Апачи что это значит

Значение слова «апач»

апа́ч I

1. представитель апачей ◆ В отличие от уравновешенного и миролюбивого Сергея Витёк был агрессивен и воинственен, как апач. Евгений Шкловский, «Свой», 1990-1996 г. (цитата из НКРЯ)

2. мн. ч. собирательное название для нескольких культурно родственных племён североамериканских индейцев, говорящих на апачских языках атабаскской ветви семьи на-дене

3. жарг. комп. веб-сервер Apache

апа́ч II

1. спец. цирк. звонкая фальшивая пощёчина, исполняемая клоунами как игровой прием с незаметным хлопком в ладоши для имитации звука ◆ Клоуны опасались, что малыш начнет во время действия громко выкликать их по именам или во всеуслышание протестовать, когда Белый клоун навешивает Рыжему звонкие апачи. Василий Ливанов, «Мой любимый клоун», 1985 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова бобслей (существительное):

Источник

Апачи: самое непокорное племя индейцев

Сейчас вестерны не так популярны. Но люди постарше когда-то зачитывались книгами про индейцев, с удовольствием смотрели фильмы про коренных жителей Америки.

Апачи – название племени, которое приходит на ум первым, когда речь идёт об индейцах.

Что это были за люди? Сами себя они, кстати, называли «инде» или «ниде», что на собственном языке племени означает «люди». По некоторым суждениям от этого слова и появился этноним «индейцы». Хотя более популярна точка зрения, что коренных жителей Америки начали именовать так из-за ошибки Колумба.

Любопытно, что сейчас в США проживает около 60 тысяч человек, которые относят себя к апачам, ещё около 100 тысяч имеют апачские корни, но именуют себя уже американцами.

Строго говоря, неправильно вести речь о племени в единственном числе. Апачи – это целый ряд племён, родственных друг другу.

Чем запомнились индейцы этой группы

Апачи никогда не боялись, что враг имеет численное преимущество. Известно немало случаев, когда они бросались на противника, превосходящего их по численности в несколько раз. Об этих индейцах рассказывают, что они любили действовать скрытно, использовали тактику «ударь и растворись». Возможно, это не совсем вяжется со словом «отвага». Но глупо было бы ожидать от апачей, боевые отряды которых насчитывали не так много людей, что они выйдут в чистое поле против хорошо вооружённых европейских переселенцев.

Скорее, нужно говорить о действии принципа «око за око». Да, индейцы совершали набеги на белых, обосновавшихся главным образом в Техасе. По словам современников их жестокость не знала границ, их считали самым свирепым народом во всей Америке. Но они также умели мирно взаимодействовать с переселенцами. Пример: в 1822 году дон Франциско Мануэль Альгуа решил добывать медь в Аризоне. Власти дали ему на то разрешение. Но он прекрасно понимал, что нужно заручиться поддержкой апачей, которые владели землёй богатой ископаемыми. У него это получилось. Он выменял право вести добычу металла на алкоголь, оружие и лошадей.

Другой пример: 1837 год – принят закон, согласно которому скальпы апачей обменивались на деньги. За взрослого мужчину платили 100 долларов, за женщину – 50. Истории известен случай, когда несколько переселенцев пригласили к себе на переговоры целое поселение апачей, и, обманув их, заработали на их скальпах почти 10 тысяч долларов.

Если большинство племён индейцев выращивали культурные растения и пасли скот, то апачи никогда этого не делали. Единственными их промыслами были охота и набеги.

Апачское сопротивление

Апачи оказали колонизаторам самое упорное сопротивление, которое вообще можно себе представить. В общем, война с европейцами продлилась почти два столетия. Всё началось в начале XVII века, когда испанцы только вступили на территорию апачей и закончилось во второй половине XIX века, после капитуляции знаменитого апачского вождя Гоятлая, известного больше как Джеронимо. Когда почти все индейцы уже сложили оружие и жили мирной жизнью, он возглавил апачское племя Чирикауа и на протяжении 25 лет успешно воевал с американцами. Но в итоге Джеронимо поймали и сослали подальше на восток страны.

