- Аналитический счет
- Нормативное регулирование
- План счетов аналитического учёта
- Когда необходимо открывать аналитические счета
- Назначение и преимущества аналитических счетов
- Функции аналитических счетов
- Система аналитических счетов
- Виды аналитических счетов бухгалтерского учета
- Оборотная ведомость по аналитическим счетам. Принцип формирования
- Порядок и сроки формирования ведомостей
- Контроль за правильностью ведения синтетического и аналитического учета
- Взаимная связь между синтетическим и аналитическим учетом
- Отображение синтетического и аналитического учета в отчетности организации
- Итоги
- Зрелость аналитических данных
- Что такое отчет и что такое анализ
- Уровни аналитических данных (Зрелость аналитических данных)
- Стандартные отчеты
- Ad hoc отчеты
- Детализация по запросу (или интерактивная аналитическая обработка, OLAP)
- Оповещения
- Статистический анализ
- Прогнозирование
- Прогнозное моделирование
- Оптимизация
Аналитический счет
Аналитические счета — это счета бухгалтерского учета, которые предназначены для детализации и конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, отражаемой на синтетических счетах.
Аналитические счета также предназначены для аналитической оценки хозяйственно-экономической деятельности организации.
А учет по аналитическим счетам называется аналитическим учетом.
Отметим, что аналитические счета – это счета третьего, четвертого … порядка, которые детализировано характеризируют стоимостные, количественные показатели бухгалтерского учета.
То есть операции в аналитическом учете осуществляется в денежном и количественном выражении.
На основании определения синтетического и аналитического учета можно утверждать, что аналитический учет детализирует синтетический учет.
Нормативное регулирование
Информация о том, какие аналитические показатели должны иметь синтетические счета указано в Плане счетов и инструкции по его применению (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).
План счетов аналитического учёта
Современный план счетов представляет собой многоуровневую иерархию, которая строится на увязке счетов и субсчетов.
В зависимости от специфики деятельности предприятия разработанный для ведения бухучета план счетов может включать определенное количество уровней, а также необходимое число субсчетов, открытых к каждому счету.
В современных бухгалтерских программах количество доступных к созданию субсчетов и уровней вложенности не ограничивается.
Когда необходимо открывать аналитические счета
Открытие аналитических счетов необходимо в тех случаях, когда требуется детализация ведения учёта в разрезе, например, видов топлива, сотрудников, товарно-материальных ценностей и других направлений ведения учёта.
Главное условие при работе с аналитическими счетами — должно соблюдаться соответствие оборотов и остатков.
Назначение и преимущества аналитических счетов
Аналитический счет используется для подробной детализации хозяйственных средств и других активов, которые используются на предприятии. Аналитические счета открываются исключительно в качестве дополнения к синтетическим счетам. Современные бухгалтеры ведут аналитический учет в разрезе регистров второго, третьего, четвертого и пятого порядка.
Работа с аналитическими счетами обладает определенными преимуществами:
Значительно упрощает ведение бухгалтерского учета.
Позволяет внедрить хорошо структурированную иерархию счетов в зависимости от их назначения, целей и признаков.
Позволяет создать эффективную систему бухгалтерского учета.
Функции аналитических счетов
Аналитические счета используются для детализации информации.
В зависимости от специализации предприятия учет может вестись в разрезе трудовых и денежных измерителей, натуральных показателей, отдельных операций, обязательств или видов имущества.
Примером синтетического счета, по которому ведется большое количество аналитических счетов— счёт 10 «Запасы» и 41 «Товары».
Также распространённым примером считается счёт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета он разбивается на следующие субсчета:
41.01— товары на складах организации;
41.02 — товары в розничной торговле;
41.03 — тара под товаром и порожняя;
41.04 — покупные изделия.
Далее внутри каждого субсчета происходит детализация по аналитическим счетам, например:
41.04 «Покупные изделия» — субсчет бухгалтерского учета;
Ткань х/б, ситец, фланель — аналитический счет.
Таким образом, аналитическим счетом в этом случае будет характеристика и обозначение вида имущества.
Далее может углубляться его характеристика по другим параметрам например по цвету или по ширине полотна.
Система аналитических счетов
Система ведения аналитического учёта предполагает детализированный учет по движению активов (оприходование и выбытие активов) в денежном эквиваленте и в натуральном выражении.
При этом в программу заносится максимально возможный объем информации, чтобы можно было проводить анализ хозяйственной деятельности фирмы и осуществлять контроль за правильностью ведения аналитического учета.
Аналитический счет несмотря на детализирующую функцию, позволяет группировать и обобщать данные, которые отражены на синтетических счетах.
