- Амитабха
- Содержание
- Учение
- Будда Амитабха в религиозном искусстве
- Мантры
- Значение слова амитабха
- амитабха в словаре кроссвордиста
- Энциклопедический словарь, 1998 г.
- Википедия
- Примеры употребления слова амитабха в литературе.
- Будда Амитабха — что это за божество и какой силой оно обладает?
- Личность Амитабхи
- История учения
- Медитация
- Отображение в искусстве
- Заключение
- Амитабха
- Достижение состояния будды
- Ссылки в сутрах
- Буддизм ваджраяны
- Мантры
Амитабха
Будда Амита́бха (санскр. अमिताभा , Amitābha IAST , «безграничный свет») — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма. В китайской традиции он известен под именем Эмито Фо (кит. 阿彌陀佛 ), в японской — Амида Нё: рай (яп. 阿弥陀如来 ).
Амитабха является, вероятно, самым известным и популярным из Пяти Будд Мудрости.
Амитабха — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам.
Содержание
Учение
Предания гласят, что Амитабха был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом, взяв себе имя Дхармакара (санскр. धर्मकार , Dharmakāra IAST , «свершающий Дхарму»; яп. 法藏菩薩 , хо: дзо: босацу). Он решил стать Буддой, и обрести во владение Чистую страну или Землю бесконечной радости, в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни. В виду этого Амитабха дал свои Сорок восемь обетов, в восемнадцатом и девятнадцатом из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем Западном раю, «Земле высшего блаженства» (Сукхавати, санскр. सुखवती , Sukhāvatī IAST , «земля счастья», яп. Дзёдо или яп. 極楽 , гокураку). Обеты Амитабхи и основные принципы доктрины амидаизма изложены в Амитабха-сутре и в Сутре бесконечной жизни.
Будда Амитабха в религиозном искусстве
Иконография Амитабхи почти не различается с иконографией Будды Шакьямуни, так как оба они изображаются с одинаковыми атрибутами «достигшего Пробуждения» и не имеют каких-либо отличительных черт. Однако, Амитабха традиционно изображается с дхьяни-мудрой (мудрой медитации, как на статуе Большого Будды в Камакура) или с витарка-мудрой, и только Шакьямуни присуща бхумиспарша-мудра.
Также в иконографии Амитабхе обычно сопутствуют его помощники — Авалокитешвара (справа) и Махастхамапрапта (слева).
Изображают Амитабху обычно в красной гамме цветов — в тибетском буддизме красный цвет олицетворяет любовь, сострадание и эмоциональную энергию. Из сторон света Амитабхе «принадлежит» запад, в связи с чем он символизирует закатное солнце. Он олицетворяет высшую мощь природы, излитую на землю, доступную всем разумным существам. Уникальным атрибутом и символом Амитабхи является лотос, олицетворяющий чистоту, открытость и мягкость.
Мантры
Тибетская мантра, молитвенное воззвание к Амитабхе звучит как «Ом ами дэва хри». Различные мантры поминовения Амитабхи часто используются в амидаистских школах, особенно знаменитая «Внимание Свету» (кит. нянь-фо) Приверженцы китайских и тайваньских амидаистских школ, как члены сангхи, так и миряне, зачастую приветствуют друг друга именем Будды Амитабхи.
В Японии и Корее традиционно, при молитве об усопших или поминовении, упоминается имя Амитабхи. В тибетском буддизме также существуют практики, направленные на перенесение сознания умершего в рай Амитабхи — Сукхавати.
Во Вьетнаме распространена вьетнамская версия мантры «Внимание Свету» — «Наммоазидафат» (Nam Mô A Di Ðà Phât), чтение которой состоит в повторении имени Будды Амитабхи [1] .
Источник
Значение слова амитабха
амитабха в словаре кроссвордиста
амитабха
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АМИТАБХА (санскр. неизмеримый свет) будда, управляющий райскими землями Сукхавати; под именем Амида особенно почитался в Японии.
Википедия
Амита́бха или Амита́ Будда — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли . Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма.
