Атеист что оно значит

Значение слова «атеист»

АТЕИ́СТ, -а, м. Последователь атеизма.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АТЕИ’СТ, а, м. Безбожник, отрицающий существование бога.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

атеи́ст

1. сторонник атеизма; человек, неверящий в существование Бога или отрицающий существование Бога, богов, или любой другой высшей сущности, управляющей миром ◆ Одно время он даже объявлял себя атеистом и устраивал в школе антирелигиозные лекции. Давид Самойлов, «Общий дневник», 1977–1989 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прикаспийский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «атеист&raquo

Синонимы к слову «атеист&raquo

Предложения со словом «атеист&raquo

  • Более того, молодые революционеры и убеждённые атеисты венчались.

Цитаты из русской классики со словом «атеист»

  • Могут ли говорить о религиозной свободе позитивисты, материалисты, атеисты?

Сочетаемость слова «атеист&raquo

Каким бывает «атеист»

Понятия со словом «атеист»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «атеист&raquo

Более того, молодые революционеры и убеждённые атеисты венчались.

Около половины из них было уничтожено пришедшими в 1917 году к власти воинствующими атеистами.

Советские люди всей системой образования и воспитания и всей практической жизнью приучаются быть атеистами.

Синонимы к слову «атеист&raquo

Ассоциации к слову «атеист&raquo

Сочетаемость слова «атеист&raquo

Каким бывает «атеист»

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Значение слова «атеизм»

АТЕИ́ЗМ, -а, м. Отрицание существования бога, отказ от религиозных верований; безбожие.

[От греч. ’α- — не-, без- и θεо́ς — бог]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание бога», «безбожие»; от ἀ — «без» + θεός — «бог») в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.

Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

АТЕИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от греч. «a» — без и theos — бог]. Безбожие, отрицание существования бога.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

атеи́зм

1. филос. система взглядов и убеждений, основанная на отвержении веры в существование богов (в широком смысле); или на убеждение в том, что богов не существует (в более узком смысле)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неологизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Атеизм

Атеи́зм (от греч. ἄθεος — без­бож­ный, без­бож­ник) — 1) направ­ле­ние фило­со­фии, отри­ца­ю­щее суще­ство­ва­ние Бога; 2) без­бож­ность, отри­ца­ние Бога.

Атеизм можно рас­смат­ри­вать и как одну из форм само­убий­ства, т.к. ате­и­сты созна­тельно отвер­гают Бога – Источ­ник жизни. При­вер­жен­ность чело­века ате­изму делает его духовно слепым, огра­ни­чи­вает его жиз­нен­ный гори­зонт физио­ло­ги­че­ским и душев­ным уров­нями бытия, пре­пят­ствует пости­же­нию выс­шего смысла жизни, реа­ли­за­ции выс­шего пред­на­зна­че­ния.

По сути атеизм явля­ется верой, т.к. его фун­да­мен­таль­ные поло­же­ния научно недо­ка­зу­емы и явля­ются гипо­те­зами.

И с точки зрения хри­сти­ан­ства, мате­ри­а­ли­сти­че­ский атеизм про­воз­гла­шает свою про­ти­во­по­лож­ность рели­гии лишь номи­нально. В дей­стви­тель­но­сти по своему содер­жа­нию он пред­став­ляет лишь одну из форм рели­ги­оз­ного созна­ния. Рели­ги­оз­ность мате­ри­а­ли­сти­че­ского ате­изма про­яв­ля­ется, прежде всего, в том, что мате­ри­а­ли­сти­че­ская фило­со­фия наде­ляет бытие твар­ного мира Боже­ствен­ными атри­бу­тами. Напом­ним, что мате­ри­а­ли­сти­че­ская фило­со­фия про­воз­гла­шает несо­тво­ри­мость и неуни­что­жи­мость, без­на­чаль­ность и бес­пре­дель­ность мате­рии, наде­ляет ее твор­че­скими спо­соб­но­стями созда­вать мир. Этому можно воз­ра­зить сле­ду­ю­щим обра­зом:

  1. Слово «мате­рия», взятое в зна­че­нии единой суб­стан­ции, есть не более чем абстрак­ция. Ни один чело­век и ни один прибор не наблю­дал и нико­гда не будет наблю­дать «единую мате­ри­аль­ную суб­стан­цию». Чело­ве­че­скому позна­нию доступны лишь отдель­ные явле­ния мате­ри­аль­ного мира, огра­ни­чен­ные во вре­мени и про­стран­стве. Наблю­де­ние подоб­ной суб­стан­ции, наде­лен­ной атри­бу­тами веч­но­сти и нетвар­но­сти, выхо­дит за пре­делы как чело­ве­че­ских орга­нов чувств, так и созда­ва­е­мых чело­ве­ком при­бо­ров. Такая суб­стан­ция не может быть пред­ме­том науч­ного позна­ния, а может быть лишь пред­ме­том особой ате­и­сти­че­ской веры.
  2. Все фик­си­ру­е­мые в мире мате­ри­аль­ные явле­ния под­чи­ня­ются зако­нам про­стран­ственно-вре­мен­ной мет­рики. Они огра­ни­чены в про­стран­стве и вре­мени, под­чи­нены про­стран­ственно-вре­мен­ному интер­валу. Они не без­на­чальны и не бес­пре­дельны, но имеют начало, пре­рывны и дис­кретны. Огра­ни­чен­ные зако­нами про­стран­ства и вре­мени, они не могут обра­зо­вать вне­про­стран­ствен­ную и вне­вре­мен­ную суб­стан­цию. Подоб­ная суб­стан­ция уже по своим изна­чаль­ным свой­ствам должна быть нема­те­ри­альна, ибо веч­ность, неуни­что­жи­мость, без­на­чаль­ность и бес­пре­дель­ность – свой­ства нема­те­ри­аль­ного, совер­шенно духов­ного Боже­ствен­ного бытия, а не явле­ний мате­ри­аль­ного мира.
  3. При­пи­сы­ва­е­мые мате­рии атри­буты нетвар­но­сти, без­на­чаль­но­сти, неуни­что­жи­мо­сти и бес­пре­дель­но­сти не имеют опре­де­лен­ного ате­и­сти­че­ского содер­жа­ния. Эти атри­буты напря­мую заим­ство­ваны из рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний, в силу чего сам мате­ри­а­ли­сти­че­ский атеизм может быть рас­смот­рен как одна из форм язы­че­ской рели­ги­оз­ной фило­со­фии.

При этом вер­ши­ной рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний о мате­рии ста­но­вится при­пи­сы­ва­ние ей спо­соб­но­сти к твор­че­скому целе­по­ла­га­нию и целе­осу­ществ­ле­нию. Эти пред­став­ле­ния выгля­дят абсурдно, поскольку без­лич­ное, лишен­ное ума и воли, мате­ри­аль­ное бытие по своим суще­ствен­ным харак­те­ри­сти­кам не спо­собно к созда­нию пре­крас­ного и гар­мо­нич­ного миро­зда­ния, увен­чан­ного разум­ным и твор­че­ским суще­ством – чело­ве­ком.

Целе­по­ла­га­ние и целе­осу­ществ­ле­ние – атри­буты лич­ного бытия, наде­лен­ного умом и волей, спо­соб­ного тво­рить по своим пред­на­чер­та­нием. Таким личным бытием обла­дает создав­ший мир личный Бог и создан­ный по Его образу чело­век. Наде­ле­ние без­лич­ной, аморф­ной и хао­ти­че­ской мате­рии твор­че­скими спо­соб­но­стями есть воз­врат к три­ви­аль­ным язы­че­ским мифам, не зна­ю­щим еди­ного лич­ного Бога. В при­ми­тив­ных язы­че­ских мифах мир, состо­я­щий из людей и богов, также зарож­дался «сам собой» из пер­во­быт­ных стихий.

