- МАКАБР
- Полезное
- Смотреть что такое «МАКАБР» в других словарях:
- Что такое Пляска Cмерти и при чем тут Тим Бертон
- макабр
- Смотреть что такое «макабр» в других словарях:
- Средневековая пляска смерти. Макабр.
- Зарождение макабра
- Чума всепоглощающая
- Помни о смерти…
- Макабр Гольбейна Младшего
- Языческие корни
- Символика макабра
МАКАБР
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
Полезное
Смотреть что такое «МАКАБР» в других словарях:
макабр — а, м. macabre adj. > dance macabre похоронный, погребальный танец; пляска смерти. Танец смерти , по средневековым верованиям в нем кружились мертвецы всех возрастов и званий, макабр плясали на кладбищах в виде забавы. Этим именем назывались и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
макабр — сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
макабр — а; м. [от франц. danse macabre танец смерти]. Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века). Макабрический, ая, ое. Такой, какой бывает у мертвых или у смертельно… … Энциклопедический словарь
макабр — а; м. (от франц. danse macabre танец смерти) см. тж. макабрический Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века) … Словарь многих выражений
данс макабр — danse macabre. Пляска смерти. 1. Танец, который, по средневековым представлениям, исполняли мертвецы всех возрастов и состояний. БИШ. Сцена тарантеллы потрясала: эти судорожные движения под ритм танца, это лицо с полубезумными глазами .. давали… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА — МАКАБР или МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА «танец мертвых», который, по средневековому поверию, плясали мертвецы на кладбищах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА ИЛИ МАКАБР «танец… … Словарь иностранных слов русского языка
макабрический — макабр ический … Русский орфографический словарь
Список главных персонажей мультсериала «Чёрный Плащ» — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Все перечисленные ниже персонажи являются главными героями американского мультсериала «Черный Плащ». Пер … Википедия
Сен-Канар — Название Сен Канар Статус Вымышленный город … Википедия
Чёрный Плащ — Darkwing Duck … Википедия
Источник
Что такое Пляска Cмерти и при чем тут Тим Бертон
25 августа Тим Бертон празднует своей день рождения, и для нас это повод обратиться к его любимой теме и вспомнить настоящий макабр. Этим словом обозначают атмосферу кошмара и абсурда, связанного со смертью, разложением, пляшущими скелетами и прочим Memento Mori. Примеров мрачного и замогильного юмора у Бертона множество, вспомните хотя бы «Труп невесты» или «Кошмар перед Рождеством». Но вот что интересно: эти образы пляшущих трупаков – не просто забавная фантазия, они идут из Средневековья и у них есть восхитительная история.
Для начала стоит поверить гениальному (без всяких шуток) Йохану Хейзинге. Согласно его «Осени Средневековья», общество XV века было просто помешано на смерти. Не в том смысле, что все безостановочно умирали или стали психопатами. Скорее, к этому моменту старуха с косой стала одним из самых ярких образов в искусстве. Причем, это во многом оказалось связано не с тем, что люди тех лет ходили с постными рожами и беспрестанно молились, а совсем наоборот. По странной логике тех лет, так проявилась пробудившаяся чувственность и горячая жажда жизни (в том числе постельных утех, чего уж греха таить).
Смерть, разложение, трупы и кладбища – это что-то вроде сублимации подросткового страха перед жизнью и одновременного страстного желания окунуться в нее с головой. Так вот, когда к XV веку идея Memento Mori («Помни о Смерти») вышла в народ, она уже была плодом странной мутации. До этого монахи пестовали ее в религиозном ключе, но внезапно она проникла в необразованные массы и дала странные плоды. К этому времени появилось искусство гравюр и книги стали гораздо доступнее. Люди вдруг увидели Смерть в виде яркого персонажа: она была нарисована и описана в стихах так, что заворожила всех. Как в XX веке все свихнулись на зомби, так и в XV массовая культура прониклась макабром.
