Авторская характеристика это что значит

что такое авторская характеристика.

это позиция автора.. .

авторы «Все книги на свете написаны одной рукой. По сути, они так едины, что составляют собрание сочинений одного странствующего и вездесущего
авторы 1. НЕПОНЯТНО, ТЕСЕЙ ИЛИ АВТОР\ Ни по Борхесу, ни по Маркесу, \ Ни по \ильмам какого Андрона, \ Ни по гегелевым, ни по марксовым, \ Ни каким-то иным законам, \ То ли с именем, звучащим все злей, \ То ль с фамилией, похожей на крик, \ С черным парусом над головой, словно нимбом, \ На скалистый, растянутый остров Крит\ Я прибыл. Сергей Крих Сибирские Огни №09, сентябрь 2004 Спасение Минотавра
авторы А как с той кличкой жить парнишке, \ Как отбывать безвестный срок, —\ Не понаслышке, \ Не из книжки\ Толкует автор этих строк.. . Александр Твардовский. По праву памяти 1966-1969
АВТОРЫ А на плетнях — его творенья, \А на плетнях — к горшку горшок. \Они ядрены, словно девки, \На них и глянец и огонь, \К ним так и тянется ладонь, \А в ней побрякивают деньги. Татьяна Кузовлева 1960 ГОРШЕЧНИК\П. В
авторы В то, что будет послезавтра, их авторы\ нисколько не вникали; \ как здорово, когда это не важно -\ сколько лет спустя. Владимир Бартенев СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ТЕБЯ
АВТОРЫ Вы спросите с хитрой смешинкой в глазу, \Почуяв обманчивый запах интриги: \Скажите, а правда ль, что автором книги \Является некая Клара Газуль?. . Леонид Филатов Пролог
авторы Издерганный автор в цилиндре и фраке\ крадется к Развязке с букетом известий, \ прижатым к манишке. Он что-то бормочет. \ И черная трость восклицательным знаком\ в конце предложенья из чаплинских жестов\ торчит из подтекста среди многоточий.. \ Блуждаю в романе, похожем на город.. . Григорий Марк Изь цикла « Блуждаю в романе, похожем на город» 1998
авторы Любимых авторов, \ Любимое вино, \ И мало дня, \ И ночи этой мало… \ Оно смеется, \ Смотрит за окно, \ Оно вчера чего-то прочитало, \ А нынче очень хочется в кино, \ Там яркость улиц, \ Мелодрама, \ Холод, \ И волосы, и губы, и глаза, \ И все, чего зарифмовать нельзя, \ И силуэт ее прекрасно невесом. \ Адам, я, милый мой, не даун, \ Просто, знаешь, \ Она была – невероятный сон –\ И Ева Браун, \ И Софи Марсо. Владимир Рафеенко 2003 БАШМАКИ АДАМА
Авторы плохие, \ Риторы смешные, \ Публицисты злые! \ Дышат скукой, сном\ Все творенья ваши; \ Глубже их и краше\ Дедовские чаши\ С дедовским вином. Пьер-Жан Беранже ПИР НА ВЕСЬ МИР Перевод В. Курочкина
Авторы плохие, \ Риторы смешные, \ Публицисты злые! \ Дышат скукой, сном\ Все творенья ваши; \ Глубже их и краше\ Дедовские чаши\ С дедовским вином. Пьер-Жан Беранже. Перевод Василия Курочкина ПИР НА ВЕСЬ МИР
АВТОРЫ Подумай обо мне тогда: «Он мог, \Когда бы не взяла его могила, \Быть автором ничуть не худших строк, \Исполненных желания и пыла. \Засим я никого не предпочту: \Тех — за стихи, его — за пыл прочту». Уильям Шекспир. Перевод Сергея Степанова Сонеты\32\Коль ты, мой друг, меня переживешь
авторы Тва Хундрету — холодильнику и человеку \ «Летят перелетные мухи. «\ автор известен автору \ Этот год совсем не новый. Так же колосятся елки. \ Стонут телки, ставят палки, куховарят ширки. \ Человеки человекам — други-волки, братья-волки. \ Гомункулус затаился от греха в пробирке. Сергей Бойченко Из Сборника ЧУМОВОДИТЕЛЬ ПО ЕВРОПЕ 1994 – 1998

Читайте также:  Если мужчина называет женщину любимая что это значит психология

Источник

Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Содержание:

Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.

Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.

Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.

Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:

  • Философским
  • Национально-историческим
  • Социально-политическим
  • Нравственно-этическим.

Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.

Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.

Сюжетная и несюжетная композиция делится на:

  • композиция сюжета
  • группировка центральных персонажей
  • расстановка второстепенных лиц
  • манера повествования (от первого/третьего лица, в эпистолярном жанре и др.)
  • речевые особенности
  • композиция несюжетных элементов

Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.

Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

Экспозиция

Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.

Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.

Завязка

Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.

Кульминация

Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.

Развязка

Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.

Эпилог

Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.

Лирическое отступление, упомянутое выше, — это распространенный прием, используемый автором для возможности выразить личное субъективное мнение. Этот авторский голос не всегда напрямую связан с текущими событиями в книге, но не выходит за рамки идеи и темы.

Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:

  • между главными героями
  • между главным героем и второстепенными персонажами
  • между героем и обществом
  • конфликт героя с самим собой

Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.

Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.

Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.

Автор

Образ автора, рассказчик

Авторский опыт и представления о мире

Практически совпадает с автором или намеренно

отдаляется от него

Обладает чертами героя-рассказчика

В центре может быть один главный персонаж («Обломов»), в других – группа («Мертвые души»). Характер — это и индивидуальное, и типическое.

Тип – это собирательный образ согласно историческому моменту или проблематике.

Герой лирический – образ поэта, его внутренний мир виден при переживании конкретной ситуации. Лирический герой иногда имеет собственное жизнеописание, но практически всегда за ним стоит автор.

Интерьер изображает обстановку комнаты, дома, места действия. Иногда включает выразительные художественные детали для характеристики внутреннего мира или состояния.

Это совокупность художественных образов не только действующих лиц, но и детали, подтекст, символы и т.д.

Портрет помогает воображению представить действующее лицо, тем самым очеловечить его, заставить воспринимать как живого индивида. Автор дает описание физического облика (лицо, фигура, типичные жесты, одежда) и приводит психологический портрет для параллелей внешности и внутреннего мира.

Пейзаж в истории не всегда простой природный фон, но прием описания состояния персонажа, напряженности конфликта. (Эпопея Л. Толстого «Война и мир»).

«Говорящая фамилия» помогает дать развернутую характеристику персонажа одним словом. Фамилия отражает яркую черту характера или поведения. (Простаков, Вральман и т.д. в комедии Фонвизина «Недоросль»).

Ремарка, как правило, появляется в произведениях драматического плана. Ими автор поясняет действие и помогает актерам при постановке пьесы.

«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» И «ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ»

Вечное – нечто важное для всех наций с древности и до наших дней.

Вечные образы – герои, ставшие нарицательными (Плюшкин, Обломов).

  • Пафос – момент наивысшей восторженности героев, пик чувств. Это вызывает отклика читателя.
  • Фабула – ряд событий, простроенный в задуманной последовательности и представляющий сюжет произведения. Фабула не всегда совпадает с сюжетом.

Источник

Как правильно написать в сочинении характеристику литературного героя

Для того чтобы учитель понимал, насколько школьники освоили произведение, могут выделять основные моменты и делать выводы, необходимо научиться правильно писать сочинение-характеристику на героя. Важно знать, на что обратить внимание в первую очередь, что должно войти в такую работу, а что можно опустить или упомянуть вскользь. Характеристика составляется как на главных литературных героев, так и на второстепенных.

Две разновидности сочинения

Само понятие характеристика предполагает описание характера, его особенностей, достоинств и недостатков, присущих кому-либо. Если речь идет о литературном персонаже, то дополнительно необходимо описать внешность, поведение в обществе, конкретные поступки, говорящие о жизненной позиции.