Американцы уже тогда знали толк в шоу. Джеронимо показывали на различных выставках, он стал неплохо зарабатывать продавая собственные фото и сувениры. Впрочем, сегодняшние апачи промышляют тем же. На потеху туристам они пляшут под народные пения, играют на флейте и продают сувениры, в надежде заработать хоть что-нибудь для семьи. Большинство апачей, как впрочем и все остальные индейцы, живут за чертой бедности и едва доживают до 50 лет, хотя, казалось бы, живут в самой развитой и демократической стране мира. Всему виной массовый алкоголизм. От былого величия апачей осталась только история.

Источник

Апачи, кто они?

http://cowboy.vv.si/
Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой (мудрость старых индейцев).

В современной американистике апачи принято относить к одной из групп юго-западных индейцев – кочевников говорящих на атабаских (атапаских) языках. Эта большая группа индейских языков и диалектов Северной Америки входящих в языковую семью «на-дене». Включает около 40 языков. Современный уровень изученности указанной группы языков не позволяет сделать вывод о том, что считать языком, а что диалектом.
Атабаски (атапаски) группа коренных народов Америки расселялась на большой территории от Аляски до Мексики, как на побережье Тихого океана, так и во внутренних районах. На севере их ареал доходит до Северного полярного круга, где с ними соседствуют эскимосы, а на юге достигает зоны степей. Атабаски делятся на три группы: Северные (атабаски субарктической зоны, атабаски Кордильер и атабаски внутренней Аляски), тихоокеанские атабаски и южные, к которым относятся апачи и навахо, расселившиеся в штатах Аризона и Нью-Мексико.
Предки апачей переселились на Юго-запад в результате так называемого пассионарного толчка с территории северо-западной части Канады около 850-1000 г.н.э.. Далее к ХIV–ХV векам апачи мигрировали из бассейна реки Макензи на Юг и достигли районов современного Юго-запада США и севера Мексики, где заняли пустынные районы Сонора и Чиуауа (ныне мексиканские штаты), а к началу ХVIII века произошла их этническая дифференциация.
Эта исследовательская гипотеза мне наиболее нравиться. Автором ее является Лев Николаевич Гумилев. Полное название теории – пассионарная теория этногенеза – описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с изменениями ландшафта их обитания и другими этносами. Данная теория, к сожалению, не встретила понимания ни у советской, и наследовавшей ее современной российской, исторической науки, ни у международного научного сообщества. В настоящее время не является общепризнанной, и дальнейшего развития не получила. Не буду вдаваться в подробности Гумилевской теории, но поясню, в широком смысле слова, пассионарность – это наследуемая количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям. Пассионарный толчок – время от времени происходящие массовые мутации, которые способствуют пассионарности. Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают территорию не более 200 км, расположенную вдоль геодезической линии Земли тянущейся несколько тысяч километров. Действуют пассионарные толчки, скорее всего, если я правильно понимаю Гумилева, с помощью электромагнитного поля Земли, а, следовательно, причиной толчков является внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует. Таким образом, переход предков апачей с Севера на Юг через всю практически Северную Америку, возможно, проходил под воздействием не зависящих от них массовых мутаций, т.е. в те периоды, когда их этнос наиболее был активен к выживанию и воспроизводству своей популяции. Эскимосы же не перешли на Юг, значит они в тот период не подверглись воздействию электромагнитного поля Земли и не находились в районе геометрии геодезической линии. Существуют и другие научные объяснения массовой миграции атабаских племен с Севра на Юг, но бесспорно одно – предки апачей ранее населяли Северо-западную часть Канады, граничащую с Аляской.
Слово «апач» происходит из языка «юма» (юмано) относящегося к ветви семьи на-дене атабаских языков и переводится как «сражающийся человек». По другой версии, специалистов в области атабаских языков, это слово на языке «зуни» – означает «враг». Во всяком случае, это было установлено ранними исследованиями испанцев из Нью-Мексико. Сами же апачи себя называли «ндее», «дене», что означало «люди» и было созвучно с европейским названием «Inde» или Nide. Поэтому испанское и английское название «индеец» для апачей не было оскорбительным. Советский эциклопедический словарь дает следующее: апачи (самоназвание – дене – «люди») относятся к атабаской языковой группе.