Тогда этим словом называли не все, что связано с мертвецами и кладбищами, а конкретное явление, Пляску Смерти. Несмотря на шокирующее название, речь не о бубонной чуме и не о геноциде. Так называли определенный архетип, или, проще говоря, устоявшийся, узнаваемый всеми образ. Он был простым и буквальным: Смерть в виде скелета отплясывала на гобеленах и страницах книг, а простые люди танцевали рядом с ней под ее дудку. За этим стояли несколько глубоких мыслей, которые понимали все подряд, от сапожника до кардинала, но скорее интуитивно, чем логически.
Пляска Смерти показывала несколько фундаментальных вещей. Главнее всего были две мысли: то самое «Помни о Смерти» и идея о том, что перед лицом Смерти все равны. На картинах мы видим, что вслед за ней пляшут все: и Папа Римский и чумазый крестьянин, и достославный дворянин. Но кроме этого, вокруг вились другие смыслы, без которых современный макабр был бы совсем не тот, а Тим Бертон потерял бы часть своего очарования.
В какой-то момент Пляска Смерти стала не только назидательной, но и ироничной: рядом с этим сюжетом часто подписывали полушуточные стихотворения о подгнивших проститутках, а сама Смерть часто показывалась как шарлатан и подлец, а вовсе не великая вселенская сила. Макабр становится частью массовой культуры: аллегория так привлекает народ, что в церквях начинают рисовать целые занимательные тематические истории, вроде комиксов.
Некий король Рене в порыве вдохновения лично малюет Пляску Смерти и придумывает к ней стихи о любви и тлене, а придворные хлопают в ладоши и восхищаются тем, какой у них модный и талантливый монарх. Не отстает и Герцог Бургундский: в 1449 году он приказывает устроить для своих подданных Пляску Смерти. Все происходит в его дворце в Брюгге и больше напоминает карнавал, чем что-то действительно жуткое или сатанинское – настоящий прообраз современных зомби-парадов.
- Макабр отлично пришелся к месту и в начале 1930-х, во времена Великой Депрессии. Пляска Смерти проникла даже в детские мультфильмы.
А вот теперь вернемся к тому, с чего начали. Причем здесь Тим Бертон? Да притом, что он проникся духом макабра как мало кто другой. Ему удалось ухватить самую суть средневекового образа со всеми его гранями. Для кого-то макабр – религиозная метафора смерти, для кого-то – синоним мрака и тления, для кого-то – пугающая дрянь из глубины веков. Бертон же дает нам все это вместе и не забывает про иронию, массовую культуру и веселых пляшущих мертвяков, то есть передает дух настоящей аутентичной Пляски Смерти, прямиком из XV века. За это мы его и любим.
Источник
макабр
Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru . 2010 .
Смотреть что такое «макабр» в других словарях:
МАКАБР — (фр. macabre). Танец смерти, средневековой обычай, состоявший в пляске, которая происходила на кладбище и заключалась в подражании воображаемой пляске мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАКАБР … Словарь иностранных слов русского языка
макабр — сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
макабр — а; м. [от франц. danse macabre танец смерти]. Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века). Макабрический, ая, ое. Такой, какой бывает у мертвых или у смертельно… … Энциклопедический словарь
макабр — а; м. (от франц. danse macabre танец смерти) см. тж. макабрический Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века) … Словарь многих выражений
данс макабр — danse macabre. Пляска смерти. 1. Танец, который, по средневековым представлениям, исполняли мертвецы всех возрастов и состояний. БИШ. Сцена тарантеллы потрясала: эти судорожные движения под ритм танца, это лицо с полубезумными глазами .. давали… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА — МАКАБР или МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА «танец мертвых», который, по средневековому поверию, плясали мертвецы на кладбищах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА ИЛИ МАКАБР «танец… … Словарь иностранных слов русского языка
макабрический — макабр ический … Русский орфографический словарь
Список главных персонажей мультсериала «Чёрный Плащ» — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Все перечисленные ниже персонажи являются главными героями американского мультсериала «Черный Плащ». Пер … Википедия
Сен-Канар — Название Сен Канар Статус Вымышленный город … Википедия
Чёрный Плащ — Darkwing Duck … Википедия
Источник
Средневековая пляска смерти. Макабр.
