Без внятного тз результат хз что это значит

«Без Технического Задания результат ХЗ»

И так, как все мы знаем, давным-давно сложилось выражение: «Без ТЗ результат ХЗ». Рассмотрим данное выражение более подробно и расскажем, что оно под собой подразумевает.

Для начала расшифруем понятие ТЗ (техническое задание). Техническое задание — это документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка.

Прежде всего, техническое задание необходимо:

  • тем, кто решил создать мобильное приложение;
  • тем, кто организовывает крупный проект;
  • тем, кто работает с дизайнерами/копирайтерами/разработчиками.

Если у студии отсутствует техническое задание, то не стоит удивляться, что результат будет далеко не таким, как вы себе его представляли.

Одной из главных задач является составление тз, лучше плохо написанное техническое задание, чем и вовсе его отсутствие. Потому что при создании (игр, сайтов, интерфейса) вопросов будет много.

Техническое задание должно быть трактуемое — это означает что при прочтении задания абсолютно любой человек может понять в чем оно заключается.

Для того чтобы техническое задание было полным необходимо придерживаться основных пунктов: требование, процесс, навигация, структура, иерархия и вложенность.

Работа без ТЗ? Спорный вопрос…

Гибкая методология разработки: Agile-методы делают упор на непосредственное общение лицом к лицу. Отдавая предпочтение непосредственному общению, agile-методы уменьшают объём письменной документации по сравнению с другими методами. При разработки вместо четкого и строгого технического задания используют концептуальные документы: скетчи, user stories и пр. По ним задается вектор направления, а детализация появляется во время разработки. Существует несколько методик, относящихся к классу гибких методологий разработки, в частности экстремальное программирование, DSDM, Scrum, FDD.

Хотелось бы отметить, что без технического задания можно работать по методологии Scrum. Scrum подразумевает под собой почасовую оплату, но в России работа по часовому методу непопулярна и никто не хочет работать по данному методу, 99% проектов выполняется по Fixed Price.

Fixed Price — работа по фиксированной цене подразумевает оценку проекта, подробное планирования разработки и дальнейшую работу по установленным договоренностям.

Оформляйте техническое задание в виде приложения к договору и подписывайте одновременно с ним. Все значительные изменения и дополнительные пожелания заказчика, поступившие во время работы, добавляйте в договор как отдельное приложение и тоже подписывайте. Чтобы ускорить процесс подписания, обменивайтесь сканами документов. Тогда у вас на руках будет договор и приложения с факсимильной подписью заказчика, но в дальнейшем обменяйтесь оригиналами документов при встрече или по почте.


Подсказка:

  • Не приступайте к работе без договора.
  • Спросите у заказчика обо всем, что может относиться к проекту.
  • Составьте ТЗ.
  • Внесите в ТЗ точную, понятную и максимально подробною информацию.
  • Установите и зафиксируйте сроки.
  • Техническое задание оформляйте отдельным приложением к договору.
  • Все дополнительные пожелания и изменения добавляйте в договор как еще одно приложение.
  • Для ускорения согласования обменивайтесь сканами документов. Но потом получите от заказчика оригинал.
  • Пропишите в договоре все сроки: дату запуска сайта, общее время работы, этапы, сроки согласования и подписания актов.

В общем то и всё, главное не забывайте, хорошо написанное ТЗ залог успеха. ТЗ является одной из составляющих разработки проекта и фактором успешного выполнения проекта. Наша студия Seven Winds предоставляет 5% скидку на программную разработку технического задания, если вы заказываете разработку у нас.

Источник

Без внятного ТЗ — результат ХЗ? (спойлер: НЕТ)

Вы меня не просили, но я все равно покажу на практических примерах, что ТЗ — бесполезная и часто вредная штука.

Ниже 3 случая из практики 2019.

смотрим, что было в Техническом Задании клиента, что на самом деле требовалось и что было сделано в итоге.

Случай из жизни 1.

Клиент : IT компания, создающая решения, повышающие эффективность добычи в сырьевой отрасли.

Контекст: В прошлом компания была дочкой крупной полугосударственной сырьевой структуры. После выхода из структуры оказалась, в отличие от Гарри и Меган , не готова к тому, чтобы зарабатывать самостоятельно и отказаться от поддержки «королевской семьи».

