Кто такой архангел
Архангел – кто это такой?
Слово «архангел» пришло из греческого языка и образовано из двух понятий: «главный, старший» и «вестник, посланник, ангел». В учении христиан архангелы – ангелы высшего чина. Архангелов по церковным канонам семь, а ангелов множество.
Ангельское предназначение
Ангелы – это бессмертные создания, которые созданы Богом для исполнения божественной воли. Ангелы исполняют божий промысел на небе и на земле, могут, как карать за нарушение божьих законов народы, так и защищать и оберегать праведных божьих созданий.
- Ангелы восхваляют бога, божественные деяния и волю. Ангельский хор неустанно воспевает величие создателя.
- Ангелы – глашатаи божественных указов, доносят до людей волю создателя.
- Ангелы защищают людской род перед угрозой посягательств злых сил.
- Отвечают на мольбы и просьбы со стороны просящих и обращающихся к Богу.
- Ангелы выступают в роли посланников, через них Бог передает вести о наступающих событиях.
- Ангелы заботятся о людских душах после смерти.
Ангелы – бестелесные создания, это могущественные духи, которые предстают перед человеком в невероятных формах. Часто появление ангелов и архангелов сопровождается яркими эффектами: громом, молнией, величественным звучанием.
Кто такой ангел-хранитель
Человека с момента рождения и до смерти сопровождает ангел-хранитель. Ангел-хранитель знает помыслы, деяния, грехи и благовидные поступки подопечного. Задача ангела – беречь «своего» человека и не давать оступиться. Но если человек совершил грехопадение, ангел будет усердно молиться о спасении души поверенного.
Святые отцы советуют чаще молиться и разговаривать с покровителем. Чем больше человек верует и чем интенсивнее человек общается с ангелом-хранителем, тем легче ангелу помогать подопечному. Крепкая вера помогает удерживаться перед искушениями, обретать душевный покой и находить ответы на мучающие вопросы.
Иерархия ангелов
В начале статьи было упомянуто о том, что у ангелов прослеживается иерархия, и архангелы занимают там не последнее место. Рассмотрим подробнее, как подразделяются ангелы в ангельском войске.
К первой сфере относятся серафимы, херувимы и престолы. Первые –приближены к Богу. Серафимы пылают восхищением к создателю и распространяют пыл поклонения и любви на остальных ангелов. Херувимы – хранители знаний, мудрецы ангельского войска. Херувимы берегут знания и передают людскому роду по мере необходимости. Престолы формируют основу для трона Бога. Господь восседает на них, когда вершит суд.
Ко второй сфере относятся господства, власти и силы. Господства руководят низшими ангелами, а также направляют земных правителей. Господства контролирую правление земных царей, чтобы решения властвующих наполнялись мудростью и справедливостью. Власти – это воины, которые сражаются со злыми духами, помогают людскому роду преодолевать искушения и грехопадение. При помощи силы Бог творит чудеса и направляет человечеству знамения.
К последней сфере относятся начала, архангелы и ангелы. Начала оберегают народы и государства. Архангелы – это вожди ангельского войска, в непростые задачи архангелов входит защита врат рая перед дьявольскими нападками.
Семь архангелов
По церковным канонам архангелов семь, и каждый выполняет конкретные функции.
Архангел Михаил – предводитель ангельского войска. Михаил одолел Люцифера. Этот архангел приближен к богу. Изображается с копьем, что подчеркивает воинственный статус и мощь Михаила.
Гавриил – это мудрец, хранитель знаний и вестник. Задача этого архангела – открывать людям глаза на греховное поведение. Гавриила изображают с фонарем и зеркалом. Фонарь освещает тьму невежества, а зеркало отображает истину. Иногда на изображениях Гавриил держит райскую ветку.
Рафаил помогает людям пережить скорби и болезни. Архангел выполняет роль целителя. Рафаил способен помочь справится как с душевными, так и с физическими болезнями. Изображают Рафаила с медицинской атрибутикой: приборами для смазывания ран, сосудами с лекарствами.
