Ахлу сунна валь джамаа — это ашариты и матуридиты
Большинство мусульман мира — ашариты, последователи имама Абул Хасана аль-Ашари.
Кто такие ашариты?
Я начинаю именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на Том. Бесконечная хвала Всевышнему, Господу миров! Благословение и приветствие нашему господину, лучшему из созданий — Мухаммаду, его семье, сподвижникам, и всем, кто последовал за ними.
В данной статье с помощью Аллаха будет дано короткое описание ашаритов – кто они такие и что именно ашариты были имамами ахлу сунна валь джамаа.
Ашариты — это люди, которые изложили акиду (вероубеждение) Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его сподвижников. Большинство людей из ахлу сунна валь джамаа — ашариты. То есть последователи имама Абул-Хасан Али аль-Ашари.
Ахлу сунна — это большинство людей из уммы Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), его сподвижники и последователи, убеждённые в том, в чём были убеждены сподвижники — в основах имана: «Вера в Аллаха, ангелов, книги, посланников, в Судный день и в предопределение, что всё, и хорошее, и плохое — от Аллаха». В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:
قولُ رسول الله صلى الله عليه وسلم: ”خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم،ثم الذين يلونهم
«Лучшие из людей — это мое поколение, затем те, которые после них, а затем следующее» (ат-Тирмизи).
В другом хадисе говорится:
أوصيكم بأصحابي ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم
«Следуйте за моими сподвижниками, затем за следующим поколением, затем за следующим поколением» . В этом же хадисе говорится:
عليكم بالجماعة وإياكم والفرقة فإن الشيطان مع الواحد وهو من الاثنين أبعد، فمن أراد بحبوحة الجنة فليلزم الجماعة
«…кто хочет просторов Рая, пусть придерживается пути большинства, поистине, шайтан с тем, кто один, а от двоих он находится чуть дальше…» (Джамиу сахих сунану ат-Тирмизи, №2165).
Знайте, что Аллах в Коране сказал:
وما ءاتاكم الرسول فخذوه وما نهاكم عنه فانتهوا
(Смысл): «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Хашр», аят 7).
Во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) мусульмане следовали одному пути и не было разногласий в акиде (вероубеждение). Но во время Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) появилась заблудшая группа хавариджи, а после них мутазилиты, мурджиты, наджариты — все они были заблудшими группами. Алимы не переставали оберегать людей от подобных заблуждений, среди этих алимов был Абул-Хасан Али аль-Ашари (годы жизни: 260 – 324 г. по хиджре). Он отстаивал правду, и Аллах даровал ему победу Сунны с помощью логических и шариатских (из Корана и Сунны) доводов. Он отнёс к Аллаху имена и сифаты (качества), соответствующие Ему и опроверг качества, не соответствующие Его величию. Он не выдумал свой мазхаб, а утвердил мазхаб саляфов, был защитником того, на чем основывались сподвижники. Того, кто последовал за ним, называют ашаритом — отсюда и название.
В это же время над победой истины работал и Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди (248-333 г.г. по хиджре). Матурид — это местность в Самарканде. Последователи аль-Матуриди защищали акиду ахлу сунна и разоблачали заблудшие новшества у мутазилитов и у других заблудших групп. Его последователи — матуридиты.
После имамов аль-Ашари и аль-Матуриди их последователи составили сотни сочинений со множеством неопровержимых доводов, вели множество диспутов против противоречащих акиде ахлу сунна. Возвысили флаг мазхаба аль-Ашари на Востоке и Западе. В распространении мазхаба отличились трое: 1) Устаз Абу Бакр ибн Фаврук (умер в 406 г. по хиджре); 2) Абу Исхак аль-Исфараяйни (умер в Нийсабуре в 418 г. по хиджре); 3) Имам Абу Бакр Бакалянию (умер в Багдаде в 403 г. по хиджре) (да будет доволен им Аллах).
Первые двое распространяли эти убеждения на Востоке, а Абу Бакр Бакаляния и на Востоке, и на Западе. После 105 лет хиджры умма состояла лишь из ашаритов и матуридитов, сошло с этого пути только малое количество мутазилитов, шарзамитов и группы хавариджей. Не было крупного учёного неашарита либо нематуридита.
В мазхабе акиды разногласий быть не может у ашаритов и матуридитов, акида одна, она различается лишь в незначительных вопросах.