ТЗ: Сделайте нам хороший сайт, который будет приносить продажи в России (с)

  • Найти и сформулировать реальную уникальность продукта для мировых сырьевых бизнесов (она была чудом создана, но не была проявлена разработчиками!).
  • Подготовить документацию по продукту в соответствии с Международными стандартами и принести в компанию 2 горячих лида заграницей, пользуясь инструментами прототипирующих интервью (=»Можно с вами посоветоваться?»). Каждый из лидов стал контрактом, один клиент привел по рекомендации следующую компанию.
  • Изменить бизнес контур компании, разделив единую структуру на отдельные юниты.
  • Доказать необходимость экспертного продвижения в информационном поле с помощью качественного отраслевого контента.
  • Только через 6 месяцев после старта начать говорить о сайте 🙂

P.S. спасибо за историю Светлане Эрежеевой!

Случай из жизни 2.

Клиент : IT компания, создающая решения для маркировки и прослеживаемости потребительских товаров

Контекст: 100% российская компания с уникальным многолетним опытом в продукте, интересными кейсами, талантливыми разработчиками, страдала от отсутствия социальных доказательств своей экспертизы. Реальную картинку по компании не знал никто, зато слухов о том, что они «все покупают в Китае» от конкурентов было много. Бренд был слабый, не поддающийся регистрации и соответственно рискованный для продвижения. Маркетологами долгое время были не довольны, так как те говорили, что внутри компании «нет достойных инфоповодов для новостей».

ТЗ: Сделайте нам экспертный контент для отраслевых изданий и новостной раздел для сайта, чтобы люди о нас узнали (с)

Быстро, за несколько месяцев 2019 года привести клиента к статусу лидера мнений и флагманского эксперта в своей области, с помощью:

  • эффективных коллабораций с регуляторами, лидерами мнений, партнерами
  • открытия отраслевого учебного demo центра по маркировке на базе ведущего отраслевого университета
  • смелого ребрендинга 🙂
  • выпуска уникальной книги «Track & Trace. Будущее цепей поставок», которая помогла сформировать сообщество амбассадоров
  • концентрированному экспертному контенту на ключевых конференциях, круглых столах, в СМИ, на вебинарах для отраслей.
  • к концу 9-ого месяца сотрудничества начать заниматься сайтом и новостями 🙂

В 2020 году отказаться от платных рекламных размещений в пользу собственных классных мероприятий, PR и коллабораций.

Случай из жизни 3.

Клиент : offline школа английского языка, претендующая на выход в online и на конкуренцию со Skyeng.

Контекст: Школу отличал новаторский подход и интересные педагогические идеи, которые не были оформлены в методику. Очные занятия имели большой успех. Руководители много внимания уделяли инструментам, не имея стратегии и выраженной уникальности. Невнятная ценовая политика школы не позволяла получать достаточную прибыль для развития проекта и была непонятна пользователям.

ТЗ: Нам нужна наружная реклама, которая позволит активизировать продажи, тексты и картинки для online рекламы, название проекта и человек, которые недорого будет продавать online курс через instagram.

  • Предложить выйти на новый уровень путем получения государственной поддержки и финансирования путем получения грантов и спонсорских средств локальных социальных проектов
  • Настоять на разработке полноценной методики и непосредственно участвовать в ее разработке, чтобы обеспечить уникальность продуктов школы.
  • Представить руководителей школы в тематических сообществах, как экспертов.
  • Поменять ценовую политику и разработать уникальный бренд вместо «кальки» со Skyeng.
  • После 3-4 месяцев работы поговорить об instagram и рекламе 🙂

Будут и еще примеры. Не переключайтесь!

Так как в моей практике все случаи именно такие анти-ТЗешные. А у вас?

Источник

БЕЗ ТОЧНОГО ТЗ – РЕЗУЛЬТАТ ХЗ

Клиенты часто говорят: «Нам нравится сайт как у компании ООО «Купи лося»! Давайте сделаем также».

«Давайте составим более точное техническое задание» – предлагает подрядчик.

«Зачем?» — искренне удивляется клиент – «мне просто нужно точно также, но для продажи барсуков».

