- Академическое сольное пение что это значит
- Как научиться петь академическим вокалом.
- Что такое академический вокал
- Отличительные признаки академического вокала
- Почему стоит обучаться классическому вокалу?
- Как проходит обучение академическому вокалу?
- Основные отличия между академическим и эстрадным пением
- Чем отличаются?
- Чем схожи?
- Обучение эстрадному и академическому вокалу
- Сольное пение, как вид исполнения
- Возникновение и развитие
- Где применяется
- Сольное пение с оркестром
- Каденция
- Почему сольное пение неотъемлемо связано с обучением любому стилю пения
Академическое сольное пение что это значит
Как научиться петь академическим вокалом.
Школа классического или академического пения начинается в Италии в XVII веке, когда оперное искусство охватило всю Европу и являлось абсолютным эталоном в вокальном искусстве. В те времена существовало множество трактатов на тему вокального искусства и большое количество школ, которые прививали певцам различные вокально-технические умения. Певческое искусство постоянно развивалось, постулаты менялись, но основные принципы классического пения дошли до наших дней. Именно на них и по сей день строится академическое пение. Что же это такие за принципы и в чём их особенность? Чем отличается академический вокал от эстрадного? На чём строится техника академического вокала?
В современном вокальном искусстве, появилось огромное количество музыкальных стилей и манер исполнения, и петь академическим вокалом стало, вроде бы, не модно. Но, как говорится, о вкусах не спорят, и несмотря на моду и разнообразные веяния, оперное искусство и классическое пение и по сей день остаются эталоном вокального мастерства. Но давайте разберёмся, почему так происходит.
Академический вокал по праву считается самым сложным видом вокального искусства. Для него мало обладать хорошими природными данными, в первую очередь классический вокал – это блистательная техника, на которую накладывается эмоциональная составляющая. Одного таланта недостаточно, нужны годы занятий и практики. В классическом вокале великое множество техник и приёмов. Вот лишь некоторые из них:
— техника владения дыханием. Для исполнения такого приёма как Legato вокалист должен обладать хорошей техникой дыхания, чтобы мелодия лилась плавно, без рывков.
— колоратура. Это сложные технические пассажи, исполняемые в быстром темпе. Сначала упражнения разучиваются в медленном темпе, затем постепенно скорость увеличивается. Здесь необходим хорошо опёртый, поставленный на дыхание звук.
— филирование звука. Этот приём используется, когда необходимо плавное затухание или, наоборот, раздувание звука до forte. Этот приём также требует хорошего владения дыхательной техники.
Классический вокал требует сильного голоса, чего можно добиться только длительным обучением, хорошей техникой дыхания, умение использовать своё тело как резонатор, ведь в академическом пении исполнители могут рассчитывать только на себя, здесь не принято пользоваться микрофонами. Техника академического вокала очень сложна и требует серьёзной подготовки, длительного обучения и кардинально отличается от эстрадного вокала, где акценты и требования расставлены иначе. В классическом вокале самое большое внимание уделяется технической стороне, чтобы певец, обладающий от природы хорошим сильным голосом, мог справиться с произведением любой сложности.
Источник
Что такое академический вокал
Академический или классический вокал заметно отличается от джазовой или эстрадной технике исполнения. В его основе заложены музыкальные традиции, сложившиеся еще в ХVI веке. Сегодня классический вокал исполняют в опере, капелле, академическом хоре. Однако в академической манере работают и некоторые эстрадные певцы.
Отличительные признаки академического вокала
Электронный клавишный инструмент открывает для самоучки больше возможностей, чем акустика:
- Академический вокал не предполагает использования микрофона и иной усиливающей аппаратуры. Вокалист благодаря полному контролю над своим голосом способен озвучивать зал, не сливаясь и не вступая в противоборство с оркестром.
- Грамотного академического вокалиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне и способность качественно воспроизводить сложнейший в музыкально-техническом смысле материал. При этом не допустимы малейшие лишние призвуки: тремоляции, сипы, хрипы и иные дефекты звучания. Академический вокал – стремление к идеальной певческой манере: певец достигает объемного чистого звучания голоса.
