Блаженный человек это что значит

Значение слова «блаженный»

1. В высшей степени счастливый. [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Грибоедов, Горе от ума. Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна;Не темнеют неба своды, Не проходит тишина. Языков, Пловец. || Выражающий блаженство. На губах [Порфирия Владимирыча] играла блаженная улыбка. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. [Соня] вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Л. Толстой, Война и мир.

2. только полн. ф. Разг. Глуповатый, чудаковатый (первоначально юродивый). | в знач. сущ. блаже́нный, —ого, м.; блаже́нная, —ой, ж. [Мастаков:] Часто я играю роль блаженного и дурачка, который не понимает своих поступков. М. Горький, Чудаки.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Блаже́нный (греч. μακάριος, лат. beatus, букв. счастливый) — особый лик святых в христианстве, имеющий в различных христианских церквях разное значение. Сродни ст.-слав. блаженъ, от блажити — нарицать блаженным (делать благим, хорошим) наряду с исконнорусским бо́лого. В широком смысле блаженный — всякий, кто наслаждается видением Бога и общается с Ним (блаженное видение).

БЛАЖЕ’ННЫЙ, ая, ое; -же́н, же́нна, же́нно. 1. Счастливый, невозмутимо радостный. Блаженное состояние. Там, за далью непогоды, есть блаженная страна. Язкв. Блажен, кто с молоду был молод. Пшкн. Блаженно (нареч.) улыбаться. 2. только полн. формы. Глуповатый, чудаковатый [первонач. юродивый] (разг.). С ним трудно иметь дело: он какой-то б. 3. только полн. формы. Название святых (церк.). Василий Б. Б. Августин.

Читайте также:  Что значит семейный быт

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

блаже́нный

1. в высшей степени счастливый ◆ [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Грибоедов, «Горе от ума», 1825 г. ◆ Там, за далью непогоды, // Есть блаженная страна; // Не темнеют неба своды, // Не проходит тишина. Н. М. Языков, «Пловец», 1829 г.

2. выражающий блаженство ◆ [Соня] вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1869 г.

3. только полн. ф. разг. глуповатый, чудаковатый (первоначально юродивый) ◆ [Мастаков:] Часто я играю роль блаженного и дурачка, который не понимает своих поступков. М. Горький, «Чудаки», 1910 г.

4. только полн. ф. религ. в христианстве отказавшийся от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: деть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова блаженный

Словарь Ушакова

блаж е нный, блаженная, блаженное; блажен, блаженна, блаженно.

1. Счастливый, невозмутимо радостный. Блаженное состояние. «Там, за далью непогоды, есть блаженная страна.» Языков . «Блажен, кто с молоду был молод.» Пушкин . Блаженно (нареч.) улыбаться.

2. только полн. Глуповатый, чудаковатый (первонач. юродивый) (разг.). С ним трудно иметь дело: он какой-то блаженный.

3. только полн. Название святых (церк.). Василий Блаженный. Блаженный Августин.

Блаженной памяти (офиц. дорев. о государях и высших духовных лицах; теперь разг. шутл.) — покойный.

Православие. Словарь-справочник

1. Эпитет, связанный в Православной Церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви – св. Августина, епископа Иппонийского (сев. Африка, 354-430 гг.) (см. Августин Блаженный) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347-420 гг.).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, ая, ое; БЛАЖЕН, а, о.

1. Счастливый, удовлетворенный.

* Блажен, кто Смолоду был молод. Блажен, кто вовремя созрел. // Пушкин. Евгений Онегин // *

* [Мальчишки:] — Николка, Николка — железный колпак! тррррр. [Старуха:] —Отвяжитесь, бесенята, от блаженного. Помолись, Николка, за меня, грешную. // Пушкин. Борис Годунов // *

◘ БЛАЖЕННЫЙ ПАМЯТИ, ◘ БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ.