Акида двух имамов заключается в том, что Аллах един, не похож на творения, не занимает места, и время не меняется для Него, Он не сидит на Арше, не имеет направления, органов, нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.
Среди ашаритов был Салахуддин Айюби (умер в 589 г. по хиджре). Ониз тех, кто нёс флаг религии искренне и со старанием, был богобоязненным, благочестивым воином, обучал людей тавхиду (единобожие), следуя Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и действуя согласно его словам: «Каждый из вас пастырь и каждый в ответе за свою паству». Наилучшим образом передавал знания, уповая на Аллаха, и Аллах прославил его, даровал ему победу. О том, что его акида была ашаритская, сказал аль-Хафиз Джалалуддин ас-Суюти ( умер в 911 г.) (да будет доволен им Аллах) в книге: «аль-Васаиль иля маарифатиль аваиль»: «Когда было передано исламское правление в руки Султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюби, повелел он муазинам, чтобы читали они с наступлением времени тасбих (незадолго до утреннего азана) ашаритскую акиду и были постоянны в этом вплоть до нашего времени». Он построил медресе, где обучали людей тавхиду — тому, что Аллах не похож на творения ни в сифатах, ни в действиях, ни в сущности, поскольку это очень важные вопросы религии. О набожности Салахуддина Айюби, аскетизме, храбрости, знаниях и так далее, думаю, нет нужды рассказывать.
Среди таких же ашритов можно упомянуть и Султана Мухаммада аль-Фатиха (да будет доволен им Аллах). Он объяснял людям, что у Аллаха нет места, направлений, образа, границы. Был убеждён в дозволенность посещения могил пророков, праведников для снискания благодати посредством их вещей и тавассуля посредством них к Аллаху. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), предсказав будущее, восхвалил Султана Мухаммада аль-Фатиха. Сообщает Абдулла ибн Бишр аль-Ганави от своего отца, что слышал, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: ( لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش )
«Константинополь будет завоёван, настолько прекрасен полководец той армии и то войско» (Ахмад в «Муснаде», №18189, Бухари в «Тарих аль-Кабир», №1760, Хаким в «аль-Мустадраке», №8300).
Никто не будет отрицать, что завоевателем Константинополя был полководец Султан Мухаммад аль-Фатих, тут возникает вопрос, разве стал бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) восхвалять ашаритов и их полководца, если бы они были заблудшими или кяфирами, как говорят невежественные люди?
Когда было уже около двадцати заблудших групп, против каждой группы с неопровержимыми доводами выступали Абул-Хасан Али аль-Ашари и Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди — к этим имамам относится ахлу сунна. Ахлу сунна валь джамаа — это ашариты и матуридиты. Каждый обязан изучать акиду, знать, кто стоит на правильном пути, что самая достойная наука — это тавхид, поскольку она поясняет основы вероубеждения — основы религии.
Имам аль-Кушайри сказал: «Хадисоведы единогласны в том, что Абул-Хасан Али аль-Ашари был из имамов–хадисоведов, его мазхаб — это их мазхаб, он говорил об основах пути ахлу сунна, опровергал противоречащих нововеденцев. Против мутазилитов, нововеденцев, хавариджей был обнажённым мечом».
Имам аль-Исфараяйни, знаток фикха и усуля сказал: «Возле Шейха аль-Бахили я был как капля в море. Я слышал, как Шейх Абул Хасан аль-Бахили говорил: «Возле аль-Ашари я был как капля в море» .
Имам аль-Байхаки сказал: «Действительно, Имам Абул Хасан аль- Ашари не ввёл в религию нововедение, наоборот, он взял слова сподвижников-табиинов и тех, кто был после них, слова имамов в основе веры. Затем он распространил это, растолковав и пояснив. То, что говорят имамы в основе веры и то, что пришло в Шариате — это достоверное в осознании и противоречащее тому, о чём спорят следующие страстям невежды. В пояснении имамов была мощь, способствующая победе ахлу сунна валь джамаа — имамы Абу Ханифа, Суфян ас-Саври из Куфа, Авзаи и другие из Шама, Малик аш-Шафий из Мекки и Медины, Ахмад ибн Ханбал и другие хадисоведы — аль-Бухари, Муслим — хранители сунны, которая есть основа Шариата (да будет доволен ими всеми Аллах)». Об этом пишет и аль-Хафиз ибн Асакир в книге «Табиин аль-казб аль-муфтари» (стр. 359).
