Размеры икон
Иконописная мастерская «Мерная икона» уже более 10 лет выполняет заказы на написание рукописных икон.
Наши мастера пишут святые образы в различных иконописных школах – от византийского письма до академического стиля.
Конечно, больше всего нашими иконописцами выполнено мерных икон, древнюю традицию написания которых наша мастерская первой возродила после многих лет забвения.
Размер мерной иконы в ширину всегда стандартный – 26 см., а вот высота иконной доски будет ровно столько, сколько сантиметров рост малыша при его рождении. Отсюда, как известно, и название – «Мерная икона», т.е., в меру роста.
Помимо мерных икон, наши мастера выполнят для вас иконы Спасителя и Богородицы, именные иконы святых угодников Божиих, семейные иконы, венчальные образы Господа и Матери Божией, прекрасные иконы в технике лаковой миниатюры.
Все иконы могут различаться размером.
Для именных икон канонического стиля преимущественно размер доски составляет 10*15 см, 15*20 см. или чуть больше, например – 26*32 см., 30*40см., 40*30 см.
В академическом стиле также используют разноразмерные доски и стандартный размер иконы обычно — 17 на 21 см., 21*25 см. или 26*32 см.
Когда отдельно пишут в московском каноне образы Спаса нашего Иисуса Христа или Его Пречистой Матери, то в работе также используют как маленького размера доски – размер иконы бывает от 10*15 см.; 20*24 см, так и большие, тогда размер иконы следующий: 26 см. на 32 см., 35*40 см., 40*50 см., 60*75 см.
В каноническом стиле «Мстера» стандартный размер иконы небольшой – 10*15 см., 15*20см., 20*24 или 26*32 см.
А, например, в Палехской иконописной школе размер иконы обычно бывает такой : 26*32 см и 35 на 40 см.
Отдельно нужно сказать об иконописных «миниатюрах» — это небольшие иконы, написанные в старинной технике лаковой миниатюры.
Стандартный размер такой иконки может быть 8 см*10 см, 10 на 12 см, или чуть больше – 12*15см, 14*17 см. Как принято, иконы в технике лаковой миниатюры располагаются на специальной подставочке, на которой могут быть написаны слова молитвы или дарственная надпись.
Поделиться ссылкой:
Источник
Какой размер должен быть у иконы? Что такое аналойные иконы?
мне часто задают вопрос, от чего зависит размер иконы, что такое аналойные иконы, и так далее?
Размер иконы зависит от того, домашний это образ или храмовый.
Домашние иконы всегда небольшие: от пяти-десяти сантиметров («листовушка») до полуметра («десятерик»). Исключение могут состовлять лишь индивидуальные предпочтения домочадцев. Одним из самых популярных типов является «пядница», икона размером в ладонь (пядь). Такие иконы раньше привозили как благословение из паломничеств. Венчальные иконы Спасителя и Божией Матери всегда чуть крупнее. Еще крупнее — мерные иконы, на которых изображается святой покровитель новорожденного младенца. Мерные иконы писались на досках в рост младенца.
Размеры храмовых икон всегда разнообразнее домашних. Например, иконы праздника, предназначенные для положения на аналой (аналойные), как правило, не более: 40 на 50 сантиметров. Особо почитаемые в приходе иконы помещают в киот — застекленный и украшенный ящик. Такие иконы называют киотными. Размер их зависит от происхождения. В киоте может оказаться и походная икона, и домашняя, и икона из любого места в храме, в том числе из иконостаса.
Размер иконостасных икон зависит от величины церкви. В праздничном ряду иконостаса, деисусном, праотеческом, пророческом рядах, как правило, размещены ростовые иконы, где размер изображенных фигур не меньше метра — ведь человек, стоящий перед алтарем, должен иметь возможность с земли рассмотреть изображение. Традиционно русские иконостасы очень большие, поэтому и иконы в них могут достигать двух с половиной метров в высоту.
Источник
От чего зависит размер иконы?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»
Размер иконы зависит от того, домашний это образ или храмовый.
Домашние иконы всегда небольшие: от пяти-десяти сантиметров («листовушка») до полуметра («десятерик»). Одним из самых популярных типов является «пядница», икона размером в ладонь (пядь). Такие иконы раньше привозили как благословение из паломничеств. Венчальные иконы Спасителя и Божией Матери всегда чуть крупнее. Еще крупнее — мерные иконы, на которых изображается святой покровитель новорожденного младенца. Мерные иконы писались на досках в рост младенца (но не более 50 сантиметров). Историки утверждают, что мерные иконы — довольно поздняя традиция, появившаяся не ранее XVI века и бытовавшая исключительно в царской семье. Даже укоренившись, традиция эта касалась узкого круга состоятельных людей. Ни один простолюдин не мог позволить себе мерную икону. Возможно поэтому до наших дней дошло не так много образцов мерных икон.
