- Антигерой
- Содержание
- История
- Современная литература
- Кинематограф
- См. также
- Примечания
- Полезное
- Смотреть что такое «Антигерой» в других словарях:
- антигерой
- Смотреть что такое «антигерой» в других словарях:
- Значение слова «антигерой»
- антигеро́й
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «антигерой»
- Синонимы к слову «антигерой»
- Предложения со словом «антигерой»
- Цитаты из русской классики со словом «антигерой»
- Понятия со словом «антигерой»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «антигерой»
- Синонимы к слову «антигерой»
- Ассоциации к слову «антигерой»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Антигерой. Кто это?
- Разница между Антигероем и Антагонистом
- Значение Антигероя в литературе
- Примеры антигероев
- Почему антигерой и злодей — это совсем не одно и то же?
- Антигерой, кто ты такой?
- Злодей не может быть главным!
- Откуда пришел антигерой?
- И на закуску подборка из 9 антигероев русской литературы:
Антигерой
Антигерой в литературе и кинематографе — термин, имеющий два значения.
В первом значении — это тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени «доверенным лицом» автора. [1]
Во втором значении — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.
Содержание
История
Определённый момент, когда антигерой как таковой появился в литературе, назвать не представляется возможным. Со временем антигерой эволюционировал, меняясь как и общественные концепции героя, с елизаветинских времён Фауста и шекспировского Фальстафа к более тёмной викторианской литературе XIX века, или от пассивного нерешительного человека, остро контрастирующего с другими греческими героями к «Признаниям бандита» Филиппа Тейлора. Байроновский герой также создал литературный прецедент для современной концепции антигероизма.
Антигерой особенно характерен для плутовского романа.
Современная литература
В нынешние времена герои обладали повышенной моральной сложностью. Драматурги середины XX века, такие как Сэмюэл Беккет и Том Стоппард показали антигероичных протагонистов, узнаваемых по недостатку личности и стойкости. Благодаря Pulp-журналам и детективам-нуар середины XX века, персонажи вроде Сэма Спейда, не имевшие великолепия прежних героических фигур, стали популярны. Под влиянием Pulp-ов ранние комиксы показывали антигероичных персонажей. [2] .
Кинематограф
«Спагетти-вестерны» Серджио Леоне показали странствующего линчевателя (т. н. «Человек без имени», сыгранный Клинтом Иствудом), чьё неприветливое поведение расходилось с другими героическими характеристиками.
См. также
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Антигерой» в других словарях:
антигерой — антигерой … Орфографический словарь-справочник
АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж главным образом западноевропейской и американской литературы 2 й пол. 20 в., массовый человек, каждый , ставший почти обезличенной точкой приложения иррациональных и абсурдных сил современной… … Большой Энциклопедический словарь
антигерой — 1. Антигерой носит кожаный плащ и стильные шелковые сорочки, разумеется, черного цвета. Любит классическую музыку – оперу, балет и дорогой коньяк. 2. Когда антигерой вот вот свершит что то очень ужасное, за долю секунды его убивают наповал,… … Энциклопедия киноштампов
антигерой — тип литературного героя, подчёркнуто лишённого героических, а зачастую и каких либо положительных черт, но в то же время являющегося средоточием нравственно философской проблематики художественного произведения, занимающего центральное место в… … Литературная энциклопедия
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж литературы 2 й половины XX в. (преимущественно американской), «массовый» человек, ставший почти обезличенной точкой приложения иррациональных и анонимных сил современой цивилизации (см. «Новый роман» … Энциклопедический словарь
Антигерой — (гр. – антипод героя) – личность или образ человека, наделенные отрицательными духовно нравственными чертами и поступками, но возводимые, в силу общественных причин, в ранг идеала для подражания, следования. Это связано с состоянием отчуждения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
антигерой — литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств. Например, А. русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам… … Словарь литературоведческих терминов
антигерой — антигер ой, я … Русский орфографический словарь
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж, зачастую лишенный психологической либо социально исторической характеристики. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: герой произведения Прочие ассоциативные связи: Новый роман Пример:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
антигерой — (2 м); мн. антигеро/и, Р. антигеро/ев … Орфографический словарь русского языка
Источник
антигерой
Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .
Смотреть что такое «антигерой» в других словарях:
антигерой — антигерой … Орфографический словарь-справочник
Антигерой — в литературе и кинематографе термин, имеющий два значения. В первом значении это тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени доверенным… … Википедия
АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж главным образом западноевропейской и американской литературы 2 й пол. 20 в., массовый человек, каждый , ставший почти обезличенной точкой приложения иррациональных и абсурдных сил современной… … Большой Энциклопедический словарь
антигерой — 1. Антигерой носит кожаный плащ и стильные шелковые сорочки, разумеется, черного цвета. Любит классическую музыку – оперу, балет и дорогой коньяк. 2. Когда антигерой вот вот свершит что то очень ужасное, за долю секунды его убивают наповал,… … Энциклопедия киноштампов
антигерой — тип литературного героя, подчёркнуто лишённого героических, а зачастую и каких либо положительных черт, но в то же время являющегося средоточием нравственно философской проблематики художественного произведения, занимающего центральное место в… … Литературная энциклопедия
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж литературы 2 й половины XX в. (преимущественно американской), «массовый» человек, ставший почти обезличенной точкой приложения иррациональных и анонимных сил современой цивилизации (см. «Новый роман» … Энциклопедический словарь
Антигерой — (гр. – антипод героя) – личность или образ человека, наделенные отрицательными духовно нравственными чертами и поступками, но возводимые, в силу общественных причин, в ранг идеала для подражания, следования. Это связано с состоянием отчуждения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
антигерой — антигер ой, я … Русский орфографический словарь
антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж, зачастую лишенный психологической либо социально исторической характеристики. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: герой произведения Прочие ассоциативные связи: Новый роман Пример:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
антигерой — (2 м); мн. антигеро/и, Р. антигеро/ев … Орфографический словарь русского языка
Источник
Значение слова «антигерой»
- Антигерой — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.
Антигероя не следует путать с антагонистом, то есть злодеем, противником протагониста (героя или антигероя).
антигеро́й
1. персонаж, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в произведении
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова интербригада (существительное):
Ассоциации к слову «антигерой»
Синонимы к слову «антигерой»
Предложения со словом «антигерой»
- Отбор выдающихся женщин, героев или антигероев может показаться читателю субъективным.
Цитаты из русской классики со словом «антигерой»
- Ведь рассказывать, например, длинные повести о том, как я манкировал свою жизнь нравственным растлением в углу, недостатком среды, отвычкой от живого и тщеславной злобой в подполье, — ей-богу, неинтересно; в романе надо героя, а тут нарочно собраны все черты для антигероя, а главное, все это произведет пренеприятное впечатление, потому что мы все отвыкли от жизни, все хромаем, всякий более или менее.
Понятия со словом «антигерой»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «антигерой»
Отбор выдающихся женщин, героев или антигероев может показаться читателю субъективным.
Теперь изменились антигерои, но принцип сваливания вины за свои провалы в политике остался тем же.
Духу современного немецкого общества скорее соответствует бесстрастный хладнокровный антигерой.
Синонимы к слову «антигерой»
Ассоциации к слову «антигерой»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Антигерой. Кто это?
Сегодня поговорим об антигероях. Кто они такие, чем отличаются от антагонистов и какова их роль в повествовании.
Начнём с того, что понятие «антигерой» зародилось ещё в древней Греции, а сам термин состоит из приставки “анти”, что с греческого переводится как “против” или «вместо» и слова “герой”. Надо сказать, что ещё со времён мифов антигерои уверенно заняли свою нишу в литературе, ведь древнегреческие боги далеко не всегда описывались как благородные и справедливые. Чаще всего их истории пропитаны серой моралью, а их целью была зачастую личная выгода.
Отсюда мы можем дать уже и определение такому персонажу. Антигерой — это главный герой истории, который лишён большинства типичных героических качеств: храбрости, мужества, нравственности, справедливости, а также мотивации или способности творить добро или добиваться большего блага. Таким образом, антигерой по-прежнему является центральным героем повествования, но лишён положительных качеств и стремлений.
Часто такими героями в произведениях движет желание мести, нездоровое (извращённое) чувство справедливости или стремление любыми путями добиться желаемого, где протагонист не гнушается никакими методами, считая свою цель благом, а любые средства её достижения — приемлемыми.