Тажуддин ас-Субки сказал: «Если б мы пожелали усвоить достоинства Шейха аль-Ашари, то не хватило бы бумаги и затупились бы карандаши. Кто желает узнать его степень и заполнить сердце любовью к нему, пусть читает книгу «Табийни кизби аль-муфтари фима нусиба иляль имам Абул Хасани аль-Ашари («Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари)», которую написал ибн Асакир ад-Димашки. Это славная книга, велика от неё польза и добро». Ибн Абу Худжаж Андалуси на полях книги написал: «Если б не было у ибн Асакира благодарности Абул Хасану аль-Ашари, кроме этой книги, этого тоже было бы достаточно».
Абул Хасан аль-Ашари был удивительно проницательным, очень знающим и глубоко понимающим. Приблизительно 20 лет утренний намаз совершал с омовением, совершённым ночью, был скромным в мирских делах и активным в делах Ахирата. Он расходовал в год 17 дирхамов, каждый месяц по одному дирхаму, а иногда и меньше дирхама.
Написал много книг, вот некоторые из них: «аль-Ибана (Разъяснение основ вероисповедания)», «аль-Фусуль», «Ийзахуль Бурхани фи ради аля ахли Зайги ва Тугян», «Лямуль Кабир», «ат-Тафсилю фи ради аля ифки ва тазлили», «Накзу аля Джабаи», «Макаляту Муслимин», «Джавабату ва Сифат», «Аддафиу лильмухаззаб», «Мухтасару фи тавхиди валь Кадар», «Китабу Тибриин», «аль-Фунун», «Жавабу Мисриийн», «Тафсиру Куран», «Зиядату Навадир», «Жавабату ахду Фарис», «Джавхар», «Ихтияж», «аль-Ахбар» «аль-Иман», «Афалю Набби», «Даляилю Нубуват», «Кашфу аль-Асрар», «аль-Мавджуз», «Ихтиджаж», «Исбату аль-Кияс» и другие у него было больше 300 книг. Что касается книги «аль-Ибана», то её смысл исказили невежды.
Резюме:
— Ашариты — имамы ахлу сунна.
— Ашаритами были имамы аль-Байхаки, ан-Навави, ибн Хаджар Аскаляни, Салахуддин аль-Аюби и другие.
— Ашариты изложили акиду Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и сподвижников.
— Большинство мусульман — ашариты, последователи имама Абул Хасана аль-Ашари.
Источник
Что означает «Ахлю-Сунна валь-Джама’а»?
Имам Наджмуддин аль-Гази (ум. 1021 г. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в своём труде «Хусн ат-танабух фи ат-ташаббух» пишет: «Под путем Ахлю-Сунна валь-Джама’а подразумеваются убеждения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. Это и есть спасшаяся община.
Собиратели Сунны передают хадис от Абу Хурайры: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72, а моя община разделится на 73 течения».
Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен. Аль-Ираки сказал, что иснады хорошие. Имам Ас-Суюти сказал, что этот хадис из числа аль-мутаватир (см. «Аль-Файзуль-Кадир», 2/21). Этот хадис также приводится через другие цепочки передатчиков. Так, например, в риваяте от Абдуллаха ибн Амра, есть такое добавление: «И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, на чем стою я и мои сподвижники». Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис – «хасан».
От Муавия передают: «72 группы – в Аду, а одна – в Раю, и это – джама’а [община]». Абу Дауд привел этот хадис.
Также передают от ибн Аббаса: «Все группы в огне, кроме одной»[1].
Одного их поздних имамов шафиитского мазхаба шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, попросили дать фетву, определяющую приверженцев нововведений, иначе говоря, заблудших. Он ответил: «Это те, кто идёт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари и шейха Абу Мансура аль-Матуриди – двух имамов Ахлю-Сунна валь-Джама’а [в акыде]»[2].