В китайской традиции Амита Будда известен под именем Эмито Фо , в японской — Амида Нёрай , во вьетнамской — А Зи Да Фат или А-зи-да Фат .
Амитабха является, вероятно, самым известным и популярным из Пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны , происходящих от первоначального Ади-будды , эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам .
Примеры употребления слова амитабха в литературе.
Будда Амитабха с супругой и спутниками явятся из западного Блаженного Царства Лотосов и Будда Амогхасиддхи с супругой и спутниками явятся из северного Царства Завершенных Деяний, из пространства радужного света.
На четвертый день воссияет красный свет, очищенная стихия огня, и в тот же миг явится перед тобой Благословенный Амитабха из красного западного Царства Блаженства.
Этот твой ум — яркость и пустота, неотделимые от Великого Тела Сияния — не рождается и не умирает, ибо он есть Амитабха, Будда Бессмертного Света.
Согласно учению буддийской секты Сингон, в Западном рае царил бодхисаттва Амитабха, чтимое буддийское божество.
Но Фа-бао-дань-чин, собрание его проповедей, содержит цитаты из таких сутр, как Нурвина, Ваджракчедика, Ланкаватара, Саддхарма-пундарика, Вималакирти, Амитабха и Бодхисаттва-шила.
Речь идет об особом направлении буддизма, по которому один из будд, Амитабха, выступает в роли вселенского спасителя.
Благословенный Амитабха, позади меня — его супруга, Пандаравасини, помогите мне пройти опасною тропою бардо, дабы я стал совершенным, как Будда.
Он узрел облако, на котором парил Амитабха, из чьих уст вылетали лотосы и сыпались благодатным дождем.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: amitabha
Задом наперед читается как: ахбатима
Амитабха состоит из 8 букв
Источник
Будда Амитабха — что это за божество и какой силой оно обладает?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы познакомимся с одним из пяти дхьяни-будд, имя которого – Будда Амитабха. Статья ниже ответит на вопросы, кто он такой, какой обладает силой, где его особенно почитают, в чем состоит его учение и как происходит медитация на этого будду.
Также вы узнаете, как его изображают в искусстве и куда стоит съездить, чтобы увидеть Будду Амитабху воочию.
Личность Амитабхи
Как мы уже сказали, Амитабха относится к числу дхьяни-будд – будд мудрости, которые восходят к самому Ади-будде – первоначальному будде. Каждый из дхяни-будд имеет свои особенности и соответствует определенной стороне света.
Амитабха, пожалуй, самый известный и почитаемый из них. Он возглавляет лотосное семейство будд и символизирует западное направление. Его также называют «Амита Будда» или «Амитаба», что в переводе с санскрита означает «свет без границ».
Существует отдельное направление махаяны – амидаизм, или по-другому – буддизм Чистой земли. В этой школе Амитабха занимает центральное положение.
Амитабху особенно почитают на Дальнем Востоке: на китайских (в том числе тибетских), японских, корейских территориях, а также во Вьетнаме. В каждой из стран он именуется по-своему:
- по-японски – Амита Будда;
- по-китайски – Улян-Гуан-Фо;
- по-корейски – Амитха Буль;
- по-вьетнамски – А-Зи-Да-Фат.
В каждой культуре он имеет огромную силу: объясняет закон жизни в западном буддийском раю – так называют Чистую страну – Сукхавати. Здесь царит вечная, величайшая радость.
Будда Амитабха помогает всем, кто воззвал и обратил свои молитвы к нему. При этом не имеет значения, кто этот человек по происхождению, полу, какими отличается добродетельными качествами, поступками.
В амидаизме известен «Догмат о милости Амитабхи», однако у разных представителей школы он вызывает споры.
Считается, что мудрость Амитабхи дарит силу познания йогина, безошибочную и не знающую сомнений. Она помогает познать как вещи по отдельности, так совокупность всех вещей вместе. Эта мудрость помогает познать также себя изнутри.