- Музыкант, работающий в классической технике, овладевает широчайшей палитрой средств музыкальной, вокальной, артистической выразительности. Певец способен воспроизводить и наиболее тонкие и прозрачные тона, и выдавать предельно яркие экспрессивные композиции. При этом вне зависимости от гаммы чувств, вкладываемой в песню, она получается гармоничной, прекрасной и эстетически совершенной.
Почему стоит обучаться классическому вокалу?
Как для здания важен прочный фундамент, так и профессиональному музыканту не обойтись без качественной вокальной базы. Вне зависимости от жанра, в котором планирует работать певец, академический вокал способен стать прекрасной основой для его дальнейшего творческого развития. Он позволяет в максимальной степени развить природные способности, овладеть основными вокальными приемами, изучить и научиться эффективно применять механизмы управления голосом.
Как проходит обучение академическому вокалу?
На уроках академического вокала для начинающих под контролем профессиональных педагогов вы сможете выработать и развить следующие важные навыки:
- Правильное певческое дыхание.
- Четкую артикуляцию и дикцию;
- Умение расставлять нужные акценты;
- Умение грамотно использовать певческие приемы, в число которых входит применение резонаторов, пение на опоре и иные вокальные возможности.
Источник
Основные отличия между академическим и эстрадным пением
По манере исполнения вокал бывает:
- Академический (классический);
- Джазовый;
- Эстрадный;
- Народный.
Академический вокал развился из музыки европейского церковного пения. Претерпев множество изменений, и будучи дополнен величайшими композиторами разных эпох (в том числе русскими композиторами-классиками Римским-Корсаковым, Бородиным, Глинкой, Чайковским и другими), он стал основой для оперной и камерной музыки.
Эстрадное направление (фр. estrade, «подмостки, помост») развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.
Чем отличаются?
Главное отличие классического исполнения от эстрадного – в звукоизвлечении. А оно в свою очередь базируется на положении гортани и подвижного мягкого нёба.
Дополнительная информация
У человека в полости рта находится твёрдое нёбо, имеющее форму купола, и мягкое нёбо. Мягкое нёбо представлено небными занавесками, которые сходятся и образуют язычок, и небными дугами с миндалинами. Твёрдое нёбо усиливает звук и способствует лучшему резонансу, в то время как мягкое, наоборот, препятствует, добавляет звуку гнусавость. Чтобы исправить этот дефект, начинающим вокалистам очень важно тренировать мышцы, поднимающие мягкое нёбо и «раздвигающее» небные занавески.
Так в академическом хоре поют всё время в одной позиции, на «зевке», поднимая мягкое нёбо и округляя гласные. На выходе получается чистый объемный глубокий звук, который позволяет оперным певцам обходиться без микрофона и других, усиливающих голос, средств. Эстрадные же исполнители используют разные позиции, оперируют ими для придания композиции большей выразительности. В то же время они задействуют только естественный грудной регистр, как для обычной речи. Их произведения доступны и понятны слуху обычного человека.
Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие. Каждый начинающий может найти тот, в котором ему будет интересно развиваться.
Вокалисты-эстрадники находят свое призвание на сцене в качестве солистов, бэк-вокалистов. Они поют в эстрадно-джазовых коллективах и музыкальных группах различных направлений. Занимаясь этим видом вокала, человек раскрывает себя, показывает свою индивидуальность и неповторимость.
Репертуар поющих в академической манере – разнообразные арии, романсы, оперетты. Эти певцы выступают на сценах больших и малых оперных театров в качестве солистов либо в хоре. Академические хоры следуют традициям, они могут петь либо под аккомпанемент инструмента и даже целого оркестра, но ничто так не завораживает, как хор, поющий a capella.
Как видите разница между классическим оперным вокалом и эстрадным пением существенная, но у этих столь непохожих направлений есть и общие черты.
Чем схожи?
