Блаженны кроткие
Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?
Молчать и терпеть.
У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий – это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему – готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять – да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи – но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость – качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно – именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.
Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких – прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 – это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые – преуспевают в пути своем, в их руках – мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь – есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого – иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).
Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах – призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).
Уподобиться Христу
Господь Иисус Христос говорил о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кроткие – уподобляются Христу. Но Христос обещал кротким – наследовать землю. Какую землю и где? И унаследовал ли Он Сам, будучи кротким? Конечно, видеть в словах Христа обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Ведь и Сам Обещавший не владел ничем в земной жизни – у него не было даже места, где Он мог быприклонить голову (Мф. 8, 20). И снова перед нами парадокс – Христос, как Бог – Владыка мира, но одновременно – он беднее всех — лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда (Мф. 8, 20), а Он – ничего. Ничего из земных благ, ничего из того, что порой превращается в идола, в жертву которому приносится все. Господь же обещает кротким землю, где живут и не умирают – землю живых (Пс. 26, 13), вечную жизнь с Богом, ту жизнь, которой живет Сам Христос. И принять это дар могут только те, кто был кроток, кто был терпелив и незлобив, кто готов был открыть свою любовь другим. По-настоящему обладать может только искренний и бескорыстный. Бог любит человека не потому, что желает что-то получить в ответ на эту любовь (да и имеет ли Бог в чем-то нужду в нашем смысле?), а потому, что Он Сам – Любовь. Поэтому признаками кротости можно назвать искренность и бескорыстие – стремление отдать самого себя, не ожидая награды. Потому что награда от Бога – превыше любых ожиданий. Эту мысль лучше всех выразил апостол Павел, когда написал христианской общине города Филиппы, что Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 7-10).
В известной книге Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963 гг.) «Письма Баламута», где старый опытный бес – Баламут — дает советы своему молодому племяннику – бесу-искусителю Гнусику, высказана простая и очень глубокая мысль о том, что когда человек искренне и бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, он тем самым защищает себя от самых тонких бесовских искушений. Потому что соединенная с искренностью и бескорыстием кротость открывает путь Богу в сердце человека.
В этом кроется ответ на вопрос, поставленный в начале наших рассуждений – как можно быть кротким в этом мире? Подлинную кротость, кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. А это значит, чтобы быть кротким, нужно быть таким, как Христос. Возможно ли это для человека? Человек не может стать Христом в прямом смысле, потому что Христос – вечный Бог. Но каждый из нас – и все мы вместе в Церкви, Теле Христовом – может стать богоподобными, то есть похожими на Христа. Сила Христова явилась именно в кажущемся поражении – отвержении народом, распятии и смерти. Распятие и смерть – стали не бесславным концом, а вечной победой над грехом. Победа пришла оттуда, откуда ее сложнее всего было бы ожидать. Поэтому и наша победа связана с теми добродетелями, которые менее всего ценятся в этом мире. Наверное, это можно назвать одним из свойств Божиих – являть Себя через то, чего никто не ожидает. И одно из самых ярких явлений силы Божией – это явление пророку Илие: И сказал (Господь Илие): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра… (3 Цар. 19, 11-12). Не в разрушительной и неуправляемой стихии видим мы Бога, а в освежающем и ласковом прикосновении тихого ветра, чуть слышно шелестящего листву. Тихо и кротко прикосновение Бога…
Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)
Источник
Пояснение третьей Заповеди Блаженства
В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Матф.5:5 ). Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, идут в определенном порядке, последовательно указывая на душевные качества людей. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь.
Кроткими называются те люди, которые терпеливо, со смирением переносят неприятности, огорчения и страдания, не обижаясь на своих обидчиков и не ропща на Бога. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему.
Апостол Павел говорил: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ).
Иисус Христос говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Матф.11:29 ).