Подрядчик начинает выполнять работу и тут оказывается, что лосей можно купить прямо с сайта с доставкой на дом, а барсуков необходимо выбрать в магазине, оттуда же забрать и оплатить. Заявки на покупку лося падают менеджеру, а на барсуков – должны попадать в CRM.
А еще выясняется, что пара разделов на «Купи лося» для покупки барсуков не нужны, а вот один — очень нужно добавить.

Так мы плавно подходим к ответу на вопрос «зачем составлять техническое задание».
Давайте разберемся, что же это такое?

Т.з. – это требования для разработки сайта. Не только какие кнопки и где, а до мельчайших подробностей – все процессы работы сайта должны быть описаны.

Например, клиент говорит, что хочет кнопку «купить барсука». Чтобы это осуществить, подрядчик должен знать:
— какие поля необходимо использовать в данной форме;
— что нужно обязательно заполнить, а что – нет;
— в каком виде будет представлена страница с благодарностью за оставленную заявку на барсука;
— куда будет уходить информация о заявке;
— нужно ли сохранять заявку в базе данных CMS или просто пусть падают на почту клиента.

И чем лучше сразу прописан функционал, тем понятней:
1. Что мы получим в итоге.
2. Сроки выполнения задачи.
3. Сколько это будет стоить.

Техническое задание – это кропотливая работа, которая занимает не один день. Это плотная коммуникация клиента и подрядчика. Выяснение: что нужно, а что – нет, как будет описан тот или иной процесс. Такая задача задействует уйму времени, ведь клиент не всегда до конца понимает, как ему выстроить функционал будущего сайта. В таком случае проект-менеджер часами обговаривает с заказчиком эти вопросы, а потом еще и оформляет письменно.

Такая работа редко выполняется бесплатно: стоимость может варьироваться от 50 000 руб. до 150 000 руб. в зависимости от сложности проекта.

Если у вас уже есть четкое представление о вашем будущем сайте в виде технического задания – пишите нам, подберем вместе подходящий шаблон и доработаем к нему необходимый функционал.
А если пока не знаете, как должен работать ваш ресурс, то тоже пишите – вместе разберемся.

Источник

«Без внятного ТЗ — результат ХЗ»

Известный современный мем гласит: «без внятного ТЗ — результат ХЗ». Мое любимое РА «Диджитал Стратег» постоянно радует меня всяким волшебным на эту тему. Буквально на этой неделе очередной клиент с запросом «сделайте такой же сайт, как. ».

Вы, наверное, уже помните запросы — сделать Циан на Тильде или систему аля партнерку Тинькова на Битрикс. Сделать можно что угодно: инструментов сейчас множество, а у технического директора РА (Серёжа, привет) мозг построен так, что считает на насколько ходов вперёд. НО вы должны понимать, ЧТО вы хотите получить на выходе, чтобы не получилось «не, мы думали ИНАЧЕ».

Так вот запрос: биржа, покупатель А покупает у продавца Б товар В за валюту Г. Я описал не бизнес-процесс, это вообще не ТЗ верхнего уровня и вообще ничто: это даже ребёнок понимает. Важны условия в кабинетах покупателя и продавца. Кто ставит курс: ЦБ, продавец или ЦБ+какой-то %? Какая комиссия применяется? На объём, от цены, вручную или автоматом? Есть ли стоп-факторы? Есть ли скидки и как они рассчитываются, либо ставятся вручную? А может быть есть различные варианты, но кто их устанавливает? Сторона А, Б или вовсе оператор биржи, новое вводное — переменная Д?

Поэтому «скопируйте» без понимания запроса — это ересь. Понятно, что заказчик может это не понимать, вполне возможно, что ему нужно помочь — показать возможные переменные и добиться его желаний, как он их себе видит, чтобы на выходе не получилось «не так», но это обязательные условия.

Думаю, что мало кто согласился на ресурс вида «мы скопировали и задали условия так, как посчитали нужным — предусмотрели 100500 вариантов на выбор, цена охулиард рублей, платите». Возможно что-то не нужно, а возможно нужны не очевидные факторы, условия для управления вручную и бюджет ограничен.

