Бармица это что значит

Бар-мицва — это что такое? Еврейские традиции

Бар-мицва – это один из главных еврейских праздников, всегда ожидаемый с волнением и радостным предвкушением. Буквально с иврита переводится как «сын заповеди». Это еврейское совершеннолетие.

Что это такое?

Бар-мицва – это день, в который человек, по еврейским законам, становится взрослым, следовательно, способным отвечать самостоятельно за собственные поступки. Стоит отметить, что у мальчиков такой возраст – 13 лет, у девочек – 12. При этом во многих реформистских или консервативных синагогах девочки празднуют еврейское совершеннолетие с мальчишками вместе.

До данного момента ответственность за полное соблюдение ребёнком традиций и законов иудаизма несут родители. Зато совершеннолетний человек получает уже свои обязанности и права: право учить Тору, исполнять ее заповеди, а также право жениться. Хотя новый год во взрослой жизни человека начинается не только с этого.

Бар-мицва – это очень торжественный, важный и невероятно веселый день. В этот момент приглашаются близкие и друзья. Приобретается нарядная одежда, ребенку устраивается грандиозный праздник, благодаря чему именинник себя чувствует взволнованно и радостно. При этом совершеннолетие отметить на Святой Земле вдвойне удивительно и необыкновенно.

Обычаи и законы

Еврейские традиции предполагают, что, когда ребёнок достигает совершеннолетия, он начинает полностью отвечать за собственные поступки. Но это еще не все. Он становится бар-мицва (мальчики) или бат-мицва (девочки). До этого момента, повторимся, полную ответственность за то, как ребенок соблюдает традиции и законы иудаизма несут его родители. Как только дети достигают этого возраста, они берут на себя ответственность за соблюдение ритуальных, этических и остальных норм иудаизма. Кроме того, они получают право принимать участие во всех сферах деятельности еврейской общины.

Читайте также:  Формула c11h15no что значит

Еврейские традиции

Достижение периода бар-мицвы в основном связано с тем, что молодого человека вызывают к чтению небольшого отрывка Хафтары и/или Торы в период Шаббата, кроме того, другого богослужения. Кроме того, его могут привлечь к обучению Торе, к обсуждению недельной главы. При этом что именно во время службы должен делать мальчик, изменяется в зависимости от конкретного направления религии, а еще зависит от традиций определенной общины. Вне зависимости от характера празднования, мужчины после 13 лет становятся ответственными полностью за соблюдение всех законов иудаизма (девушки — после 12).

Основное количество представителей ортодоксального иудаизма полностью отвергают идею ведения женщинами богослужения и публичного чтения ими Торы. Но публичное празднование достижения ребенка возраста бат-мицва прочими способами очень сильно проникло в харедим, а также в часть направлений ортодоксального иудаизма. В данных общинах девушки могут, к примеру, прочитать маленькую лекцию на различные еврейские темы, выучить главу Танаха, прочитать какие-то молитвы из сиддура или фрагменты других текстов.

Обязанности и права

С того момента, как еврей достигает возраста бат-мицва, перед еврейским законом он несёт ответственность как взрослый, о чем уже говорилось выше. Приобретаемые обязанности и права включают:

  • право участвовать в миньяне и быть вызванным к прочтению Торы;
  • моральную ответственность за собственные действия;
  • право обладать какой-либо собственностью;
  • обязанность полного соблюдения всех 613 законов Торы;
  • право жениться.

История

Во времена Талмуда, Мишны и Танаха современная практика празднования еврейского совершеннолетия еще не существовала. В книгах Числа и Исход возраст совершеннолетия, допустимый для армейской службы, составляет 20 лет. В Мишне 13 лет указывается как возраст, при достижении которого мальчик должен соблюдать законы Торы. Так, с 5 лет мальчики изучают Тору, с 10 — Мишну, с 13 лет исполняют полностью все заповеди.