Апачи делятся на шесть региональных групп:
– Западные апачи – койотеро – расселены на востоке штата Аризона, включают в себя апачей Белых гор, Сибекью, Сан-Карлос, Северных и Южных Тонто.
–Апачи – чирикахуа (чирикауа) – населяют Юго-запад штата Нью-Мексико, Юго-восток Аризоны и смежные мексиканские штаты Чиуауа и Сонора. Восточных чирикахуа еще называют «мимбреньо» или «апачи теплого истчоника». Чирикахуа представляют собой нетрадиционный союз лидера и его последователей. Нетрадиционность заключалась в том, что у чирикахуа не было ни вождей, ни племенного совета, ни совета старейшин. Социальная структура чирикахуа состояла в основном из семейных кланов. Название «чирикахуа» пошло от названия местного вида кактуса, из которого апачи изготовляли еду, питье, волокна для тканей и веревок.
–Апачи – мескалеро (так же их называют «Фараон») расселялись на юге штата Нью-Мексико на восток от Рио-Гранде, до реки Пекос.
–Апачи – хикарилла (хиралилья или хикарийя) – тынде жили на юго-востоке штата Колорадо, на севере штата Нью-Мексико и Северо-западе штата Техас. Во времена их расцвета на Юго-западе были известны группы апачей Хикарилла – лланеро (льянеро) – равнинные и хойеро – горные. Следует обратить внимание на то, что местные названия произносятся двумя вариантами, например, правильно будет и «хикарилла» и «хикарилья». Тоже самое на испанский манер касается и Лланеро-Льянеро.
Хикарилла кочевали в центральной части и на востоке Колорадо, на западе Оклахомы, и по Нью-Мексико на юг до Эстансии. В результате контактов с равнинными индейцами на востоке, Хикарилла восприняли их основные культурные черты, так же, как и Мескалеро, которые тоже перекочевывали в восточные равнины.
–Апачи–липан населяли восток от хикарилла. Название их происходит от слова «Ипа-нде», где «Ипа» некое личное имя, «нде»–люди сами липаны называли себя «нанжан», что означает «наши» или «нашего рода». До середины ХIХ века считались едва ли не самым свирепым и жестоким народом на Южных равнинах. «Многочисленные убийства, совершенные ими по обеим сторонам реки Рио-Гранде, стали причиной ненависти к ним всех обитателей этих земель…Их жестокость настолько отвратительна, что никогда не будет принята за исторический факт» – писал о них в 1828 году современник. Липан всегда поддерживали дружеские отношения с родственными мескалеро и дрались с хикарилла и союзными им ютами. Находились в состоянии постоянной войны с команчами до конца дней своей свободы.
–Апачи-кайова – гатака (так их называли еще в 1837 г. в официальных правительственных документах США) – равнинные индейцы, кочевали по южным равнинам Колорадо, Оклахомы и Техаса. В американистике достаточно распространено мнение, что Кайова-апачи являлись индейцами Кайова, но были прозваны белыми «апачами» за бандитские, если можно так выразится, вылазки. Это не правильно, т.к. на самом деле Кайова-апачи и лингвистически и антропологически непосредственно относятся и есть апачи, но во многом перенявшие культуру народа Кайова, т.е культуру равнинных племен. По свирепости из описания современника не уступали липанам. К 1805 году их общее количество составляло 300 человек, из которых 75 были воинами.
Также, многие исследователи-индеанисты связывают апачей с навахами. Мол, навахи это те же апачи. В указанной науке общепринято, что навахо отдельный народ, хотя и самый, пожалуй близкий родственник апачам. Эти наиболее крупные подразделения народа апачи в свою очередь подразделялись на мелкие родоплеменные организации: тонто, йоване, кибеки, уом-спрингс, аравайпа, пиналы, могольоны, мимбреньо, чилекона и др.
Надо сказать, что в целом апачи были воинственным кочевым поселением Юго-запада Северной Америки, так и не осевшие на какой-то определенной территории. Первобытный апач, это странствующий сын природы, рожденный с жаждой к военному пути, с храбростью и выносливостью, как ни у кого другого и хитростью, не поддающейся оценке. Характер апача – взрывная смесь отваги и жестокости. Но в то же время, в быту апачи великодушны и нежны к родственникам, особенно к свом детям. (Ю.Стукалин)