Прежде чем приступать к составлению непосредственно характеристики, стоит определиться какой она будет — индивидуальной или сравнительной.

Сравнительная характеристика

Основная цель сравнительной характеристики — это определить сходства и различия образов. Второй задачей становится описание собственных впечатлений по каждому персонажу отдельно.

При этом необходимо учитывать следующие моменты:

  • внешние данные;
  • общество, среда, в которой они пребывают;
  • воспитание;
  • стиль, образ жизни;
  • речевая характеристика;
  • оттенки характера, совершаемые поступки, взаимоотношения с другими героями;
  • авторский взгляд на персонажи;
  • собственные выводы.

Обычно в задании указывается направление, в котором нужно писать, конкретные герои, основные точки соприкосновения. Но если точного указания нет, значит, необходимо самостоятельно составить план характеристики героя.

Основными критериями должны стать следующие показатели:

  1. Оба действующих лица сравнивают по одним, наиболее важным качествам.
  2. Если персонажи похожи, начинают со сходства, далее переходят к различиям.
  3. Хорошим приемом становится сопоставление и противопоставление, т. к. вскрываются причины, поясняющие сходства и различия, зависящие от личностных качеств героев.
  4. Если это возможно, некоторые особенности образа можно объяснить воспитанием и условиями формирования характера.
  5. Сравнение усиливает эмоциональное восприятие персонажей, помогает глубоко проникнуть в душевное состояние и выявить причины поведения.
  6. Обычно в произведениях несложно определить авторское видение своих героев, Но так бывает не всегда. Лучше всего помогает это сделать именно сопоставительное исследование.

Сравнительный анализ можно проводить параллельно по обоим (или нескольким) литературным образам сразу. Или сначала описать одного, затем второго и сделать выводы.

Индивидуальное описание

Составить индивидуальную характеристику несколько проще, ведь дело приходится иметь только с одним персонажем. Начать следует с эпохи, в которой он живет, описать место (город, село, деревня, шалаш в лесу и т. д. ). Рассказать об окружении, обществе, в котором находится, и отдельно — в котором вырос. Далее, необходим портрет и описание характера.

Примерный план характеристики литературного героя для 7 класса может выглядеть так:

  1. Определить является действующее лицо главным или нет.
  2. Краткое описание ситуации и степень участия в ней персонажа.
  3. Рассказать о внешности.
  4. Характеристика речи.
  5. Написать об обстановке, условиях жизни.
  6. Семья, образование, воспитание, род занятий.
  7. Основные черты характера и некоторые дополнительные нюансы, развитие личности и изменения на протяжении повествования.
  8. Совершенные поступки, их мотивация.
  9. Авторское видение, отношение к персонажу.
  10. Сопоставление с иными людьми и (если это необходимо) сравнение с героями других авторов.
  11. Как было оценено произведение и герой во времена написания и в настоящие дни.
  12. Сделать вывод: отражает ли персонаж и его мировоззрение свою эпоху.
  13. Высказать личное мнение.

Характеристика может быть полной, т. е. основанной на тщательном анализе всего произведения, или частичной, т. е. когда берется отдельная глава (главы).

Пример из комедии «Недоросль»

В качестве примера можно привести план характеристики Митрофана Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия не перестает быть актуальной на протяжении нескольких веков и по сегодняшний день входит в школьную программу.

Итак, характеристика Митрофана:

  1. Небольшое вступление: как называется и что означает название произведения, имя героя.
  2. Эпоха, во времена которой происходят события.
  3. Проблема, обозначенная в комедии.
  4. Внешность Митрофанушки.
  5. Окружение, отрицательные персонажи — семья Простаковых, Скотинин.
  6. Упомянуть о второстепенных положительных персонажах — Софья, Стародум, Правдин, Милон.
  7. Характеристика главного героя — лень, глупость, притворство, обжорство, раболепие перед сильными, грубость с бесправными, невежество и т. д.
  8. Отношение автора к Митрофанушке.
  9. Критика и оценка произведения — Пушкин, Гоголь, Белинский и т. д.
  10. Соотношение образа и его эпохи.
  11. Собственное мнение.