Салафиил молится за людской род, отмаливая прощение грехов. Салафиил – смиренный архангел. На изображениях предстает в образе молящегося.
Иегудил покровительствует служителям бога на земле (святых отцов, монахов и т.д.), тем, кто на земле проповедуют божью волю. Изображается с плетью (символ наказания за недобросовестное выполнение обязанностей) и венцом (символ награды за службу Господу).
Варахиил – начальник над ангелами-хранителями, которые столь важны для рода людского и приближены к человечеству. Изображается с атрибутикой в виде роз.
В ангельской иерархии присутствовал еще один архангел – Люцифер. Люцифер считался красивейшим из представителей этого ангельского сословия и наравне с Михаилом защищал райские врата. Однако Люцифер взбунтовался против создателя, к нему присоединилась часть ангелов, но Михаил поборол восстание и Люцифер с примкнувшими к нему ангелами оказался изгнанником.
Архангелы и ангелы отличаются в следующем:
- Первые выше по иерархическому положению.
- Архангелы ближе к Богу.
- Архангелы выполняют первостепенные задания создателя.
- Рядовых ангелов много, а архангелов – семь (не считая падшего Люцифера).
- Архангелы наделены собственным именем, чего лишены рядовые ангельские создания.
В этом перечне указаны главные отличия ангелов и архангелов, если углубляться в изучение этой темы, то обнаружится масса нюансов и тонкостей, которые лежат в основе различий.
Источник
Чем отличаются ангелы от архангелов?
Слово «ангел» и его производные из Священного Писания давно вошли в обыденный лексикон и не всегда употребляются в сакральном значении. Однако, в православии существует богословская дисциплина – ангелология, предмет которой происхождение, иерархия, роль и место ангелов. Кто такие ангелы, чем они отличаются от Архангелов и как связаны с людьми?
Кто такие ангелы?
Ангел (с греческого – «вестник») – разумный бесплотный служебный дух (Евр. 1:14), обладающий свободной волей, осознанно выбравший путь служения и послушания Господу, активный участник Промысла Божия.
Из Библии известно, что служение ангелов заключается:
- в откровении воли Господа, в помощи или наказании людей/конкретного человека (Ис. 6:6-7; Мф. 16:27; Откр. 5:2, Иов. 1:6 и др.);
- в прославлении Бога (Ис.6:3).
В богослужебных и богословских текстах ангелов называют Небесным воинством (силами). «Ангел – сущность, одаренная свободой и умом, служащая Господу, бесплотная, постоянно движущаяся» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Иерархия
Святой Дионисий Ареопагит в трактате «О Небесной иерархии» изложил устройство мира ангелов, фактически, заложив основы ангелологии. Он выделяет 9 ангельских чинов (три лика), наименования которых упоминаются в Священном Писании (Кол. 1:16; Еф.1:21; Рим. 8:38; 1Пет. 3:22; Дан. 8:16 и др.). Каждый из чинов имеет собственное наименование и назначение в мироустройстве.
Чин | Описание | Празднование | В Св. Писании | |
1 | Серафимы | В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу; (изобр. шестикрылыми). | 8/21 ноября | Ис.6:2, 6 |
2 | Херувимы | «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; (изобр. четырёхкрылыми). | Евр. 9:5 | |
3 | Престолы | Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; (изобр. в виде колёс со множеством глаз на ободьях). | Кол. 1:16 | |
4 | Власти | Укрощают власть бесовскую, отражают искушения. | Кол. 1:16 | |
5 | Господства | Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям. | Кол. 1:16 | |
6 | Силы | Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим | Еф. 1:21 | |
7 | Начала | Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны. | Кол. 1:16 | |
8 | Архангелы | Являются проводниками откровения Божия (подробнее см. таблицу ниже). | 1Фес.4:16; | |
9 | Ангелы | Приставлены для хранения каждого христианина. | Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10 |
Отличие Ангелов от Архангелов
Ангелы – общее наименование всего воинства Небесного (Лк. 2: 13—14). Но, согласно иерархии святого Дионисия, Ангелы – 9 чин, вместе с Архангелами и Властями они образуют низший лик (триодь).