Короче, при современном уровне автоматизации, инструментах и прямых руках возможно всё, важно нормальное ТЗ, пусть даже не по ГОСТу 😉

Источник

ХЗ что делать без ТЗ

Я не первый раз сталкиваюсь с проблемой утверждения с заказчиком полноценного ТЗ. И каждый раз это просто какая-то бездна неприятностей и трудностей.

Наверное, главная проблема в том, что я еще начинающий дизайнер/разработчик и жестко заявить заказчику, что без утвержденного ТЗ работать я не буду, побаиваюсь — вдруг я потеряю этот заказ? И так происходило из раза в раз, а следствием этого стали бессонные ночи, плохое питание и куча сожженых нервов.

Но в этот раз я попал в настоящую бездну. После полностью готового сайта заказчик решил внести еще ряд изменений. Потом еще раз. И еще… И еще… В результате, сайт пришлось верстать с нуля, все сроки прошли и я еще и виноват.

И чтобы в будущем вновь не попасть в такую ситуацию, я решил разобраться с темой ТЗ.

Что такое ТЗ?

“Техни́ческое зада́ние (ТЗ, техзада́ние) — документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, … в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка.”

Не совсем наш случай. Но суть та же, ТЗ — это документ, в котором заказчик прописывает все свои требования к будущему сайту. Это своеобразная карта будущего сайта.

Да, бывают такие проекты, где все и на словах понятно — например, посадочная из трех экранов и “контактов” или, еще проще, одноэкранный тизер.
Но большинство проектов состоит из нескольких страниц, разных разделов, таблиц, кучи картинок и прочих составляющих. А еще же адаптивная верстка!

В общем, без плана и инструкций не обойтись. Как говорят гос. служащие “без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек”.
Т.е. когда настанет долгожданный момент сдачи сайта и заказчик, вдруг скажет вам что-то вроде: “Давайте лучше сделаем так” или еще хуже — “Если вы не сделаете ЭТО, то сайт мы принимать не будем”, вот тут-то вы достаете заветное ТЗ и тычите пальцем в каждый пункт, в соответствии с которым выполнены работы.
Конечно, при хорошем раскладе, стоит согласится внести какие-то правки (если они обоснованны). Это сыграет положительную роль в вашей репутации.
Но иногда нужно просто послать в Ж****!

О чем пишут в ТЗ?

Я порыскал в google и понял, что у меня большое преимущество перед разработчиками, потому что дизайн сайта я делаю сам и, как следствие, никто в 2 часа ночи, к моменту завершения верстки, не пришлет мне полный редизайн проекта. Фуууух, хоть в этом повезло!

В тех. задании должны прописываться все важные составляющие сайта. В основном это все касается верстки и технической реализации. Т.к. по дизайну сложно задать объективные требования (“сделать красиво” — красиво у всех разное, “пусть все скажут «вау!»” — оно тоже не поддается критериям). Но, все же, какие-то условия по дизайну стоит попросить, чтобы не делать лишних 20 макетов.

В остальном, для себя я выделил следующие важные пункты:

  1. Для чего этот сайт? Кто целевая аудитория?
  2. Какая функция этого сайта? Продать, рассказать, привлечь внимание и т.д.
  3. Какие разделы будут на сайте? Сколько страниц, иерархия этих страниц?
  4. Есть ли контент? Фотографии, иллюстрации, видео, текст.
  5. Какой стиль несет бренд? Будет ли анимация объектов? Есть ли бредбук/гайдлайн?
  6. то будет принимать сайт? Лично заказчик или менеджеры? Или заказчик через менеджеров? Чем длиннее цепочка, тем хуже. Например, мой последний проект был встроен по такой цепочке: я — менеджер агентства, у которого заказали разработку сайта — владелец агентства — менеджер заказчика — заказчик. Это просто вынос мозга, потому что у каждого свое виденье, а конечное слово, все равно за последним — заказчиком.
  7. Какой дэдлайн?
  8. Обязательно прописать пункт: “Всё, что не оговорено, выполняется на усмотрение исполнителя” (по совету: https://m.habrahabr.ru/post/138749/).

На этом пока все. Поделитесь своими мыслями на этот счет? Какие пункты ТЗ важны по вашему?

Источник

Читайте также:  Африканские страсти это что значит
Оцените статью