Белые люди
Белые люди (англ. White people , в американском английском также Caucasian people) — исторический и культурно-этнографический термин, употребляющийся в различных контекстах для описания европеоидного населения. Основные носители данного термина — европейские народы.
Значение термина со временем менялось. В некоторых современных странах, особенно Нового Света (США), где население в силу относительно недавней массовой иммиграции и укоренившегося колониального менталитета классифицируется государством не по национальностям, а по расам, понятие «белые люди» устойчиво вошло в повседневную жизнь на официальном и бытовом уровне. Особенно это заметно в странах с крайне конфликтными межрасовыми отношениями (США, ЮАР и др.), где белые группы населения возводили своё доминирующее положение в обществе в ранг абсолютного превосходства над другими небелыми группами, применяя для этого административные методы систематической дискриминации (апартеид), сегрегации и т. д. Схожие примеры поведения других рас также изобилуют в истории.
Считается, что своего наивысшего пика численность и доля условно «белых» достигла в начале XX века, когда массы европейских колонистов заселяли обширные пространства Земли, известные как переселенческие колонии (Северная Америка (Канада и США), Аргентина, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия).
Так, в конце XX — начале XXI века в ряде стран «белые» перестали быть большинством населения (Бразилия, Казахстан). В большинстве стран с традиционно значительным белым присутствием их доля продолжает быстро снижаться (Киргизия, ЮАР). В ряде стран белое население исчезло вовсе в ходе процесса деколонизации (Ангола, Демократическая Республика Конго, Сомали).
Содержание
История
Термин «белые» для описания людей появился в средневековой Европе [источник не указан 415 дней] и особое распространение получил в ходе колониальных исследований и колониальных захватов, которые европейцы осуществляли в Америке, Азии и Африке в XV—XX веках, где понятие белый противопоставлялось всем другим не белым расам, которые получили свои названия по условной аналогии с цветами. Так, в мире не существует людей с белой кожей (не считая альбиносов) в прямом смысле слова. Даже у самых «белых» она желтоватая или розоватая. Точно также в мире нет в буквальном смысле жёлтых (азиаты), красных (индейцы) или совершенно чёрных (негры), но именно такие преувеличения получили распространение в речи людей.
Несмотря на то что европейская колонизация была начата Испанией и Португалией, расизм и подчёркнутое определение европейцев как белых началось лишь после выхода на колониальную арену других европейских государств . В третьем Рейхе против «небелого» населения (евреи, цыгане) был развернуты все административные методы, в том числе появилось новое течение в науке — научный расизм, на основании которого высокопоставленные учёные проводили различные эксперименты, чтобы доказать абсолютное превосходство белых над небелыми в умственном плане. Поляки и прибалты считались «не совсем пропащими» и рассматривались как «деградировавшие немцы», а потому им была предоставлена возможность ассимилироваться в немецкое сообщество, отказавшись от своего языка и культуры. Кроме того, белых постоянно натравливали на «небелых», придумывая мнимые или же преувеличивая явные угрозы со стороны небелых групп. Так появились понятия «Жёлтая опасность», «Натиск на Восток» и др.
Та же самая модель восприятия белого и небелого действовала в США с момента основания государства, хотя со временем, по мере иссякания потока североевропейских колонистов, в категорию белых всё же были включены евреи, и даже сирийские и ливанские арабы. Такое «послабление» объяснялось во многом тем что основное внимание в стране было обращено на поддержание институциональной дискриминации негров (афроамериканцы). С целью недопущения «бесконтрольного смешения белых с неграми», особенно после отмены рабства в 1864 г., в ряде южных штатов были введены законы Джима Кроу, получило распространение правило одной капли крови, а межрасовые браки были запрещены до 1967 г. Антагонизм между белыми и небелыми долго сохранялся в ЮАР, где режим апартеида пал лишь в 1994 г. Примерами жестокого преследования белых другими расами могут служить Зимбабве (1980-) и ЮАР (1994-) [источник не указан 980 дней] .
Более дружественными отношения между белыми и небелыми группами в целом были в странах романской колонизации (Латинская Америка), где процесс метисации привёл к возникновению обширного класса метисов, мулатов и других переходных рас, смягчивших конфликтность на расовой почве. Такие страны как Бразилия даже получили статус расовых демократий. Романские колонизаторы относятся в основном к средиземноморскому типу белой расы. При этом даже в этих странах белые сохранили отчётливо доминирующее положение в политико-экономической сфере, а скрытый, завуалированный расизм по-прежнему имеет место.
