Беседа что значит культура

Этическая беседа «Какой он – культурный человек?» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Этическая беседа «Какой он – культурный человек?» 6.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения

  • закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
  • учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки;
  • побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки;
  • формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.

Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.

Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.

Материал и оборудование:

Аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы, клеящий карандаш.

Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.

-Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает).

-Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным

человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение).

-Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).

-Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).

-Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог исправится и как? (Ответы детей).

-Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка волшебником? Почему?

-Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее относится к близким людям.

-Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово»

(Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)

-Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?

(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).

-Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой?

(Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).

-Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?

(Простите, извините, прошу прощения).

-Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим?

(До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).

-Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).

-Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам? (Рассказ «Почему?»).

-Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).

-По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).

-Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так

мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его мучила совесть).

-Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).

-Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть только вежливым,

нужно быть еще честным, правдивым, и смелым. Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости.

(Дети по очереди говорят пословицы)

-В ком правды нет. В том добра мало.

-Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.

-Правда в воде не тонет, в огне не горит.

-Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.

-Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.

-От ласкового слова язык не отсохнет.

-А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе». У меня на столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей помощью на ватман.

(Дети по одному выходят и называют правило соответствующее картинки-схемы)

-В группе нельзя кричать.

-Нельзя драться с друзьями.

-Нужно играть в спокойные игры.

-Не перебивать взрослых.

-Не обижать младших.

-Помогать друг другу.

-У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее по вешаем в группе и будем соблюдать правила. На этом занятие наше закончилось. Большое спасибо.

Источник

Классный час «Что такое культура»

классный час в начальной школе по теме: что такое культура?

Знакомство с понятием «Культура» культура мира

Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.

Расширение исторических знаний и представлений учащихся

Воспитание интереса к культуре России

Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.

1. Способствовать развитию интереса к культуре России

2. Формировать нравственные и патриотические качества

Методы и приемы:

1.Словесный: объяснение, рассказ, беседа, диалог, дискуссия

2. Наглядный: демонстрация презентации, плакат с секторами

Форма педагогического общения : диалог

Форма деятельности учащихся: коллективная.

Учитель просит учащихся протянуть ладонь, под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине.

Классный руководитель : Ребята, рассмотрите внимательно горошинку и скажите, на что она похожа?
Если внимательно посмотреть, то горошину можно сравнить с нашей планетой, именно такой земля видится из космоса.
— Поразмышляйте, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.
— Рассмотрите схему, обратите внимание на сектор со словом «Я » и расскажите о том, как каждому из вас живётся на Земле.
— Ребята, а кто из вас знает, сколько таких “Я” живет на Земле?

— На нашей планете около семи миллиардов жителей. Посмотрите. Как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше. Давайте поразмышляем над вопросом: “ Кто я? Что во мне хорошего?”

Дети раскрашивают оценочный лист «Какой я»

У: Представьте себе, что к вам в поселок приехали ребята из другой страны, что вы о себе расскажите?
Идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо учиться видеть хорошее в себе и окружающих людях.
Может ли человек прожить один? Кого мы видим на планете рядом с собой?
А теперь давайте откроем второй сектор. слово «Природа»
Какое там слово?

— Посмотрите на горошину. Подумайте о том, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна?

Без деревьев, кустарников, цветов, животных, насекомых человечество не могло бы существовать. Но люди рубят сук, на котором сидят, и не берегут окружающую природу.

— Поразмышляйте о том, каким должен быть человек, способный сохранить все живое на Земле?
Классный руководитель : Сберечь Землю сможет только человек знающий и образованный, добрый и внимательный.

У: Ребята, из букв соберите слово, что получилось? (культура)

Да, мы попали в мир культуры

— Мы в жизни часто слышим культурный человек, бескультурный, бескультурье.

Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура…

Как вы понимаете это слово? (посмотрим в толковых словарях)

У: Давйте посмотрим, что об этом говорят великие люди:Лихачев, Экзюпери и конечно Николай Рерих.

В русском языке до 19 века понятию «культура» соответствовало слово «просвещение».

навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе.

умение человека правильно говорить.

знание человеком законов и умение ими пользоваться.

Культура охватывает все области человеческой жизни:

(физика, химия, биология , астрономия раскрывают перед человеком премудрость Творца в устроении мира.

