- Откуда выражение «в гробу, в белых тапочках»?
- Синонимы выражения «в гробу, в белых тапочках»
- Почему русские хоронили покойника в белых тапочках
- Казачья смерть
- Смерть у русских
- Смертная одежда старообрядцев
- Почему белые тапочки считаются атрибутом похорон?
- Откуда появилась эта традиция — на покойника надевать белые тапочки?
- А обязательно ли соблюдать это?
- Как выглядят эти тапочки?
- Каких видов они бывают?
- Почему принято хоронить в белых тапочках
- Почему именно белые тапочки
- Библия и мнение церкви
Откуда выражение «в гробу, в белых тапочках»?
«Вдруг моторы из строя выбыли.
Я впервые в забое, хоть плачь!
Но, согнувшийся в три погибели,
Над комбайном колдую, как врач.
Бригадир — лошадиная сила,
Черный, потный, на слово крут —
Говорит:
— Изведу на силос,
Пошевеливайся, болтокрут! —
Я гляжу: очень даже может
Он исполнить желанье свое…
Пробегают мурашки по коже,
Проклинаю житье-бытье.
Бригадир, повернувшись боком,
Улыбается этак хитро:
— Сбегай, что ли, с ведром за током. —
Подает из-под смазки ведро.
Я на «вы» к нему,
По фамилии
Обращаюсь:
— Ток — не вода… —
Он в ответ меня, братцы милые,
Посылает…
Известно куда.
«Ах ты, думаю, дюжий идол!»
И смеюсь, закусив губу:
— Я сегодня во сне вас видел
В белых тапочках и в гробу. —
Бригадир только стиснул зубы,
Рубанул еще парой фраз…
Ну, а вечером возле клуба
Увидали в обнимку нас.
Он втолковывал неторопливо:
— В шахте всяко бывает…
Лады? —
И, поскольку не было пива,
Хватанули фруктовой воды.
Кто б с тех пэр ни пытался обидеть,
Будь герой семи пядей во лбу,
Я смеюсь, закусив губу:
«Я во сне вас могу увидеть
В белых тапочках и в гробу» («Крещение», из книги «Подарок: Стихи», 1961 год)
Анциферов родился в 28 октября 1930 года в Макеевка в семье шахтера. В 1947 году закончив ремесленное училище устроился на шахту электрослесарем. Первые его стихи были опубликованы в 1951 в газете «Макеевский рабочий». В начале 1950-х около года работал в газете «Комсомолец Донбасса», учился в вечерней школе. В 1962 году окончил Литературный институт, заведовал отделом поэзии в журнале «Москва». Пил. Покончил собой 16 декабря 1964 года. При жизни опубликовал 4 малостраничных поэтических сборниках, после гибели вышли ещё 4 его книги, в том числе в 1966 году «Избранное», 155 страниц
Синонимы выражения «в гробу, в белых тапочках»
- Чихать на
- Плевать с высокой колокольни
- Видеть в гробу
- Положить на
- В упор не видеть. не знать
Источник
Почему русские хоронили покойника в белых тапочках
Выражение это до сих пор живо: «Домой собирается», «Собирает узелки» – так говорят о стариках в деменции, которые «чудят»: начинают собирать вещи и одеваться, чтобы уехать «домой», хотя и так находятся в собственном доме. Но если сейчас близкие понимают, что такое поведение вызвано болезнью и галлюцинациями, то раньше подобное поведение считалось вестником близкой смерти. Среди казаков и русских крестьян считалось, что старики и старухи предчувствуют собственную смерть, каким-то образом понимают, что «пора собираться» в мир иной.
Кроме такого поведения, предвестниками смерти считали разные приметы: упавшее в ограде дерево, начавшую скрипеть дверь, неожиданный вой собаки, влетевшую в окно птицу, затрещавшую в доме мебель, — все это заставляло суеверных людей бледнеть и ждать смерти — чужой или своей, — об этом написано в хрестоматии «Суеверия и предрассудки крестьян Воронежской области». Гребенские казаки считали, что смерть предвещает треск в стенах дома, упавшая икона, севший на крышу сыч, курица, закричавшая петухом, или дерево, которое цветет второй раз за год.
Когда у человека во время болезни вдруг менялся рисунок радужки глаз, то смерть ждали в течение суток. Предсмертная агония, тяжелая смерть считалась признаком греха, а когда умирающий начинал водить по телу руками, как бы подправляя одежу (обирался) — понимали, что ему осталось всего несколько часов.
Казачья смерть
Этнографы А. Ф. Григорьев и Е. С. Толстокоров в статье «Специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных традициях» указывают, что казаки старались облегчить участь умиравшего: открывали в доме двери и окна, «чтоб душе легче выйти». Но главным считали исповедь и причастие. У гребенских староверов это делали уставники или монахи из скита. Заменить причастие мог нательный крест: когда казаки шли в бой, то сжимали его в зубах или целовали, умирая. Смерть без причастия была огромным горем, поэтому перед боем казаки исповедовались и причащались.
