АГАПЕ
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Полезное
Смотреть что такое «АГАПЕ» в других словарях:
агапе — Этимология. Происходит от греч. agape любовь к ближнему. Категория. Понятие античной культуры. Специфика. В греческой философии различались понятия агапе , выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и эрос ,… … Большая психологическая энциклопедия
Агапе — античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий агапе , выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и эрос представлявшего страстную любовь, ориентированную… … Психологический словарь
АГАПЕ — (греч. agape любовь к ближнему; лат. caritas) понятие, которым в дохристианском миропонимании обозначалась деятельная одаряющая любовь в отличие от эроса, или «страстной любви». Важное место понятие А. занимало и в философии Плотина. Впоследствии … Новейший философский словарь
АГАПЕ — АГАПЕ, Россия, 1996, цв., 80 мин. Криминальная трагикомедия, социальная драма с элементами роковой мелодрамы. Диковинное слово, вынесенное в заглавие фильма, означает в переводе с древнегреческого жертвенную, возвышенную любовь. Во всяком случае… … Энциклопедия кино
АГАПЕ — ( санскр. милосердная любовь): агапе не просто некоторое моральное предписание; она предполагает ощущение счастья как результат причастности к жизни божества; ее первичный смысл – религиозный. (Использование этого термина в философии идет от… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
АГАПЕ — милосердная любовь. Агапе не просто некоторое моральное предписание; она предполагает ощущение счастья как результат причастности к жизни божества; ее первичный смысл религиозный. (Использование этого термина в философии идет от апостола Павла».) … Философский словарь
Агапе — … Википедия
агапе — в риторике: высшая форма любви, способность увидеть в человеке образ и подобие божие … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Агапе — (греч. любовь), осн. понятие в христианской литературе. В противоположность эросу, т. е. страстной любви, А. имела значение деягельной одаряющей любви, а также употреблялась как специальный термин для обозначения вечерней трапезной любви… … Словарь античности
Агапе — (греч. agape «любовь») – безусловная духовная любовь, деятельная любовь на благо ближнего. См. Любовь к ближнему. * * * (греч. аgape – любовь) – 1. деятельная любовь во благо кого или чего либо; 2. безусловная духовная любовь … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Источник
Агапэ
Ага́пэ (иногда также ага́пе, ага́пи; др.-греч. ἀγάπη ) — одно из четырёх древнегреческих слов (имелись также эрос, филия, сторге), переводимых на русский как «любовь». В современном понимании — одна из разновидностей любви.
Древние греки так называли мягкую, жертвенную, снисходящую к ближнему любовь [1] . В позднейшем христианском представлении любовь-агапэ (лат. caritas ) мыслится как обусловленная и опосредованная любовью к Богу: она возникает не в результате влечения к конкретному возлюбленному, вызванного его внешними и внутренними достоинствами, а как проявление любви к ближнему, присущей данному человеку в целом [2] .
Чарльз Сандерс Пирс в своей философской системе утверждал, что «агапэ» представляет собой творящую энергию эволюции природы. [3]
В современной социальной психологии популярна концепция Джона Алана Ли, выделяющего шесть стилей, или «цветов», любви: в этой концепции агапэ, бескорыстная любовь-самоотдача, понимается как синтез двух базовых видов любви — эроса и сторге [4] .
Согласно представителю экзистенциальной психологии и психотерапии Р. Мэю, агапе представляет собой форму бескорыстной любви, связанную с беспокойством по поводу благополучия других людей. Её нельзя понимать как имеющую отношение к эксплуататорским наклонностям, скорее следует говорить о том, что она находит своё выражение в непрекращающейся отзывчивости и постоянном беспокойстве по поводу других людей. [5]
См. также
Примечания
- ↑Демидов А. Б. Любовь // Феномены человеческого бытия. — Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999.
- ↑Апресян Р. Г. Любовь // Этика: Энциклопедический словарь. — М .: Гардарики, 2001. — С. 241-245.
