- Биндюжник
- Интересные факты
- Примечания
- Полезное
- Смотреть что такое «Биндюжник» в других словарях:
- Биндюжник — кто это? При чем здесь Костя-морячок и Одесса?
- Заглянем в словарь
- Почему в Одессе?
- Дальнобойщики 19 века
- Спрос на услуги
- Биндюжники – кто они такие и зачем вставали в пивной
- Биндюжники: как одесские грузчики создали первый в России профсоюз
- Кто такой биндюжник
- Что это был за профсоюз
- Какое отношение к профсоюзу имел Беня Крик
- masterok
- Мастерок.жж.рф
- Хочу все знать
Биндюжник
Биндю́жник — название профессии XIX — начала XX века в Одессе и некоторых портовых городах Новороссии, которое имеет два значения:
1) человек, занимавшийся грузоперевозками на пароконной повозке, т. н. «площадке», ломовой извозчик;
2) портовый грузчик. Такие грузчики были одной из наиболее уважаемых, авторитетных и сплочённых групп одесского портового сообщества, группой с особой корпоративной моралью и нормами поведения [источник не указан 993 дня] .
Произошло от слова «биндюк», означающего большегрузную телегу. В словаре В. И. Даля указывается: «биндюх, биньдюх — рыдван, большая или троичная извозная телега, на которую валят до ста пудов». Биндюжниками часто были евреи.
Интересные факты
- В знаменитой песне «Шаланды, полные кефали» поётся, что «все биндюжники вставали» [1] , что означало знак уважения, проявленного к достойному человеку.
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Биндюжник» в других словарях:
биндюжник — извозчик Словарь русских синонимов. биндюжник сущ., кол во синонимов: 3 • грузчик (23) • извозчик … Словарь синонимов
БИНДЮЖНИК — человек, некогда занимавшийся грузоперевозками на громадной пароконной телеге, именуемой «биндюгом». В настоящее время Б. является синонимом грубого, необразованного человека. Федя Трапочка был последним из биндюжников Одессы. Он после войны… … Большой полутолковый словарь одесского языка
Биндюжник — м. 1. Ломовой извозчик, занимающийся перевозкой тяжестей (в старину в Одессе и некоторых других южных городах России). 2. Портовый грузчик. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
биндюжник — биндюжник, биндюжники, биндюжника, биндюжников, биндюжнику, биндюжникам, биндюжника, биндюжников, биндюжником, биндюжниками, биндюжнике, биндюжниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
биндюжник — бинд южник, а … Русский орфографический словарь
биндюжник — бендю/жник, а, ч., розм. Візник вантажник, що перевозить вантажі на биндюгах … Український тлумачний словник
биндюжник — а; м. 1. В старину в Одессе и некоторых южных городах России: портовый грузчик; ломовой извозчик. 2. Разг. О здоровом, рослом и крепком мужчине (обычно опустившемся). ◁ Биндюжный, ая, ое. Б. вид … Энциклопедический словарь
БИНДЮЖНИК — «водитель» кобылы; грубый человек. * Мама биндюжника скончалась, и над ее открытой могилой просят сказать слово ее единственного сына. Тот взял горсть земли, бросил на гроб и, утирая слезы, сказал: Мама. Хрен вы меня больше увидите, мама! … Язык Одессы. Слова и фразы
биндюжник — а; м. см. тж. биндюжный 1) В старину в Одессе и некоторых южных городах России: портовый грузчик; ломовой извозчик. 2) разг. О здоровом, рослом и крепком мужчине (обычно опустившемся) … Словарь многих выражений
биндюжник — іменник чоловічого роду, істота розм … Орфографічний словник української мови
Источник
Биндюжник — кто это? При чем здесь Костя-морячок и Одесса?
Каждый смотревший фильм «Два бойца» наверняка запомнил песню про Костю-моряка. И все помнят фразу: «И все биндюжники вставали…» А биндюжник — кто это? И какое отношение эти люди имеют к пивной, Одессе и морякам? Давайте разберемся.
Заглянем в словарь
К примеру, словарь Даля не скажет точно, каково значение слова «биндюжник». Однако дает точное определение слову «биндюх». Оно означает большую телегу, которая могла перевозить до ста пудов груза. По-другому еще ее частенько называли рыдван или просто повозка. От этого слова и произошел биндюжник. Кто это? Да это обычный извозчик, который управлял в девятнадцатом веке большими телегами и занимался перевозкой тяжелых и габаритных грузов.
Почему в Одессе?
Почему в песне упоминается именно город Одесса? Как говорят историки, в те времена именно этот город делал самый большой товарооборот. Морской порт Одессы считался самым крупным во всей России. По подсчетам специалистов, Одесский порт опережал гавань Санкт-Петербурга по перевозкам грузов в два раза.
Все суда, которые прибывали в Одессу, необходимо было разгружать и загружать в рекордные сроки, ведь на пороге уже появлялся другой корабль. Именно для того, чтобы справиться с таким огромным потоком перевозок, и нужен был биндюжник. Кто это для портового города? Как тогда считали, это самый главный помощник, порой даже спаситель, обеспечивающий быструю разгрузку и загрузку товаров на судно.
