- Что такое стоп лист в банке и как из него выбраться?
- Что такое стоп-лист?
- Зачем банкам нужен стоп-лист?
- Как клиенты попадают в стоп-листы?
- Как выбраться из стоп-листа?
- Стоп лист банков. Что это такое и как его посмотреть?
- Что представляет стоп лист банков?
- За какие нарушения можно попасть в стоп лист банка?
- Как клиент может узнать о попадании в стоп лист банка?
- Можно ли выти из стоп листа банка?
- При оплате проезда в транспорте выдало «карта в стоп-листе». Что делать и как это исправить?
- Что такое стоп-лист?
- Какие причины попадания карты в стоп-лист?
- Как удалить карту из стоп-листа?
- Что делать, если оплата была проведена с помощью телефона?
- Транспортная карта против обычной: какую выбрать, чтобы не попасть в стоп-лист?
Что такое стоп лист в банке и как из него выбраться?
Как и в остальных сферах, а банках выявляются нарушители и подозрительные лица. К ним пока штрафов никаких не применяется, но в черные списки и стоп-листы эти клиенты попадают. Стать участником стоп-листа могут как частные лица, так и организации. Для них будет закрыт доступ к основным продуктам банка и даже к обслуживанию. Если данные попадут в единую базу БКИ, то и остальные банки не станут иметь дело с таким клиентом.
Работой над стоп-листом в банке занимается служба безопасности и служба финансового мониторинга. В апреле 2018 года все банки получат от ЦБ список клиентов (более 230 тысяч), которые проводили сомнительные операции. Хотя список и будет носить информационный характер, вряд ли кто из банков посмеет не выполнять предписания ЦБ и возьмет на обслуживание клиента из этого списка.
Что такое стоп-лист?
Это списки клиентов, которые совершили какое-либо нарушение в процессе обслуживания или проведения операций. Занесение в список происходит не сразу. Сначала банк пытается разобраться в ситуации самостоятельно. Если клиент не идет на контакт (не отвечает на запросы, не предоставляет верные документы или документы, подтверждающие источники происхождения своих денег), то его заносят в стоп-лист. Клиенту это не озвучивается. Понять, что тебя занесли в черный список или стоп-лист просто.
Банк откажет в обслуживании, попросит закрыть счет/карту или просто откажет в новом продукте, например, в новой карте или открытии расчетного счета. Законодательство также обязывает банки сообщать в Росфинмониторинг в случаях отказа в обслуживании клиентов по своей инициативе с обоснованием. Данная информация обрабатывается мониторингом и передается в ЦБ, который составляет списки стоп-листов и передает их остальным банкам.
Появление стоп-листов продиктовано требованием Базельского комитета «знай своего клиента», а также ФЗ №115 «О противодействии легализации…». За прошлый год банки отказали в проведении операций на сумму более 300 млрд. руб. 150 тысячам юридических лицам и 200 тысячам физлицам. Из них в стоп-лист были внесены 230 тысяч клиентов.
Зачем банкам нужен стоп-лист?
Прежде всего, он нужен, чтобы исключить случаи мошенничества клиентов, а также для соответствия требованиям законодательства. Желающих пользоваться банковскими возможностями и услугами достаточно много. Некоторые клиенты ведут сомнительный бизнес, занимаются легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным способом, пытаются обойти налоги и проч. Чтобы не привлекать на себя острый взор главного регулятора, банки постепенно начинают проводить «зачистки» в клиентском составе.
Как клиенты попадают в стоп-листы?
Попасть в стоп-лист не так сложно, как из него потом выйти. На текущий момент выйти практически невозможно. По словам властей, механизм исключения из стоп-листа ЦБ пока еще не разработан, поэтому попадание ставит «черную метку» на деловом статусе клиента.
Попасть в стоп-лист можно в следующих случаях:
- Предоставление в банк подделанных или ложных личных документов.
- Предоставление подложной финансовой документации. Это могут быть «липовые» справки о доходах, юридическая документация, учредительные документы.
- Проведение по счетам многочисленных операций по зачислению и списанию денег в больших объемах. Обязательному контролю, согласно ФЗ №115, подлежат суммы свыше 600 т.р. Эта норма пока не касается вкладов физлиц. Если частное лицо открыло депозит с опциями пополнения и снятия и периодически пополняет наличными и снимает наличными оттуда деньги, то у банка к этому претензий не будет. А вот если на счет клиента поступают деньги безналично с разных счетов (текущих или расчетных), а затем переводятся дальше на другие третьих лиц или снимаются наличными в банкомате или кассах в день поступления, то это уже начинает вызывать сомнения у банка о легальности использования его счетов. Например, клиент открывает себе дорогую платиновую карту с большим лимитом на снятие денег. На нее поступает с определенной периодичностью, например, по 100 т.р. раз в сутки. Поступившие деньги снимаются в банкомате в этот же день. Ожидаемо, что на карту будет наложена блокировка до выяснения источников поступления денег.
