Аллоцировать что это значит простыми

Аллокация

16 февраля 2018

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

В экономической системе — аллокация — это распределение доступных ресурсов (финансового и материального имущества, рабочей силы) для достижения определенных целей более эффективно. Распределение ресурсов, таким образом, происходит с помощью рынка (то есть экономических отношений, основой которых является регулярный обмен между производителем и потребителем) и/или центрального планирования, где центром является государство, которое выстраивает плановую экономику.

В менеджменте — аллокация (или управление ресурсами) — это планирование действий и требуемых ресурсов, с учетом доступности ресурсов и времени, которое необходимо проекту.

Суть в торговле

Вся суть аллокации — это планирование доходов и расходов финансового предприятия, с целью увеличения его прибыльности.

Аллокацию в торговле можно разделить на три условных категории.

Рыночная аллокация

Рыночная аллокация — это распределение ресурсов на условиях, поставленных рынком. Аллокация рыночных ресурсов предполагает планирование доходов, получаемых отдельными людьми, за счет ресурсов, которыми располагают люди и установкой цен для покупки этих ресурсов, с тем, чтобы лица могли приобретать продукты потребительского пользования.

Само собой разумеется, что подобное распределение ресурсов не будет равномерным, часть населения окажется в плюсе, а часть в минусе.

Центральное планирование

Центральное планирование — это управление ресурсами через центральное руководство — в частности государство.

В ситуации с государственным планированием, доходность распределяется по населению равномернее. Центральное планирование ресурсов ставит перед государственной экономикой определенные задачи к определенному сроку, на которые, предварительно распланировав, требуется бросить часть ресурсов.

Государство озабочено тем, чтобы сегмент населения, имеющий проблемы с финансами по определенным причинам: безработице, болезни либо воспитании детей — уравнялся в доходности со среднестатистическим работающим сегментом, для этого необходимо распределение государственных финансов таким образом, чтобы за часть налогообложения работающего сегмента была оказана помощь в уравнивании.

Квазирынок

Квазирынок представляет собой попытку объединения рыночных и центральных ресурсов и их распределения.

Достигается это за счет ваучеров и государственных субсидий на рыночные проекты. Допустим, государство субсидирует частную организацию — больницу или школу — для этого данное учреждение должно пройти ряд проверок и соответствовать требуемому уровню, тогда оно получает государственную субсидию, что позволяет ему снизить цену и быть доступнее для ряда людей.

Либо государство выдает людям, которые в этом нуждаются и проходят строгий отбор ваучер на школу для ребенка, родители получают его и могут выбрать школу, которая более подходит. Поэтому ряд школьных учреждений повышает общее качество услуг, чтобы выбор пал на них.

Это в большей степени уравнивает граждан, чем рыночное планирование.

Экономическое и стратегическое планирование

Экономическое планирование

Экономическое планирование посвящено достижению наибольшей эффективности распределения ресурсов, с тем, чтобы при минимальных ресурсных вложениях, получить максимум прибыли, а не наоборот. Экономическое планирование в аллокации ориентировано на закон Парето, утверждающий, что 20% усилий провоцирует 80% результата, а остальные 80% усилий, только 20% результата. Поэтому экономическое планирование в аллокации направлено на выявление основных и эффективных методов распределения ресурсов, за счет которых реализуется большая часть прибыли.

Стратегическое планирование

В стратегическом планировании — распределение ресурсов — это составление плана использования имеющихся ресурсов в будущем для достижения будущих целей, включает в себя распределение дефицитных ресурсов по различным бизнес-проектам.

В стратегическом планировании существует система непредвиденных обстоятельств. В ней указано какие предметы исключены из плана и должны финансироваться, при учете появления дополнительных средств, а также приоритетные предметы, которые должны финансироваться в первую очередь, при появлении финансовых проблем.

Аллокация является важной составляющей экономической структуры. Умение правильно распределять ресурсы и добавиться наибольшей эффективности при наименьших затратах благоприятно сказывается на общей экономической ситуации, как на государственном, так и на мировом рынке.

Источник

Что такое аллокация: виды и особенности при инвестировании

Инвесторы, которые покупают ценные бумаги при их первичном размещении (IPO), хорошо знакомы с термином “аллокация”. Для новичков это новое слово, незнание которого может сыграть злую шутку и лишить прибыли от вложения капитала в акции или облигации. В статье разберем, что такое аллокация, где применяется и как влияет на результат инвестирования.