* И жил он, ваш блаженныя памяти прадедушка, в хоромах деревянных малых. // Тургенев. Дворянское гнездо // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

блаж’енный — счастливый в истинном, святом, духовном смысле. Блаженство дается от Бога и принимается верою, оно не равнозначно осознаваемому состоянию счастья ( Пс.31:2 ; Пс.32:12 ; Пс.64:5 ; Прит.28:14 ; Мат.5:3 -12; Мат.11:6 ; Лук.10:23 ; Лук.11:28 ; Отк.1:3 ; Отк.22:7 ).

Православный энциклопедический словарь

умом пребывающий в молитвенном общении с Богом. Так называются люди, исполняющие заповеди Господни. Так называют и юродивых Христа ради: они могли зимою ходить почти без одежды и босиком, пророчествовали, смело обличали неправедных правителей, совершали чудеса. Среди святых блаженных: Василий Московский, Ксения Петербургская и другие.

Словарь церковных терминов

1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви — св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 — 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 — 420 гг.).

Словарь Ожегова

БЛАЖЕННЫЙ, ая, ое; жен, женна.

1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм).

2. полн. ф. Не совсем нормальный [ первонач. юродивый] (разг.).

3. То же, что святой (в 1 знач.) (устар.). Храм Василия Блаженного.

В блаженном неведении (ирон.) в полном неведении (о чёмн. плохом, неблагополучном).

| сущ. блаженность, и, ж. (к 1 знач.).

Источник

Кто такой блаженный?

В советский период истории нашей страны, когда воцерковленных людей оставалось совсем мало и верующие должны были скрывать свою принадлежность к Церкви, слово «блаженный» приобрело пренебрежительный характер в обиходной речи.

Что значит слово «блаженный»?

На самом деле это замечательное по своей сути и великое по своей природе звание, происходит от греческого слова «макариос» — счастливый, делающий благо. И имеет несколько значений:

  1. Христианин, ведущий благочестивый образ жизни, живущий по Божьим заповедям.
  2. Святой, который совершал подвиг юродства во имя Христа и прославившийся этим подвигом.
  3. В России этим наименованием обозначали некоторых европейских святых, которые не совершали подвиг юродства, и их почитание началось еще до разделения католицизма и православия в 1054 году. Эти святые есть в православных святцах и наименование «блаженный» обозначает их своеобразное положение (Блаженный Августин, блаженный Иероним)
  4. Прилагательное, служащее дополнением к титулам глав некоторых Церквей.
  5. Счастливый человек.

Заповеди блаженства

Каждый православный знает заповеди блаженства, которые всем миром произносят во время литургии. Это те заповеди, которые Господь изложил в своей проповеди на холме в Галилее. Девять заповедей, которые должны сделать человека счастливым, в нашем бытовом понимании никак не соотносятся с земным пониманием счастья. Потому что по заповедям блаженны, то есть счастливы те, кто плачет, кто гоним, кто нищ духом. Но в христианском понимании именно это и приносит счастье и полноту жизни.

Поэтому блаженный, значит счастливый в самом высоком, небесном понимании этого слова.

Кого еще называют блаженными?

Можно привести примеры глав Церквей, которые имеют этот титул. Например:

  • Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины — Феофил;
  • Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады -Христадул;
  • Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши — Савва.

То есть блаженный – это громкий христианский титул.

В России известными блаженными, которых почитают и любят все православные христиане, являются, например, Ксения Петербургская и Василий Блаженный.

Ксения Петербургская

Стать одной из самых любимых святых в России, Ксении Григорьевне Петровой помогло большое несчастье – когда ей было всего 26 лет, умер ее горячо любимый муж. И Ксения оставила свою обеспеченную комфортную жизнь в высшем обществе, оделась в костюм своего мужа и стала говорить всем, что умерла Ксения, а ее муж Андрей Федорович, вот он – жив.