История учения
Согласно истории, множество эпох назад Амитабха изначально был правителем, но затем он познал философию буддизма и решил отойти от власти, став монахом. Он преуспел в буддийском знании, и ему удалось стать бодхисаттвой. Бывшему царю было дано имя Дхармакара, что значит «постигающий дхарму».
Дхармакара решил достичь состояния будды и создать особенный мир, где могли перерождаться все, кто верил в него. Такой страной стала Сукхавати, и он начал там править. Все существа, которые обращались к нему, могли переродиться на Чистой земле в следующей жизни.
После этого Амитабха дал 48 обетов. В 18-м и 19-м обетах он дал слово не постигать нирвану, пока все сущее не обретет гармонию в Сукхавати благодаря нему.
Данные 48 обетов и основы учения сегодня содержатся в нескольких священных писаниях: «Амитабха сутра», «Сукхавати вьюха» и «Сутра бесконечной жизни»,
Медитация
Медитативная практика на Будду Амитабху в первую очередь предполагает, что нужно думать о нем, направлять собственное сознание на единение с буддой. При такой сознательной медитации также произносится его имя, пока ум молящегося не соединится с умом Амитабхи.
Кроме того, каждый, кто взывает к Амитабхе, должен изучать его сутры, обеты и жить правильно, как положено настоящему буддисту, действуя только из благих намерений. Тогда поступки помогут попасть в будущем в западный рай Сукхавати.
Его мантра по-тибетски произносится так: «Ом ами дэва хри». Это одна из вариаций имени Амитабхи, которая несет такое значение как «бесконечное божество». Во Вьетнаме текст мантры меняется и заключается в том, чтобы постоянно повторять имя Амитабхи: «Нам-мо-а-зи-да-фат».
В других странах тоже есть свои особенности обращения к Будде Мудрости. Так, например, в Китае и на Тайване буддисты здороваются, называя имя Амитабхи. На Тибете есть обряды, которые проводятся для переноса сознания усопшего в Чистую землю Сукхавати. А японские и корейские буддисты используют молитву Амитабхи, когда вспоминают умерших и молят об их упокоении.
Отображение в искусстве
Изображение Амитабхи часто используется в картинах, на тханках, в скульптурах. Внешним видом и атрибутикой он имеет много общего с Буддой Шакьямуни, ведь они оба достигли пробуждения и вели довольно скромный образ жизни.
Главный атрибут Амитабхи – лотос, чистый, мягкий и открытый символ, который также указывает на нематериальную сущность разума. Руки будды сложены в мудрах дхьяни и витарка.
Тело имеет красный оттенок, причем совершенно неспроста. Во-первых, в буддизме в целом он символизирует милосердие и любовь. Во-вторых, применительно именно к Амитабхе он указывает на его готовность помочь всему сущему, а также на 4 разные кармы:
- очищение грехов;
- распространение добродетели;
- покорение сердец;
- действие тантры.
Амитабха, являясь покровителем западной стороны, олицетворяет солнце в закате. Он облачен в одеяния монаха без каких-либо украшений.
Будду на изображениях сопровождают его помощники. Справа находится Авалокитешвара – Будда Сострадания с двумя руками: в левой он сжимает лотосный бутон, а правую опустил вниз, показывая щедрое подаяние.
Слева встал Ваджрапани, или Махастхамапрапта, который воплотил силу других будд. Правой ладонью, поднятой кверху, он защищает остальных, а пальцы левой руки так же, как у Авалокитешвары, держат лотос, но на раскрытом бутоне расположилась ваджра.
Изо лба, гортани и сердца всех трех изображенных будд льется особый свет: от Амитабхи – белый, от Авалокитешвары – красный, а от Ваджрапани – синий.
По всему буддийскому миру можно встретить также статуи Будды Амитабхи. Одной из самых интересных и любимых среди туристов можно назвать скульптуру, находящуюся во Вьетнаме, в провинции Кханьхоа, недалеко от Нячанга.
Эта статуя расположилась на территории пагоды Тонг Лам. Ее особенность состоит в том, что это высочайшая статуя во Вьетнаме – 44 метра. На ней изображен стоящий Будда Амитабха, выполненный из бетона.