Архангел (с греческого – ангелоначальник, старший ангел) – учитель и провозвестник воли Господа для людей, проводник Божественного Откровения (1Фес. 4:16; Откр.12:7). В Небесной иерархии Архангелы – это 8 ангельский чин, занимающий место выше Ангелов.
Архангелы и Ангелы относятся к Небесному воинству, но хотя составляют один лик, различаются по действиям. Св. Дионисий писал, что Архангелы – «чин научения». Их миссия – возвещать волю Господа, наставлять и учить людей жить согласно воле Божией. Ангелы выполняют такую же миссию, но если высшие чины ангелов непрестанно пребывают с Господом, то низшие – с людьми. Ангелы охраняют человека, укрепляют его веру, помогают выбрать правильный (согласно Промыслу Божию) жизненный путь и способствуют возвращению оступившегося в лоно Церкви (Быт. 16:7—12).
Ангелы настолько близки к людям, что повсюду окружают их, «весь воздух наполнен ангелами» — говорил святой Иоанн Златоуст. К христианину приставляется Ангел-хранитель, который всегда готов помочь, только если человек сам пожелает. Ангелы хранители есть не только у конкретного человека, но и у государства, города, храма, семьи и так далее (Апок. 7:1; Апок. 14:18).
Еп. Сильвестр (Стойчев) пишет, что с апостольских времен в традицию вошло молитвенное почитание ангелов, поэтому молиться ангелам можно, но поклоняться им как Богу нельзя (Кол. 2:18), за это полагается анафема (35 правило Лаодикийского Собора 364 г.).
Архангелов называют великими благовестниками, потому что они возвещают о великих и торжественных событиях. Например, о Рождестве Иисуса Христа (Лк. 1:26-38), в то время как Ангелы – о будничных.
Имена Ангелов неизвестны. Из Библии и Священного Предания известно о 7 Архангелах (Тов. 12:15): Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Иегудииле, Варахииле, Селафииле. Каждый из них выполняет особую миссию. Например, Михаил стоит во главе Небесных сил. Он – Архистратиг, полководец ангелов, победивший диавола (Откр.12:7).
Архангелы
1 | Михаил | Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами. | 8/21 ноября | Иуд.1:9; Дан. 3:92-95 |
2 | Гавриил | «Сила Божия»; возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. | 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. | Лк.1:26; Дан. 8:16 |
3 | Рафаил | «Исцеление Божие»; целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу. | 8/21 ноября | Тов. 3:16; 12:15 |
4 | Уриил | «Свет, огнь Божий»; просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный. | 3Езд. 5:20 | |
5 | Салафиил | «Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди. | 3Езд. 5:16 | |
6 | Иегудиил | «Славящий Бога»; покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изобр. держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам). | Упоминается только в Св. Предании | |
7 | Варахиил | «Благословение Божие»; податель благословений и милости Божией; изобр. Несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде. | Упоминается только в Св. Предании | |
8 | Иеремиил | «Высота Божия»; изображается держащим в руке весы. | 3Езд. 4:36 |
Архангел — это когда люди из Архангельска!
Как у нас говорят — голь на выдумки богата. Даже по ранжиру всех, кого вы думали расставили и сан присвоили. Это видно от еженочных бдений глюки явились. И надо же до чего головы людям заморочили. Когда жили при социализме нормально никто в эти сказки ясновидящих и прочих шарлатанов не верил. А в трудные времена прихватизации и в Чумака поверили и всяких ясновидящих и плохо слышащих но исправно набивающих карманы от одурачивания чем и банки не гнушаются — там где присутствует человек, можно ждать чего угодно особенно наш самый начитанный — сколько схем одурачивания напридувымали? И с карточками, и с телефоном, и квартиры, и машины ни чем не брезгует. Хотя вера в бога существует уже давно, но не всем это дано.