- ↑Реале Дж., Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней. — СПб. : Петрополис, 1997.
- ↑Кон И. С.Дружба. — 4-е изд. — СПб. : ИД «Питер», 2001. — С. 269. — ISBN 9785469001805
- ↑Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 16.
Литература
- Чанышев А. Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. — М ., 1990. — С. 44—46, 53—56.
- Христианство. Энциклопедический словарь. — М ., 1993—1995.
- Lewis C. S. The Four Loves. — Fount. — ISBN 0-00-628089-7
- Lee J. A. Colours of love: an exploration of the ways of loving. — New York: New Press, 1973. — ISBN 0-88770-187-6
Эмоции | Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм |
---|---|
Чувства | Агапэ · Антипатия · Благодарность · Благоговение · Вина · Влечение · Влюблённость · Восхищение · Враждебность · Возмущение · Жалость · Зависть · Интерес · Любовь · Нежность · Ненависть · Неприятие · Обида · Отвращение · Презрение · Пренебрежение · Привязанность · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Сторге · Страсть · Страх · Стыд · Трепет · Филия |
Аффекты | Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость |
Настроения | Скука · Уныние |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Агапэ» в других словарях:
Агапэ — Агапэ ♦ Agape Греческое слово, означающее христианскую любовь милосердие. Агапэ – любовь, которая все отдает и ничего не ждет взамен – ни ответной любви, ни даже надежды на ответную любовь. Это чистая любовь, то есть любовь в чистом виде.… … Философский словарь Спонвиля
агапэ — всепрощение, любовь Словарь русских синонимов. агапэ сущ., кол во синонимов: 3 • агапа (2) • всепр … Словарь синонимов
агапэ — В Древней Греции жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика
агапэ — (греч. agape любовь) жертвенная любовь с полным забвением собственных интересов в заботе о любимом … Большой медицинский словарь
Агапэ́ — (греч. agapē любовь) жертвенная любовь с полным забвением собственных интересов в заботе о любимом … Медицинская энциклопедия
Агапэ — в Древней Греции жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. (Источник: Сексологический словарь) (греч. любовь ), 1) в Др.Греции одно из проявлений любви: бескорыстное, деятельное чувство, направленное на… … Сексологическая энциклопедия
Агапэ — (Греч.) Праздник Любви; ранние христиане отмечали такие празднества в знак симпатии, любви и взаимного благожелательства. Из за больших злоупотреблений пришлось их запретить, как установление; Павел в своем Первом Послании Коринфянам выражает … Религиозные термины
АГАПЭ — (Греч.) Праздник Любви; ранние христиане отмечали такие празднества в знак симпатии, любви и взаимного благожелательства. Из за больших злоупотреблений пришлось их запретить, как установление; Павел в своем Первом Послании Коринфянам выражает… … Теософский словарь
агапэ христианская — Греческий Эрос и христианская Агапэ (любовь как благодать) Греческая мысль среди своих достижений числит восхитительную теорию эроса Платона, о чем уже шла речь. Но Эрос это не Бог, это желание совершенствования, связующая тяга восхождения от … Западная философия от истоков до наших дней
ПРАЗДНИКИ ЛЮБВИ, Агапэ — (Греч.) Эти празднества милосердия, отмечавшиеся самыми ранними христианами, были учреждены в Риме Климентом, во время правления Домициана. Агапэ или Тайное Мировое Общество (Wiltbund) Первоначальных Христиан профессором А. Кестнера (опубликовано … Теософский словарь
Источник
Самое главное и самое трудное
«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Эта статья в «Толковом словаре» посвящена очень важному слову – слову «любовь». Ведь настоящая, христианская любовь – это самое важное и самое главное, к чему в своей жизни призван и должен прийти каждый христианин, поскольку это и значит – прийти к Богу. В Новом Завете сказано, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Ин. 4:16). Не у Бога есть любовь, и любовь – это не одно из Его свойств, а Сам Он есть любовь.