Бар-мицва – это термин, который появился впервые в Талмуде (в пятом веке). Он обозначал мальчика, к которому применимы были все законы Торы. При этом в Талмуде указано, что клятвы человека после исполнения 13 лет приобретают полную юридическую силу, а также, что это итог его становления настоящим «мужчиной», как того требует Чис. В современном смысле термин «бар-мицва» не прослеживается до XIV века. Стоит отметить, что более старыми определениями были «гадоль» и «бар-оншин» (способный подвергаться наказанию за свои проступки).

Вторая бар-мицва

Среди религиозных евреев есть также обычай праздновать вторую бар-мицву, что происходит после достижения 83 лет. Интересно, что логика в этом заключается в том, что «простая» продолжительность жизни человека составляет примерно 70 лет, следовательно, 83-летний старик рассматриваться может как 13-летний, только в «добавочном времени». Данная практика сегодня становится всё более популярной.

Подарки

Ребенку, празднующему бар-мицву, обычно дарят подарки. Классическими дарами являются книги с образовательной или религиозной ценностью, вечные перья, различные предметы религиозного обихода, сберегательные облигации (для того чтобы их применять для дальнейшего образования), а также всевозможные подарочные сертификаты. Сегодня всё чаще на совершеннолетие дарят наличные.

Интересно, что, как и в благотворительности, здесь становится распространенным давать сумму, которая будет кратной восемнадцати. Принято при этом, чтобы бар-мицва из денежных подарков делал личную свою первую мицву (пожертвование), которая была бы направлена на благотворительность. От родителей мальчик получает на праздник первый талит.

Проступки и заповеди

Как только еврейский мальчик стал совершеннолетним, он должен себя вести, как подобает настоящему мужу или богатырю, который покоряет свое дурное начало, при этом постоянно возбуждает доброе. Учитель и отец должны помогать ребенку, начинающему этот путь. Им необходимо помочь понять ему и осмыслить все новое, что появилось в нем сейчас, а также в чем заключаются его обязанности с нынешнего момента.

Новое — это принятие мальчиком на себя навсегда бремени заповедей Всевышнего и абсолютная невозможность свержения его когда-либо с себя. В то время как его обязанность — опасаться пробуждения дурного начала, постоянно его подстерегающего, беречься от возможного совершения проступка. Он должен всем сердцем верить, что Творец ему дал для этого достаточно сил.

Обычаи и законы праздничного дня

Дети заповеди Торы исполнять не обязаны. Мальчик, как уже говорилось выше, начинает это делать с тринадцати лет, еврейская девочка — с 12. Когда они этого возраста достигают, считается, что к ним приходят вместе с этим и остальные признаки зрелости.

В случае если ребенок появился 1-го числа месяца нисан, бар-мицва он становится 1-го числа месяца нисан 14-го года жизни.

В случае если мальчик родился в месяце адар не високосного года, при этом 13-й год его жизни оказался високосным (было два месяца адар), ребенок становится бар-мицва лишь в день рождения во 2-м адаре.

В случае если ребенок появился в високосный год в адаре и 13-й год его жизни оказался также високосным, тогда, если он появился на свет в 1-м адаре, бар-мицва он становится также в 1-м адаре; если же мальчик родился во 2-м адаре, то также во втором адаре он становится бар-мицва. При этом если 13-й год его жизни был обычным, то совершенно безразлично, появился он на свет в 1-м или во 2-м адаре – как только наступает день его рождения в адаре, он автоматически становится бар-мицва.

Источник

Что такое Бар Мицва — совершеннолетие еврея?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Когда еврейскому ребёнку (мальчику) исполняется 13 лет, на него возлагается обязанность, по Торе, соблюдать мицвот — заповеди. Т.е., он становится бар-мицва — обязанным исполнять мицвот. До этого возраста, согласно Торе, ребёнок не обязан соблюдать заповеди, но его отец, как постановили мудрецы, обязан приучать его к соблюдению.

