Азе упало что это значит

Как следует понимать выражение «Азэ (АЗ) упало»?

Что такое Азэ и куда оно падает?

Вероятнее всего идёт речь об аварийном останове реактора..

Для того, чтобы создать отрицательную реактивность (т.е. чтобы в цепочке ядерной реакции количество нейтронов уменьшалось) и тем самым остановить процесс вводят поглотители нейтронов, например графитовые стержни с кадмием..

При каких-либо нештатных ситуациях автоматика вводит стержни (они именно «падают») и тут реакция прекращается..

Поэтому и говорят, что «АЗ падает»..

Своё название подводный корабль получил в честь 39-го президента США Джимми Картера. Это вообще единственная подводная лодка, которая когда-либо была названа в честь президента США, а тем более — ныне живущего.

Подлодка изначально была предназначена для дальнейшего оттачивания и отработки будущих концепций вооружений ВМФ. В их число входят системы противодействия, а также совершенно нетрадиционной нагрузки – ранее эти задачи подразделялись между несколькими подводными кораблями.

Подводная лодка «Jimmy Carter» сохраняет в полном объеме свой военный потенциал, свойственный лодкам подобного класса. «Jimmy Carter» может нести автономную вахту, а также и в составе флотского соединения. Подлодка может использоваться в возможной подводной войне в качестве ударной субмарины. Все возможности подлодки этого класса трудно перечислить: она может заниматься особыми задачами наблюдения и скрытной разведки, может выполнять специальные тайные операции, может вести минную войну, а также скрытно участвовать в наступательных действиях.

Ещё в 2005 году подводная лодка «USS Jimmy Carter» была включена в состав действующего подводного флота ВМФ США, в котором и продолжает нести службу до сегодняшнего дня.

Источник

Аз упала, Ять пропала. История с русской орфографией

5 января 1918 года в Советской России были введены в действие нормы правописания, подготовленные еще при Николае II

Новый, 1918 год Россия встретила с новыми правилами орфографии. Впервые с начала XVIII века русский алфавит претерпел столь серьезные изменения: полностью исчезли три буквы и значительно сократилось употребление еще одной, а правописание существенно упростилось. И несмотря на то, что работа по подготовке реформы орфографии началась еще в 1904 году, а новые нормы и правила были утверждены Временным правительством, в отечественную историю эти изменения навсегда вошли как революционные — во всех смыслах.

По стопам Петра Великого

Реформа, которую подготовили в императорской России, а провели в Советской, стала первой за два века крупной и серьезной реформой русской орфографии, коснувшейся не только алфавита, но и правил написания многих слов и словоформ. Предыдущей считается введение в 1710 году Петром I «гражданского шрифта», то есть упрощение начертания основных русских букв и исключения из алфавита сразу нескольких из них. По степени изменения русской азбуки петровская реформа была даже радикальнее реформы 1918 года. Вводя новый шрифт, которым должны были печататься все светские издания, Петр I отменил сразу пять букв: «юс большой» и «юс большой йотированный», а также «кси», «пси» и «омега». Кроме того, начертания трех букв были серьезно изменены (фактически это было заменой привычного начертания): вместо буквы «юс малый» и йотированной «А» стала везде писаться «Я» — один из вариантов начертания юса малого, а вместо трех вариантов начертания букв, обозначающих звук «у», остался один — «У». Появилась и фактически новая буква — «Э», которая получила отдельную позицию в азбуке и перестала, как раньше, считаться одним из вариантов написания буквы «Е». Чуть позже, в 1735 году, отменили букву «зело», выглядевшую как латинская «S», и тогда же в алфавит ввели «Ё», хотя ее написание и не стало обязательным.

Петровская реформа задумывалась как шаг, позволяющий упростить выпуск печатных изданий, но фактически введение гражданского шрифта привело к тому, что существенно упростился процесс обучения чтению и письму. Одним из результатов стало появление гораздо большего, чем прежде, числа грамотных людей в русском обществе и постепенное выстраивание государственной системы образования. И хотя первоначально пользоваться ею могли в основном представители дворянства, со временем ее охват был расширен. По данным переписи 1897 года, грамотным в России был каждый пятый ее житель, а в начале ХХ века на государственном уровне началось формирование системы всеобщего начального образования. И вот на этом этапе стало понятно, что прежняя орфография, практически не изменившаяся с петровских времен, является существенным препятствием. К этому времени разговорная речь уже перестала сохранять те различия произношения, которые фиксировались на письме — скажем, ту же букву «ять», обозначавшую звук «э» в особой позиции (эта разница еще была заметна на слух в конце XVIII века, но быстро сошла на нет). Тем не менее, обучение грамотности и особенно письму требовало, чтобы ученики усваивали всю сложную систему действующей русской орфографии, и это серьезно отягощало процесс обучения. Именно из этого и родилась идея реформы русской орфографии, задуманной в царствование императора Николая II и успешно реализованной большевиками.