При пении задействуются органы дыхания и слуха, а также речевой аппарат. Кроме самого пения, необходимо знать основы нотной грамоты и иметь представление о построении гармонии. И в академическом пении, и в эстрадном вокале обязательной является постановка голоса. Также большое значение имеют артикуляция, правильное дыхание и осанка. Всему этому можно научиться у педагогов, в музыкальных учреждениях и даже самостоятельно в домашних условиях.
Из плюсов индивидуальных занятий пением любого направления можно отметить глубокое дыхание, мелодичный голос, возможность воспроизвести любую услышанную мелодию.
Обучение эстрадному и академическому вокалу
Обучение академическому вокалу даёт свободу владения голосом и является основой для изучения остальных видов. Здесь как с гитарой: в большинстве музыкальных школ учат на классической, а потом можно играть и на акустической, и на электро-гитаре. Некоторые певцы зачастую испытывают трудности, если приходится менять стиль, однако многие известные звезды эстрады проходят спецкурс академического вокала, чтобы расширить диапазон, усилить и углубить звук.
Чтобы научиться петь в академическом стиле с нуля, на первых порах начинающие поют только распевки и вокализы, затем переходят к простым песням. Результатом тренировок является возможность исполнять сложнейшие арии и романсы. Зачастую те, кто ранее обучался академическому вокалу, меняют направление на эстрадное, джазовое или народное.
Тем, кто выбирает в качестве старта занятия эстрадным вокалом, также вначале нужно ставить голос и учиться правильному дыханию и разным техникам исполнения. Зато потом открывается широкое поле для деятельности: можно выбрать любой жанр эстрадной музыки и развиваться в нём.
Людям, которые хотят с нуля научиться пению, имеет смысл нанять хорошего педагога: он научит основам и вовремя укажет на ошибки, допускаемые по неопытности. Затем, получив нужный багаж знаний, можно обходиться и без него, продолжая заниматься самостоятельно.
Тем же, кто хочет научиться вокалу без посторонней помощи, поначалу следует быть очень осторожными. Желательно иметь дома гитару, фортепиано или синтезатор, чтобы аккомпанировать себе. Начать следует с простых народных песен и мелодий – они не перегружают голосовые связки и вполне подходят новичкам. Параллельно с этим имеет смысл изучать сольфеджио, чтобы понимать, как устроена музыка. Такие занятия – хорошее начало для эстрадного исполнителя, но следует помнить, что научить петь в академической манере может только квалифицированный педагог.
Пение – это искусство. Регулярными занятиями можно достигнуть поистине потрясающих успехов. Главное – получать удовольствие, и тогда занятия вокалом будут легкими и интересными.
Источник
Сольное пение, как вид исполнения
Сольное пение- неотъемлемая часть академического образования музыканта-вокалиста, как и сольфеджио, музыкальная литература и другие специальности.
Любой специалист имеет определенный рабочий инструмент, коим для певца является голос. Обучение на уроках вокала для детей в направлении Пение соло огранит данный от природы талант, научит основным азам грамотного звукообразования.
Начинающим исполнителям, особенно детям, этот вид пения необходим по следующим причинам:
- Развивает слух и вокальную интуицию;
- Приобщает к культуре;
- Снимает большинство зажимов голоса;
- Вырабатывает навыки звукоизвлечения;
- Улучшает артикуляцию.
Возникновение и развитие
Сольное исполнение зародилось еще до развития речи и связано со стремлением людей выразить душевные переживания. Сливаясь с мелодичным пением, речь становится более звучной, привлекает больше внимания и позволяет выразить эмоциональное состояние человека. Именно поэтому, большинство фольклорных произведений написаны в стихотворной ритмичной форме. С появлением первых музыкальных инструментов голос всё чаще стал звучать в сопровождении.
Первая европейская школа сольного пения возникла в Италии в начале 18 века. Эта школа по сей день является эталоном для мирового сообщества, в частности для исполнителей арий. В России развитие сольного исполнения напрямую связано с именем М.И.Глинки. М.И.Глинка обучался вокальному искусству у лучших итальянских виртуозов, а затем обучал студентов в театральном училище, капелле, давал частные уроки. Именно он является основоположником методики преподавания академического пения в школе классического вокала.