Понятие и виды

Термин “аллокация” многогранен. Он используется в различных сферах экономической жизни: банковской, инвестиционной и макроэкономической. Я кратко остановлюсь на всех, но больший интерес для нас представляет область инвестиций. Ее мы рассмотрим подробнее. Остальные сферы оставим для профессионалов-экономистов.

Определение

Аллокация в экономике простыми словами – это распределение ограниченных ресурсов (финансовых, материальных и трудовых) таким образом, чтобы экономическая система работала эффективно, а поставленные цели были достигнуты.

Термин “аллокация” произошел от английского allocation – распределение. Им иногда заменяют это русское слово. К примеру, аллокация активов, т. е. их распределение, например, в инвестиционном портфеле инвестора. Аллокация расходов, доходов и капитала – в деятельности компании с целью повышения эффективности работы.

В рамках грамотного управления предприятием термин означает планирование деятельности и объема ресурсов, который для нее требуются. При этом учитываются дефицитность последних и время, необходимое для достижения плановых показателей.

Для экономики любого государства эффективное распределение ресурсов имеет важное значение. Умение это делать с минимальными затратами и максимальной эффективностью приводит к росту экономики и повышению благосостояния граждан.

В инвестиционной деятельности аллокацией называют процент удовлетворения заявки на покупку ценных бумаг при их первичном размещении на фондовом рынке (IPO).

Для инвестора размер этого процента имеет большое значение. От количества купленных акций или облигаций зависит прибыль от сделки. Как работает механизм и в чем его подводные камни, мы рассмотрим далее в статье.

Аллокация в экономике

Рассмотрим ее виды.

  • Рыночная – это распределение ресурсов на рыночных условиях.

Здесь главными факторами выступают спрос, предложение и конкуренция. Распределение происходит на основе ценовых сигналов.

Например, рост цен на какой-то товар говорит, что он пользуется спросом. Это привлекает другие предприятия к производству пользующегося спросом товара. Происходит перетекание ресурсов (капитала и рабочей силы) из других отраслей в какую-то конкретную отрасль.

И наоборот. Снижение спроса и падение цен в отрасли приводит к уходу старых и ограничению прихода новых предприятий в эту отрасль. Следовательно, к ограниченному использованию ресурсов.

  • Центральное планирование – это распределение ресурсов централизованно и равномерно.

Специальные органы решают, какие товары и услуги производить, какие для этого нужно задействовать ресурсы и использовать технологии, кто потом все это будет потреблять.

  • Квазирынок – сочетание первых двух видов.

Государство с помощью своей экономической политики может стимулировать развитие каких-то отраслей и устранять перекосы, возникающие в рыночном механизме. Такими мерами регулирования являются налоговые льготы, антимонопольное регулирование и др.

Аллокация в банке

В банке под аллокацией понимают распределение доходов и расходов по банковским продуктам для определения их прибыльности. При этом распределяются только те статьи, которые не могут быть напрямую отнесены к тому или иному продукту. Например, расходы на рекламу. Такие статьи еще называют косвенными. Распределение делают с целью:

  • определения прибыли/убытка по конкретному банковскому продукту;
  • контроля за косвенными затратами;
  • разработки системы мотивации менеджеров или отдельных подразделений банка и повышения эффективности их работы.

Аллокация при инвестировании

Инвесторы сталкиваются с аллокацией при подаче заявки на IPO. Рассмотрим, что это такое и как может повлиять на прибыль.

Что такое IPO и выгоды для компании

IPO – это первичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке. С этого момента компания становится публичной, а ее бумаги инвесторы могут приобрести в свои портфели.

Несмотря на то что это дебют, эмитент не является новичком на рынке. Он может существовать и активно развиваться ни один, ни два, а много лет прежде, чем примет решение о выходе на биржу.

Причин такого решения несколько:

  1. Получение дополнительного капитала на свое развитие. Как правило, более дешевого, чем банковские кредиты.
  2. Публичность компании повышает ее узнаваемость и доверие со стороны потенциальных клиентов. Следовательно, растут продажи и прибыль.
  3. Защита от возможной концентрации акций в руках одного или нескольких акционеров, которые могут влиять на управленческие решения или вовсе взять под контроль деятельность организации.
  4. Публичность обязывает показывать отчетные документы в свободном доступе для всех желающих. Это делает компанию более прозрачной и повышает доверие со стороны партнеров и кредиторов.
  5. Выход на биржу дает компании возможность дальнейшего вторичного размещения ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов.
  6. Наличие собственных ликвидных акций позволяет использовать их в качестве предмета залога или поощрения своих работников.