Она раздала свое имущество бедным, отдала свое жилище родственнице и оформила при этом все документы так, как будто находилось совершенно в здравом уме. И всю свою жизнь, совершая подвиг юродства ради Христа, она помогала тем, кому тяжело. Сама при этом не имела ни вещей, ни крыши над головой. И Господь наградил ее даром предвидения и прозрения душ людей. Она много раз уберегала людей от несчастий и бед.

Василий Блаженный

Это имя известно каждому, кто хоть раз был на Красной Площади в Москве и любовался непередаваемой красоты собором Покрова Пресвятой Богородицы, который известен под именем Собора Василия Блаженного.

Василий Блаженный – русский чудотворец, который родился в 1468 году и с 16 лет юродствовал в Москве. Он обличал неправду, обман, предсказывал будущее, читая в душах людей. И зимой, и летом он ходил нагой и босой по городу, отдавая милостыню, которой люди его щедро награждали за провидение, тем, кто в ней нуждался больше его. Он проповедовал милосердие, призывал людей к праведности и покаянию.

Первое время его обижали, били, гнали из людных мест. Но он сносил все это с радостью, страдая ради того, чтобы победить свою гордость во имя Христа. И юродствуя, Василий приобрел огромную славу и почитание. Его имя навечно запечатлено в православных святках. За праведность Господь дал ему долгую жизнь, Святой прожил 99 лет, что для того времени считалось невероятным.

На примерах этих двух блаженных можно окончательно понять, что значит для православных это слово.

Блаженные, значит счастливые благодаря близости к Богу, пониманием его воли. Они осознали еще на земле, что все земные удобства, комфорт и богатство ничего не стоят после телесной смерти. А вот бессмертная душа, которая в их земной жизни уже приблизилась к вечной жизни, это, действительно, главное.

Быть блаженным, значит быть добрым, милостивым, сопереживающим и бескорыстно помогающим. А то, что они кажутся странными и выпадающими из общей картины – это признак того, что они на грешной земле праведники, от того и выпадают из общего ряда.

Источник

Блаженный

Блаже́нный (греч. μακάριος, мака­риос — счаст­ли­вый, бла­го­ден­ству­ю­щий, бла­жен­ный) — 1) хри­сти­а­нин, живу­щий бла­го­че­сти­вой жизнью, по запо­ве­дям Божьим, Хри­сто­вым, в том числе по запо­ве­дям бла­женств; 2) святой, про­сла­вив­шийся подви­гом юрод­ства Христа ради; 3) наиме­но­ва­ние, при­ла­га­е­мое к неко­то­рым святым, не свя­зан­ное с подви­гом юрод­ства (бла­жен­ный Иеро­ним, бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский и др.); 4) чело­век, веду­щий пра­вед­ную жизнь перед Богом ( Пс.1:1 ); 5) при­ла­га­тель­ное, допол­ня­ю­щее титул глав неко­то­рых Церк­вей; 6) счаст­ли­вый чело­век.

В совре­мен­ной пра­во­слав­ной цер­ков­ной тер­ми­но­ло­гии «бла­жен­ный» – титул глав неко­то­рых Церк­вей: пат­ри­ар­хов, архи­епи­ско­пов (в гре­че­ской тра­ди­ции, в отли­чие от рус­ской, архи­епи­скоп по рангу выше мит­ро­по­лита) и мит­ро­по­ли­тов. Напри­мер: Феофил, Бла­жен­ней­ший Пат­ри­арх Свя­того Града Иеру­са­лима и всей Пале­стины; Хри­сто­дул, Бла­жен­ней­ший Архи­епи­скоп Афин­ский и всей Эллады; Савва, Бла­жен­ней­ший Мит­ро­по­лит Вар­шав­ский и всей Польши.