Скульпторами был Туи Лам, а на весь проект было потрачено 300 000 долларов. Статую открыли в 2012 году – тогда это был настоящий праздник, на который собралось полтысячи монахов и порядка трехсот тысяч приверженцев буддийского учения со всего Вьетнама и стран-соседей.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась для вас полезной, и вы сегодня узнали много нового. Не забудьте поделиться статьей со своими друзьями в социальных сетях!
И присоединяйтесь к нам — будем искать истину вместе.
Источник
Амитабха
Амитабха [2] ( санскритское произношение: [ɐmɪˈtaːbʱɐ] ), также известный как Амида или Амитайус , — небесный будда согласно священным писаниям буддизма Махаяны .
Амитабха | |
---|---|
| |
Кхмерский | អមិតាភៈ (а-ми-даа-пхик) |
Корейский | 아미타불 ( Hanja : 阿彌陀佛) ( RR : Амита Бул ) |
Монгольский |
|
Сингальский | නමො බුද්ධො අමිතාඹො [ требуется латинизация ] |
Тайский | พระ อ มิ ตา ภ พุทธะ RTGS : Phra Amitapha Phuttha |
тибетский |
|
вьетнамский | A Di à Phật ( Hán Nôm : 阿彌陀佛) |
Информация | |
Почитаемый | Махаяна , Ваджраяна |
Атрибуты | Бесконечный свет или неизмеримое сияние |
Шакти | Пандара |
|
Амитабха — главный будда в буддизме Чистой Земли , ответвлении восточноазиатского буддизма . В буддизме Ваджраяны Амитабха известен своим атрибутом долголетия, магнетизирующим западные атрибуты различения , чистого восприятия и очищения совокупностей с глубоким осознаванием пустоты всех явлений. Согласно этим писаниям, Амитабха обладает безграничными заслугами, проистекающими из добрых дел в бесчисленных прошлых жизнях как бодхисаттва по имени Дхармакара. Амитабха означает «Бесконечный свет», а Амитаюс означает «Бесконечная жизнь», поэтому Амитабху также называют «Буддой неизмеримого света и жизни».
Достижение состояния будды
Согласно Большой сутре неизмеримой жизни , Амитабха был в очень древние времена и, возможно, в другой системе миров, монахом по имени Дхармакара. В некоторых версиях сутры Дхармакара описывается как бывший царь, который, вступив в контакт с буддийскими учениями через будду Локешварараджа , отрекся от своего трона. Затем он решил стать Буддой и создать buddhakṣetra (буквально — «поле будды», часто называемое «Чистая страна» или «Земля Будды», царство, существующее в изначальной вселенной за пределами обычной реальности, созданное заслугой будды). обладал многими совершенствами. Эти решения были выражены в его сорока восьми обетах , в которых излагался тип Чистой Земли, которую Дхармакара стремился создать, условия, при которых существа могли родиться в этом мире, и какими существами они были бы, переродившись в нем.
В версиях сутры, широко известных в Китае, Вьетнаме, Корее и Японии, восемнадцатая клятва Дхармакары заключалась в том, что любое существо в любой вселенной желает переродиться в чистой земле Амитабхи ( китайский : 淨土 ; пиньинь : jìngtŭ ; японское произношение : дзёдо ; корейский : 정토 ; romaja : jeongto ; вьетнамский : tịnh độ ) и искренне призывая его имя, даже всего десять раз там будет гарантировано перерождение. Его девятнадцатый обет обещает, что он вместе со своими бодхисаттвами и другими благословенными буддистами явится перед теми, кто в момент смерти призовет его. Эта открытость и принятие всех типов людей сделали веру в чистые земли одним из основных факторов, повлиявших на буддизм Махаяны. Буддизм Чистой Земли, кажется, сначала стал популярным в Гандхаре , откуда он распространился в Китай и под влиянием даосов и конфуцианской философии, а затем распространился в Центральной и Восточной Азии .