Отметим, что открытие аналитического счета возможно и целесообразно только к сложному счету синтетического учета.
Виды аналитических счетов бухгалтерского учета
Аналитические счета, которые используются в бухгалтерском учете, можно разделить на два вида:
1. Количественно-суммовые аналитические счета. При использовании этих счетов бухгалтерия кроме денежного эквивалента ведёт количественный учет, к примеру, обозначает количество ТМЦ, оприходованных на склад.
2. Аналитические счета. На суммовых аналитических счетах используется учет исключительно в денежном эквиваленте.
Отметим, что количественный, а также ведущийся параллельно с ним аналитический учет должны быть организованы таким образом, чтобы показатели по ним совпадали в итоговом значении и позволяли осуществлять взаимный контроль.
Оборотная ведомость по аналитическим счетам. Принцип формирования
Принцип формирования оборотной ведомости по аналитическим счетам такой же, как и при формировании сводного документа по одному или нескольким счетам синтетического типа.
В оборотную ведомость вносятся остатки и обороты по счетам за выбранный отчетный период.
В зависимости от ставящихся задач бухгалтерия может сформировать ведомость в разрезе аналитического или синтетического счета.
Исходные данные для заполнения оборотных ведомостей берутся с бухгалтерских счетов, по которым в отчётном периоде зафиксировано какое-то движение активов или пассивов.
В итоге, созданный документ состоит из трех пар граф, в которых содержится вся необходимая информация, а именно:
Начальное и конечное сальдо по каждому выбранному счету.
Обороты за выставленный отчетный период.
Каждая графа содержит две колонки, которые называются дебет и кредит.
Таким образом, в сформированной оборотной ведомости содержатся итоговые остатки по кредиту или дебету (сальдо), обороты по кредиту и дебету, а также наименование счёта.
При этом при правильном ведении учета обеспечивается равенство итоговых сумм в колонках каждой пары.
Порядок и сроки формирования ведомостей
Порядок и сроки формирования ведомостей регламентируются установленным документооборотом организации и законодательными актами.
Чаще всего для составления аналитических отчетов используется период — календарный месяц.
Оборотные ведомости по аналитическому учету могут иметь различную форму.
К ним, например, относятся отчеты кладовщиков — материально ответственных лиц, товарные отчеты, и т.д.
Контроль за правильностью ведения синтетического и аналитического учета
Основополагающим учетным регистром контроля правильности отображения записей по бухгалтерским счетам является оборотная сальдовая ведомость.
Данный документ представляет собой группировку данных по счетам бухгалтерского учета, включая субсчета, с указанием их наименования, итоговых остатков на начало периода, оборотов за период (по активу и пассиву счетов), итоговой суммы на заданную дату.
При этом оборотная сальдовая ведомость может составляться за любой временной промежуток: как за день, так и за месяц, квартал, полный и неполный год.
Для формирования бухгалтерского баланса берутся данные оборотной ведомости за отчетный период.
Отметим, что оборотная сальдовая ведомость должна удовлетворять главному принципу — равенства.
То есть итоговые сальдо по дебету и кредиту бухгалтерского счета должны быть равны между собой.
Взаимная связь между синтетическим и аналитическим учетом
Факты, свидетельствующие о взаимосвязи аналитического учета и синтетического учета:
Основой для записей обоих видах учета является один и тот же документ.
Аналитика является дополнительной детализированной характеристикой к синтетическому учету.
Итоговая сумма оборотов по аналитическим счетам равна итоговому обороту по синтетическому счету, объединяющему детализированную аналитику.
Отображение синтетического и аналитического учета в отчетности организации
Ведение бухгалтерского учета с помощью использования двойной записи на счетах бухгалтерского учета по утвержденному организацией рабочему плану счетов является обязанностью предприятия.
При этом, обороты и итоги синтетического учета отражаются в Главной книге.
А Главная книга является основным документом для составления бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса.
Ведение аналитического учета находит свое отображение в разнообразных учетных регистрах: карточках о движении имущества, накопительных ведомостях и прочей отчетной документации.
Итоги
В заключение можно сделать следующие выводы. Аналитический учет является детализацией для синтетического учета. Данные аналитического и синтетического учета используются для составления бухгалтерской отчетности. На основании информации, отраженной на бухгалтерских счетах, осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источник
Зрелость аналитических данных
Что такое отчет и что такое анализ
Отчетность – процесс организации данных в информационные сводки для отслеживания того, как функционируют разные сферы бизнеса.