Это доказывается и поступками Иисуса Христа. Когда Он сталкивался с несправедливостью, то всегда отвечал добром на зло. Сам Иисус Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Фил.2:7 ) чтобы служить людям. В Его поступках не было эгоизма, гордыни и надменности, но вся Его жизнь была подчинена воле Отца Небесного. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Матф.16:24 ), – говорит Иисус Христос, призывая людей избавиться от собственной гордыни, заносчивости и эгоизма, и быть смиренными и кроткими. По учению Христа кротость – это необходимое качество духовного развития личности, ибо оно дает счастье, «покой душам вашим» ( Матф.11:29 ). Апостол Христа, Иаков, кротость называет мудрой:
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» ( Иак.3:13,17 ).
Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс.24:9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Исаии 66,2). «. В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» («Лествица», Слово 24).
Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь «прославляет смиренных спасением» ( Пс.149:4 ). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, «ибо они унаследуют землю». В другом месте Библии говорится так: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ).
Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений.
Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие «получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном» («Закон Божий», составитель Протоиерей Серафим Слободской, 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» ( Откр.22:3 ).
Святой Иоанн Златоуст не соглашался с таким толкованием, заявляя, что нигде в Библии не говорится о земле духовной. «Поэтому, – делал вывод Иоанн Златоуст – нужно предполагать, что в словах Иисуса Христа подразумевается чувственная награда».
В других пояснениях говорится о том, что во времена произнесения Нагорной проповеди землей владели язычники и было только небольшое количество людей, представляющих собой сторонников Христа. Однако именно последователи Христа победили языческий мир и сумели унаследовать от него землю.
Епископ Михаил, предложивший другое толкование, считает, что слова «унаследовать землю» являются образным выражением, так как упоминаются еще в Ветхом Завете «кроткие наследуют землю» ( Пс.36:11 ). Эти слова адресованы евреям, унаследовавшим землю обетованную. Поскольку обетование наследовать землю Ханаанскую еврейскому народу было проявлением Божьей Воли и Божественного благоволения, то и выражение «наследовать землю» нужно понимать как получение Благоволения Божьего. Однако, все толкователи сходятся на том, что кроткие люди своим смирением, самопожертвованием сделаются сонаследниками Христа и получат обетованную землю, на которой не будет греха, страданий и порока, ибо там где Иисус Христос, там будет вечный мир, «не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод» ( Ис.49:10 ).
Источник
О кротости. Почему Господь любит кротких?
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» (Мф. 5: 5).
Почему для христианина так важна добродетель кротости? Почему Господь любит кротких и обещает им великие блага? И что же такое кротость? Кротость – это не есть слабость, а наоборот, свойство людей сильных, она присуща великим людям. Кротость в человеке проявляется в его незлобии, безгневии, умении владеть собой, не отвечать обидчикам на зло. Проявляется она прежде всего во внешнем поведении человека, когда он может молча перенести обиду. Каждый христианин должен стремиться к стяжанию этой добродетели, не только внешней проявляющейся, но и внутренне иметь кроткое сердце, чтобы быть образом и подобием Божиим, потому что Господь говорит: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.» (Мф. 11: 29). Кроткий, послушливый, незлобивый человек соблюдает мир в душе, а только в мирном сердце живёт Бог. «И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?» (3-я Царств: 19: 11-13). Господь Иисус Христос показывает нам Своим примером, что значит быть кротким и является образцом кротости для нас: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы.» (Мф. 12: 18-20). Он с кротостью и смирением претерпел все страдания, оскорбления от книжников, фарисеев и других. Но в этом проявилась не Его слабость, а Его сила, потому что Он пошёл на это добровольно из любви к нам. «Ибо хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нём, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.» (2-е Кор. 13: 4). А гнев – это наоборот, проявление слабости душевной, человека, не умеющего владеть собой: «Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека.» (Сир. 1: 22). Кротость является украшением души, показывает её высоту и угодна Богу. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1-е Петра 3: 3-4). «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе.» (Сир. 26: 17).