Обычно в повествованиях, где центральную роль играет антигерой, поднимаются морально-этические проблемы и проблемы выбора, где протагонист иногда сам становиться себе судьёй. Самым ярким примером из русской классики является Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского.
Разница между Антигероем и Антагонистом
Хотя они даже звучат похоже, это два противоположенных понятия. Антагонист — это всегда персонаж, у которого противоположные цели от главного героя, кто по мере развития сюжет должен мешать протагонисту в достижении своих целей. Даже если антагонист не является плохим персонажем сам по себе, он будет создавать препятствия, которые главный герой должен преодолеть. Антагонистом, по сути, может быть и героический персонаж, такой как полицейский, который выступает против действий главного героя, детектив, который пытается поймать его и доказать вину, или даже супергерой, который пытается остановить злодея в лице главного героя истории, например, как Бэтмен и Джокер.
С другой стороны, антигерой всегда является главным героем повествования. Даже если читатели/зрители не согласны с ним или его действиями, аудитория должна понимать мотивы антигероя и возможно даже сочувствовать этому персонажу.
Значение Антигероя в литературе
Примеры антигероев появились ещё в древнегреческой драме, хотя термин “антигерой” впервые был использован в начале 18 века. Рост популярности использования антигероев в качестве главного героя истории пропорционален росту литературного реализма, в котором авторы пытались изобразить жизнь такой, какая она есть на самом деле, а не в идеализированном виде. Литературный реализм как жанр стал популярным в середине 19 века и оставался таковым на протяжении многих десятилетий. Наряду с точным отображением реальности, в этом стиле изображались и персонажи, более ущербные, наделённые отрицательными чертами характера и, соответственно, более реалистичные. Тенденция антигероя как главного героя остается популярной во всем мире, даже когда авторы перешли к последующим литературным течениям. Иногда зрителям или читателям легче воспринимать антигероя, потому что они несовершенны, а значит более реальные.
Примеры антигероев
Есть много известных примеров антигероев в кино и литературе:
Тейлор Дёрден из “Бойцовского клуба” Чака Паланика;
Остап Бендер из романа «Двенадцать стульев» Евгения Петрова и Ильи Ильфа;
Уолтер Уайт из «Во все тяжкие”;
Алекс из романа «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса;
Мерсо из повести «Посторонний» Альбера Камю;
Оба Ёдзо из повести «Исповедь неполноценного человека» Осаму Дадзая;
Дон Кихот из романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса;
Антуан Рокантен из романа «Тошнота» Жан-Поля Сартра;
Безымянный протагонист из «Голода» Кнута Гамсуна;
Источник
Почему антигерой и злодей — это совсем не одно и то же?
Кто такой Дэдпул или Росомаха? Герои комиксов, — ответит каждый первый. Но, если я продолжу и сопоставлю их с Григорием Печориным и Родионом Раскольниковым, многие просто пожмут плечами: где связь? А связь, между прочим, самая прямая, потому что все эти персонажи относятся к антигероям. Что это за тип, почему его особенности надо знать для качественной подготовки к ЕГЭ по литературе и из-за чего его никак нельзя путать с антагонистом, давайте разбираться в этом материале.
Антигерой, кто ты такой?
Антигерой – это тип героя, лишенного положительных черт или наделенного явно отрицательными характеристиками. Он является полной противоположностью классическому герою , потому что руководствуется не высокими морально-этическими принципами и пользой для общества, государства, а личными эгоистическими интересами. Но почему же он обладает такой популярностью и притягательностью? Ответ кроется в самой человеческой природе — мы не совершенны. И чем старше становимся, тем четче понимаем это. А потому восхищение классическим героями — рыцарями без страха и упрека, без раздумий готовых отдать собственную жизнь за возлюбленную, родину, идею — постепенно сменяется идеей, что нам такими не стать. Да и никому из реальных людей, впрочем. И тут мы начинаем посматривать в сторону тех несовершенных, которые и главными героями становятся, и недостатки имеют. Совсем как мы. Так что вот она — разгадка! Мы можем идентифицировать себя с антигероями: так же тупо шутить, как Дэдпул, задумываться о собственном предназначении и играть женскими сердцами, как Печорин, выстраивать мошеннические схемы, чтобы наколоть государство, как Чичиков. Мы живем в реальности, а антигерои — это дети реализма. В русской литературе, кстати, первым ярким представителем этого типа становится Григорий Печорин — герой первого социально-психологического романа «Герой нашего времени».