- Отказ от предоставления документов, показывающих происхождение денег. Например, если ИП занимается торговлей, и через его расчетный счет постоянно проходят суммы, то он может подтвердить их происхождение договорами с поставщиками/контрагентами, счетами-фактурами и проч. Здесь уже будет наглядно видно, что клиент ведет активный бизнес. Если же суммы поступают, но клиент не может предоставить каких-либо документов или предоставляет подложные договорам с несуществующими контрагентами и проч., то вероятность занесения в стоп-лист составляет 100%.
- Злостные неплательщики по кредитам с открытыми долгами. Такие клиенты попадают в стоп-листы и пересылаются в БКИ. Другие банки видят такую информацию и отказывают в кредитовании или выпуске карт.
Как выбраться из стоп-листа?
Некоторые клиенты и не подозревают, что их занесли в стоп-лист. Только постоянные отказы в обслуживании, кредитовании и проч. заставят задуматься о том, не внес ли банк в свой стоп-лист. Получить прямой ответ в банке вряд ли получится. А если клиент обслуживался во многих банках, то найти, кто и когда внес в свой черный список, практически нереально.
Как было сказано выше, ЦБ до апреля этого года даст банкам свой стоп-лист с предписанием не обслуживать клиентов из этого списка. На текущий момент не разработан механизм выхода из этого списка. Единственный выход обслуживаться, находясь в этом списке, это смена юридического лица с условием, что данные о собственниках бизнеса сюда не были внесены. Для физлиц все намного сложнее. Банк вносит всю личную информацию и исправить ее нереально.
Исключить себя из стоп-листа ЦБ пока возможно только на основании судебного решения. Однако, подобных судебных практик было мало. После исключения из стоп-листа к клиенту будет применяться повышенное внимание к проводимым операциям, а проверка документов будет проводиться с особой педантичностью.
Выйти из стоп-листа банка можно, если не откладывать эту ситуацию в дальний ящик. При первых запросах или претензиях стоит идти на диалог и предоставлять все требуемые документы. Если есть сложности в предоставлении документов (например, коммерческая тайна), то стоит в письменном виде обосновать это.
Если банк требует закрытия расчетного счета, то нужно попросить письменное обоснование и попробовать договориться мирным способом. Если это не помогает, то можно обращаться в суд. Стоит отметить, что судебные тяжбы банки не любят. Если их в это втянуть, то можно выиграть дело, но вновь получить отказ в последующем обслуживании.
Таким образом, за любую деятельность, которую банк посчитает сомнительной, можно попасть в стоп-лист. По факту это закроет доступ к продуктам банка. Если не подтвердить легальность своих операций или бизнеса, то стоп-лист банка передается в ЦБ, а там уже остальные банки будут ориентироваться на него. Решать конфликтным путем подобные ситуации не стоит. Лучше найти обоюдовыгодный компромисс и оставить дружественные отношения с банком.
Источник
Стоп лист банков. Что это такое и как его посмотреть?
Банки, как и любые другие организации, сталкиваются с недобросовестными клиентами. Наложить на них штраф или как-то по-другому воздействовать финансовые учреждения не могут. Единственное, что они вправе сделать для своей защиты, – занести клиента в стоп лист. Оказаться там может любой, кто нарушит условия договора. Такому клиенту может быть отказано в выдаче займа, оформлении карты и даже простом обслуживании счета не только в том учреждении, которое его занесло в «черный список». Банки активно обмениваются стоп листами, так что нарушитель быстро может стать нежелательной персоной во всех финансово-кредитных учреждениях страны.
Что представляет стоп лист банков?
Стоп лист банка – это список неблагонадежных клиентов, которые в ходе обслуживания нарушили условия договора, требования российского законодательства или каким-либо иным образом привлекли внимание надзорных органов. Составлением таких реестров в финансово-кредитных учреждениях занимается служба безопасности или отдел финансового контроля. Попасть в стоп лист банка могут предприятия, ИП и частные лица.
Ни один банк сознательно не пойдет на отказ от клиента. Их вынуждает к этому действующее законодательство и официальные предписания надзорных органов:
- ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансового терроризма»;
- Требование БКБН (Базельского комитета по банковскому надзору).
К банкам, допускающим попустительство и игнорирующим явные факты отмывания доходов, привлекается внимание главного регулятора – Центробанка, что чревато для них тяжкими последствиями, вплоть до отзыва лицензии. Поэтому при появлении подозрительной активности сначала будут приложены все усилия для выяснения причин и деталей совершенных операций. С клиентом обязательно попытаются связаться представители банка, чтобы тот смог дать объяснение по поводу своих действий. Если нарушитель не идет на контакт и продолжает проворачивать сомнительные сделки, он оказывается в «черном списке».