Бла­жен­ный (лат. beatus) – при­ня­тое в рус­ском оби­ходе име­но­ва­ние святых Церкви, в тех слу­чаях, когда почи­та­ние им уста­но­ви­лось до отпа­де­ния като­ли­цизма от Пра­во­сла­вия (1054 г.) и они вклю­чены в пра­во­слав­ные святцы (Бла­жен­ный Авгу­стин, еп. Иппо­ний­ский, †430; пре­по­доб­ный Иеро­ним Бла­жен­ный, Стри­дон­ский, † 420, – их память 15(28) июня. У самих като­ли­ков термин «бла­жен­ный» при­ла­га­ется к свя­тому на первом этапе его кано­ни­за­ции.

В древ­но­сти бла­жен­ными также име­но­вали святых, «уго­див­ших Богу втайне» (напри­мер, Бла­жен­ный Никита Царь­град­ский, XII в., память 9 ⁄ 22 сен­тября), и тех, чья свя­тость под­твер­ждена пре­иму­ще­ственно сви­де­тель­ством других людей.

В Древ­ней Руси «бла­жен­ными» стали назы­вать святых из раз­ряда юро­ди­вых (Бла­жен­ный Васи­лий, Христа ради юро­ди­вый, Мос­ков­ский чудо­тво­рец, †1557, память 2(15) авгу­ста; Бла­жен­ная Ксения Петер­бург­ская, † в начале XIX в., память 24 января/6 фев­раля).

Кроме того, в цер­ков­ных молит­вах бла­жен­ными име­ну­ются также усоп­шие госу­дари и высшие духов­ные лица.

Источник

Блаженный

Блаженный [евр. ашре; греч. макариос, букв. «счастливый» ].

I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который. » или «блажен тот, кто. » ( Пс. 1:1 ; Пс. 2:12 ; Пс. 31:1 ; Притч. 3:13 ; Иов. 5:17 ). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» ( Деян. 26:2 );

2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами ( Иов 29 и след.; Пс. 126:3–5 ), а главное – радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным ( Пс. 1:1 ; Пс. 40:1 ; Пс. 118:1 ; Пс. 127:1 ). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога ( Пс. 2:12 ; Пс. 32:12 ; Пс. 39:5 ; Пс. 83:6.13 ; Пс. 111:1 ; Притч. 16:20 ; Ис. 30:18 ). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу ( Пс 31 и след.; Пс. 32:12 ; Пс. 64:5 ; Пс. 143:15 ), то этот народ блажен (ср. также Пс 83 и след.; Пс. 88:16 ; Пс. 145:5 ). Блажен и тот, кого Бог наказывает ( Иов 5 и след.; Пс. 93:12 ), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;

3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения ( Лк. 14:15 ; Откр. 19:9 ). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово ( Мф. 16:17 ; Мф. 24:46 ; Лк. 1:45 ; Лк. 11:28 ; Откр. 1:3 ), кто верит в Него ( Ин. 20:29 ) и не соблазнится о Нем ( Мф. 11:6 ). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду ( Мф 5 и след.; ср. Лк 6 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными ( Мф. 13:16 ; Лк. 10:23 ). Ср. также ⇒ Заповеди блаженства.

II. Блаженный ­­ «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», – евр. йаша, греч. содзеин:

1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего «раба Божия», Мессию и Спасителя: Ис. 42:1–4 ; Ис. 49:6 ; Ис. 53:5 , Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;

2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства – это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и ⇒ жизни ( 1Фес. 4:17 ; 1Петр. 1:4 ; Откр. 21:1 ; Откр. 22:1 );

3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа ( Мф. 18:11 ; Лк. 19:10 ; 1Кор. 1:21 ; 2Тим. 1:9 ). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения ( Рим. 11:14 ; 1Кор. 9:22 ; Иак. 5:20 ; ср. 1Кор. 7:16 ), но только следуя вере и спасительному учению ( Иак. 1:21 ), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» – в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [­блаженных] – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). ⇒ Спасение ⇒ Искупление ⇒ Прощение.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. — М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1120 с.

Источник

Оцените статью