Само же понятие «антигерой» как определение появляется в русской литературе в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья». Так называет себя главный герой, анализируя свои поступки, чувства, желания, подчеркивая их «гадкую» природу. Начинает он свою исповедь так: «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек».
Злодей не может быть главным!
Не стоит путать антигероя и антагониста, то есть противника главного героя произведения, злодея. Антигерой – это всегда главное действующее лицо, но он не является идеалом, примером для подражания. Но и к злодеям его не причислишь, потому что читатель никогда не будет ассоциировать себя со злом в чистом виде. А злодей — это фигура такая же шаблонная и плоская, как классический герой, только со знаком минус: вместо мира во всем мире — власть над ним, вместо подвига — злость и предательство. Антигерой намного сложнее, многограннее: его действия сразу не предугадать, а мысли — загадка. Кто может разглядеть под маргинальной внешностью Раскольникова его идею наполеонизма? Пожалуй, только Порфирий Петрович, да и то вооружившись статьей самого героя, где он говорит о теории «право имеющих».
Как это ни печально, злодей, несмотря на все свои старания, всегда играет «вторую скрипку». В системе образов он необходим, чтобы оттенить главное лицо, продемонстрировать, насколько хорош герой или насколько неоднозначен. В «Преступлении и наказании» его роль отчасти играет идейный двойник Раскольникова Свидригайлов, на совести которого 3 смерти, а также мысли о совращении Дуни путем шантажа. По сравнению с ним Родион выглядит добрым и пушистым, ведь его совесть не дремлет и он не подменяет этику эстетикой.
Откуда пришел антигерой?
В литературу данный тип перекочевал из фольклора и мифологии, где встречается такой архетипический персонаж как трикстер .
Трикстер — это плут, обманщик, ловкач, добивающийся своих целей не грубой силой или подкупающей прямотой, а хитростью. Образ этого «серого» героя очень сложен, двойственен, так как цели, которые он достигает, не обязательно принадлежат злу. В равной степени трикстер способен творить и зло, и добро, не делая различий между ними. Он очень умен, умело пользуется слабостями окружающих, понимает скрытые мотивы их действий. Действительность он воспринимает скорее философски, рассматривая происходящее как некую игру. В скандинавской мифологии это Локи, в греческой — Фавн, в русских-народных сказках — Баба Яга, злая и страшная, живущая в доме с изгородью из костей, но помогающая добрым молодцам.
Также близким типом к антигерою является байронический герой – подвид романтического героя, названного по имени создателя известнейшей английской романтической поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Гордона Байрона. Характер главного героя – Чайльд-Гарольда – пресыщенного молодого человека, разочарованного в мире и в людях, ищущего забвения в путешествиях, и лег в основу данного типа. Поэтому в русской традиции типы «лишнего человека», выросшего из байронического героя, и антигероя тесно связаны между собой.
Проблемой антигероя становится осознание никчемности жизни, бессмысленности существования, невозможности прийти к некоему идеалу. Об этом рассуждают герои М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Однако благодаря многогранности понятия «антигерой», мы можем видеть и очень целеустремленных персонажей данного типа у Н.В. Гоголя, И. Ильфа и Е. Петрова, хотя описанные ими авантюристы все же не обретают счастья, желанного пристанища, любви, потому что это нехарактерно ни для трикстеров, ни для «лишних людей».
И на закуску подборка из 9 антигероев русской литературы:
1. Григорий Александрович Печорин – роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
2. Павел Иванович Чичиков – поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
3. Родион Романович Раскольников – роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
4. Главный герой (от его лица ведется повествование) – повесть Ф.М. Достоевского «Записки из подполья»;
5. Беликов – рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре»;
6. Господин – рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;
7. Ларра – рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»;
8. Странник Лука – драма М. Горького «На дне»;
9. Остап Бендер – романы И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок».
Источник