Размеры храмовых икон всегда разнообразнее домашних. Например, иконы праздника, предназначенные для положения на аналой (аналойные), как правило, не больше книги: 30 на 40 сантиметров. Особо почитаемые в приходе иконы помещают в киот — застекленный и украшенный ящик. Такие иконы называют киотными. Размер их зависит от происхождения. В киоте может оказаться и походная икона, и домашняя, и икона из любого места в храме, в том числе из иконостаса.
Размер иконостасных икон зависит от величины церкви. В праздничном ряду иконостаса, деисусном, праотеческом, пророческом рядах, как правило, размещены ростовые иконы, где размер изображенных фигур не меньше метра — ведь человек, стоящий перед алтарем, должен иметь возможность с земли рассмотреть изображение. Традиционно русские иконостасы очень большие, поэтому и иконы в них могут достигать двух с половиной метров в высоту.
Источник
АНАЛОЙНАЯ ИКОНА
особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой. Входящие в храм совершают поклонение (греч. προσκύνησις) и целование А. и., представляющей праздник по церковному календарю или образ святого (святых), чья память приходится на этот день, иногда — святого покровителя храма или местночтимый образ Божией Матери. Догматическим основанием почитания икон и подобающего им поклонения послужили постановления Всел. VII Собора (787). Сама традиция, возможно, восходит к церемонии торжественного восстановления икон и их почитания (см. Православия неделя), состоявшейся 11 марта 843 г. в соборе Св. Софии К-польской, когда в связи с окончательной победой над иконоборцами в центре главного храма Византийской империи были выставлены для поклонения иконы.
Необходимость иметь в храме А. и. для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего это минейные иконы, соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые — на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в т. ч. с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трех отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, к-рые совершаются в храме (см. Действа литургические). Литургические серии А. и. известны с XI-XII вв. Это сохранившиеся до наст. времени двусторонние полиптихи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае. К ним можно также отнести небольшие мозаичные диптихи палеологовской эпохи с изображением двунадесятых праздников из музея Опера дель Дуомо во Флоренции, створки живописного диптиха из Эрмитажа и ГТГ, диптихи, иллюстрирующие ирмос канона Великой субботы « » и др. Наиболее полными рус. сериями являются т. н. иконы-таблетки 1-й трети (или 2-й четв.) XV в. из Троице-Сергиевой лавры (СПМЗ. № 2765, 2766, 2769) и рубежа XV-XVI вв. из собора Св. Софии в Новгороде, столь же многочисленна серия из собора Рождества Богоматери в Суздале (СИХМ). Возможно, что упоминание 1-го из этих комплектов («полотенец», как их называют в церковных описях и вкладных книгах), относящееся к кон. XV в., зафиксировано в описи ризницы Троице-Сергиева мон-ря 1575 г.: «Дал вкладу старец Вельямин Плещеев двенадцать праздников в киоте на полотенце, киот обложен серебром» (Николаева. № 151). По описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г., «30 празников на пятинатцати полотенцех, что на налое кладуть, да 2 киота обложены серебром, а в них кладуть праздникы на налое» находились в алтаре соборной церкви (Георгиевский. С. 6). Опись икон Успенского собора Московского Кремля 1621 г. содержит запись о киоте, стоявшем на аналое, в к-ром помещалось 16 «полотенец празников» и 12 «полотенец минеи» (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. стб. 398). Большое число А. и. занесено в монастырские переписные книги и описи церквей XVI-XVII вв. Наиболее полное описание практики использования икон-таблеток на протяжении всего литургического года содержит новгородский Чиновник Софийского собора (окончательная редакция 1626-1634).
Иконография А. и., как показывают самые ранние их серии, восходит к иллюстрациям литургических книг, возлагавшихся при чтении на аналой: Евангелия, Апостола, служебных Миней, Цветной и Постной Триодей, корпус к-рых в основном сформировался к XI в. К этому времени следует отнести и появление типа и особенностей А. и. Не только иконография, но и книжный формат, миниатюрный стиль письма, двусторонняя композиция повторяют приемы книжной иллюстрации. Не случайно сложенные в ковчег иконы-таблетки, по словам архидиак. Павла Алеппского, казались «подобием книги» (Путешествие Патриарха Макария в Россию. С. 130).
Кроме моментов, когда А. и. использовались за богослужением, они хранились в ковчежцах на полках аналоев, покрытых пеленой, или в алтаре или ризнице храма в коробах, ларцах или киотах.
А. и. служили также образцами для иконописцев, о чем свидетельствуют не только иконографические параллели с монументальными образами иконостасов и фресок, но и сведения из монастырских описей и др. документов, упоминающих о наличии двусторонних иконных образцов в составе имущества иконописцев.