Товары с кораблей, конечно же, сносили и заносили грузчики. Но их работы было совершенно недостаточно. Огромные кучи товаров, которые громоздились на портовой пристани, следовало очень быстро доставить по местам назначения. Вот тут-то в дело и вступали биндюжники.
В то время считалось, что одесские биндюжники – это люди одной из уважаемых и востребованных профессий. С самого раннего утра и до заката солнца они трудились, доводя до изнеможения себя и своих лошадей. Для повозок специально выбирались исключительно тяжелые, жилистые и мощные кони, способные проработать полноценный день.
Дальнобойщики 19 века
Если задать вопрос историкам: «Биндюжник — кто это?» — то наверняка многие ответят, что это дальнобойщики девятнадцатого века. Причем надо отметить, что кого попало не брали на такую работу. При наборе всегда предъявлялись особые требования:
- Повышенная выносливость.
- Хорошая физическая форма.
- Наличие определенных навыков работы с лошадьми и «транспортом».
- Высокий рост (это нужно было для того, чтобы снизить процент прилагаемых во время работы усилий).
Спрос на услуги
В Одессе в то время отмечался повышенный спрос на транспортные услуги. Особенно во времена пшеничного бума, когда начинался сбор урожая и требовалось перевезти большое количество груза. Надо отметить, что в город допускались (из «грузовых транспортников») только одесские биндюжники. Власти старались ограничить количество повозок и, следовательно, лошадей на улицах города. Никому не хотелось, чтобы Одесса утонула в куче конского навоза. Так как большинство улиц были довольно узкими, биндюжники имели специальный транспорт – длинные и вместительные фуры. Они могли провезти груз беспрепятственно по узким дорогам и при этом выдерживали большую нагрузку.
Надо сказать, что стоимость работы биндюжников была достаточно высока. Конечно, в тихое время, когда пшеничный бум заканчивался, работа кипела по обычной цене. Но вот в момент спроса цена перевозки за четверть пшеницы доходила до семидесяти пяти копеек. Если представить, что в фуру могло уместиться до двадцати пяти четвертей пшеницы, то сумма за одну перевозку получалась довольно внушительная.
А когда заканчивался сезон, то все биндюжники отправлялись отдыхать. Куда? Конечно же, в пивную. Вот отсюда и моряки в песне, и биндюжники, и пивная.
Источник
Биндюжники – кто они такие и зачем вставали в пивной
Бессмертный шлягер Л. Утесова «Шаланды полные кефали…» задает нам сразу несколько интересных вопросов: кто они, эти загадочные биндюжники, зачем они сидели в пивной и дружно вставали, когда туда заходил моряк Костя?
Оказывается, это вовсе не обычные постояльцы портовых питейных заведений.
Сейчас слово «биндюжник» употребляют в значении «грубый, неотесанный мужлан». Но прообразом его стали весьма успешные одесские предприниматели.
Один из крупнейших портовых городов Российской империи остро нуждался в организации максимально оперативного грузового оборота. Суда приходили в порт и покидали его строго по графику, поэтому каждая минута была на счету.
За это время нужно было выгрузить одну партию товаров и загрузить новую. А как это сделать в условиях, когда самым мощным транспортным средством считались телеги на две лошадиные силы?
Грузы перевозили на больших телегах, запряженных двумя лошадьми-тяжеловозами («битюгами»). А сами телеги назывались «биндюх». Вероятность до 99%, что именно от этих слов и произошло то самое «биндюжник».
Средняя грузоподъемность биндюхи была довольно приличной – 1,5 тонны. Понятно, что с многопудовыми грузами «неженки» управляться не могли.
В биндюжники брали только очень выносливых, физически крепких и высоких мужчин. Работа у них была тяжелая и нервная: в горячую пору уборки урожая в порту шел нескончаемый поток грузовых телег.
Чтобы пробиться через него, требовался и соответствующий склад характера (вспомним наших водителей-дальнобойщиков, например). Поэтому слово «биндюжник» стало использоваться в иносказательном смысле – для определения грубого и драчливого пьяницы.
А вот в пивной биндюжники сидели не только для того, чтобы пропустить кружечку-другую. Они там поджидали выгодный заказ. Моряки, прибыв в порт, шли первым делом в пивную – договариваться с биндюжниками насчет разгрузки судна.
Услуги грузчиков стоили недешево: они знали себе цену – попробуй вовремя не разгрузи груз, особенно скоропортящийся (рыбу, например).
Так что «шаланда, полная кефали» вызывала у биндюжников живой профессиональный интерес. Потому они и вставали при виде Кости-моряка – привлечь к себе внимание и взять выгодный заказ.
Источник
Биндюжники: как одесские грузчики создали первый в России профсоюз
Профсоюз одесских биндюжников в начале ХХ века представлял собой криминальную структуру, живущую по своим, воровским, «понятиям».
Кто такой биндюжник
По словарю Владимира Даля, это двузначное понятие. Биндюжниками в Одессе называли портовых грузчиков и грузоперевозчиков на большой телеге (биндюхе).