Кроме преимуществ, публичность эмитента накладывает и серьезные обязательства перед акционерами, среди которых могут быть иностранные инвесторы и собственное государство. IPO – это серьезный шаг для компании, который требует тщательной подготовки. Иногда процедура выхода на фондовый рынок растягивается на 1–3 года из-за жестких правил регулятора.

Зачем инвестору участвовать в IPO

Для инвестора участие в первичном размещении ценных бумаг – это возможность получить прибыль в несколько десятков и сотен процентов. Такие IPO называют успешными. Примеры прибыльных размещений: Facebook, Tesla, Uber или Alibaba.

В 2019 году инвесторы получили доходность:

  • 596 % от IPO Beyond Meat Inc (крупнейшего производителя заменителей мяса на растительной основе);
  • 282 % – Shockwave Medical Inc (разработка и производство медицинских препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний);
  • 262 % – RAPT Therapeutics Inc (биофармацевтическая компания);
  • 221 % – InMode Ltd (разработчик устройств для эстетического и медицинского лечения);
  • 188 % – IGM Biosciences Inc (исследования и разработки для лечения рака).

Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Есть и убыточные размещения акций. Например, в 2019 году биржа NASDAQ провела 151 IPO и только 57 было прибыльных. Это значит, что инвесторы в остальных случаях либо ничего не зарабатывали, либо теряли деньги.

Несмотря на высокий риск участия в IPO, соблазн заработать огромные прибыли слишком велик, поэтому число желающих поучаствовать в первичном размещении только растет.

Аллокация при IPO

Аллокация в IPO возникает из-за того, что желающих поучаствовать в аттракционе невиданной щедрости больше, чем выпускаемых эмитентом акций. Поэтому брокеру приходится уменьшать сумму заявок, чтобы удовлетворить всех инвесторов, пусть и частично.

Допустим, компания решила выпустить акции на 20 млн $. Желающих их купить собралось на 100 млн $. Получается, что только 20 % заявок может быть удовлетворено. Неиспользованные деньги брокер вернет на счет своего клиента.

Например, вы решили поучаствовать в IPO на 50 000 $. Акции выбранной компании оказались интересны еще сотням и десяткам тысяч инвесторов. В результате брокер не сможет купить для вас ценные бумаги на всю сумму, а только на 5 % от нее, т. е. на 2 500 $. Аллокация – это и есть эти самые 5 %.

Другой пример. Те же 50 000 $ вы решаете вложить в компанию, которая не пользуется популярностью у других инвесторов. Желающих купить акции оказалось мало, брокер удовлетворит вам аллокацию на 80 % и купит ценных бумаг на 40 000 $.

И в том и в другом случае вы можете хорошо заработать или получить убыток. Но риск все потерять во втором случае значительно выше. Необходимо очень тщательно подходить к выбору компании для участия в IPO. Новичку в инвестициях там точно делать нечего. Эксперты советуют всего 5–10 % капитала отводить на участие в IPO, если оно вам интересно.

Брокеры дают инвесторам разные проценты распределения. Размер зависит от активности клиента, суммы участия и инструментов в портфеле клиента. Один из крупнейших брокеров, который предоставляет доступ к IPO, – это “Фридом Финанс”. Его процент удовлетворения заявки состоит из двух частей:

  1. Базовая – определяется отдельно для каждого IPO.
  2. Бонусная – зависит от активности клиента, структуры его портфеля, объема маржинального обеспечения и пр.

Брокер разработал алгоритм повышения объема аллокации:

  • должен быть максимально диверсифицированный портфель – акции российских и американских эмитентов, облигации, биржевые фонды и другие инструменты;
  • участие во всех IPO, которые рекомендует “Фридом Финанс”;
  • активная торговля на бирже – регулярные операции, использование маржинальной торговли, покупка производных финансовых инструментов;
  • пользование услугами “Фридом Финанс” – счета в банке “Фридом Финанс”, услуги страхования, владение акциями Freedom Holding Corp. не менее 3 месяцев.

Источник

Читайте также:  Оцветочивают это значит что
Оцените статью