Автотракторный провод что значит

Провод монтажный автотракторный: основа бортовой электросистемы транспортных средств

В каждом транспортном средстве, тракторе и другой технике присутствует бортовая электросистема, в которой электрические соединения выполнены специальными автотракторными монтажными проводами. Все о данной кабельной продукции, ее типах, характеристиках и правильном подборе — читайте в данной статье.

Что такое монтажный автотракторный провод?

Провод монтажный (установочный) автотракторный — группа электротехнических кабельных изделий; медный проводник в изоляции, предназначенный для выполнения внутриприборных и межприбрных электрических соединений (электрического монтажа) в бортовых электрических системах автотракторной техники с действующим напряжением до 48 вольт.

Монтажные автотракторные провода — это большая группа кабельных изделий, которые применяются для решения двух основных задач:

  • Выполнение электрических соединений в цепях питания оборудования — подача питающего напряжения на устройства, механизмы и приборы, а также их соединение с «массой»;
  • Использование в сигнальных цепях аналоговых приборов — подача сигналов от датчиков к приборам и блокам управления.

Монтажные провода могут применяться только в низковольтных цепях автомобильной электросистемы. Данные изделия используются для формирования жгутов проводов и в качестве одиночных проводников, с их помощью осуществляется прокладка проводки в заводских условиях и ее последующий ремонт, установка дополнительного электрооборудования и т.д. Именно поэтому автотракторные провода относятся к одним из наиболее востребованных компонентов для ремонта и обслуживания транспортных средств. Но чтобы сделать верный выбор данной кабельной продукции, необходимо разобраться в ее классификации, характеристиках и особенностях.

Читайте также:  Что значит реализация отгруженных товаров

Типы, марки и характеристики автотракторных монтажных проводов

Все автотракторные монтажные провода имеют принципиально одинаковую конструкцию. Основу провода составляет медная токопроводящая жила, состоящая из большого числа свитых проволок малого диаметра — витая жила обладает высокой гибкостью, поэтому ее можно использовать в подвижных соединениях. Токопроводящая жила помещена в изоляционную оболочку из полимерного диэлектрического материала, препятствующего утечкам тока. Поверх изоляции может располагаться экран — гибкая проволочная оплетка, служащая защитой против электрических наводок и помех.

Автотракторные провода делятся на две группы по количеству токопроводящих жил:

  • Одножильные — имеют описанную выше конструкцию;
  • Двужильный — сформирован из двух изолированных токопроводящих жил, дополнительно помещенных в общую изоляционную оболочку и, если это необходимо, в экранирующую оплетку.

В автотракторной технике наиболее широко используются одножильные провода, из которых формируются жгуты, двужильные провода применяются реже и только для некоторых цепей, не требующих подключения к «массе».

В качестве изоляционной оболочки в автотракторных проводах используется поливинилхлорид (ПВХ-пластикат) нескольких видов:

  • Теплостойкий — с рабочим диапазоном температур до +105°С;
  • Морозостойкий — с рабочим диапазоном температур от -60°С;
  • Пониженной горючести — устойчивый к открытому пламени.

При этом изоляция может быть стандартной и тонкостенной, провода в тонкостенной изоляции обладают большей гибкостью и меньшим диаметром, однако они больше подвержены износу и имеют пониженный порог электрического пробоя. Введением красителей изоляционной оболочке может придаваться практически любой цвет, причем окрашивание может быть как сплошным (одноцветным), так и комбинированным (многоцветным — с полосами другого цвета, отличного от основного цвета изоляции).

Что касается экранирования, то оно выполняется двух типов:

  • Гибкая оплетка из тонкой медной проволоки (от 0,12 до 0,26 мм) с оловянно-свинцовой (в исполнении для холодного и умеренного климата) или чисто оловянной полудой (для тропического исполнения);
  • То же с дополнительным перекрытием из лавсановой фольгированной пленки, расположенным под основной металлической оплеткой.

Сегодня в электросистемах автотракторной техники используется ограниченный ассортимент монтажных проводов, что оговорено стандартом ГОСТ 23544-84. Информация о наиболее распространенных марках монтажных проводов представлена в таблице:

Марка провода Общее описание Количество жил Тип изоляции Экран Температурный диапазон, °С Применяемость
ПВА Провод повышенной гибкости 1 Теплостойкая Нет -40 … +105 Электрические соединения, требующие повышенной гибкости, и работающие в условиях повышенных температур
ПВАМ То же 1 Теплостойкая тонкостенная Нет -40 … +105 То же
ПВАЭ Провод высокой гибкости 1 Теплостойкая Луженая медная оплетка -40 … +105 То же, но в цепях, где требуется экранирование
ПВАМЭ То же 1 То же Луженая медная оплетка, перекрытие из лавсановой фольгированной пленки -40 … +105 То же
ПВАМДЭ То же 2 То же То же -40 … +105 То же
ПГВА То же 1 Морозостойкая нет -40… +80
(в исполнении ХЛ1 от -60 до +80)
Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов
ПГВАБ Провод гибкий, бронированный (оплетка из стальной оцинкованной или алюминиевой проволоки) 1 То же нет -40 … +70 То же, но в цепях, требующих механической защиты проводов
ПГВТА Провод повышенной гибкости 1 Теплостойкая нет -40 … +90 Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов в транспортных средствах в тропическом исполнении
ПГВАМ Провод гибкий 1 Морозостойкая, тонкостенная нет -40 … +80 Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов
ПГВАЭ Провод высокой гибкости 1 Морозостойкая Луженая медная оплетка -40 … +80
(в исполнении ХЛ1 от -60 до +80)
То же, но в цепях, требующих экранирования
ПГВАнг(С) Провод гибкий 1 Пониженной горючести нет -40 … +70 Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов в цепях, наиболее опасных в пожарном отношении
ПГВАЭнг(С) То же 1 То же Луженая медная оплетка -40 … +70 То же, но в цепях, требующих экранировки

Отдельно отметим, что автотракторные провода всех марок не распространяют горения при одиночной прокладке, а провода марок ПГВАнг(С) и ПГВАЭнг(С) — устойчивы к горению при прокладке в жгутах. При этом все провода могут в течение часа нормально работать при нагреве до +125°С.

Все указанные марки монтажных проводов выпускаются с различным сечением токопроводящих жил, наиболее распространены провода с сечением от 0,35 до 35 кв. мм (диаметр провода в изоляции от 2,3 до 11,6 мм), однако выпускаются провода сечением вплоть до 95 кв. мм.

К монтажным автотракторным проводам предъявляются жесткие требования по прочности, надежности и устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды. В частности, все марки проводов устойчивы к маслам, топливу, отработавшим газам и другим агрессивным средам, к различным механическим воздействиям (вибрации, ударам, изгибам, навиванию) и биологическим угрозам (провода в тропическом исполнении устойчивы к поражению плесневыми грибами и прочими микроорганизмами), перепадам температур и т.д. Изоляция проводов на протяжении как минимум 10 лет не должна терять эластичность и растрескиваться, а также в течение всего срока службы сохранять определенные противопожарные свойства.

Как подобрать и правильно использовать автотракторные монтажные провода?

Выбирать автотракторные монтажные провода необходимо с учетом тех условий, в которых они будут эксплуатироваться. В частности, следует опираться на климатические условия, расположение проводов (внутреннее или наружное), их контакт с окружающими приборами и необходимость в защите от наводок и помех.

Наиболее универсальными являются провода марок ПВА и ПГВА в различных исполнениях — они обладают высокой гибкостью и могут работать в любом климате. При необходимости можно использовать их экранированные варианты, а также и бронированный ПГВАБ. Для прокладки сигнальных цепей, где очень важна защита от наводок и помех, можно использовать и экранированные провода с усиленной защитой, в том числе двужильные ПВАМДЭ. Для прокладки наружных электрических соединений следует использовать провода в морозостойкой изоляции.

Подбор проводов должен выполняться в соответствии с электрическими характеристиками тех цепей, в которых они будут работать — в первую очередь, с силой тока. Чем больший ток течет в цепи, тем больше должно быть сечение провода. Для большинства цепей, соединяющих оборудование и приборы современного автомобиля, бывает достаточно проводов с сечением токопроводящей жилы 0,5-2,5 кв. мм, но для слаботочных цепей питания лучше выбирать более толстые провода — до 4 кв. м. Цепи системы запуска двигателя, в которых сила тока кратковременно может достигать 400-800 А и более, и для других сильноточных цепей необходимы провода сечением 35 кв. мм и более — такими проводами соединяется аккумулятор, стартер и связанные с ними приборы (реле). Для внутриприборных соединений подходят провода с сечением от 0,35 кв. мм и с тонкостенной изоляцией — они гибкие и занимают минимум места.

Для обеспечения необходимых характеристик электрических сетей провода следует правильно соединять друг с другом и с клеммами. При правильном подборе монтажных проводов и их применении электрическая система автотракторной техники будет бесперебойно работать в любых условиях.

Источник

Провод ПГВА. Применение и устройство. Маркировка и параметры

В автомобильной сфере производства для прокладки жгутов проводов широко задействуется провод ПГВА. Его также применяют для укладки проводки в тракторах, мотоциклах, мопедах и в другой технике. Его главной особенностью является высокая гибкость и невосприимчивость к агрессивному воздействию нефтепродуктов: бензина, дизтоплива и смазочных материалов.