«Ате­и­сти­че­ский мате­ри­а­лизм делает важное откры­тие: идол состоит из мате­рии, он есть мате­рия. Мате­рия есть истинно-сущее и истинно-ценное. Она заме­няет преж­нее боже­ство, она есть под­лин­ный «все­дер­жи­тель, творец неба и земли», она объ­ем­лет и создает все суще­ству­ю­щее… После­до­ва­тель­ный атеизм не уда­ется: он пере­хо­дит в ате­и­сти­че­скую рели­гию, ибо чело­век всегда что-либо при­знает истинно-сущим и истинно-ценным. Он всегда стоит в неко­то­ром необ­хо­ди­мом отно­ше­нии к Абсо­лют­ному, нечто абсо­лю­ти­зи­рует и нечто реля­ти­ви­зи­рует. Мате­рия ста­но­вится Абсо­лю­том и всту­пает на место Боже­ства. Вместо Бога Отца, тво­ря­щего мир, полу­ча­ется «вели­кая-матерь» – мате­рия, рож­да­ю­щая все суще­ству­ю­щее, потому что все вообще раз­ви­ва­ется из нее» (Б.П. Выше­слав­цев).

С точки зрения хри­сти­ан­ства, мате­ри­а­ли­сти­че­ская фило­со­фия есть одна из форм язы­че­ской пан­те­и­сти­че­ской фило­со­фии. Подобно всем прочим формам язы­че­ской пан­те­и­сти­че­ской фило­со­фии, она усмат­ри­вает пер­во­прин­цип бытия в без­лич­ной при­роде, абсо­лю­ти­зи­рует без­лич­ное бытие при­роды, наде­ляет его Боже­ствен­ными свой­ствами. Как форму пан­те­и­сти­че­ской фило­со­фии мате­ри­а­ли­сти­че­ский атеизм рас­смат­ри­вали многие пред­ста­ви­тели рус­ской рели­ги­озно-фило­соф­ской мысли – Н. А. Бер­дяев, Н. О. Лос­ский, С. А. Левиц­кий, Л.А. Тихо­ми­ров и др.

Атеизм, отри­ца­ю­щий Бога Творца, не может не видеть пер­во­при­чину мира в самом мире. Для ате­и­ста мир не создан, но суще­ство­вал и будет суще­ство­вать вечно. Все в этом несо­тво­рен­ном мире объ­яс­нимо все­силь­ными «зако­нами при­роды».

Однако зако­нами при­роды можно (тео­ре­ти­че­ски) объ­яс­нить все, кроме суще­ство­ва­ния самих зако­нов при­роды. Доста­точно задать ате­и­сту вопрос о про­ис­хож­де­нии зако­нов при­роды, как он должен будет отве­тить тав­то­ло­ги­че­ской, т. е. ничего не гово­ря­щей ссыл­кой на сами эти законы при­роды.

Иначе говоря, атеист должен будет пере­не­сти пре­ди­каты Абсо­лют­ного (пер­во­сущ­ность, пер­во­при­чин­ность, веч­ность, без­услов­ность и т. п.) на сам мир или на законы, в нем цар­ству­ю­щие.

Так, отри­ца­ние Абсо­лют­ного мстит за себя абсо­лю­ти­за­цией отно­си­тель­ного. Иначе говоря, спо­соб­ного к после­до­ва­тель­ному мыш­ле­нию ате­и­ста легко при­ве­сти, при усло­вии его интел­лек­ту­аль­ной чест­но­сти, к пан­те­изму как учению, обо­жеств­ля­ю­щему мир в его целом.

Итак, атеизм есть бес­со­зна­тель­ный пан­те­изм; в каче­стве тако­вого атеизм логи­че­ски столь же несо­сто­я­те­лен, как и пан­те­изм.