«Против силы смерти в садах нет лекарств» – гласит крылатое выражение. Так ничтожна человеческая жизнь перед лицом смерти, так мимолетны земные блага и несчастья. Подобного рода идеи коренились в самой сущности христианского учения, но особенно занимали умы в эпоху средних веков. Когда макабр и расцвёл во всей красе… В воображении простодушно верующих смерть представлялась суровою карательницей злых и благодетельницею добрых и притесненных, открывающей для них двери в другой, лучший мир. Смерть ведёт к могиле пляшущих представителей всех слоёв общества — равны пред ней и стар и млад, и богатый и бедный…
…Вы, денди лысые, седые Антинои,
Вы, трупы сгнившие, с которых сходит лак!
Весь мир качается под пляшущей пятою,
То – пляска Смерти вас несет в безвестный мрак!…
Ш.Бодлер, «Пляска смерти» (отрывок стихотворения из сборника «Цветы Зла»)
Зарождение макабра
На рубеже X и XI веков, когда в Европе ожидали конца света, начал набирать популярность аллегорический сюжет, освещающий смертность всякого человека – Пляска смерти, известный так же как «макабр».
Само слово «макабр» появляется в конце XIV столетия. Однако его этимология, в действительности, не совсем ясна. По одной версии, оно может иметь арабские истоки и косвенно восходить к слову макбара, обозначающему «кладбище». По другой, более распространенной гипотезе, его истоки — библейские, и оно возникает как переиначенное, искаженное имя ветхозаветного персонажа Иуды Маккавея, который в средневековой христианской традиции был памятен как человек, который, среди прочего, научил иудеев молиться о душах умерших, то есть воспринимался как один из дохристианских зачинателей заупокойного культа — чрезвычайно значимой для Средневековья традиции.
«Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века, однако, архетипы их восходят к древней латинской традиции.
Идея триумфа смерти часто появляется и в других сюжетах. Смерть в них предстает в самом разном обличье — это вездесущий скелет с косой или разлагающийся труп, который обрушивается не на конкретного умершего, а на толпы, города и царства. Таже смерть восседает верхом на катафалке, который является одновременно и триумфальной колесницей. (Здесь прослеживается римская идея о триумфе императора-победителя, въезжающего в город).
Чума всепоглощающая
Идея смерти как оружия массового поражения во многом связана с опытом массовой смерти во время эпидемий чумы.
Собственно жанр Пляски смерти возник в Центральной Германии. Первоначальный текст, созданный вюрцбургским доминиканцем ок. 1350 г., вскоре был переведен на средневерхненемецкий язык: каждому латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и новопреставленного.
Имея сложное, отчасти ритуальное, отчасти литературное происхождение, вюрцбургская Пляска смерти возникла как реакция на эпидемию чумы 1348 г. В Пляске смерти участвуют десятки внезапно вырванных из жизни грешников; их влечет в хоровод музыка Смерти: Fistula tartarea vos jungit in una chorea .
С одной стороны, макабр — это отражение чудовищного, травмирующего и шокирующего опыта смерти, которая поражает всех без разбора. Конечно, идея равенства перед смертью тут тоже присутствует: все мы умрем, кто бы ни были. Но одновременно разные эпохи эту идею равенства переживают совершенно по-разному. Не всегда выпячивая её так рельефно и назойливо, как Позднее Средневековье. Чума делает это равенство зримым и не оставляет в нём никакого сомнения.
Помни о смерти…
Послание макабра, которое он должен был доносить до средневекового зрителя, с одной стороны, нам ясно: это memento mori. Его задача — постоянное напоминание о смерти, призыв всегда помнить о ней.
Филипп де Шампань. Натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа бренности бытия.