Устройство

Производится провод ПГВА только в одножильном варианте. Токоведущие жилы изготавливаются только из меди.

Для придания проводнику высокой гибкости, токопроводящую жилу изготавливают путем скручивания нескольких медных проволочек небольшой толщины. Например, проводник сечением жилы 0,5 мм 2 имеет семь проволочек диаметром 0,31 мм в токоведущей жиле, а в проводнике 95 мм 2 скручены 19 проволок диаметром 0,83 мм.

Согласно требованиям стандарта допускается применение нескольких повивов токоведущей жилы, в зависимости от ее сечения. Чаще всего повивы имеют противоположное направление.

По индивидуальным заказам возможно изготовление жилы с односторонним направлением скручивания. Допускается обрыв нескольких проволок в токоведущей жиле, это не считается нарушением.

Внешняя форма провода ПГВА обычно производится в круглом виде, но возможно изготовление овальной формы, что иногда хорошо подходит для выполнения скрытого монтажа.

Токоведущая часть провода покрыта поливинилхлоридной изоляционной оболочкой, к которой предъявляются требования, заключающиеся в ее плотном нанесении и отсутствии воздушных пузырей. Цвет изоляции может иметь различные исполнения в широкой цветовой гамме. Толщина такой ПВХ оболочки выполняется в пределах 0,6-1,6 мм.

Изоляция провода проверяется на ее сопротивление путем проведения испытаний напряжением 1500 вольт в течение 5 минут.

Как обозначается провод ПГВА

  • Буква «П» означает – провод.
  • Следующая буква – «Г», означающая его гибкие свойства. Это значит, что при укладке допускается незначительный радиус изгиба. Из всех существующих классов гибкости этот автотракторный проводник изготавливается по 3-му классу.
  • Буква «В» указывает на материал внешней изоляционной оболочки – поливинилхлорид, сокращенно ПВХ оболочка.
  • В конце обозначения находится буква «А», которая обозначает автотракторное предназначение изделия.
  • После букв стоят цифры, указывающие площадь сечения токоведущей жилы. Количество жил не указывается, так как во всех исполнениях присутствует только одна жила.
Параметры

Автотракторный провод ПГВА обладает некоторыми преимуществами перед своей аналогичной маркой ПВА. Чтобы понять все достоинства этого изделия, следует рассмотреть его технические характеристики в сравнительной форме. (Все данные в таблице приведены на 1 км провода).

  • Одним из основных свойств провода ПГВА является рабочее напряжени е, на которое он рассчитан. Если сравнивать его с маркой ПВА, то оба они рассчитаны для работы под напряжением до 48 вольт.
  • Следующей важной характеристикой является сопротивление токопроводящей жилы . У сравниваемых марок проводов эта характеристика практически не имеет отличия, и зависит только от площади сечения жилы. Например, для провода ПГВА сечением 1 мм 2 сопротивление составляет 19,8 Ом, а для ПВА – 19,5 Ом.
  • Характеристики гибкости этих проводов значительно отличаются. Для провода ПГВА допускается при его прокладке радиус изгиба не менее 10 внешних диаметров, для ПВА – не меньше 20 диаметров.
  • По условиям внешней среды и эксплуатационной температуре выигрывает провод ПГВА, так как он производится для применения в широком диапазоне температур от -60 до +105 градусов, в том числе и для арктических зон, в отличие от ПВА, который может использоваться при морозах до -40 градусов.

Остальные свойства этих марок проводов идентичны. Их легко укладывать своими руками, допускается их применение при влажности не более 90%, при условии внешней температуры 27 градусов, обладают устойчивостью к возникновению грибков, растрескиванию, при одиночной укладке не поддерживают возгорание.

В некоторых торговых точках по продаже электротехнической продукции указывают допустимую влажность внешней среды, в которой может работать провод, для более высоких показателей температуры. Поэтому при выборе проводника следует обратить на это внимание.

Способы поставки

Стоимость провода может значительно отличаться, в зависимости от варианта его поставки для потребителя. Это зависит от толщины провода и индивидуальных условий договора между потребителем и изготовителем.

Чаще всего провод ПГВА поставляется в виде бухты. Длина провода сечением 0,2-25 мм 2 не более 100 метров, а для сечения до 95 мм 2 в бухте чаще всего 50 метров проводника.

Вес бухты не превышает 25 кг. Срок гарантии на провод составляет 3 года, а срок эксплуатации не менее 10 лет. Провод ПГВА является отличным вариантом для прокладки электрической проводки в автотракторной технике, других средствах транспорта и различных механизмов.

Источник

Оцените статью