Кавказская раса
Кавказская раса (лат. Varietas Caucasia или Caucasian race) (не путать с Кавкасионской расой) — термин для означения белой расы, введенный немецким антропологом Фридрихом Блуменбахом, отнёсшим к ней жителей Европы (за исключением самоедов, лапландцев, финнов, мадьяр и турок) и жителей южной Азии и северной и северо-восточной Африки. Название возникло от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы. [1] В настоящее время термин Caucasian в английском языке является стандартным обозначением белой расы. В западнославянских языках белая раса именуется Kavkazijska или Kaukazoidalna. В германских языках преимущественно используется термины Europide, Kaukasoid либо Kaukasische. В романских языках используется Caucasiano или Caucasia. Блуменбах писал:
Кавказский тип — для изучения я взял именно этот тип, горский тип Кавказа, потому как его южный склон производит самую красивую расу людей; под этой расой я в первую очередь подразумеваю грузин. Все физиологические признаки сводятся к этому. Таким образом мы должны с большей уверенностью утверждать, что Кавказ — это место рождения человечества. [2] [3] [4]
В настоящее время термин «кавказская раса» употребляется в англоязычных источниках как официальное обозначение всех европеоидов, включая и южных, и северных.
В то же время сами народы Южного Кавказа в целом относят к южным европеоидам; народы же Северного Кавказа так же имеют как североевропеоидные так и южноевропеоидные черты и в основном принадлежат к кавкасионской расе, которая в свою очередь очень близка к динарской и альпийской расам. [5] .
Источник
Откуда появилось выражение «Пожить как белый человек»?
Был ли русский народ колонизатором и эксплуататором? Александр Севастьянов
Когда в русском языке возникло известное выражение «жить как белый человек»? Что оно означает? Есть ли в нём расовый или цивилизационный подтекст? Были ли русские колонизаторами и эксплуататорами соседних народов? Почему в Средней Азии в 1916 году вспыхнуло мощное восстание против имперской власти? Можно ли русских сравнивать с англичанами? Политолог и этнолог Александр Севастьянов высказывает свою точку зрения на характер взаимоотношений русского народа с соседями в прошлом.
Александр Севастьянов, политолог, теоретик русского национализма: Существует такое крылатое выражение: «Мы живем как белые люди». Или там: «В этом году мы отдохнем как белые люди». Каждый вкладывает в это свое содержание, но в общем, более менее понятно, так как должно, на высоком, на хорошем уровне отдохнем, не то, что как всякие иные прочие. Откуда, интересно, взялось это выражение и откуда появился сам вот этот такой полуигровой, полушутливый, полусерьезный смысл, который подразумевает, конечно, чувство некоторого превосходства. У меня есть своя гипотеза, которой я хочу с вами поделиться. Вся истории России – это история колонизации земель, зачастую совершенно не мирная колонизация, вооруженная. При этом иногда говорят, что русские всех любили, всех жалели, всех привечали, всех ласкали, оберегали. Это, конечно, не правда. Целый ряд народов исчез с лица земли на территории России, и память о них уже, собственно, исчезает. Какая-нибудь голядь литовская или мурома финская. Этих народов уже просто нет. Да и в Сибири зачастую бывало так, что всех женщин племени забирали себе казаки, и племя просто оставалось бездетным, вымирало и прекращало свое существование. Но однако сказать, чтоб русские при этом как-то себя сильно превозносили, только, пожалуй, по религиозной линии. Шло вот такое некоторое чувство, осознание собственного превосходства. Иноверцев называли басурманами, погаными. И хотя с ними вступали в сексуальные связи, но пока не крестятся, не женились и не выдавали замуж. А начиная с 19-го века, когда Россия очень стремительно приобретает Закавказье, Азербайджан, Грузию, потом Армения, Кавказ завоевывает, Среднюю Азию. Все это происходит в какие-то считанные там полвека, 60 лет, и вот уже мы владеем Туркестаном, и вот мы уже хозяйничаем на Кавказе и в Закавказье. И при этом сталкиваемся постоянно с такими же экспансионистскими устремлениями Англии, в первую очередь, которая тоже имела свои интересы и в Закавказье, в Азербайджане в том же, в Персии, и в Средней Азии, тем более что они опасались за судьбу Индии, к которой вдруг мы приблизились так стремительно и