (др.-греч. Θεάνθρωπος, лат. Theanthropos) — в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос.
В христианстве Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Священном Предании, Священном Писании, Никео-Цареградском и Халкидонском Символах Веры и определениях Вселенских соборов, сформулированное в процессе сложной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ — божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем . На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицы.
БОГОЧЕЛОВЕ’К, века, м. (церк.). По религиозным и мифологическим представлениям — бог в образе человека.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бо̀гочелове́к
1. религ. тот, кто одновременно является богом и человеком
2. христ. (мн. ч. не употр.): одно из обозначений Иисуса Христа, отмечающее сочетание в нем божественной природы (как Бога-Сына, одного из лиц св. Троицы) и человеческой
3. перен. человек, не ведающий никаких преград
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: целение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Богочеловек
Богочелове́к – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе заключено два естества – Божеское и человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо, одну Ипостась.
По учению Православной Церкви, сформулированному на IV Вселенском Соборе, естества во Иисусе Христе соединены:
- неслитно (т.е. не образуют смешанную природу полуБога, получеловека),
- неизменно (т.е. ни Божеское, ни человеческое естество в результате этого соединения не изменились; Божеское обладает всеми Божественными свойствами, а человеческое — человеческими),
- нераздельно (т.е. не представляют собой два испостасно обособленных естества, а составляют единое Лицо),
- неразлучно (т.е. никогда не разлучались с самого момента зачатия и не будут разлучены).
Основная Истина Православия – Богочеловек
Все истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина – Богочеловек Христос… Православие – Православие Богочеловеком. И ничем другим и никем другим. Отсюда второе имя Православия – Богочеловечество. В нем ничего не бывает по человеку и от человека, но все приходит от Богочеловека и бывает по Богочеловеку. А это значит: основную, вечную истину жизни и мира человек переживает и сознает только с помощью Богочеловека, в Богочеловеке. И еще: всецелую истину о человеке, о цели и смысле его бытия, человек познает только через Богочеловека. Без Него и вне Его нет истинного человека, ибо человек является истинным только Богочеловеком и в Богочеловеке. Вне Его человек превращается в привидение, в чудовище, в бессмыслицу. И вместо человека вы находите лишь его остатки, обломки, прах. Поэтому истинное человечество только в богочеловечестве. И нет другого под небом.
Почему Богочеловек – основная истина Православия? Потому что Он решил все вопросы, мучающие и терзающие дух человеческий: вопрос жизни и смерти, вопрос добра и зла, вопрос земли и неба, вопрос истины и лжи, вопрос любви и ненависти, вопрос правды и неправды. Одним словом, – вопрос человека и Бога.
Почему Богочеловек – основная истина Православия? Потому что Своей земной жизнью Он самым очевидным образом показал, что Он – воплощенная, вочеловеченная, вообразованная вечная Истина, вечная Правда, вечная Любовь, вечная Радость, вечная Сила: Bсe-истина, Все-правда, Bсe-любовь, Все-радость, Bсe-сила. Все Божественные совершенства Он свел с неба на землю. И не только свел, но и нас им научил и преподал нам благодатные силы претворять их в свою жизнь, в свои мысли, в свои чувства, в свои дела. Отсюда наше призвание – воплотить их в себе и в окружающем нас мире.
Посмотрите на наилучших в роде человеческом. Во всех них Богочеловек – это то, что самое лучшее, самое главное, вечное. Ибо Он – святость Святителей, мученичество мучеников, праведность праведников, апостольство апостолов, доброта добрых, милосердие милосердных, любовь любящих.
Почему Богочеловек – все и вся в Православии? Потому что Он как Единый от Святой Троицы, воплощенный Сын Божий, незаменим и как Бог, и как Утешитель, и как Защитник, и как Учитель, и как Спаситель. Измученный трагичностью земной жизни человек только в Нем, Всемилостивом Господе Иисусе Христе, находит Бога, могущего истинно осмыслить страдания, Утешителя, могущего истинно утешить во всякой скорби и печали, Защитника, могущего истинно защитить от всякого зла, Спасителя, могущего истинно спасти от смерти и греха, Учителя, могущего истинно научить вечной Истине и Правде.
Богочеловек – все и вся в Православии, ибо Он безмерно возвеличил человека: воздвиг его до Бога, учинил его богом по благодати. И это осуществил, не умаляя человека за счет Бога, а исполняя его всеми Божественными совершенствами. Богочеловек, как никто другой, прославил человека: даровал ему жизнь вечную, Истину вечную, Любовь вечную, Правду вечную, Радость вечную, Добро вечное, Блаженство вечное. И человек Богочеловеком достиг Божественного величия.
Если основная истина Православия – Богочеловек, то основная истина любого инославного исповедания – человек или же отдельные крупицы его существа: разум, воля, чувства, душа, тело, вещество. Нет нигде полного человека в инославии; он там весь раздроблен на атомы, на отдельные части. И это все во славу величины человеческой. Но насколько бессмысленно «искусство ради искусства», настолько бессмыслен и «человек ради человека». Этот путь отводит в самый жалкий пандемониум, где верховный идол – человек. И нет нигде более жалкого идола, нежели этот.
Исходная, изначальная истина Православия: человек не ради человека, а ради Бога. Или еще полнее: ради Богочеловека. Только в Нем можно понять человеческое существо и оправдать его бытие. К этой истине стекаются все тайны неба и земли, все значимости всех миров, о которых человек может мыслить, все радости всех совершенств, которых только может достигнуть человек. Так или иначе, в Православии Богочеловек – всё, и в Нем тогда и человек, а в инославии – только голый человек.