Напоминающая о бренности всего земного и о неизбежности смерти фризообразно построенная многофигурная Таллинская Пляска смерти. Её автором считают одного из ведущих любекских мастеров второй половины XV и начала XVI века Бернта Нотке. Работа сравнительно узка и длинна (160×750 см) и выполнена в смешанной технике темперной и масляной живописи на холстяной основе.
За первыми четырьмя гравюрами со сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы, каждая со своим героем. Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл. В оригинале каждая гравюра содержала также цитату из Библии на латыни. В настоящее время композиция сохранила лишь начальные 13 фигур.
Макабр Гольбейна Младшего
В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти – произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на целый жанр средневекового искусства.
В работе Гольбейна Смерть все еще (по традиции Плясок Смерти) агрессивна, тем не менее она уже не танцует с мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей.
В своей «Пляске Смерти» Гольбейн часто использует образ песочных часов, символизирующий течение времени. Они впервые появляются в сцене из Бытия, где Адам обрабатывает землю (а Смерть ему помогает), а Ева кормит грудью Каина. В двадцати пяти сценах из тридцати пяти присутствуют песочные часы.
Позднее «Плясок», а именно в 1524 году, появился «Алфавит смерти» Гольбейна. В оригинале он представляет собой большой лист с цитатами из Библии и состоит из 24 букв. В оригинале буквы очень маленькие 2,5 на 2,5 см и от этого нелегко разобрать сюжет того или иного эпизода.
Языческие корни
В «Плясках смерти» живут отзвуки дохристианских народных поверий о кладбищенских плясках мертвецов. Эти поверья идут вразрез с церковным учением об отделении души от тела в момент кончины человека. Долгое время они осуждались как языческие. В тексте пенитенциалия (покаянной книги) XI в. кающемуся задается вопрос, не участвовал ли он в погребальных плясках, придуманных язычниками, которых обучил этому дьявол.
Символика макабра
Кто-то, стоящий за спиной, поднимает символический череп и песочные часы — это ещё один символ смерти, утекающего времени.
Этот образ стоящего за спиной и не видимого тобой — чрезвычайно распространенный не только в европейском Средневековье ход, символизирующий внезапность. Вор или, что ещё неприятнее, убийца обрушивается на тебя из-за спины — это распространенный образ неумолимой смерти.
Также помимо песочных часов немаловажным символическим элементом в изображении Плясок смерти было зеркало. Подтекст был прост, человек идентифицировал себя с мертвецом, а мертвеца с собой.
Макабр и этот назойливый дискурс memento mori являются посланиями, вышедшими из стен монастырей. Они рассказывают о плоти как об орудии греха, о её разложении, о бренности. В эпоху Позднего Средневековья эти изначально монастырские сюжеты переходят в публичное пространство, становятся достоянием общественности и находят воплощение в монументальных фресках, гравюрах, книгах.
Памятование о смерти и презрение к мирской суете всеми возможными инструментами внедряются в сознание общества, с целью обратить белое духовенство и мирян к пути спасения. С другой стороны, послание макабра полно неопределённости, двойственности. Один из симптомов двойственности макабра, появляющийся не сразу, а по мере развития этого сюжета — это его последовательная секуляризация, «обмирщение».
Но любое насилие, повторяющееся вновь и вновь, каким бы шокирующим, пугающим или отвратительным оно ни было, неизбежно приедается, а его образы «выгорают» и становятся менее эффективными или неэффективными вовсе.
Когда человек, заходя в свой приходской храм, из года в год видит одну и ту же фреску с изображением Страшного Суда — пусть даже мучения грешников на ней расписаны самым устрашающим и натуралистичным образом, и пусть человек идентифицировал себя с этими грешниками, помня о совершенных грехах — то, вероятно, даже самые совестливые верующие перестают впечатляться изображёнными мучениями и ужасом. То же самое, очевидно, происходило и с макабром, когда его образы окончательно «выгорели».
Источник