- Этическая беседа «Какой он – культурный человек?» (подготовительная группа) план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Классный час «Что такое культура»
- Классный час «Что такое культура», 5-6 класс
- Разработка классного часа для учащихся 5-6 класса. Тема: Что такое культура? Что мы называем искусством?
- Ход классного часа
Этическая беседа «Какой он – культурный человек?» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этическая беседа «Какой он – культурный человек?» | 6.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения
- закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
- учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки;
- побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки;
- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.
Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.
Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.
Материал и оборудование:
Аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы, клеящий карандаш.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.
-Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает).
-Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным
человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение).
-Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).
-Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).
-Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог исправится и как? (Ответы детей).
-Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка волшебником? Почему?
-Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее относится к близким людям.
-Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово»
(Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)
-Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?
(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
-Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой?
(Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).
-Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?
(Простите, извините, прошу прощения).
-Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим?
(До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).
-Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).
-Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам? (Рассказ «Почему?»).
-Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).
-По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).
-Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так
мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его мучила совесть).
-Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).
-Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть только вежливым,
нужно быть еще честным, правдивым, и смелым. Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости.
(Дети по очереди говорят пословицы)
-В ком правды нет. В том добра мало.
-Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.
-Правда в воде не тонет, в огне не горит.
-Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.
-Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
-От ласкового слова язык не отсохнет.
-А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе». У меня на столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей помощью на ватман.
(Дети по одному выходят и называют правило соответствующее картинки-схемы)
-В группе нельзя кричать.
-Нельзя драться с друзьями.
-Нужно играть в спокойные игры.
-Не перебивать взрослых.
-Не обижать младших.
-Помогать друг другу.
-У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее по вешаем в группе и будем соблюдать правила. На этом занятие наше закончилось. Большое спасибо.
Источник
Классный час «Что такое культура»
классный час в начальной школе по теме: что такое культура? Знакомство с понятием «Культура» культура мира Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания. Расширение исторических знаний и представлений учащихся Воспитание интереса к культуре России Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я- концепции, позитивного отношения к окружающему миру; 1. Способствовать развитию интереса к культуре России 2. Формировать нравственные и патриотические качества Методы и приемы: 1.Словесный: объяснение, рассказ, беседа, диалог, дискуссия 2. Наглядный: демонстрация презентации, плакат с секторами Форма педагогического общения : диалог Форма деятельности учащихся: коллективная. Учитель просит учащихся протянуть ладонь, под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине. Классный руководитель : Ребята, рассмотрите внимательно горошинку и скажите, на что она похожа? — На нашей планете около семи миллиардов жителей. Посмотрите. Как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше. Давайте поразмышляем над вопросом: “ Кто я? Что во мне хорошего?” Дети раскрашивают оценочный лист «Какой я» У: Представьте себе, что к вам в поселок приехали ребята из другой страны, что вы о себе расскажите? — Посмотрите на горошину. Подумайте о том, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна? Без деревьев, кустарников, цветов, животных, насекомых человечество не могло бы существовать. Но люди рубят сук, на котором сидят, и не берегут окружающую природу. — Поразмышляйте о том, каким должен быть человек, способный сохранить все живое на Земле? У: Ребята, из букв соберите слово, что получилось? (культура) Да, мы попали в мир культуры — Мы в жизни часто слышим культурный человек, бескультурный, бескультурье. Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура… Как вы понимаете это слово? (посмотрим в толковых словарях) У: Давйте посмотрим, что об этом говорят великие люди:Лихачев, Экзюпери и конечно Николай Рерих. В русском языке до 19 века понятию «культура» соответствовало слово «просвещение». навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе. умение человека правильно говорить. знание человеком законов и умение ими пользоваться. Культура охватывает все области человеческой жизни: (физика, химия, биология , астрономия раскрывают перед человеком премудрость Творца в устроении мира. культура передается через поколения в народных традициях Откройте третий сектор «Люди» Какие народы живут в России? У каждого народа своя культура. Их более 150, посмотрите на фото и скажите, чем один народ отличается от другого. Каждый народ разговаривает на своём языке, но так как мы все живём в одной стране России, то у нас есть один главный государственный язык, который изучают во всех школах. Какой это язык? (Русский) А как культурно говорить на русском языке? У каждого народа свой костюм. Вот русский народный костюм. Где его сейчас можно увидеть? (На праздниках, в музеях) Что значит, для всех народов сейчас культурно одеваться? (Опрятно, на каждый случай своя одежда, в школу – форма) 3. Устное народное творчество. Люди рассказывали сказки друг другу, и каждый добавлял своё. -Кому в семье рассказывают сказки? — А у других народов есть свои сказки? Кроме сказок, что ещё народ мог сочинить? (Песни, загадки, потешки и т.д.) Послушаем колыбельную песню. Какие вы знаете колыбельные? Вспомните народные промыслы. -Конечно, в культуру России входят не только народные сказания, но и самые лучшие произведения писателей, которые известны во всём мире, например, Пушкин А.С. -Как вы думаете, можно ли назвать человека культурным, если он не читает книги? Почему? 4.Праздники (обычаи, традиции) -Угадайте по фото, какой это праздник? (масленица) У: К акие народные традиции вы знаете? У: Откуда вы знаете народные традиции? -Есть праздники, которые празднуют все народы, которые живут в России. Это государственные праздники. — Какие вы знаете? (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы) — Как вы отмечаете праздники дома? ВЫВОД: Что передают традиции? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создает какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги… Все это остается в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. Игра «Полезное для культуры России» Что бы вы выбросили в корзину? Культура создает «мосты» между людьми, между их душами. Вывод: человек создает культуру, а культура формирует человека. Лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации. Классный руководитель переворачивает круг и просит детей прочитать открывшееся слово “Мир”. Классный руководитель: Да, это, действительно, наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа. Давайте посмотрим еще раз на эту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранит? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым. Сколько народов живёт в России? У каждого народа есть своя культура, это….(язык, праздники. костюм, творчество). Это и составляет культуру России. — А, что общего у всех народов? (Русский язык, праздники государственные, современная одежда, литература, живём в одной стране…) -Народы разные – страна одна. Как жить в мире со всеми? Итог: учитель раздаёт детям по листочку, на котором каждый из них пишет, что же для него культура (слово или словосочетание). Учитель пишет «культура – это…». Все листочки вывешиваются на стенд или доску. Если осталось время, можно это проговорить и обсудить. Учитель: Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту и гармонию природы — это значит владеть “культурой мира”. Я хочу, чтобы вы познали “культуру мира”, научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор, может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира. Источник Классный час «Что такое культура», 5-6 классРазработка классного часа для учащихся 5-6 класса. Тема: Что такое культура? Что мы называем искусством?Цели: — начать проведение цикла классных часов «В мире прекрасного»; — заинтересовать учащихся тематикой и содержанием занятий; — способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве. Оборудование и материалы: выставка книг (альбомов, справочников, энциклопедий) по русской культуре и искусству; песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!» в фонозаписи; большой кроссворд, начерченный на доске для проведения беседы; демонстрационные карточки со словами к кроссворду; эпиграф. Ход классного часаЗвучит песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!». I. Слово классного руководителя. Дорогие ребята, сегодня мы с вами начинаем удивительное путешествие в мир прекрасного. Так будет называться серия классных часов, которые мы проведём в интересной, занимательной форме и узнаем много нового и полезного о русской культуре и искусстве. Посмотрите внимательно, какие книги представлены на этой необычной выставке, которая поможет вам понять, о чём пойдёт у нас в дальнейшем речь. Классный руководитель показывает и называет альбомы, энциклопедии, словари и справочники. II. Беседа «Что такое культура? Что мы называем искусством?» Итак, вы увидели книги, которые помогут нам в проведении классных часов. А теперь ответьте на вопросы: 1. Как вы понимаете слово «культура»? 