В самом деле, Православие – не что иное, как чудесная Личность Богочеловека Христа, продолженная через все века, продолженная как церковь. Православие имеет свою печать и свой знак, по которому распознается. Это светлый Лик Богочеловека Иисуса Христа. Все, не имеющее этого Лика, – неправославно. Все, не имеющее Богочеловеческой Правды, Истины, Любви, Вечности, – неправославно. Все, стремящееся Евангелие Богочеловека осуществить в сем мире методами мира сего и царства сего мира, – неправославно; означает рабство третьему дьявольскому искушению.
Быть православным значит: иметь постоянно Богочеловека в душе, жить Им, мыслить Им, чувствовать Им, делать Им. Другими словами, быть православным значит быть христоносцем и духоносцем. Этого человек достигает, когда в Теле Христовом – церкви – всецелое существо свое исполнит Богочеловеком Христом без всякого остатка. Поэтому православный человек постоянно распинается молитвами между небом и землей, подобно радуге, связывающей вершину неба с бездной земли. И тогда как телом он молитвенно ходит по скорбному земному муравейнику, душой он пребывает горе, где Христос сидит одесную Бога, ибо жизнь его «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:1-3 ).
Богочеловек осью проходит через все миры: и атомный, и человеческий, и херувимский. И если отпадет от этой оси какое бы то ни было существо, оно увлекается в ужас, в мучения, в страдания. Отпал Люцифер и стал сатаной; отторглись Ангелы и стали бесами; отринулся во многом человек и утратил свой человеческий образ. Отпадает ли от нее какая бы то ни было тварь, – она неминуемо срывается в хаос и скорбь. А когда целый народ отрекается от Богочеловека, тогда история его превращается в шествие через ад и его ужасы.
Богочеловек – не только основная истина Православия, но и сила, и вся мощь Православия, ибо только Он спасает человека от смерти, греха и дьявола. Этого никогда не мог, не может и никогда не сможет сделать ни человек, каким бы он ни был, ни все человечество как целое. Поражение – это всегда исход человеческой борьбы со смертью, грехом и дьяволом, если, человеком не руководит Богочеловек. Только Богочеловеком Христом человек преодолевает и смерть, и грех, и дьявола. Отсюда смысл человека: исполниться Богочеловеком в Теле Его – церкви Православной, преобразиться Им через благодатные подвиги, стать всемощным Им силой Духа Святого, стать бессмертным, обожиться, стать богочеловеком. Это смысл, истинный смысл и всецелого рода человеческого. Это и радость, единственная радость в этом мире безмерной печали и ядовитой горечи.
Православие – Православие Богочеловеком. И мы, православные, исповедуя Богочеловека, через Богочеловека исповедуем христообразие человека, божественное происхождение человека, божественное величие человека, а этим и божественную значимость человеческой личности. В действительности, борьба за Богочеловека – это борьба за человека. Не гуманисты, а люди православной, богочеловеческой веры и жизни борются за истинного человека, человека богообразного и христообразного.
преподобный Иустин (Попович). «На Богочеловеческом Пути», Санкт-Петербург, 1999 г.
Источник
БОГОЧЕЛОВЕК
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Смотреть что такое «БОГОЧЕЛОВЕК» в других словарях:
богочеловек — богочеловек … Орфографический словарь-справочник
богочеловек — Иисус из Назарета, Христос, распятый, галилеянин, Иисус, Спас, Спаситель, Сын Божий, добрый пастырь, Иисус Христос, сын человеческий Словарь русских синонимов. Богочеловек см. Христос Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов
богочеловек — БОГОЧЕЛОВЕК, Мессия, Спас, Спаситель, Христос … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
БОГОЧЕЛОВЕК — (греческое theantropos), согласно христианскому вероучению Иисус Христос, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы (как Бог Сын, 2 е лицо Троицы) и всю конкретность конечной человеческой природы … Современная энциклопедия
БОГОЧЕЛОВЕК — БОГОЧЕЛОВЕК, а, муж. (Б прописное). Бог, принявший образ человека. | прил. богочеловеческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Богочеловек — (QeandrwpoV) слово не библейское, но очень древнее;кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения воХристе Божества и человечества. Вопрос о взаимном отношении во ХристеБожества и человечества с особенною ревностью был… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Богочеловек — Богочеловек в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос[1]. В течениях христианства (в том числе, в православии) Богочеловек догматическое определение воплотившегося Сына Божьего второго лица Св. Троицы, Иисуса… … Википедия
богочеловек — БОГОЧЕЛОВЕК1, а, м (Б прописное). Бог Сын, Иисус Христос, принявший образ человека, соединяющий в себе два начала божественное и человеческое; Син.: Христос. Иисус Христос Богочеловек. БОГОЧЕЛОВЕК2, а, м (Б прописное). Религиозный догмат о Боге,… … Толковый словарь русских существительных
Богочеловек — (Θεάνδρωπος) слово не библейское, но очень древнее; кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения во Христе Божества и человечества. Вопрос о взаимном отношении во Христе Божества и человечества с особенною ревностью был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Богочеловек — м. Бог I, превратившийся согласно евангельскому преданию в человека (в христианстве это Иисус Христос, являющийся одновременно Богом Сыном и смертным человеком). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Источник