неотвратимо. И вот эта психология, идеология англичан завоевательная викторианская, вы помните, как ее сформулировал Киплинг: бремя белого человека. Мне кажется, что именно в те годы в 19-м веке, в середине 19-го века, эта идея одновременно культуртрегерская, что мы несли медицину, мы несли просвещение, мы несли с собой железные дороги, новые технологии. С одной стороны, мы были просветителями, культуртрегерами по отношению к автохтонному населению, с другой стороны мы были, конечно, эксплуататорами, что уж тут греха таить. И в 1916-м году неслучайно вспыхнуло среднеазиатское восстание, которое потом плавно перешло в Октябрьскую революцию. Это, конечно, не был результат того, что мы и перекрещивали население в христианство и отнимали у них там земли, выгодные промыслы и так далее, все это было. И вот мне кажется, что именно тогда, наверное, могла возникнуть вот эта оппозиция «белые – не белые». Мы как белые люди, а они не как белые люди. Видимо, подхватили, может быть, этот вирус и у наших английских коллег, колонизаторов. А в чем-то это, наверное, было и порождением просто реальной действительности, потому что мы видели, что к тому времени уже мы, русские жили по-европейски, мы уже использовали европейские стандарты и в военном деле, и в инженерном деле, и в промышленном, и в бытовом, и так далее, и так далее. И конечно, мы могли себя олицетворять уже с белым миром, с белой Европой, которая так же в 18-19-м веке огромными приобретениями территориальными отличилась, как и мы. Мы были в то время заодно с белым миром.
Источник
Значение словосочетания «белые люди»
- Белые люди (англ. White people, также амер. англ. Caucasian people) — исторический и культурно-этнографический термин, употребляющийся в различных контекстах.
Значение термина со временем менялось. В некоторых современных странах, особенно Нового Света (США), где население в силу относительно недавней массовой иммиграции и укоренившегося колониального менталитета классифицируется государством не по национальностям, а по расам, понятие «белые люди» устойчиво вошло в повседневную жизнь на официальном и бытовом уровне. Особенно это заметно в странах с крайне конфликтными межрасовыми отношениями (США, ЮАР), где белые группы населения возводили своё доминирующее положение в обществе в ранг абсолютного превосходства над другими небелыми группами, применяя для этого административные методы систематической дискриминации (апартеид), сегрегации и т. д.
белые люди
1. представители европеоидной расы, основные носители — европейцы ◆ Белые люди много узнали, они сохранили индейские названия рек и долин, озёр и горных хребтов, но стали беспощадно истреблять в этих угодьях… самих хозяев! Роберт Штильмарк, «Наследник из Калькутты», 1950-1951 г. (цитата из НКРЯ) ◆ 5 марта 1898 г. он вызвался охотником сопровождать полковника генерального штаба Артамонова, бывшего при миссии, в очень опасное путешествие к диким народам, в страны, где еще белые люди никогда не бывали. П. Н. Краснов, «Атаманская памятка», 1898 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. с »как» цивилизованные люди, люди с высоким социальным статусом ◆ Мол, сейчас будем пить кофе, как белые люди. Дарья Симонова, «Сорванная слива», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: втихомолочку — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Значение словосочетания «белый человек»
белый человек
1. представитель европеоидной расы, основные носители — европейцы ◆ Извинение, что мы в Европе делаем подобные несправедливости, что посредством торга невольников производится много добра, которое без оного должно бы оставлено быть, ― все сии извинения не уважаются перед судилищем рассудка и человечества и не доказывают ещё справедливости права, присвояемого белыми человеками над чёрными их собратьями. Н. И. Новиков, «О несправедливости рабовладения», 1770 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У белого человека вести себя нагло в других широтах основания как бы исторические, крестоносные, миссионерские, купеческие, имперские ― динамические, одним словом. И. А. Бродский, «Посвящается позвоночнику», 1978 г. // «Континент» (цитата из НКРЯ)
2. разг. как в комфортных условиях, без трудностей
3. цивилизованный человек, не варвар
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пострелёнок (существительное):
Источник