2. Каких известных музыкантов, композиторов, скульпторов, художников, артистов вы знаете? 3. Кто из вас занимается в музыкальной школе, художественной студии, танцевальном ансамбле, театральном кружке? 4. Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего? 5. Как вы понимаете слово «искусство»? Как правило, ребята очень активно участвуют в беседе, и классный руководитель должен быть готов к тому, что может услышать неправильное толкование слов «искусство» и «культура», фамилии иностранных деятелей искусства, названия передач, которые к искусству никакого отношения не имеют. Но в каком-то смысле это неплохо: классный руководитель, проведя занятия по предлагаемой тематике, сумеет наполнить жизнь учащихся отечественными именами и названиями. III. Разгадывание кроссворда. Работа с демонстрационными карточками (они в свободном порядке прикреплены к классной доске). Классный руководитель объясняет, что будет читать и пояснять значение каждого из этих слов, а детям необходимо будет отгадать нужное слово, найти ему место в кроссворде и поместить карточку на нужной строчке. Одна буква в каждом слове выделена жирным шрифтом или другим цветом. Поэтому, разгадав кроссворд, учащиеся увидят по вертикали название всех классных часов сразу. Слова для кроссворда с объяснением значения каждого из них: ЖИВОПИСЬ — один из основных видов изобразительного искусства. Произведения его создаются с помощью красок, которые наносятся на какую-нибудь поверхность. ХРАМ — культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. ЦИРК — особый вид актёрского искусства, в основе которого лежит трюк, действие, впечатляющее зрителей и происходящее на круглой площадке. ПОРТРЕТ — изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. ГАЛЕРЕЯ — длинное крытое светлое помещение, удлинённое, со сплошным рядом больших окон, предназначенное для хранения собраний произведений живописи, она стала синонимом музея. ОПЕРА — представление, в котором объединены музыка и пение. ОБРАЗ — специфическая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства приёмами, это общие представления, которые возникают у человека на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных). КРЕМЛЬ — центральная укреплённая часть древнерусских городов, находящаяся на высоком месте на берегу реки или озера или у слияния двух рек. АРХИТЕКТУРА — вид искусства, которое позволяет возводить красивые и удобные постройки, соответствующие определённым целям (жилые дома, общественные, административные, представительные и другие типы зданий). Её считают одним из ведущих видов пластического искусства. ИГРУШКА — предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства. БАЛЕТ — сценическое искусство, основанное на сочетании танца и музыки. МАСКА — при помощи её актёр может полностью изменить своё внешний и внутренний облик, создать образ любого животного, различных по характеру людей. ГУЛЯНЬЯ — одна из разновидностей городских и сельских увеселений, приурочивались к главнейшим церковным праздникам: на Рождество и Масленицу это было катание с гор на санях, постройка снежных городков, на Пасху преобладали различные виды каруселей и качелей. ИКОНА — образ, таинственный символ божества, «книга для неграмотных», не в единственном числе она есть в любом храме, церкви, монастыре. ГУСЛИ — название музыкального инструмента, представляющего плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Этот инструмент прославил былинного героя Садко. КОЛОКОЛ — непременная принадлежность христианского храмового богослужения, издает звуки, разные по тональности, длине и диапазону. Вот так может выглядеть готовый ответ: Классный руководитель может подсказать первую букву слова, сказать, из скольких букв оно состоит. Ребята с интересом отыскивают ответы на карточках, помещённых на доске. IV. Подведение итогов. Слово классного руководителя. Итак, ребята, давайте посмотрим, что получилось у нас по вертикали? Где окажемся мы с вами, проведя интересные классные часы, совершив путешествие в историю культуры и искусства? Дети без труда читают столбик букв: «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО». Классный руководитель. А как вы понимаете слово «прекрасное»? Учащиеся дают свои толкования этого слова. Учитель постепенно подводит их к объяснению слов «культура» и «искусство». На доске учитель вывешивает карточки со словами и их значениями. ИСКУССТВО — 1) художественное творчество в целом (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, музыка, танец, театр, кино; 2) высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности. КУЛЬТУРА — сфера духовной жизни людей, включающая в себя исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых им духовных и материальных ценностях. — Итак, ребята, первый классный час «В мире прекрасного» состоялся. Впереди у нас много интересного. Но это будет в следующий раз. Источник |