Хоронили убитого казака в парадной форме, с личным оружием, при всех регалиях и орденах. Верили, что на том свете Архангелы встретят такого воина с особым вниманием. Незамужних девиц хоронили как невест — наряжали в лучшее, а на голову возлагали венки из цветов. Казаки старого обряда хоронили покойных в нательных рубахах и саванах, а членов казачьих семей обряжали в простую, неяркую, по возможности новую одежду. Бывал у казаков на Кавказе странный обычай — если умершего считали праведником, то на 40 день тайно, ночью, вскрывали могилу и смотрели: если у покойника не хватает перста или руки — значит, душа его в раю.
Смерть у русских
К смерти отношение у русского человека было философским. Умереть на миру, в бою было почетно и к этой смерти стремились воины. Но большая часть православных людей желала себе кончины христианской — мечтали прожить долгую жизнь, оставить много потомков и отдать Богу душу после покаяния и последнего Причастия. В этом случае душа христианская могла беспрепятственно вознестись на небо. Смерть была не концом бытия, но испытанием, через которое православный должен был пройти достойно. Готовиться к ней начинали заранее.
Научный работник Омского госуниверситета Ксения Юрьевна Гизиева в работе «Традиция подготовки к смерти русского населения Сибири» указывает, что у поселенцев главным считалась духовная подготовка: пожилые люди старались исповедоваться, регулярно причащаться, налагали на себя дополнительный пост, раздавали милостыню нищим и много денег отдавали в монастыри, где за них начинали молиться монахи. Трагедией считалось умереть внезапно, скоропостижно, поэтому каждый день молились, чтобы Господь не дал смерти без покаяния. Благодатью считали смерть дома, среди близких, в сознании.
Считалось важным привести в порядок дела, расплатиться с долгами, простить должников. Все наказы умирающего считались обязательными, верили, что отказ выполнить его волю принесет несчастье. Поэтому безропотно брали на воспитание чужих детей, забирали скотину, присматривали за имуществом.
Гизиева указывает, что вплоть до середины XX века женщины собирали «смертный узел» — готовили смертную одежду. Ее шили по старинным выкройкам, из светлых тканей, вручную, иглой «от себя», соединяя цельные куски материи. Иногда материю не резали, а рвали руками или шили с изнанки. Одежду до последнего не дошивали из поверья — «как дошьешь, так и помрешь». Еще считали, что недошитую одежду одевать на мертвеца проще. На ноги готовили мягкие белые (нарядные) матерчатые тапочки. Верили — если мертвец «придет», топать не будет.
Готовили подушку в гроб, которую вышивали крестами и набивали травами, сеном. С языческих времен существовал обычай собирать в течение жизни волосы (очевидно, чтобы никто не мог ими завладеть и наложить порчу), а потом забирать их « с собой», зашивая в подушку.
Наряжал покойника специальный наряжальник или скутальник. Одежду на умершем разрезали, затем тело обмывали рукавицами и одевали. Был у русских и саван — мешок, надевавшийся через голову. Этнограф Дмитрий Константинович Зеленский считал, что саван остался у славян с тех времен, когда жили они в более теплом климате. А на Русском севере на голову мужчинам и женщинам одевали куколь — простой головной убор из холста.
Смертная одежда старообрядцев
Этнограф Елена Федоровна Фурсова в статье «Одежда на тот свет» русских старообрядцев» уточняет, что на Алтае и в Сибири смертную одежду шили без поперечных разрезов и швов. Ткань брали специальную — льняную, сотканную дома в дневное время. Даже в конце XX века старухи готовили рубаху с поясом, головной убор шашмур с вырезом на затылке («чтоб душа выходила»), два платка, носки и тапки, саван, два покрывала и два полотенца, на которых гроб опускали в могилу. Старухам, которые прожили во вдовстве больше 25 лет, заплетали девичьи косы и украшали голову венком с лентами, приравнивая их к девицам и считая их «невестами Христа».
Саван был обязательным элементом одежды, поверх него покойника «свивали» жичкой, которая символизировала отрезок времени, отведенный человеку в этом мире. Узлов на одежде не завязывали.
Источник
Почему белые тапочки считаются атрибутом похорон?
Вам наверняка приходилось не раз слышать про белые тапочки, которые упоминаются как обязательная принадлежность одежды, точнее, обуви усопшего. А действительно ли на похоронах необходима именно такая обувь или упоминание белых тапок просто устойчивое выражение? Давайте разбираться.
Откуда появилась эта традиция — на покойника надевать белые тапочки?
Если углубитьсяться в историю, то можно найти описания древних погребальных обрядов, даже дохристианских, где традиционно на покойника надевали белую обувь. Белый цвет воспринимался как символ чистоты, спокойствия, благости. А вот почему тапочки?