М.И.Глинка
Его продолжателем стал А.С. Даргомыжский, который всем сердцем любил русскую поэзию, культуру и традиции. Самым большим произведением Даргомыжского по праву считается опера «Русалка», написанная в славянском стиле, со славянским звучанием.
А.С. Даргомыжский
Где применяется
Мастерство пения соло применимо в любом виде песенного искусства от исполнения арий в опере до одиночного горлового пения бурятских народов. Неважно где и как, ведь владея этим мастерством, исполнитель открывает для себя массу возможностей, а именно:
- Состояться как эстрадный певец любого жанра;
- Петь в хоре. Да, чтобы петь не одному, сначала необходимо раскрыть собственный голос, научиться им управлять;
- Стать артистом оперы или оперетт.
Сольное пение с оркестром
Певческий музыкальный инструмент уже сам по себе является самостоятельной единицей, но с развитием культуры и искусства появилось солирование с музыкальным сопровождением. Аккомпанирование добавляет мелодичности и усиливает эффект проецируемой информации.
У каждого народа мира в арсенале есть традиционные музыкальные инструменты, которые появились еще на заре истории. Огромный вклад в развитие оркестрового сопровождения внесла такая форма сольного пения как опера. Ни одна постановка не обходится без виртуозного исполнения мелодии арии. С развитием культуры и потребности человека в созидании, возникли другие жанры, но сама идея осталась прежней — украшение голоса солиста звучанием музыкальных инструментов.
Где можно услышать такое сочетание?
- Блюз- музыкальный жанр, который зародился в коммунах афроамериканского населения Америки. В его основу легли фольклорные мотивы и тексты. Наиболее известным блюз-исполнителем является BB King с его песнями The Thrill is Gone, Rock me Baby.
- Рок-н-ролл. Зародился в США от смешения афро-американских мотивов и кантри стиля. Традиционно исполнители создавали группы, а один из них становился солистом. «Классический» пример Elvis Presley- Jailhouse Rock.
- Эстрадные исполнители поп и рок-музыки. Традиционно используют аккомпанемент в виде оркестра Светлана Струганова, Валерия и многие другие.
- Конечно же в опере. Ария Дона Базилио, ария Хозе с цветком.
Каденция
Каденция- это своеобразные знаки препинания в музыке. Будь то утвердительная точка, или прерванный вопрос, каденция помогает передать настроение композиции.
Как в письме нет ограничений в использовании знаков препинания в различных стилях, так и в музыке — каденции существуют везде: рок, блюз, кантри, классическая музыка.
При помощи этого приема создается завершенность образа, усиливается эмоциональность подачи.
Обычно каденция представляет собой музыкальную фразу особо высокой технической сложности, которая помогает вокалисту продемонстрировать виртуозное владение своим голосом. В музыкальных произведениях каденция обычно располагается на пике композиции, перед кодой или репризой и состоит из последовательности пассажей.
Почему сольное пение неотъемлемо связано с обучением любому стилю пения
Навык необходимо развивать параллельно с любым другим направлением. Освоив академическую базу, артист получает руководство к пользованию и может экспериментировать и немного «нарушать» правила. Так вот, для того, чтобы что-то нарушать, нужно это что-то хорошо знать. Именно по этой причине в музыкальных школах сольному пению обучают с детского возраста. Грамотный преподаватель подберет необходимую методику, по которой будет проще всего обучаться сольному пению.
Обучение вокалу для начинающих начинается с прослушивания музыкальных произведений и развития музыкального слуха. Дети прослушивают и пытаются воспроизвести части музыкальных композиций. Преподаватели формируют у учеников правильную артикуляцию и постановку звуков, учат распознавать музыкальные фразы и предложения, слышать кульминации и штрихи. Освоив это мастерство дети успешно выступают на отчетных концертах, а некоторые из них продолжают путь артиста в полюбившемся жанре.
Уроки соло полезны как для начинающих, так и для опытных певцов, так как снимают напряжение голосового аппарата, формируют навык интуитивного пения. Благодаря этому умению певец может упражняться в звукоизвлечении, не используя голос.
Источник