Текст декрета «О введении новой орфографии» от 10 октября 1918 года с ошибками, допущенными привыкшими к старым правилам наборщиками: прилагательными «принудительнаго» (п.2), «женскаго» (п.п. 7 и 10), «средняго» (п. 7), «личнаго» (п.10), а также предлогом «въ» (п. 9)

Ударим новой орфографией по безграмотности!

Началом работы над упрощением русской орфографии в начале ХХ века стало создание Орфографической подкомиссии при Санкт-Петербургском отделении Императорской академии наук. Возглавил эту подкомиссию знаменитый ученый-филолог того времени Федор Фортунатов, а членами ее стали не менее именитые специалисты, такие, например, как Алексей Шахматов, Иван Бодуэн де Куртенэ, Павел Сакулин и Алексей Соболевский. Предварительная работа заняла семь лет: в 1911 году подкомиссия представила свои предложения по реформе русской орфографии, которые были одобрены особым совещанием Академии наук, поручившей на их основании проработать все детали будущей реформы. Весь этот процесс был публичным, что существенно затягивало работу над изменением русского правописания: если подавляющее большинство учителей поддерживали предлагаемое академиками упрощение, то творческая интеллигенция, например, оказалась в массе своей против. Эта дискуссия продолжалась до самой Февральской революции, пока Временное правительство своим постановлением не одобрило реформу и не потребовало от попечителей учебных округов заняться ее проведением. Но серьезных последствий ни это, ни последующие постановления не имели: провести реформу правописания без немедленного перехода на новые правила всей прессы и печатной продукции было невозможно.

За это с присущей им энергией после Октябрьской революции взялись большевики. Объявив одним из своих приоритетов введение всеобщего бесплатного образования и достижение поголовной грамотности в Советской России, что было малореальным без существенного упрощения орфографии, они немедленно воспользовались наработками Орфографической подкомиссии. 5 января 1918 года (23 декабря 1917 года по ст. ст.) был опубликован декрет «О введении нового правописания», выполнение которого стало обязательным для всех граждан нового государства. Этим декретом из русского алфавита полностью исключались четыре буквы — «ять», «фита», «ижица» и «I» («и десятеричное»), вместо которых нужно было писать соответственно «Е», «Ф» и «И». Буква «ер» (Ъ) исключалась из написания в конце слов и в сложных словах, но оставалась в разделительной позиции — как, например, в словах «подъезд» и «адъютант». Желательным призвалось употребление буквы «Ё»; приставки, оканчивающиеся на «З», перед корнями, начинающимися с глухих согласных, теперь полагалось писать через «С». Изменилось правописание многих окончаний: исчезло написание типа «живаго», «добрыя», «синiя». Местоимение женского рода «ея» превратилось в «ее», «оне» теперь писалось как «они», равно как «одне» превратилось в «одни» с соответствующими изменениями всех форм этого слова. Кроме того, упрощались правила переноса, которых оставалось только пять, а написание наречий типа «вследствие» допускалось как слитное, так и раздельное.

Карикатура на тему реформы орфографии. Примечательно, что название рубрики «Пролетарскiя карикатуры» набрано в строгом соответствии с дореформенными правилами

От «снигирей» до «заеца»

Сразу добиться всеобщего перехода на новую орфографию не удалось, и Совнаркому пришлось 10 октября 1918 года принимать второй декрет — «О введении новой орфографии», согласно которому повсеместное использование новых правил устанавливалось с 15 октября. С этого момента на новое правописание перешли все основные печатные органы Советской России, а все советские школы начали учить детей по новым правилам. При этом оба декрета подчеркивали, что принудительное переучивание недопустимо, а для всех, кто уже учился или только поступал в школу, обязательными оставались только правила, общие для «старой» и «новой» орфографии, и только их нарушения можно было считать ошибками. Чтобы ускорить освоение новых правил, из наборных касс государственных, а затем и всех иных типографий начали изымать исключенные из алфавита литеры. Доходило до крайностей: изымали и все «Ъ», и потому слова, в которых они требовались по новой орфографии, например, «съезд», приходилось печатать через апостроф — «с’езд», что многие восприняли как еще одно обязательное нововведение. Свою роль сыграла и повсеместно вводившаяся цензура: ее работники теперь отслеживали не только что печатается, но и по каким правилам орфографии. Все эти решительные шаги стали одной из причин, по которым введение новой орфографии было воспринято в штыки многими представителями русской творческой интеллигенции, даже теми, кто готов был поддерживать саму новую власть, а ее открытые оппоненты превратили старую орфографию в символ сопротивления большевикам.