Анализ – преобразование данных в выводы, на основе которых будут приниматься решения и осуществляться действия с помощью людей, процессов и технологий.
Отчет показывает, что произошло: в четверг в 10:03 на сайте наблюдалось максимальное число посетителей – 63 000 человек. Он дает конкретные цифры.
Анализ показывает, почему это произошло: в 10:01 о компании упомянули в ТВ шоу 60 Minutes, – и рекомендует, что компании следует делать, чтобы оставаться примерно на этом же уровне.
Отчеты ретроспективны, анализ дает рекомендации.
В следующей таблице суммированы отличия между этими понятиями. Теперь должно быть очевидно, почему анализ и управление на основе данных – настолько важный компонент ведения бизнеса. Это факторы, способные дать компании новые направления развития или вывести ее на новый уровень эффективности.
Гипотетические основные вопросы, на которые отвечает аналитика, по Дэвенпорту. Пункт D представляет собой ценную аналитику, пункты E и F обеспечивают управление на основе данных, если эта информация стимулирует конкретные действия (подробнее об этом ниже).
В нижнем ряду таблицы отражены действия, приводящие к выводам. Составление отчетов (А) и оповещение (В) – не управление на основе данных: они отмечают, что уже произошло или что необычное или нежелательное происходит сейчас, но при этом не дают объяснений, почему это произошло или происходит, и не дают рекомендаций по улучшению ситуации. Предвестником управления на основе данных служит дальнейшее изучение причинно следственных связей с помощью моделей или экспериментов (D). Только понимая причины произошедшего, можно сформулировать план действий или рекомендации (Е). Пункты E и F обеспечивают управление на основе данных, но только если полученная информация стимулирует конкретные действия.
Пункт С представляет собой опасную зону, поскольку слишком велик соблазн распространить существующий тренд на будущее: в Excel выберите «Диаграмма» (Chart), нажмите «Добавить линию тренда» (Add trendline) – и вот вы уже экстраполировали текущие данные на другие ячейки и делаете необоснованные прогнозы. Даже при обдуманном выборе функциональной формы модели может быть множество причин, почему этот прогноз ошибочен. Для уверенности в прогнозах следует использовать модель учета причинно следственных связей.
Уровни аналитических данных (Зрелость аналитических данных)
В 2009 году Джим Дэвис, старший вице президент и директор по маркетингу SAS Institute, выделил восемь уровней аналитических данных.
Стандартные отчеты
Что произошло? Когда произошло? Например, ежемесячные финансовые отчеты.
Ad hoc отчеты
Как много? Как часто? Например, специальные отчеты.
Детализация по запросу (или интерактивная аналитическая обработка, OLAP)
В чем конкретно проблема? Как найти ответы? Например, исследование данных о типах сотовых телефонов и поведении их пользователей.
Оповещения
Когда нужно действовать? Какие действия нужно предпринять немедленно? Например, загрузка ЦП, о которой говорилось ранее.
Статистический анализ
Почему это происходит? Какие возможности я упускаю? Например, почему все больше клиентов банков перекредитовываются для выплаты ипотеки.
Прогнозирование
Что, если этот тренд продолжится? Какой объем потребуется? Когда он потребуется? Например, компании, работающие в розничной торговле, могут прогнозировать спрос на продукты в зависимости от магазина.
Прогнозное моделирование
Что произойдет дальше? Как это повлияет на бизнес? Например, казино прогнозируют, кто из VIP посетителей будет больше заинтересован в конкретных пакетных предложениях по отдыху.
Оптимизация
Как улучшить наши процессы? Какое решение сложной проблемы будет самым эффективным? Например, каков лучший способ оптимизировать ИТ инфраструктуру с учетом многочисленных конфликтующих ограничений с точки зрения бизнеса и ресурсов?
Представленные идеи формируют график из книги Дэвенпорта и Харриса Competing on Analytics (2006).
Эти идеи, особенно с большой восходящей стрелой, можно интерпретировать эти уровни как последовательность, своего рода иерархию, где подняться на следующий уровень можно только при условии прохождения предыдущего.
Эту псевдопрогрессию часто называют зрелостью аналитических данных. Если забьете в поисковую строку Google ключевые слова «analytics maturity», то поймете, что я имею в виду. Многочисленные специалисты представляют этот график как набор последовательных шагов для достижения цели, где односторонние стрелки указывают переход на новый уровень.
Аналитическая работа отличается от этого представления: в одно и то же время разные подразделения компании могут проводить анализ разной степени сложности.