Господь любит кротких и избирает их. Например, нам известно из Библии, что Иаков, избранный Богом, был человеком кротким, а его брат Исав не был кротким, он, напротив был гневливым. «и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. (Быт. 25: 27). Как известно, Иаков оказался сильнее Исава и взял его первородство, Исав же проявил слабость, продав первородство за чечевичную похлёбку . «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же своё первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт. 25: 30-32). «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.» (Быт. 27: 41). Господь из двух братьев избрал именно кроткого Иакова: «как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».» (Рим. 9: 13).
Далее, Господь избрал Моисея, чтобы он вывел народ Израиля из Египта, через него же дал заповеди Израилю. Нам известно, что Моисей был человек самый кроткий на всей земле, и за это его избрал и возлюбил Бог: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.» (Чис. 12: 3), «возлюбленного Богом и людьми Моисея, которого память благословенна. Он сравнял его в славе со святыми и возвеличил его делами на страх врагам; Он его словом прекращал чудесные знамения, прославил его пред лицем царей, давал чрез него повеления к народу его и показал ему от славы Своей. За верность и кротость его Он освятил его, избрал Себе из всех людей. (Сир. 45: 1-4). Царь и пророк Давид, избранный Богом, также был человеком кротким и смиренным. «Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго.» (Псалом 131: 1).
Вот как важна кротость, и как она благоугодна Богу: «ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость.» (Сир. 1: 27). Кротких любит Господь. «Поспешите к кротости, слыша, как она ублажается, слыша, что Духом Святым говорит о ней нелживый Исаия. «На ком упокою взор? Глаголет Господь: Токмо на кротком и молчаливом и трепещущаго словес Моих» (ср.: Ис. 66, 2).» Преподобный Ефрем Сирин. Кротость – это один из плодов Духа Святого: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22). И христианину нужно обязательно стремиться к кротости и просить её у Бога.
Кто-то скажет, не так-то просто проявлять кротость, когда тебя обижают. Да, конечно нелегко, но нужно стремиться к этому, хотя бы во внешнем поведении сначала. Так как внешнее поведение очень важно для христианина, об этом говорят святые и Сам Господь. Нужно пытаться сдерживать гнев: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4: 7). Христиане должны заботиться о Славе Отца Небесного и проявлять кротость, доброжелательность для начала хотя бы внешне, ради имени Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.» (Флп. 4: 5). Для начала хотя бы не согрешать в слове, проявлять терпение, это тоже очень хорошо. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». (Иак. 3: 2). Как жена кроткая — украшение своего мужа, так и христиане, проявляющие кротость, славят Господа, так как Церковь – это Невеста Христа: «красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа; если есть на языке ее приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих.» (Сир. 36: 24-25). Да и себе, мы этим большую пользу принесём, потому что Господь, видя наше доброе произволение, подаст и в сердце мир, а злоба и раздражение очень вредят душе. Кротость и смиренномудрие – это есть путь к смирению, такой необходимой добродетели, которая возводит человека к Царству Небесному. И если, пока нет этого в сердце, то внешнее кроткое поведение является шагом к этому: «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим.» (Псалом 24: 8-9). Не важно, каков другой человек, как он поступает, нужно смотреть на себя, потому что «каждый от своих дел или прославится, или постыдится», а другой человек будет отвечать перед Богом за себя. Господь призывает нас «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.» (Тит. 3: 2). «Как тот, кто злопамятствует против ближнего, не допускает, чтобы он сам был освобожден от наказания за собственные грехи, так чистый от гнева скоро будет чист от своих грехов». Святитель Василий Великий.
Очень часто люди, имеющие против нас что-то, тут же смягчаются, если ответить на их зло кротко. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим. 12: 21). Так, можно погасить, например, гнев начальника за ваш проступок на работе: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.» (Еккл. 10: 4). «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. (Кол. 3: 12-13). Имея твердое упование на Бога и веру в Обетования Божии, какие Господь обещает кротким, так как мы призваны к этому, будем ставить любовь превыше недостатков человеческих: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» (1-Петра 3: 9). И, безусловно, надо всегда призывать Господа в молитве, особенно, если внутри появляется гнев, можно в этом время начать читать молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.»: «ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). «Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.» (Псалом 24: 20- 21).
Источник