Стоп лист, хотя изначально и формируется на уровне одного банка, – открытый документ. Финансово-кредитные учреждения не только обмениваются ими между собой, но и передают в вышестоящие инстанции (Федеральную службу по финансовому мониторингу и Центральный банк РФ). По статистике ежегодно в общегосударственный «черный список» попадает более 200 тысяч клиентов. Для них это чревато отказом в предоставлении нового продукта, обслуживании. Попутно банк может выдвинуть требование закрыть действующие карты и счета.
За какие нарушения можно попасть в стоп лист банка?
Каждый банк ведет собственную электронную базу сомнительных клиентов. Причины попадания туда могут дополнительно регулироваться внутренними нормативами. Однако в большинстве случаев поводы занесения в стоп лист в разных финансово-кредитных учреждениях совпадают:
- Предоставили в банк заведомо ложную информацию о себе. Чаще всего эти действия фигурируют при подаче заявок на кредит. Обычно манипуляции проводятся с документами, подтверждающими уровень доходов.
- Перестали погашать кредит. Однако стоит принять в расчет, что речь идет о злостных неплательщиках, которые не пытаются договориться с кредитором о реструктуризации задолженности или других способах смягчения условий кредитования.
- Отказались представить документы, подтверждающие источник происхождения доходов. В случае с предприятиями или ИП это могут быть товарные накладные или счета-фактуры.
- На счет клиента часто поступают и списываются (или, что еще хуже обналичиваются) средства. Под финансовый мониторинг автоматически попадают операции юрлиц на сумму более 600 тысяч рублей. Вызывает вопросы и снятие всех денег со счета в день их поступления.
Часто банки ведут одновременно несколько стоп листов. В одних из них фигурируют только злостные нарушители, а в других клиенты, которых следует тщательно проверить. Если первым могут полностью отказать в обслуживании, вторые сталкиваются с частичными ограничениями.
Как клиент может узнать о попадании в стоп лист банка?
Банки не обязаны информировать клиента о том, что заносят его в реестр нежелательных персон. Посмотреть стоп лист не получится, т.к. к нему имеют доступ только сотрудники службы безопасности банка или вышестоящие надзорные органы. Узнать, что клиент попал в «черный список» можно лишь по косвенным признакам:
- банк прекратил кредитование клиента;
- перестали быть активными некоторые (или все) опции интернет банка;
- по отсутствию ответа на официальный запрос в обслуживающий банк.
Если в банке не удалось выяснить нужную информацию, можно действовать через сторонние учреждения. В подобных случаях подают запросы в Бюро кредитных историй, Федеральную службу судебных приставов, Центральный каталог кредитных историй. Однако их ответы, скорее всего, позволят выявить только факты просрочек по кредитам. Если причиной попадания в стоп лист стало представление подложных документов или финансовые махинации, в этих структурах на причину занесения в «черный список» не укажут.
Можно ли выти из стоп листа банка?
Единый механизм выхода из стоп листа пока законодательно не определен. Юридические лица могут сделать это через новое зарегистрированное предприятие. Но и такие попытки банками пресекаются, если у организаций будут одни и те же собственники и учредители.
Физические же лица попадают в стоп лист окончательно. Надежда на возобновление обслуживания сохраняется только в том случае, если получилось определить банк, занесший клиента в стоп лист. Наладить с ним диалог получится, если:
- погасить всю задолженность перед банком;
- исправить кредитную историю (многие банки предлагают для проблемных клиентов специальные программы);
- создать белый доход;
- стать зарплатным клиентом банка (они обычно получают повышенный рейтинг доверия).
Пытаться вынудить банк исключить из стоп листа через суд – бесполезное занятие. Если даже иск клиента будет удовлетворен (хотя свою правоту еще нужно постараться доказать), он столкнется с повышенным вниманием к проводимым операциям. Малейшее нарушение многочисленных правил приведет к повторному попаданию в стоп лист банка.
В стоп лист финансового учреждения попадают клиенты, нарушившие правила обслуживания или российское законодательство. Им частично или полностью отказывают в банковском сервисе. Посмотреть этот перечень невозможно. Он доступен только ограниченному количеству уполномоченных лиц. Теоретически, выйти из стоп листа банка можно по решению суда. Однако лучше попытаться наладить отношения с финансовым учреждением, которое внесло клиента в этот перечень.
Источник
При оплате проезда в транспорте выдало «карта в стоп-листе». Что делать и как это исправить?