Упрощение русской орфографии, подготовленное накануне Октябрьской революции и проведенное сразу после нее, как на то и рассчитывали инициаторы введения нового правописания, оказало существенное влияние на развитие государственной системы образования в Советской России. Дальнейшие изменения в русском правописании были, можно сказать, косметическими. Например, в 1932 году были отменены точки в конце заголовков, в 1935-м — точки в аббревиатурах из заглавных букв, а в 1942-м установлено обязательное употребление «Ё». В 1956 году проведена более обширная, но по сути все равно локальная реформа правописания: изменилось написание многих слов с сочетаниями «-ци-», написание о/ё после шипящих, некоторые случаи употребления дефисов и правописание отдельных слов типа «итти» и «снигирь». Но задуманной тогда же более серьезной реформы, которая еще больше приблизила бы правописание к произношению, не случилось: инициатор этих изменений Никита Хрущев был отстранен от власти, и слова типа «заец» так и не появились в русском языке.

Задуманная до Октябрьской революции и проведенная после нее реформа орфографии существенно облегчила внедрение всеобщей грамотности в России. На снимке: занятия в вечерней школе в рамках движения за ликвидацию безграмотности

Источник

Потеря обоняния: причины и последствия

Отсутствие вкуса и запаха приносит не только дискомфорт в привычную жизнь, но и может быть маячком серьезных заболеваний (например болезни Паркинсона, Альцгеймера, рассеянного склероза и т.д.).

Попробуем помочь вам разобраться в причинах этого явления, возможных рисках и способах устранения.


Потеря обоняния

Человек чувствует запахи через рецепторы. Молекулы веществ, несущих аромат, попадают на рецепторы, эти волны передаются по нервным окончаниям в мозг, где и обрабатывается этот импульс. Чаще всего потеря обоняния встречается у мужчин, гораздо реже у женщин. С возрастом риск возрастает, и нужно более внимательно относиться к своему организму.

Потеря обоняния бывает разных видов:

Гипосмия — крайне слабое восприятие запахов. Так же при гипосмии бывает неполная потеря обоняния, т.е. только на определенные запахи.

Гиперосмия — это наоборот чрезмерная чувствительность к запахам.

Какосмия – восприятие в этом случае переворачивается с ног на голову. Привлекательные запахи кажутся отвратительными.

Аносмия – это полная утрата обонятельных процессов. Она формируется из-за простудных заболеваний, а в некоторых случаях даже после инсульта.

Потеря обоняния может быть с рождения, из-за того, что органы дыхания не успели должным образом сформироваться. В течение жизни тоже можно приобрести аносмию.

Причины потери обоняния

Во время потери обоняния рецепторы не будут откликаться на воздействие раздражителей. Мозг не получает сигналы и не различает запахи. Если же проблема в центральной нервной системе, то рецепторы наоборот отправляют импульсы в мозг, но мозг не воспринимает их. А иногда может быть и так, что рецепторы носа распознают и отправляют запахи в мозг, но по пути они блокируются.


ОРВИ и COVID-19

Потеря обоняния может стать следствием обычной простуды, гриппа или ОРВИ. В данном случае происходит отёк слизистой, который нарушает не только процесс дыхания, но и лишает рецепторы своих функций — передача импульсов к мозгу.

Не так давно врачи выяснили, что потеря обоняния — это в большинстве случаев ещё и симптом коронавируса. Проявляется он в 80% случаях примерно на 3 – 5 день. Причем в этот период у человека может не отмечаться никаких других симптомов. Известно, что слизистая носа первая встречает вирусы и бактерии и иммунитет начинает работать именно с носа, чтобы уничтожить как можно больше вирусных агентов. Возможно повреждение рецепторов и клеток слизистой происходит как раз из-за “умной” атаки вируса, чтобы сломать защиту на стадии нападения и беспрепятственно проникнуть в организм.

Другое мнение, что обоняние пропадает вследствие защитной реакции организма на вирус, рецепторы жертвуют собой, ради того, чтобы инфекция не распространилась. Обоняние возвращается примерно через 2 недели после полного излечения. Но бывают редкие случаи, когда возвращение затягивается и полноценно обоняние восстанавливается в течение несколько месяцев.

Согласно статистике, в большинстве случаев этот симптом указывает на то, что заболевание не перейдет в особо острую форму с тяжелыми последствиями. Чаще всего аносмия развивается сразу же после инкубационного периода, на 3-4 день после того, как вирусные агенты внедрились в организм, но до появления остальных симптомов — першения в горле, кашля, повышения температуры, сыпи и заложенности в груди, слабости и лихорадки.