Как рассказывали старики, на одежде умершего не должно быть узлов (шнурков, застёжек, пряжек), иначе можно «завязать душу». Если верить этому, то выбор в пользу тапок понятен — они шнурков не имеют. Вот только платок на голове покойницы точно завязывают. Может, «узлы» касаются только обуви? Так или иначе, поверью про белые тапочки уже много веков.
А обязательно ли соблюдать это?
Похоронные обряды гораздо больше, чем любые другие, обросли множеством всяких условностей. И все эти приметы иногда сильно различаются — не просто в разных областях, а даже в разных семьях.
На самом деле строгих и непреклонных требований к цвету похоронной обуви не существует. В советское время к этому относились проще − магазинов ритуальных услуг не было вовсе, а при тотальном дефиците обували и одевали покойника без соблюдения чётких условий. Бабули, собирая узелок «на смерть», клали в него вполне обычные домашние тапочки. А деды, как истинные советские люди без предрассудков, и вовсе ни о чём подобным не беспокоились. Да и в верующих семьях, насколько известно, такой строгой традиции по поводу белых тапочек нет и не было. Но сейчас многие фирмы похоронных услуг предлагают подобную обувь для усопших. Впрочем, у них тоже имеется некоторый выбор.
Как выглядят эти тапочки?
Ритуальные агентства предлагают уже готовые белые и чёрные тапочки. Сшиты они, как правило, из мягкой ткани. На пятке — резинка. Именно такую обувь гораздо проще надевать на покойника. Она может быть из атласа, хлопка, вельвета и даже экокожи.
Важно! Похоронная обувь шьётся особым образом: она не имеет твёрдой подошвы, из-за чего сшить даже туфли по индивидуальному заказу можно в очень короткие сроки.
Каких видов они бывают?
Анализируя предложения фирм, предлагающих ритуальные услуги, можно сказать, что обувь для похорон обычно двух цветов — чёрная и белая. Часто это именно тапочки из мягкого текстиля. Задник обязателен. По особому заказу похоронную обувь можно снабдить вышивкой различных цветов. Чаще предлагают вышить кресты или молитву.
Самый дорогой вариант — туфли на заказ из натуральной кожи белого, чёрного или бежевого цвета. Женский вариант таких туфель очень похож на обычные балетки без каблука. Разве только с очень мягкой подошвой. Никаких пряжек, застёжек или шнурков на такой обуви не будет.
С развитием ритуального сервиса проблем с выбором обуви становится всё меньше. Вот только если старый человек уже всё подготовил и выбрал обычные туфли, нужно ли идти наперекор и покупать то, что «положено»?
Источник
Почему принято хоронить в белых тапочках
«Белые тапочки» как символ похорон известны почти каждому с малого возраста. Но действительно ли сейчас покойников укладывают в последний путь в этой обуви? И если нет, то откуда растут ноги у этого выражения? Придётся немного углубиться в историю.
Почему именно белые тапочки
Белые тапки как обувь для усопшего — исключительно христианский обычай. Считается, что умерший человек впредь будет ходить только по небесам, станет небожителем — а потому только белая обувь ему подойдёт. Более тёмный цвет якобы осквернит небесную обитель.
Но почему же был выбран именно такой фасон — тапки? Здесь есть несколько причин. Первая — отсутствие каблуков. Считается, что хоронить человека в обуви, которая производит шум, не стоит. Объясняют это по-разному — например, усопший остальных покойников в округе разбудит. Ещё один плюс тапочек — отсутствие шнуровки. Суеверные люди очень боятся завязывать узелки или бантики на одежде покойника, потому что так якобы можно завязать и его душу. И последняя из распространённых причин — это домашний уют. Здесь есть и символическая сторона (могила становится последним домом человека, а потому домашние атрибуты здесь вполне к месту), и суеверная (если покойнику не будет уютно в могиле, он может встать и тревожить живых).
Дарить человеку белые тапочки до сих пор запрещается суевериями — ведь так якобы можно привлечь смерть
Точное время становления этой традиции установить невозможно, но оно определённо имеет место в раннехристианской Руси. В XX веке про обычай наряжать покойника в белые тапочки почти забыли. В СССР не поощрялись ни суеверия, ни религиозные обряды, а потому хоронили людей в основном в парадном костюме, не опасаясь ни восстания мертвецов, ни «завязывания» души покойного.
Библия и мнение церкви
В Библии, конечно же, никакого упоминания белой обуви нет. Белые одежды, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова, также не имеют отношения к похоронам. Более того, белые тапочки незнакомы католикам и протестантам — они появляются исключительно в православии. Поэтому можно считать, что белая обувь для усопшего зародилась не как религиозная догма, а как примитивное поверье народа.
Русская православная церковь тоже не считает белые тапочки важным атрибутом православных похорон. Служители церкви всегда подчёркивают, что физические предметы (такие как белые тапочки или съестные подношения на могилку) не нужны умершему, а потому эти обряды не поощряются.
Истоки этого обычая — не библейские, а народные. Русская православная церковь не поддерживает подобные обряды, да и придерживаются их сейчас далеко не все.
Источник