Точно, служил там в 1974, до сих пор нимб над головой искрит, блин.
Спаси Бог за статью! Велика мудрость Бога, который так чудесно устроил все. Читаю и сердце радуется!
Где в писании сказано, что Ангелы или Архангелы бесплотные Духи. Такого не сказано нигде! Сказано, что Ангел или Архангел Дух Божий об этом сказано в Откровении Иоанн гл. 4, 5. А также сказано, что Дух Божий — это качества в человеке, любовь, совесть, благочестие, правдивость и т.д. выходит следующее, что Дух Божий это не бесплотный Дух, а сам Человек обладающий всеми качествами добродетели, собственно и сам человек является Ангелом или Архангелом.
Ты затронул слишком сложный вопрос. Или даже 3, но почему-то сам себе противоречишь. Вот ты говоришь «где в писании сказано?», а про какое ты писание говоришь? К примеру в одном из писаний, назваемое ныне «запрещенной для чтения книгами Еноха» есть такие стихи:
39. И Он повелел подняться мне и подойти к вратам – я же опустил своё лицо.
40. И Он отвечал и сказал мне Своим словом «Слушай!
41. Не страшись, Енох, ты праведный муж и писец правды; подойди сюда и выслушай Моё слово!
42. И ступай, скажи стражам неба, которые послали тебя, чтобы ты просил за них: вы должны попросить за людей, а не люди за вас.
43. Зачем вы оставили вышнее, святое, вечное небо, и преспали с жёнами, и осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступали как сыны земли, и родили сынов-исполинов?
44. Будучи духовными, святыми, в наслаждении вечной жизни, вы осквернились с женами, кровию плотской родили детей, возжелали крови людей и произвели плоть и кровь, как производят те, которые смертны и тленны.
45. Ради того-то Я им и дал жен, чтобы они оплодотворяли их, и чрез них рождали бы детей, как это обыкновенно происходит на земле.
46. Но вы были прежде духовны, призваны к наслаждению вечной, бессмертной жизни на все роды мира.
47. Посему Я не сотворил для вас жен, ибо духовные имеют свое жилище на небе.
48. И теперь исполины, которые родились от тела и плоти, будут называться на земле злыми духами и на земле будет их жилище.
В этом тексте ясно сказано, что ангел это хранитель, аспекта бытия, и более духовны, чем телесны, хоть и принять любую форму для них совершенно не проблема. А про разницу в чинах то понимай это так: есть некие строители и каждый из них занимается своим, т.е один делает стены, а другой проводит трубы. Таким образом, работа разделяется на черновую, где нужна грубая СИЛА, а в другом месте нужно управлять этой силой, в сути своей архангел отличается от ангела тем, что осознает мир более емко и четко нежели любой из ангелов ниже, в свою очередь архангел не способен осознать и мир и Бога так как серафим олицетворяющий волю, и живой разум. Что касаемо Духа Святого и человека тут еще проще. Человек сложное 3 составное существо живущие в вечно настоящем с возможностью оглядется в перспективе времени или же заглянуть далее. Три составные части человека есть: плоть, душа, дух. Где плоть существует лишь для того, чтобы человек приобретал опыт в свободе воли, и в свою очередь очень взаимо связан с душою. Душа служит для хранения и передачи опыта в свободе воли, результатами этого опыта и его передачи служит тело. Ну и третье это дух, он неотделимо связан с душою ибо он его выбора пишется то что будет хранится в душе как в результате отразится и в теле. Таким образом тело это прямое отражение, состояния души от выбора сделанным духом. Вот о чем говорил Христос говоря о теле как о храме. Ведь так и есть тело это храм души, в котором живет Дух. Ах да душа это не эфемерное понятие, а чисто физическое. Тот, кто скажет покажи мне душу, пусть порежет себе палец (ну или ткнет иголкой) именно кровь по мнению Моисея и есть душа. Прошу простить за столь длинный и боюсь не такой уж увлекательный текст, но надеюсь все ваши вопросы я раскрыл в той мере в коей они были заданы.
Источник