Среди земледельческих племен индейцев (пуэбло) соседствоваших с апачами, последние известны как «индейцы дикари» воевавшие со всеми жившими рядом с ними племенами, а затем и с американскими колонизаторами, и в этой связи, оправдывают навахское или зуннийское прозвище «апач» (враг). Апачи практически не осваивали земледелие и жили в основном охотой и набегами на другие племена. Апачская бандитская тактика была у них в крови и считалась не превзойденной. Основным средством выживания целого племени апачей проживавших на равнинах и соседствующих с ними территориях была охота на бизонов (буйволов). Поскольку это животное обеспечивало апачей всем необходимым для жизни, оно считалось тотемным, т.е. священным. Благодаря кочевому образу жизни, апачи быстро оценили преимущество завезенных первыми переселенцами лошадей и вскоре не только сами использовали их как средство передвижения, но и обучали других особому виду верховой езды. Однако минусы кочевой жизни апачей начали довольно явно проявляться, когда апачи стали продвигаться дальше на юг и вторглись во владения команчей. Это стоило им огромных потерь и заставило продвигаться дальше, в Техас и Мексику.
Первое столкновение апачей с европейцами произошло в 1540 году. Ими были испанцы, которые вторглись на территорию апачей и по мере продвижения на север разрушали их торговые связи с соседними племенами.
Когда Нью-Мексико стал испанской колонией в 1598 году, войны апачей с испанцами усилились. А ответный приход команчей на апачские территории в начале 1700-х годов заставил апачей — липан и некоторые другие их племенные группы переместиться на юг, оставив свой основной источник пищи – бизонов. В результате этого апачи начинают делать набеги на испанских, а впоследствии и американских поселенцев, чтобы добыть себе пищу. Первоначально война с испанцами до 1730 г. почти полностью уничтожила и без того малочисленные племена апачей. Вражда прекратилась лишь в 1743 году, когда предводитель испанских переселенцев был вынужден истощенный потерями, которые нанесли ему апачи, согласится на подписание акта о передаче земель Техаса во владение апачей. «Топор войны» с испанцами был зарыт глубоко в землю. Но с 1840 до 1886 года апачи вели борьбу за свои земли с американскими колонизаторами в лице переселенцев и американского правительства, которое естественно окончилась поражением индейцев. Апачи последние из индейцев, которые сложили оружие в 300 летней непрекращающейся войне против белых захватчиков. Ни испанцы, сокрушившие империи ацтеков, майя и инков, ни их преемники мексиканцы не смогли сломить дух отчаянных воинов апачей и победить их. Американцам потребовалось почти полстолетия, чтобы вынудить апачей сложить оружие.
Кто же они такие индейцы – апачи? «Тиграми в обличье человека» называл их борец с индейцами генерал Д. Крук, который не скрывал своего восхищения апачами. Хотя очень тяжело называть апачей невинными жертвами, т.к. их руки по локоть в крови, но эта кровь их врагов винных и безвинных, пролитая за то, чтобы жить на своей земле по законам Матери – Земли, а не гнить в резервациях в бесплодной пустыне, где были лишь ветер и песок. Они пытались выжить там, но, сколько сможет продержаться без еды человек, видя, как умирают от голода и болезней его родные — апач умеющий держать оружие? Апачи заслужили столь жестокую репутацию благодаря тому, что, защищая себя, они ясно продемонстрировали белым захватчикам, что, являясь более хитрыми, более умелыми, более решительными и более опасными бойцами, чем большинство других индейцев.(Ю. Стукалин)
Апачи были жестокими врагами, но никто никогда не ставил под сомнение их воинские качества. Мексиканские и американские поселенцы пугали ими своих детей как злобной нечистью не из фантазий. Воины-апачи это призраки появляющиеся внезапно и также внезапно исчезающие. «Если замечаешь признаки присутствия апачей — будь на стороже» – говорили о них белые современники. «Когда не замечаешь их вовсе — будь на стороже вдвойне». Солдаты регулярной армии США того периода времени их считали лучшими бойцами, которых когда-либо видела земля. Апачская доблесть в битве стала легендой. Говорили, что апачский воин может пробежать 50 миль без остановки и путешествовать быстрее, чем взвод конных солдат.

Источник

Читайте также:  Что значит перерегистрировать кассу
Оцените статью