Саид Фуда, крупный современный учёный, специалист в области ‘ильм аль-калям, усуль аль-фикх и других наук, пишет: «Ученые Ахлю-Сунна едины в том, что мушаббиха[3] и муджассима[4] – не из числа Ахлю-Сунна. Поэтому каррамиты и псевдо-последователи имама Ахмада, которые исповедовали акыду ташбих, например, Кади Абу Я`ла, аз-Загуни, ибн Таймийя, ибн Каййим также не из Ахлю-Сунна. Но не все ханбалиты разделяли эти заблуждения. Имам Ахмад, ибн Акиль, ибн аль-Джавзи, да смилуется над ними Аллах, и большинство поздних ханбалитов придерживались правильных убеждений. Что касается маликитов, то муджасcима среди них было крайне мало. Так же дело обстоит и с ханафитами, хотя среди них были му’тазилиты[5]. Что касается шафиитов, то среди них было немного муджассима».
Имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии (717-771 гг. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в «Табакату ш-шафи’ийя аль-кубра» пишет: «Я слышал, как шейх и имам, да смилуется над ним Аллах (имеется в виду имам Такиюддин ас-Субки), сказал: «То, что включает в себя акыда имама ат-Тахави, исповедовал имам аль-Аш’ари»».
Далее Таджуддин ас-Субки сказал: «Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты [в акыде]. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах, и примкнул к пути муджасима и мутазилитов. Большинство ученых-ханафитов[6] – также ашариты, кроме тех немногих, кто последовал за мутазилитами. Что же касается ханбалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к муджасима. И надо сказать, что в мазхабе ханбалитов муджассима больше, чем в других мазхабах»[7].
Хафиз Абуль-Касим Ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) писал: «Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания»[8].
Имам Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) сказал: «Когда говорят Ахлю-Сунна валь-Джама’а, имеются ввиду ашариты и матуридиты»[9].
Имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад (1044-1132 гг. по хиджре) сказал: «Тебе следует улучшить и исправить свои убеждения в соответствии с путем спасшейся общины, а она известна среди остальных исламских групп как Ахлю-Сунна валь Джама’а и они твердо придерживаются того на чем был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. И если ты посмотришь со здравым мышлением и здоровым сердцем в тексты Корана и Сунны, охватывающие науку веры, и изучишь жизнеописание праведных предшественников из сподвижников и табиинов, то ты узнаешь и убедишься, что истина вместе с группой, называемой «ашаритами» относящейся к шейху Абуль-Хасану аль-Аш’ари. Поистине, они расположили по порядку принципы вероубеждения приверженцев истины и составили ее доводы. И это вероубеждение то, на котором объединились сподвижники и лучшие табиины после них. Это вероубеждение тех, кто на истине во все времена и повсюду. Это также вероубеждение суфиев как об этом рассказал Абуль-Касим аль-Кушайри в начале своей книги «Рисаля». И это Хвала Аллаху также наше вероубеждение»[10].
В другой своей книге Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад сказал: «Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акыде, это то, на чем большая часть исламской Уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ашаритам и кто вступил на их путь были имамами, обладающими знаниями на протяжении многих дней и годов. Они имамы в таких науках как: таухид, калям, тафсир, кыраат, фикх, усуль аль-фикх, хадис, его разделов, тасаввуф, язык, тарих»[11].
Имам аль-Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) писал:«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки как передал его сын Таджуддин»[12].
[1] Имам Майдани аль-Ханафи, «Шарх Акыда ат-Тахавийя», стр. 44-45. Даруль-Фикр, Дамаск, 2007.
[2] Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатауа аль-Хадисийя», стр. 516
[3] Мушаббиха – уподобляющие. Это те, кто верит, что Аллах частично подобен (ташбих) творениям; те, кто прямо или косвенно это утверждает.
[4] Муджассима – те, кто прямо или косвенно приписывает Аллаху тело (джисм).
[5] Му’тазилиты – секта, приверженцы которой опровергали доводы Корана и Сунны, опираясь на псевдо-логичные утверждения и убеждения. Дискуссия на основе Корана и Сунны была с ними невозможна, так как они понимали эти источники Шариата по-своему. Поэтому ученые стали дискутировать с ними, опираясь не только на Коран и Сунну, но и на логику.
[6] Эти слова имама Таджуддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.
[7] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/377
[8] «Табйин казб аль-муфтари», стр. 410
[9] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-муттакин», 2/7
[10] Абдуллах аль-Хаддад, «Рисалят аль-Му’аванат валь Музахарат валь-Муазарат», стр. 67-68
[11] «Найлюль марам шарх акидатуль Ислам», стр. 8
[12] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7
Источник