Однако слово «любовь» в то же время одно из самых многозначных. Каждый под ним может иметь в виду что-то свое. И, соответственно, у каждого может быть свое понимание Бога, даже свой «бог» или «боги» – с маленькой буквы. Вообще немного найдется в языке слов, которые употреблялись так часто и которые были бы при этом столь же неопределенными по своему значению. Поэтому нам важно понять, какой именно является любовь христианская. Ведь любовью называют на самом деле разные вещи: склонность к каким-либо вещам, естественную симпатию к чему-либо или кому-либо, плотское чувство или страстное влечение, которое противоречит разуму и т.д.
Интересно, что в древнегреческом языке любовь обозначали четыре разных слова. Они существовали и в евангельские времена, времена земной жизни Иисуса Христа. Посмотрим, что это за слова, и какую любовь они обозначают.
Слово ὁ ἔρως (erōs) (от него происходят слова «эрос», «эротический» и т.д.) обозначало страстное влечение, в том числе то, что сейчас зовется эротической любовью. Его отличительное свойство то, что эрос, имеющий оттенок плотского сладострастия, действует не только помимо воли и разума, но часто и вопреки им. Впрочем, этим словом в античности обозначали не только плотское влечение. Например, древние греки говорили про некоторых тиранов, что у них настоящий эрос-стремление к тиранической власти.
Слово ἡ φιλία (filia) в древнегреческом языке обозначает любовь-дружбу, естественную симпатию к «своим» – друзьям, товарищам, какому-нибудь любимому занятию (например, филология – любовь к слову). В том числе словом «филия» в греческом выражали и понятие самолюбия (φιλία ε̉αυτου̃),то есть естественную любовь к самому себе со всеми своими достоинствами и пороками. Ведь что более естественно и свойственно для человека, чем такая любовь?
Слово ἡ στοργή (storgē) обозначало любовь-привязанность, особенно между родственниками, что-то вроде семейного чувства. Например, это любовь родителей к детям и детей к родителям.
А вот четвертое слово, слово ἡ ἀγάπη (agapē) – для нас самое важное. Именно им в Новом Завете обозначали собственно евангельскую, христианскую любовь. Интересно, кстати, что до Библии это слово в древнегреческих текстах мы встречаем редко. Один раз однокоренное слово употреблено в диалогах, приписываемых Платону, один раз – у Плутарха, и еще у ряда более поздних авторов. Активно употреблять его начинают при переводе на греческий язык Ветхого Завета и в Новом Завете. Конечно, для обозначения собственно христианской любви греки не могли выбрать какое-то малоизвестное слово, поскольку Новый Завет был обращен ко всем людям, и все слова, в нем встречающиеся, должны были быть широко употребительны. Судя по всему, слово ἀγάπη в отличие от трёх других слов означало любовь более духовную, возвышенную, снисходящую с милостью к человеку.
Приведем только некоторые важные места из Нового Завета, где стоит это существительное или однокоренной ему древнегреческий глагол любить – ἀγαπάω (agapaō):
– «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
– «Заповедь новую даю вам, да любите αγαπατε) друг друга; как Я возлюбил (ηγαπησα) вас, так и вы да любите (αγαπατε) друг друга» (Ин. 13: 34).
– «Я говорю вам: любите (αγαπατε) врагов ваших» (Мф. 5: 44).
– «Возлюби (αγαπησεις) Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37).
– «Возлюби (αγαπησεις) ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39).
– «Ибо так возлюбил (ηγαπησεν) Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3. 16).
– «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби (αγαπησεις) ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5: 14).
– «Мужья, любите (αγαπατε) своих жен, как и Христос возлюбил (ηγαπησεν) Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).
– «Кто любит (αγαπων) брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» (1 Ин. 2: 10).
– «Бог есть любовь (αγαπη), и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).
«Агапами» первые христиане также называли братские трапезы.