Позднее биндюжником стали звать любого грубого, необразованного человека. В криминальной Одессе начала ХХ века биндюжник – член воровского клана (тогдашнего варианта ОПГ).
Что это был за профсоюз
Профсоюзом в привычном представлении одесская преступная организация, контролируемая Мейером (Менделем) Гершем, не была. Издание «Совершенно секретно», упоминая о профсоюзе налетчиков, пишет, что данная структура целиком и полностью подчинялась этому авторитету. О самом Герше сведений мало, и они разнятся. «Совершенно секретно» приводит портрет «начальника профсоюза», из которого следует, что лидер одесского криминального мира был стар, с рыжей бородой и одноглаз.
Один из авторов интернет-портала «Одессит.ua», рассказывая о Герше, называет его «мифическим персонажем» и «самой загадочной личностью в одесском криминальном мире». Судя по немногим сохранившимся сведениям, влияние Мейера Герша на преступный мир досоветской Одессы было серьезным. Якобы профсоюз биндюжников мог решать вопросы о наказании «беспредельщиков», которые поступали не по «понятиям».
Тем не менее, с установлением советской власти в этом городе организация Мейера Герша прекратила свое существование.
Какое отношение к профсоюзу имел Беня Крик
В воспоминаниях Леонида Утесова Мейер Герш – адъютант не менее знаменитого одессита-налетчика Мишки Япончика (описание внешности Менделя Утесовым аналогично приводимому в статье «Совершенно секретно»). Леонид Осипович упоминает кличку Герша – Гундосый. Мойша Винницкий, он же Япончик (Японец), который в творчестве Исаака Бабеля проходит под псевдонимом Беня Крик, помимо преступной деятельности, участвовал еще и в гражданской войне на стороне красных, организовав отряд из уголовников. По одной из версий, он был убит одним из кавалеристов Котовского.
Газета «Совершенно секретно» пишет, что Япончик в одесский преступный профсоюз не входил и поэтому его царская полиция арестовывала за совершение налетов чаще, чем тех преступников, которые контролировались Гершем. О том, какова была судьба самого «профсоюзного» лидера Мейера Герша, сведений не сохранилось. По одной из версий, он погиб в 1919 году в бою с котовцами.
Источник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
С самого детства помню слова этой песни. Бессмертный шлягер Марка Бернеса «Шаланды полные кефали…» задает нам сразу несколько интересных вопросов: кто они, эти загадочные биндюжники, зачем они сидели в пивной и дружно вставали, когда туда заходил моряк Костя?
К счастью в свое время удалось успеть побывать в Одессе и получить ответы на многие вопросы в словах этого произведения.
Сейчас слово «биндюжник» употребляют в значении «грубый, неотесанный мужлан». Но прообразом его стали весьма успешные одесские предприниматели.
Один из крупнейших портовых городов Российской империи остро нуждался в организации максимально оперативного грузового оборота. Суда приходили в порт и покидали его строго по графику, поэтому каждая минута была на счету.
За это время нужно было выгрузить одну партию товаров и загрузить новую. А как это сделать в условиях, когда самым мощным транспортным средством считались телеги на две лошадиные силы?
Грузы перевозили на больших телегах, запряженных двумя лошадьми-тяжеловозами («битюгами»). А сами телеги назывались «биндюх». Вероятность до 99%, что именно от этих слов и произошло то самое «биндюжник».
Средняя грузоподъемность биндюхи была довольно приличной – 1,5 тонны. Понятно, что с многопудовыми грузами «неженки» управляться не могли.
В биндюжники брали только очень выносливых, физически крепких и высоких мужчин. Работа у них была тяжелая и нервная: в горячую пору уборки урожая в порту шел нескончаемый поток грузовых телег.
Чтобы пробиться через него, требовался и соответствующий склад характера (вспомним наших водителей-дальнобойщиков, например). Поэтому слово «биндюжник» стало использоваться в иносказательном смысле – для определения грубого и драчливого пьяницы.
А вот в пивной биндюжники сидели не только для того, чтобы пропустить кружечку-другую. Они там поджидали выгодный заказ. Моряки, прибыв в порт, шли первым делом в пивную – договариваться с биндюжниками насчет разгрузки судна.
Услуги грузчиков стоили недешево: они знали себе цену – попробуй вовремя не разгрузи груз, особенно скоропортящийся (рыбу, например).
Так что «шаланда, полная кефали» вызывала у биндюжников живой профессиональный интерес. Потому они и вставали при виде Кости-моряка – привлечь к себе внимание и взять выгодный заказ.
Кстати, Молдаванка и Пересыпь — в то время окраинные, районы, находящиеся на противоположных концах Одессы. И еще , Костя в Одессу приводил не шаланду, а шаланды. Одесская рыбачья шаланда — плоскодонка длиной 6-7 метров и грузоподъемностью 3-4 т. Скорее всего, он был предприниматель и имел несколько шаланд. Сам он, естественно, водил головную шаланду. Видимо, он был успешный предприниматель, поэтому его знала и уважала почти вся Одесса.
Источник