При оплате транспорта некоторые пассажиры сталкиваются с надписью «Оплата невозможна по причине нахождения карты в стоп-листе». Такое бывает, если карта неисправна, заблокирована или имеет задолженность по ранее совершенной поездке. Для удаления карты из стоп-листа нужно погасить задолженность через личный кабинет пассажира или обратиться в офис банка. Если проблема возникает при оплате телефоном, то нужно «привязать» карту заново.
Что такое стоп-лист?
Проезд в общественном транспорте можно оплатить не только наличными, но и бесконтактной банковской картой или смартфоном, к которому привязана карта. Для оплаты нужно поднести карту или телефон к валидатору в салоне транспорта один раз. Размещен он обычно на поручне у первой двери.
Важно! С появлением услуги банки стали предлагать специальные транспортные карты на выгодных условиях с бонусами. Необязательно оформлять специальную транспортную карту. Оплата доступна прямо со счетов карт платежных систем МИР, Master Card, Visa, UnionPay.
Иногда бывает, что система отказывает в оплате из-за того, что карта находится в стоп-листе.
Стоп-лист – это общая база, в которую включены все карты, по которым оплата запрещена из-за наличия задолженности. То есть, если деньги на карте закончились, а оплата за последнюю поездку не прошла, то расплатиться в дальнейшем картой в общественном транспорте не получится.
Какие причины попадания карты в стоп-лист?
Есть несколько причин, по которым карта может попасть в стоп-лист. Предлагаем с ними ознакомиться.
Почему оплата проезда не принимается:
- Банковская карта не поддерживает бесконтактную оплату. Чтобы валидатор смог считать карту, на ней должен быть значок (надпись) PayPass или PayWave.
- По карте была совершена поездка, оплата за которую не была списана. Такое случается, когда недостаточно денег на карте или технические проблемы.
- Карта повреждена. Это актуально для карт, которые выпущены несколько лет назад и часто используются. В таком случае нужно посмотреть целостность чипа.
- Закончился срок действия карты.
- Карта заблокирована по инициативе банка.
А еще нельзя оплатить поездку картой, выпущенной за пределами России.
Как удалить карту из стоп-листа?
Если карта заблокирована банком, повреждена, закончился срок действия или не поддерживается бесконтактная оплата, нужно обратиться в офис банка. Предъявив паспорт, можно получить новую карту и пополнить баланс.
Если с картой все в порядке, то, скорее всего она попала в стоп-лист из-за долга. Для погашения долга нужно перейти в личный кабинет пассажира по ссылке lk.informseti.ru или securepayments.sberbank.ru/client/login
В открывшемся окне нужно ввести номер карты. После авторизации в личном кабинете пассажира можно ознакомиться с суммой задолженности и историей поездок.
Если карта попала в стоп-лист по причине неоплаты за поездку, то над разделом «История оплаты проезда» будет надпись «Карта не может быть использована для оплаты проезда. Оплатите, пожалуйста, задолженность в размере ХХХ (будет указана сумма долга) рублей».
После этой надписи будет кнопка Погасить задолженность . Кликнув на нее, останется подтвердить расходную операцию. Предварительно нужно пополнить счет карты.
После оплаты задолженности карта исключается из стоп-листа в течение 5-10 минут.
Обратите внимание, что оплатить задолженность можно только с той карты, которая использовалась для авторизации.
Что делать, если оплата была проведена с помощью телефона?
Большинство владельцев карт оплачивают транспортные расходы со своего телефона, используя бесконтактную оплату. Если баланс карты положительный и она исправна, то нужно «перепривязать» её к приложению.
Для этого потребуется войти в приложение, удалить её и ввести запрашиваемые сведения заново. После этого произойдет привязка новой виртуальной карты.
Транспортная карта против обычной: какую выбрать, чтобы не попасть в стоп-лист?
Как только появилась возможность оплачивать за проезд картой, банки стали предлагать специальные карты с повышенным бонусом. Что касается выбора карты, то попасть в стоп-лист может любая, независимо от вида или банка.
Поэтому, делая выбор, стоит обратить внимание на стоимость годового обслуживания и размер бонусов. Предлагаем ознакомиться с лучшими картами.
Лучшие карты для оплаты транспорта:
Название | Где оформить | Стоимость | Бонусы |
---|---|---|---|
Стрелка (единая транспортная карта Московской области) |
| 200 рублей, из которых 120 сразу зачисляются на счет. | Чем больше поездок, тем ниже стоимость. Стоимость поездки зависит от количества пересекаемых зон. |
Карта MasterCard с транспортным приложением | Сбербанк | Первый год – 900 рублей, второй и последующие по 600 рублей. | Бонусная программа «Спасибо». |
Мультикарта «Тройка» | ВТБ | бесплатно | до 1,5% кэшбэк |
Обратите внимание! Победителем конкурса по выбору инвестора для выпуска единой транспортной карты стало АО «Универсальная Электронная Карта», являющая дочерней структурой ПАО Сбербанк.
Источник