Рон Шевлин рационально отмечает:
С точки зрения возможностей нет причин, почему компания не может прогнозировать, например, объем продаж («уровень» 6), не зная, в чем конкретно «проблема» с продажами («уровень» 3)… Но как я, будучи руководителем, должен отвечать на вопрос «Какие действия нужно предпринять немедленно?» без понимания «Что будет, если этот тренд продолжится?» и «Что произойдет дальше?» («уровни» 6 и 7)?
Мне кажется, верный способ интерпретации – подумать о том, что максимальный уровень развития аналитики в компании положительно коррелирует с уровнем инвестиций в аналитику, использованием данных и прочими составляющими аналитической конкурентоспособности, о которой говорят Дэвенпорт и Харрис. Например, если аналитическая команда состоит из кандидатов и докторов наук, перед которыми поставлена задача оптимизировать глобальную цепочку сбыта, очевидно, что компания серьезно инвестирует в направление работы с данными. Если в компании принято работать только с оповещениями и специальными отчетами, значит, она в меньшей степени инвестирует в аналитическое направление и для нее в меньшей степени характерно управление на основе данных.
Можно предположить, что более сложная аналитика по умолчанию лучше и что она способна сделать компанию более конкурентоспособной. Так ли это на самом деле? В интереснейшем исследовании , проведенном MIT Sloan Management Review совместно с IBM Institute for Business Value, были опрошены 3 тыс. руководителей и специалистов по работе с данными в 30 отраслях: как они используют аналитическую работу и что думают о ее ценности?
Один из вопросов касался конкурентного положения компании на рынке, и для него были предложены четыре ответа:
- значительно лучше, чем у других компаний отрасли;
- несколько лучше, чем у других компаний отрасли;
- наравне с другими компаниями;
- несколько или значительно хуже, чем у других компаний отрасли.
Компании, выбравшие первый и четвертый варианты ответов, считались лидерами и аутсайдерами отрасли соответственно. Что интересно, от аутсайдеров компании лидеры отличались следующим:
- в пять раз чаще использовали аналитику;
- в три раза чаще использовали продвинутую аналитику;
- в два раза чаще использовали аналитику для управления своей операционной деятельностью;
- в два раза чаще использовали аналитику для составления стратегий будущего развития.
Несомненно, есть факторы, осложняющие эту методологию. Во первых, так называемая ошибка выжившего. Во вторых, корреляция между успешностью компании и ее размером (насколько известно, выручка компаний, участвовавших в опросе, была в диапазоне от менее 500 млн до более чем 10 млрд долл.). Возможно, только у более крупных и более успешных организаций имелось достаточно ресурсов на создание и обеспечение функций аналитических отделов, способных на разработку моделей для имитационного моделирования цепочки поставок. Тем не менее все пришли к единому мнению, что более качественная и глубокая аналитика повышает ценность бизнеса.
Авторы исследования выделили три уровня аналитических возможностей: желательный, опытный, преобразованный. Их краткие характеристики приведены в таблице.
Таблица «Уровни аналитических возможностей: желательный, опытный, преобразованный»
От организаций, находящихся на желательном уровне, организации, находящиеся на преобразованном уровне, отличаются тем, что в них:
- в четыре раза выше вероятность качественного отбора информации;
- в девять раз выше вероятность качественной обработки информации;
- в восемь раз выше вероятность качественного анализа;в десять раз выше вероятность качественного распространения информации;
- на 63 % чаще используют централизованные аналитические отделы в качестве основного источника аналитических данных.
Конечно, в этом случае также наблюдается сложное взаимодействие между причинами и следствием, но взаимосвязь между конкурентным положением компании на рынке относительно других игроков и уровнем аналитической работы, проводящейся в ней, очевидна.
Так что же тогда мешает компаниям активно применять аналитические инструменты? Два из трех наиболее распространенных ответов на этот вопрос – недостаток понимания, как использовать аналитические данные, и недостаток навыков аналитической работы внутри компании.
В этих ответах перечислены причины, с которыми может справиться любой специалист аналитик. Например, аналитики могут помочь сотрудникам «прокачать» необходимые навыки, и они сами могут более активно доносить ценность аналитической работы до руководителей. Они могут проводить больше исследований и приводить практические примеры, как другим компаниям удалось справиться с похожими трудностями в бизнесе при помощи аналитики. Руководители специалистов по сбору и обработке данных могут выделить ресурсы на улучшение качества данных, чтобы они ни у кого не вызывали сомнения.
Руководители высшего звена могут стимулировать увеличение обмена данными внутри компании, а также отдельно назначить человека, отвечающего за это направление, например CAO или CDO. В этом процессе каждый играет свою роль.
Источник