культура передается через поколения в народных традициях

Откройте третий сектор «Люди»

Какие народы живут в России?

У каждого народа своя культура. Их более 150, посмотрите на фото и скажите, чем один народ отличается от другого.

Каждый народ разговаривает на своём языке, но так как мы все живём в одной стране России, то у нас есть один главный государственный язык, который изучают во всех школах. Какой это язык? (Русский)

А как культурно говорить на русском языке?

У каждого народа свой костюм. Вот русский народный костюм.

Где его сейчас можно увидеть? (На праздниках, в музеях)

Что значит, для всех народов сейчас культурно одеваться? (Опрятно, на каждый случай своя одежда, в школу – форма)

3. Устное народное творчество.

Люди рассказывали сказки друг другу, и каждый добавлял своё.

-Кому в семье рассказывают сказки?

— А у других народов есть свои сказки? Кроме сказок, что ещё народ мог сочинить? (Песни, загадки, потешки и т.д.) Послушаем колыбельную песню. Какие вы знаете колыбельные?

Вспомните народные промыслы.

-Конечно, в культуру России входят не только народные сказания, но и самые лучшие произведения писателей, которые известны во всём мире, например, Пушкин А.С.

-Как вы думаете, можно ли назвать человека культурным, если он не читает книги? Почему?

4.Праздники (обычаи, традиции)

-Угадайте по фото, какой это праздник? (масленица)

У: К акие народные традиции вы знаете?

У: Откуда вы знаете народные традиции?

-Есть праздники, которые празднуют все народы, которые живут в России. Это государственные праздники.

— Какие вы знаете? (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы)

— Как вы отмечаете праздники дома?

ВЫВОД: Что передают традиции?

Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создает какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги…

Все это остается в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны.

Игра «Полезное для культуры России» Что бы вы выбросили в корзину?

Культура создает «мосты» между людьми, между их душами.

Вывод: человек создает культуру, а культура формирует человека.

Лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.

Классный руководитель переворачивает круг и просит детей прочитать открывшееся слово “Мир”.

Классный руководитель: Да, это, действительно, наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа. Давайте посмотрим еще раз на эту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранит? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.

Сколько народов живёт в России?

У каждого народа есть своя культура, это….(язык, праздники. костюм, творчество).

Это и составляет культуру России.

— А, что общего у всех народов? (Русский язык, праздники государственные, современная одежда, литература, живём в одной стране…)

-Народы разные – страна одна. Как жить в мире со всеми?

Итог: учитель раздаёт детям по листочку, на котором каждый из них пишет, что же для него культура (слово или словосочетание). Учитель пишет «культура – это…». Все листочки вывешиваются на стенд или доску. Если осталось время, можно это проговорить и обсудить.

Учитель: Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту и гармонию природы — это значит владеть “культурой мира”. Я хочу, чтобы вы познали “культуру мира”, научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор, может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира.

Источник

Классный час «Что такое культура», 5-6 класс

Разработка классного часа для учащихся 5-6 класса. Тема: Что такое культура? Что мы называем искусством?

Цели:

— начать проведение цикла классных часов «В мире прекрасного»;

— заинтересовать учащихся тематикой и содержанием занятий;

— способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.

Оборудование и материалы: выставка книг (альбомов, справочников, энциклопедий) по русской культуре и искусству; песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!» в фонозаписи; большой кроссворд, начерченный на доске для проведения беседы; демонстрационные карточки со словами к кроссворду; эпиграф.

Ход классного часа

Звучит песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!».

I. Слово классного руководителя.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами начинаем удивительное путешествие в мир прекрасного. Так будет называться серия классных часов, которые мы проведём в интересной, занимательной форме и узнаем много нового и полезного о русской культуре и искусстве. Посмотрите внимательно, какие книги представлены на этой необычной выставке, которая поможет вам понять, о чём пойдёт у нас в дальнейшем речь.

Классный руководитель показывает и называет альбомы, энциклопедии, словари и справочники.

II. Беседа «Что такое культура? Что мы называем искусством?»

Итак, вы увидели книги, которые помогут нам в проведении классных часов. А теперь ответьте на вопросы:

1. Как вы понимаете слово «культура»?

2. Каких известных музыкантов, композиторов, скульпторов, художников, артистов вы знаете?

3. Кто из вас занимается в музыкальной школе, художественной студии, танцевальном ансамбле, театральном кружке?

4. Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего?

5. Как вы понимаете слово «искусство»?

Как правило, ребята очень активно участвуют в беседе, и классный руководитель должен быть готов к тому, что может услышать неправильное толкование слов «искусство» и «культура», фамилии иностранных деятелей искусства, названия передач, которые к искусству никакого отношения не имеют. Но в каком-то смысле это неплохо: классный руководитель, проведя занятия по предлагаемой тематике, сумеет наполнить жизнь учащихся отечественными именами и названиями.

III. Разгадывание кроссворда.

Работа с демонстрационными карточками (они в свободном порядке прикреплены к классной доске).

Классный руководитель объясняет, что будет читать и пояснять значение каждого из этих слов, а детям необходимо будет отгадать нужное слово, найти ему место в кроссворде и поместить карточку на нужной строчке. Одна буква в каждом слове выделена жирным шрифтом или другим цветом. Поэтому, разгадав кроссворд, учащиеся увидят по вертикали название всех классных часов сразу.

Слова для кроссворда с объяснением значения каждого из них:

ЖИВОПИСЬ — один из основных видов изобразительного искусства. Произведения его создаются с помощью красок, которые наносятся на какую-нибудь поверхность.

ХРАМ — культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов.

ЦИРК — особый вид актёрского искусства, в основе которого лежит трюк, действие, впечатляющее зрителей и происходящее на круглой площадке.

ПОРТРЕТ — изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры.

ГАЛЕРЕЯ — длинное крытое светлое помещение, удлинённое, со сплошным рядом больших окон, предназначенное для хранения собраний произведений живописи, она стала синонимом музея.

ОПЕРА — представление, в котором объединены музыка и пение.

ОБРАЗ — специфическая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства приёмами, это общие представления, которые возникают у человека на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных).

КРЕМЛЬ — центральная укреплённая часть древнерусских городов, находящаяся на высоком месте на берегу реки или озера или у слияния двух рек.

АРХИТЕКТУРА — вид искусства, которое позволяет возводить красивые и удобные постройки, соответствующие определённым целям (жилые дома, общественные, административные, представительные и другие типы зданий). Её считают одним из ведущих видов пластического искусства.

ИГРУШКА — предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства.

БАЛЕТ — сценическое искусство, основанное на сочетании танца и музыки.

МАСКА — при помощи её актёр может полностью изменить своё внешний и внутренний облик, создать образ любого животного, различных по характеру людей.

ГУЛЯНЬЯ — одна из разновидностей городских и сельских увеселений, приурочивались к главнейшим церковным праздникам: на Рождество и Масленицу это было катание с гор на санях, постройка снежных городков, на Пасху преобладали различные виды каруселей и качелей.

ИКОНА — образ, таинственный символ божества, «книга для неграмотных», не в единственном числе она есть в любом храме, церкви, монастыре.

ГУСЛИ — название музыкального инструмента, представляющего плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Этот инструмент прославил былинного героя Садко.

КОЛОКОЛ — непременная принадлежность христианского храмового богослужения, издает звуки, разные по тональности, длине и диапазону.

Вот так может выглядеть готовый ответ:

Классный руководитель может подсказать первую букву слова, сказать, из скольких букв оно состоит.

Ребята с интересом отыскивают ответы на карточках, помещённых на доске.

IV. Подведение итогов.

Слово классного руководителя. Итак, ребята, давайте посмотрим, что получилось у нас по вертикали? Где окажемся мы с вами, проведя интересные классные часы, совершив путешествие в историю культуры и искусства?

Дети без труда читают столбик букв: «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО».

Классный руководитель. А как вы понимаете слово «прекрасное»?

Учащиеся дают свои толкования этого слова. Учитель постепенно подводит их к объяснению слов «культура» и «искусство».

На доске учитель вывешивает карточки со словами и их значениями.

ИСКУССТВО — 1) художественное творчество в целом (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, музыка, танец, театр, кино; 2) высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

КУЛЬТУРА — сфера духовной жизни людей, включающая в себя исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых им духовных и материальных ценностях.

— Итак, ребята, первый классный час «В мире прекрасного» состоялся. Впереди у нас много интересного. Но это будет в следующий раз.

Источник

Читайте также:  Что значит у женщины флора палочковая
Оцените статью