Сутра продолжает объяснять, что Амитабха, накопив огромные заслуги в бесчисленных жизнях, наконец, достиг состояния будды и создал чистую землю, названную Сукхавати ( санскрит : «обладать счастьем»). Сукхавати находится на крайнем западе, за пределами нашего мира. Силой своих обетов Амитабха дал возможность всем, кто призывает его переродиться на этой земле, пройти там наставления от него в дхарме и, в конечном итоге, стать в свою очередь бодхисаттвами и буддами (конечная цель буддизма Махаяны. ). Оттуда те же самые бодхисаттвы и будды возвращаются в наш мир, чтобы помочь еще большему количеству людей, все еще живя на его земле Сукхавати , чьи многочисленные добродетели и радости описаны.
Ссылки в сутрах
Основные доктрины, касающиеся Амитабхи и его обетов, можно найти в трех канонических текстах Махаяны: [3]
- Более длинная Сукхавативьюха Сутра
- Амитаюрдхьяна Сутра
- Короче Сукхавативюха Сутра
Амитабха — будда всеобъемлющей любви. Он живет на Западе (представлен как медитирующий Будда) и работает для просветления всех существ (представлен как благословляющий Будда). Его самая важная техника просветления — это визуализация окружающего мира как рая. Те, кто видит его мир как рай, пробуждают в нем энергию просветления. Мир можно рассматривать как рай с помощью соответствующей позитивной мысли (мысли просветления) или посылая свет всем существам (желая всем существам быть счастливыми). Следуя доктрине Амитабхи, можно попасть в рай (в Чистую Землю Амитабхи), если они визуализируют после своей смерти Амитабху в небе (солнце) над своей головой (западный горизонт), воспримут его имя как мантру и оставят тело. как душа через коронную чакру .
Буддизм ваджраяны
Амитабха также известен в Тибете , Монголии и других регионах, где практикуется тибетский буддизм . В Высшей Yogatantra тибетского буддизма, Амитабх считаются одним из пять Дхиани Будд (вместе с Akṣobhya , Амогхасиддхами , Ратнасамбхавами и Вайрочано ), который связан с западным направлением и скандхами из санджня , совокупности различения (распознавания) и глубокое осознание индивидуальности. Его супруга — Панаравасини. [4] [5] [6] [7] [8] Двумя его главными учениками (такими же, как у Гаутамы Будды ) являются бодхисаттвы Ваджрапани и Авалокитешвара , первый слева от него, а второй справа. В тибетском буддизме существует ряд известных молитв о возрождении в Сукхавати ( Дэвачен ). Один из них был написан Дже Цонкапой по просьбе Манджушри (обсуждение и перевод наиболее важных молитв в тибетской традиции см. Халкиас ). [9]
Панчен — ламы [10] и Шамарпы [11] считаются эманация Амитабхи.
В Тибете его часто называют Амитабхой — особенно в практиках пхова или Амитаю — особенно в практиках, касающихся долголетия и предотвращения преждевременной смерти.
В буддизме Сингон Амитабха рассматривается как один из тринадцати будд, которым практикующие могут воздать должное. Сингон, как и тибетский буддизм, также использует особые религиозные мантры для Амитабхи, хотя используемые мантры различаются. Амитабха также является одним из будд, представленных в Мандале Царства Утроба, используемой в практиках Сингон , и сидит на западе, где, как говорят, обитает Чистая Земля Амитабхи.
Мантры
Амитабха — это центр множества мантр в практиках Ваджраяны . Санскритская форма мантры Амитабхи является अमिताभ ह्रीः ( деванагари : Om Амитабха ХРИ ), которая проявляется в его тибетской версии как Om ами ОРПО HRI (санскрит: Om amideva ХРИ). Его мантра в буддизме Сингон звучит так: « На амирита тэйзэй кара ун» (яп. ン ・ ア ミ リ タ ゼ イ ・ カ ウ)))), которая представляет собой основную индийскую форму am -ta-teje hara hūṃ .
В дополнение к использованию мантр, перечисленных выше, многие буддийские школы используют имя Амитабхи в практике, известной как няньфо念佛 по-китайски и нэмбуцу по-японски.
Источник