В этот день обычно устраивают трапезу — радуются тому, что ребёнок отныне обязан соблюдать мицвот, ведь заповеди — удивительный подарок, который дал нам Всевышний. Великий каббалист Аризаль пишет (Шар Руха аКодеш): «Итак, следует человеку, когда он исполняет ту или иную мицву, или изучает Тору, или произносит молитву, быть в добром расположении духа и более радостным, чем когда он получает прибыль или находит тысячу золотых динаров… И об этом сказано в стихе (Дварим 28, 47): “За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего…”. Это означает, что следует радоваться больше, чем при получении всего богатства мира. Таково значение слов “при изобилии всего” — больше, чем при изобилии всего[1]».

И пишет автор Маген Авраам (225, 4; раби Авраам Гомбинер, 1637—1683): «Обязан человек устраивать трапезу в день, когда его сын становится бар-мицва, как в тот день, когда он вступает под свадебный балдахин». Такую трапезу устроил ещё Авраам в день бар-мицвы Ицхака, как сказано (Бэрейшит 21, 8): «И выросло дитя, и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Говорит мидраш (Бэрейшит Рабба 53, 10), что имеется в виду день, когда Ицхак был отлучён от дурного стремления (йецер а-ра) [2], т.е. о дне, когда ему были даны: обязанность соблюдать мицвот и доброе стремление (йецер а-тов, как сказано в комментарии Матнот Кэуна, там). И см. Зоар на главу Ва-йешев (179, 2).

Мааршаль (раби Шломо бен Йехиэль Лурия), один из величайших раввинов всех поколений, пишет в своей книге Йам шель Шломо (Б.К., 7): «А трапезы на бар-мицву, которые устраивают ашкеназы, — нет, наверное, заповеданной трапезы, важнее, чем эта; об этом говорит и её название. И устраивают веселье, восхваляют и благодарят Всевышнего за то, что удостоился мальчик стать бар-мицва, ведь “велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности”, и отец удостоился взрастить сына, довести его до этого возраста, и ввести в союз Торы полностью».

Книга Зоар (Бэрейшит 27, 1) толкует стих из Шир а-Ширим (Песни Песней; 3, 11): «Выходите и поглядите, дочери Цийона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его», говоря, что речь здесь идёт о веселье бар-мицвы — радости праведников. «А когда удостаиваются [соблюдать заповеди]? Сказал раби Ицхак: с тринадцати лет; в этот день обязаны праведники радоваться, как в день, когда вступают под свадебный балдахин. И за выполнение этой заповеди [празднования бар-мицвы] Всевышний наградит их и пошлёт пред ними глашатая в радости».

Другая причина, по которой мы должны праздновать бар-мицву, как свадьбу: в этот день мальчик получает святую душу, «отколотую» от престола Славы Всевышнего.

В другом месте в Зоаре (Бэрейшит 18, 72) приводится ещё одна причина, по которой необходимо праздновать бар-мицву: «Раби Шимон бен Йохай позвал мудрецов принять участие в большой трапезе, которую приготовил для них. Он уставил весь дом драгоценной утварью и посадил мудрецов с одной стороны, а сам сел с другой, и был очень радостен. Спросили его: почему ты так радуешься в этот день — больше, чем в другие дни? Ответил он им: потому что в этот день спускается высшая святая душа… к Элазару, сыну моему, и с этой трапезой радость будет полной. Он посадил раби Элазара, своего сына, рядом с собой, и сказал: садись, сын мой, садись, потому что в этот день ты свят».

Итак, в соответствии с Зоаром, бар-мицву следует праздновать, в том числе, потому, что в этот день ребёнок получает высшую душу.

Раби Яаков Хаим Софер (один из величайших сефардских галахистов) пишет в своей книге Каф а-Хаим (Орах Хаим 225, 11), что по этой причине «принято произносить драшу (толкование Торы с использованием мнений комментаторов и поучительным или утешительным выводом) и устраивать трапезу в день, когда мальчик становится бар-мицва. Чтобы, благодаря изучению Торы и заповедей и трапезе, которую устраивают в честь его новых обязанностей, он удостоился более высокого духовного уровня и святости. Если ребёнок не умеет произнести драшу, то произносят её перед ним. А если отец его умеет произносить драшу, то лучше, чтобы это сделал именно он, а не кто-то другой».