По другой версии, при при ковид происходит поражение обонятельных рецепторов на уровне нервной системы, когда передача импульсов от рецепторов в мозг и обратно блокируется вирусными агентами. Но почему так происходит и как действует вирус в организме того или иного человека — область, изученная не достаточно.

Вот почему частым назначением в протоколах врачей является снотворное и успокоительное. Чтобы поддержать нервную систему, на которую происходит нападение.

Также, можно считать, что при легкой, средней и тяжелой формах течения без критичных осложнений, возвращение обоняния при правильном лечении коронавируса, говорит о том, что вирус отступает, даже при частичном сохранении других симптомов.

Болезнь Паркинсона, Альцгеймера

Потеря обоняния при подобных заболеваниях — самый яркий симптом. Иногда он может стать самым первым и ранним признаком подступающих необратимых нарушений в головном мозге. Так, ученые могут определить риски заболеваний для человека по тому, как он способен распознавать, запоминать и вспоминать запахи.

В данном случае приходится говорить о том, что потеря обоняния имеет исключительно неврологическую природу. Атрофические изменения в коре головного мозга, характерные для этих заболеваний, затрагивают центральный отдел обонятельного анализатора. По данным МРТ, процессы дегенерации затрагивают первичную обонятельную кору, гиппокамп, таламус и гипоталамус. Что неизбежно приводит не только к нарушениям координационной деятельности, но и к потере памяти, нарушениям обоняния.

Другие причины потери обоняния

Аллергия. Если человек подвержен аллергическим реакциям на запахи цветения или чего-то ещё, его носовая полость может подвергнуться воспалению.

Травмы. При травме носа или мозга обоняние может пропасть сразу.

Возраст. Чем старше становятся человек, процессы в его организме замедляются. Так происходит и с оболочками носа. У пожилых людей чаще наблюдается сухость и атрофия слизистой носа.

Опухоль. Если находят доброкачественную опухоль, то её удаляют и обоняние постепенно возвращается.

Полипы. Новообразования в носу могут мешать обонятельным процессам.

Курение. Никотин разрушает нервные окончания в носу, это происходит постепенно, но может привести к полной потере обоняния.

Невроз. Потеря запахов может быть вызвана с продолжительными эмоциональными проблемами или с большим количеством стрессов.

Ожоги. Пары токсичных веществ при вдыхании могут сжечь слизистую носа или смазывание спиртосодержащими жидкостями.

Неправильное строение носовой полости.

Нехватка витаминов (витамин А) или других веществ в организме.

Последствия потери обоняния

Проблемы в восприятии запахов – это большая проблема, которая оказывает большое влияние на весь организм. Яркие и сочные ароматы еды запускают работу пищеварительной системы, стимулируют выделение желудочного сока. Если человек не сможет ощущать запахи потребляемой пищи, то пострадает и ЖКТ.

Если в организм через нос попадают вирусы или вредоносные вещества, то провоцируется защитная реакция, например это может быть чихание. Если же рецепторы при потере обоняния не разбудят защитную реакцию, то вредные вещества и дальше беспрепятственно будут проникать вглубь организма нанося ещё больше урона.


Восстановление обоняния

При долговременной потере обоняния следует безотлагательно отправиться в поликлинику на прием к отоларингологу. Если заняться лечением самостоятельно, то можно усугубить текущее состояние.

Восстановление может быть:

Такое вмешательство может потребоваться в запущенных случаях (например, при опухоли или искривленной перегородке). Тогда хирург делает операцию.

Врач назначает список нужных препаратов, от средств для промывания носа, до антибиотиков, противовирусных и противогрибковых средств.

При лечении может потребоваться физиотерапевтическое лечение. Врач назначает прогревание или ингаляции, в некоторых случаях проводят лечение лазером.

Народную медицину никто не отменял, но ни в коем случае нельзя самим себе назначать отвары. Врач может выписать отвар для промывания носа из ромашки и коры дуба или капли для носа которые основываются на соке алоэ.

Т.е. это применение всех типов от физиотерапевтического до хирургического.


Профилактика потери обоняния.

Во избежание проблем с обонянием следует избегать инфекций, следить за состоянием организма и соблюдать технику безопасности с химикатами.

Беречь нервную систему. По возможности избегать стресс.

Читать, тренировать мышление и память.

Стараться соблюдать режим дня

Добавлять в рацион питания больше овощей и фруктов

Посещать медосмотры и поддерживать витаминно-минеральный баланс в организме.

Поддерживать чистоту в помещениях, проведение влажной уборки, проветривание комнаты.

Не ходить в общественные места с большим количеством людей в периоды эпидемий.

Следить за гигиеной рук и лица. Чаще мыть руки, ведь на них скапливается большое количество микробов и вирусов, которые мы можем занести в слизистую.

Источник

Читайте также:  Антитела 450 что это значит
Оцените статью