Гор­дость не дает душе всту­пить на путь веры. Неве­ру­ю­щему я даю такой совет: пусть он скажет: «Гос­поди, если Ты есть, то про­свети меня, и я послужу Тебе всем серд­цем и душою”. И за такую сми­рен­ную мысль и готов­ность послу­жить Богу Гос­подь непре­менно про­све­тит… И тогда душа твоя почув­ствует Гос­пода; почув­ствует, что Гос­подь про­стил ее и любит ее, и это ты из опыта позна­ешь, и бла­го­дать Свя­того Духа будет сви­де­тель­ство­вать в душе твоей спа­се­ние, и захо­чешь тогда кри­чать на весь мир: “Как много нас любит Гос­подь!”.
пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский

Атеист – несчаст­ный ребё­нок, кото­рый напрасно пыта­ется уве­рить себя, что у него нет отца.
Бен­джа­мин Фран­клин

Что может быть жалче и безум­нее людей, кото­рые дер­зают утвер­ждать, будто все сущее про­изо­шло само собою, и все тво­ре­ние лишают про­мыш­ле­ния Божия?
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Не слушай без­бож­ни­ков. Они ничего не знают, от них все сокрыто, как от слепых. Не раз­го­во­рами пости­гают Бога и тайну буду­щей жизни, а подви­гом, испол­не­нием запо­ве­дей и глу­бо­ким искрен­ним пока­я­нием.
игумен Никон (Воро­бьёв)

Хри­сти­ан­ский взгляд не сужает кру­го­зор, а рас­ши­ряет его. Все, что зна­комо свет­ским людям, зна­комо и рели­ги­оз­ным. Что гово­рит свет­ская наука – понятно и рели­ги­оз­ным ученым. Но кроме «зако­нов при­роды» мы дей­стви­тельно видим нечто иное. Да, чудо, да, сво­боду, да, надежду. Но это – не вместо и не за счет, а – вместе. Цер­ковь желает услож­нить куль­тур­ный ланд­шафт, ука­зать на слож­ность и мно­го­об­ра­зие мира, а ате­и­стам все уже ясно. Но именно про­стоту своих догм они выдают за защиту «твор­че­ского под­хода».
Чело­веку неве­ру­ю­щему рас­суж­дать о рели­гии – это всё равно, что сле­пому рас­суж­дать об осо­бен­но­стях Рем­брандта. Рели­гия – это мир опыта.
диакон Андрей

Проф. Несме­лов в книге «Наука о чело­веке» выра­жа­ется так: «Атеизм есть вывод знания на осно­ва­нии незна­ния». Фор­му­ли­ровка эта метка. Ате­и­сты не видят Бога, не знают Бога, а потому не при­знают Его бытия. Более осто­рож­ные из них назы­вают себя «агно­сти­ками», т.е. не зна­ю­щими (идя за англий­ским фило­со­фом Спен­се­ром), но, «не зная», они, конечно, не руко­во­дятся зако­нами рели­гии. Люди более гру­бого образа мыш­ле­ния рас­суж­дают пря­мо­ли­ней­нее, хоть логи­че­ски и непра­вильно: «я не знаю Бога, значит нет Бога».
прот. Михаил Пома­зан­ский

Чело­век страшно за все ответ­стве­нен, и трудно тео­ре­ти­че­ски вооб­ра­зить себе несча­стье того чело­века, кото­рый, ате­и­сти­че­ски прожив на земле «так, как будто ничего нет», вдруг очу­тится лицом к лицу с реаль­но­стью, не только более яркой, чем эта наша земля, но даже пре­вос­хо­дя­щей все наши поня­тия о реаль­но­сти… Не об этих ли душах стра­дал Гос­подь в Геф­си­ман­ском саду? Во всяком случае, и за них он принял стра­да­ние на Кресте.
архи­епи­скоп Иоанн Сан-Фран­цис­ский (Шахов­ской)

Источник

Читайте также:  Что значит для ребенка творчество
Оцените статью