Лит.: Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 3. С. 130; Голубцов. Чиновник; Анисимов А. И. Каталог выставки XV всероссийского археологического съезда в Новгороде. Отд. II (церковный). Новгород, 1911. С. 14; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 6; Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1956-1958. 2 vol.; Weitzmann K. The Studies in Classical and Byzantine manuscript illumination. Chicago; L., 1971. P. 296-300; Лазарев B. H. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. С. 50; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. № 151; Вздорнов Г. И. Заметки о Софийских святцах // Bsl. 1979. T. 50. N 2; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 301-320; НКС. Т. 4. С. 75; Weitzmann K. Icons programs at Sinai // DXAE. T. 12. 1984. Athens, 1986. S . 108-109; Belting H. Bild und Kult: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Münch., 1990. S. 122, Note 1; Galavaris G. Early Icons (from the 6th to the 11th Century) // Sinai: Treasures of the Monastery of S. Catherine. Athens, 1990. P. 99; Новосельская Е. Г. Древнерусские иконы-таблетки из ризницы Троице-Сергиевой лавры // Древнерус. и народное искусство: Сообщ. Загорского музея. М., 1990. С. 39-49; Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Centuries // Ibid. Р. 104; Евсеева Л. М. К вопросу о типологии двусторонних икон-таблеток конца XV века из новгородского Софийского собора // 125 лет Новгородскому музею: Мат-лы науч. конф. Новгород, 1991. С. 86-93; она же. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе // Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 65-80; она же. Афонская книга. С. 125-131; Воронцова Л. М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Серг. П., 1996. С. 8-10. № 1; Evseeva L. M. Dubbelzijdige lezenaarikonen // Uit het hart van Rusland: Ikonen en miniaturen. Utrecht; Zwolle, 1999. S. 21-30, 48-73. Kat. N 1-12.
Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .
Источник
Аналойный размер иконы что это значит
2. Аналойные иконы.
Литургическое почитание Праздников и Святых всегда было связано с поклонением их честным иконам. В Церковном пространстве соединяются две реальности: исторические события земной жизни Христа и их литургическое «воспроизведение» или воспоминание, в этом смысле литургическое священнодействие и литургические изображения (иконы, фрески, мозаики и т.д.) выполняют одну задачу. Литургия также как и все Богослужение в целом имеет твердо установленные чинопоследования (регламентация молитв и священнодействий), кроме того, все священнодействия глубоко символичны, а истолкование их смысла можно найти в Священном Писании. В Православном Богослужении оживает все то, что было сотворено Иисусом Христом во время Его земной жизни, поэтому и Литургия становится воспоминанием Тайной Вечери и завершается реальным приобщением Святых Христовых Таин. Символичность Литургических действий определяет аналогичную форму и для Священных изображений.
Согласно Церковному Календарю (Месяцеслову) повторение литургических празднований и дней памяти святых совершается по годичному кругу Богослужений. Церковный год являет собой удивительное внутреннее единство праздников, в нем каждый день наполнен своим внутренним непреходящим значением, но приобщаемся мы к священному событию, происшедшему в прошлом, не только благодаря церковной молитве, еще совершается вынос соответствующей праздничной иконы , которую полагают на аналой*, затем совершается ее почитание. Аналойные иконы – это иконы Праздника (отдельного священного события) или Святого, также это может быть минейная икона**, иногда это может быть икона, соответствующая посвящению данного придела. Если же литургическое почитание соединяется с почитанием отдельного Чудотворного образа (как правило, Богородичного), то такая икона или ее список также выставляется на аналой. Если это — храмовая икона (наиболее почитаемая икона, находящаяся, как правило, в местном ряду иконостаса) ей совершается особо торжественное богослужебное чествование.
Распределение в отдельных частях храма канонических изображений должно соответствовать Священному Преданию, Православному учению об образе. Система Храмовых росписей, иконостас, поклонные и аналойные иконы — в идеале все церковное пространство, как носитель священных образов, призвано стать единой Богословской системой, так как это было заповедано Святыми отцами с древности.
[Сноска1: *Аналой или аналогий (др.-греч.: ναλογέιον, ναλόγιον — подставка для книг) — высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, употребляемый при Богослужении. Иногда аналои бывают складными.
Сноска 2: ** Минейная икона – это когда на одной иконной доске располагались изображения святых согласно дням их Литургической памяти (в порядке церковного календаря). При этом икона условно разделялась на несколько горизонтальных рядов. Чаще всего это были месячные иконы, но могли писаться иконы, включающие один месяц, три месяца и даже полгода.]
Новости
Мозаичные иконы
Иконописная мастерская выполняет иконы в технике мозаики. В христианской Византии такие иконы были широко распространены. Используются такие материалы как смальта и др. Мозаичные иконы могут быть выполнены и небольшого размера, в чем будет проявляться их особенная красота и уникальность.
Источник