[1] На иврите: מרוב כל, что можно прочитать — «больше чем при изобилии всего».

[2] На иврите: הגמל יצחק, что значит не только отнятие от груди, но и отлучение от какой-то привычки, отвыкание.

Источник

Бармица это что значит

У всех народов Земли существуют свои периоды обретения их представителями совершеннолетия. При этом возрастной ценз подростков может иметь довольно широкие пределы. У некоторых народностей, чьи традиции сохранились с древних времен, совершеннолетие наступает довольно рано. У других народов оно сдвигается на более поздний возраст. В большинстве случаев наступление совершеннолетия активно отмечается либо массовым исполнением неких обрядов, либо празднованием в узком кругу семьи и близких людей.

Что такое бар мицва?

Подобная практика существует и среди евреев. У этого народа период достижения совершеннолетия именуется «бармицва». Это в дословном переводе с иврита звучит как «сын заповеди». Для еврейских девочек такая пора именуется как «бат-мицва», то есть «дочь заповеди». Интересно, что эти термины иудеи применяют для обозначения не фактического, а религиозного совершеннолетия, после чего лица мужского и женского пола отвечать за соблюдение законов, традиций собственного народа. Взамен они получают возможность полноценно участвовать в общественной жизни.

Согласно иудаистским традициям религиозное совершеннолетие мальчиков наступает в 13 лет и 1 день после их появления на свет. У девочек момент бат-мицва вступает в силу ровно на год раньше. Подросток, достигший требуемого возраста, вызывается для чтения отрывка Торы, Хафтары в синагоге в пору Шабата либо религиозного мероприятия иного характера. Это обуславливается традициями, принятыми в конкретной иудейской общине.

Права и обязанности

Достигнув соответствующего возраста, молодые люди теряют в религиозном плане защиту своих родителей, начиная отвечать за свои поступки, как взрослый представитель своего народа. С этого времени он обязан выполнять ряд иудейских положений, попутно обретая несколько довольно существенных прав. В число его обязанностей входит:

  1. нравственная ответственность за выполнение своих действий;
  2. следование 613 законам Торы.

Перечень прав несколько шире. Молодой еврей может:

  1. принимать участие в миньяне;
  2. вызываться к чтению Торы;
  3. иметь собственность;
  4. вступать в брак.

Последний пункт только теоретический, доставшийся нам с древних времен. В современном Израиле никто не женится и не выходит замуж до 18 лет.

Для человека, который достиг возраста бар-мицвы, принято приносить дары. По традиции ими считаются книги духовного либо образовательного характера, религиозные предметы, подарочные сертификаты, облигации. Иногда обходятся просто дарением живых денег, правда, в этом случае предлагается сумма, являющаяся кратной цифре 18. Из этих средств совершеннолетний должен пожертвовать на благотворительность. В сефардской практике родители дарят своему ребенку в период достижения совершеннолетия его первое молитвенное облачение.

Если заглянуть в глубокое прошлое, то само понятие «бар-мицва» уходит в V столетие. В первый раз оно упоминается в Талмуде относительно людей, к которым применимы законы Торы. Именно тогда был указан конкретный возраст 13 лет и 1 день, а также то, что с этого времени все заявления еврея обладают юридической силой.

Многие светские евреи праздную совершеннолетие не в синагоге, а заказывают место в ресторане, приглашают много друзей и родственников. В последнее десятилетие пошла новая традиция — праздновать бар-мицву за границей в очень узком кругу.

Еще у иудеев значительное распространение приобретает новая практика празднования второй бар-мицвы. Этот момент наступает, когда еврей достигает 83 лет. Объяснение данному факту можно отыскать в религиозных традициях, в которых «стандартная» продолжительность жизни еврея равна 70 годам. Исходя из этого факта, 83-летний человек считается 13-летним в добавочном времени.

Источник

Оцените статью