Греческая, новозаветная «агапэ» — любовь максимально жертвенная и неэгоистичная. И, в отличие от первых трех видов любви, она в каком-то очень важном смысле неестественна для человека. Любовь плотская или чувственная, глубокая симпатия и привязанность к друзьям, родителям и детям, к любимому занятию – все это понятно и легко. Чтобы так любить – не надо совершать над собой никаких сверхъестественных усилий. Но вот чтобы возлюбить ближнего как самого себя, или возлюбить своих врагов – это идет вопреки даже естественному чувству самосохранения и здравому смыслу. Она непостижима для обычного человека, не затронутого светом Евангелия. Это любовь действительно Божественная, духовная, которая могла прийти к человеку только путем Откровения.
И она в каком-то смысле и максимально трудна, доступна как таковая лишь для святых. Ведь, как говорит святоотеческое наследие, такая подлинно христианская любовь – самая вершина лестницы духовного восхождения труднейшего аскетического пути, которая начинается со страха Божия как необходимого «начала премудрости». Кто не прошел путем этой лествицы, тот вряд ли может о себе думать, что он полноценно знает, что такое такая любовь, и вряд ли он действительно умеет так любить.
Тем не менее, предугадывать и предчувствовать ее, иногда ее касаться непостижимым образом – наверно, доступно всякому человеку, который стремится к духовному совершенству. Как сказал Сергей Фудель в книге «Путь отцов», «память Божия в верующем сердце есть память любви. Только любовь к Богу может довести до Бога, а потому только она есть та первоисточная сила, которой питается сердце… От первоначальной и малой любви человек начинает восхождение к любви совершенной».
Любовь – самое важное, потому что, как говорит апостол Павел, без любви ничто иное не имеет цены, каким бы возвышенным и ценным оно само по себе не было бы: ни молитва, ни пост, ни знания, ни чудо, ни сама вера, ни самопожертвование. В этом знаменитейшем гимне любви из Первого послания к коринфянам в наиболее емком виде обозначены неотъемлемые признаки истинной любви. Это долготерпение, милосердие, отсутствие зависти, раздражения и гнева, способность видеть только хорошее в «объекте» любви и прощение всего. И, кстати, здесь тоже употреблено это древнегреческое слово – ἡ ἀγάπη:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви (ἀγάπην) не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:1–8).
И в конце мы хотим привести еще одну замечательную цитату, тоже из богословского сочинения Сергея Фуделя «Путь отцов», о том, что любовь и труднее, и важнее всего на свете:
«Весь смысл нашей жизни в том, чтобы теплом своего дыхания бороться с холодом мира. Потому-то так и страшно подходить к концу своей жизни: дело не только в том, что все меньше близких, которые это дыхание имели, — и небо без них все стуже, и осень холодней, — но и в том, что те, кто остались, ждут от тебя такой же любви, и чувствуешь на себе их глаза, в которых — ожидание и укор.
«Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Мучимые в геенне поражаются бичом любви» (преп.Исаак Сирин. Журнал Московской Патриархии, 1956, №5).
Ведь на Суде Божием с нас не спросят — постились ли мы, молились ли мы, но только: любили ли мы? Так как этот вопрос все спрашивает, и это будет Страшный Суд любви, «егда поставятся престолы и отверзутся книги и Бог на суде сядет».
Любовь к людям для нас труднее всего. В молитве или посте — если искусственно изолировать их от любви — человеку весьма легко удастся слукавить и вложить ложку дегтя в их мед: что-то о себе, их совершающих возомнить и замкнуться в добродетельном футляре. Любовь же к людям в том и есть, чтобы в забвении о себе и в просторе от себя искать в людях Бога и в Боге спасаемых Им людей. Тут надо идти на жертвенный путь креста. Вот почему Отцы так настойчиво говорят именно о триедином образе совершенства: любовь к людям доказывает любовь к Богу, а потому только присутствие ее в этом триединстве (воздержание, любовь и молитва) является духовной гарантией того, что это триединство есть действительно путь к Богу. Именно она делает этот сплав драгоценным».
Источник