По такому примерному плану можно разобрать литературную фигуру из любого рассказа.

Изображение главного героя

Описать эпоху, окружение и действующих лиц, привести примеры критических замечаний обычно не составляет трудности. Но дать характеристику самому герою иногда довольно непросто. В некоторых произведениях автор наделяет свои персонажи трудными многогранными образами, со сложной судьбой и подвижной психикой. На протяжении всего действия могут происходить события, меняющие и самого человека и отношение к нему читателя.

Характер действующих лиц — это то, на чем построен весь сюжет произведения. Поэтому делать характеристику необходимо, основываясь именно на этом пункте.

Основные черты

Любой персонаж обладает целым набором качеств: положительных и отрицательных. Если в нем только плюсы или минусы, такой образ просто скучен. Сложный и интересный человек — это всегда смена поведения, мыслей, сомнения и т. д.

При описании стоит обратить внимание на:

  • цели и мотивацию;
  • привычки;
  • мечты;
  • принципы;
  • взгляды на различные события и явления;
  • что/кого любит или не любит герой;
  • страхи;
  • положительные и отрицательные качества;
  • жизненные ценности.

Необязательно раскладывать «по полочкам» каждый пункт. Достаточно взять несколько из списка, описать их и сделать выводы.

Например, если описываемый человек не любит проигрывать, его можно характеризовать как целеустремленного, старающегося победить конкурентов любой ценой.

Взаимодействие с другими персонажами

Любое литературный образ в произведении не существует сам по себе. Его окружают другие люди. И из того как он взаимодействует с ними также можно сделать определенные выводы.

Здесь анализируются следующие моменты:

  • чем герой вызывает симпатию у других действующих лиц и у читателя;
  • какие черты характера и поступки вызывают негативную оценку других персонажей и у читателя.

Дополнит характеристику соответствующие цитатные выражения либо самого человека, либо других людей о этом литературном герое.

Авторское видение

Не всегда с первого взгляда понятно отношение писателя к своим персонажам. Авторская позиция — это выражение его собственной системы ценностей, его взглядов и принципов.

Для того чтобы правильно понять отношение писателя к своему персонажу нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Проследить на протяжении всего произведения есть ли прямые и точные оценки героя и его поступков.
  2. Чаще всего автор не прямо, а косвенно показывает свое отношение. Это может выражаться в описании внешности или одежды, в различных эпитетах которыми он «награждает» действующее лицо.
  3. Необходимо найти в тексте места, где о герое отзываются другие лица. Если положительные персонажи, высказывают негативную оценку, это также может быть и мнением автора.
  4. Монологи самого героя еще один способ выразить писательское отношение.
  5. Образ действующего лица может напоминать какого-либо другого литературного героя. Тогда можно провести параллели и сделать выводы об отношении автора.

Редко бывает так, чтоб писатель однозначно любил или плохо относился к своим персонажам. Ведь они все разные. И в каждом из них есть и плохое, и хорошее.

В какие-то моменты они могут быть смелыми и находчивыми, а в другие — испытывать зависть или тщеславие. Например, один из самых ярких образов литературы Андрей Болконский из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Он благороден, умен, справедлив.

Но накануне Аустерлица признается самому себе: «Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто, мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать».

Чувство тщеславия овладевает героем. И невозможно представить себе, что это произносит именно Болконский. Но автор все равно любит своего героя, считая монолог минутной слабостью благороднейшего человека.

Для того чтобы написать характеристику литературного героя правильно, необходимо в первую очередь прочитать произведение.

И не в кратком содержании, а полностью. Иначе невозможно понять ни характер действующего лица, ни отношение к нему автора.

Источник

Оцените статью