- Адаптивное поведение человека
- Социальное отклонение
- Цели и средства
- Что такое адаптация — ее виды, назначение и области применения ( биология, психология, адаптация персонала)
- Адаптация — это.
- Адаптация в биологии и психологии
- Виды адаптации
- Адаптационные возможности
- Комментарии и отзывы (3)
- Адаптивное поведение — Adaptive behavior
- СОДЕРЖАНИЕ
- Примеры
- Основные проблемы
- Проблемы с оценкой долгосрочной и краткосрочной адаптации
- Адаптивное поведение в образовании
- Конкретные навыки
- Навыки доступа к сообществу
- Одноранговый доступ и удержание
- Барьеры для доступа к сверстникам и сообществам
- Адаптивные навыки
- Изучение адаптивных навыков
- Практопоэтическая теория
Адаптивное поведение человека
Приспособительное поведение человека в обществе носит название «Адаптивное поведение». Оно проявляется в таких формах:
- Добросовестное и активное отношение к делу;
- Безупречное эмоциональное самочувствие;
- Сознательное участие в любой деятельности;
- Способности приспосабливаться к переменам и новому окружению;
- Сознательное избегание конфликтных ситуаций;
- Умение само реализоваться независимо от перемен;
- Проявление инициативы и интереса ко всему происходящему.
Именно благодаря адаптивному поведению у человека развивается стремление оперативно реагировать на перемены, стремление уберегать себя от социальных конфликтов и отклонений. Большинство людей, не задумываясь и по инерции, следуют всем общепринятым нормам и незримым законам окружающего мира. Именно благодаря нормальному и логичному социальному поведению нас принимают, слушают и понимают.
На протяжении всего процесса развития личности каждый из нас сталкивается с самыми разнообразными ситуациями и осуществляет множество процессов. Кое-что люди делают с удовольствием и оптимизмом, для осуществления некоторых действий приходится прилаживать дополнительные усилия. Адаптивное поведение способствует легкому приспособлению человека к изменениям, его вхождению в новое общество и соответствию социальным порядкам.
В основном данный вариант поведения не выходит за рамки поведенческих стереотипов, но бывают и редкие разочаровывающие исключения. Некоторые люди сознательно (подсознательно) нарушают общепринятые нормы социума. Данные отклонения носят название «Социальное отклонение».
Социальное отклонение
В основном это могут быть такие категории людей:
Чаще всего общество не принимает и подавляет людей с другим строением мыслей и взглядами. Частые издевательства в детском и юношеском возрасте, проявление агрессии или демонстративное игнорирование приводят людей с социальными отклонениями к замкнутости, внутреннему конфликту и одиночеству. Если речь идет о преступниках подобное поведение социума не сложно понять.
В сфере отклонений от адаптивного поведения всегда проводятся многочисленные исследования и анализы. Специалисты безостановочно пытаются найти причину отклонений и несвойственного поведения человека в социуме. Негативные процессы начинаются с детского и подросткового возраста – это вывод большинства специалистов и конечные результаты большого количества исследований.
Цели и средства
Причинами несвойственного поведения, влекущие адаптивные отклонения являются:
- Протест против давления взрослых, несправедливого отношения родителей преподавателей и т.п.;
- Корыстные цели;
- Желание самоутвердиться и выделиться среди окружающих;
- Очевидное стремление привлечь внимание окружающих (в основном это родители и родные люди).
Довольно часто преступники и другие личности, нарушающие жизненные законы имеют собственные причины – так утверждают профессиональные эксперты. Существует список наиболее распространенных причин способствующих отклонениям от адаптивного поведения:
- Эмоциональная неразвитость;
- Потеря или смерть близкого человека;
- Неправильное родительское воспитание и пример (пьющие родители, насилие в семье и т.п.);
- Отсутствие культурного развития и хобби;
- Психические расстройства, отклонения и заболевания;
- Несоответствие потребностей возможностям носит параллельное название – деформация ценностных ориентаций;
- Неинформированность и отсутствие информации о социальных нормах;
- Развод родителей;
- Попадание в плохое окружение, компанию и т.д.;
- Неумение противостоять давлению, отстаивать свое мнение и говорить «нет» (безволие);
- Недостаточная правовая информированность.
Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что воспитание и пример семьи имеют наибольшее влияние на развитие и жизненные ценности человека. Чаще всего на преступную стезю ступают дети из неблагополучных семей или там, где родителям нет дела до своих чад. В обеспеченных семьях также очень часто подростки обладают социальными отклонениями. Происходит это из-за постоянной занятости родителей, большого количества финансовых средств и неумения их ценить, а также ощущение безнаказанности.
Источник
Что такое адаптация — ее виды, назначение и области применения ( биология, психология, адаптация персонала)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин адаптация применяется в различных сферах (биологии, психологии, социологии и др.).
Он весьма многоплановый и поэтому вызывает ряд вопросов, включая главный — что это вообще такое.
Сегодня мы поговорим про адаптацию, ее виды, области применения термина и значение адаптации в процессах естественного отбора.
Адаптация — это.
Если говорить простым языком о том, что такое адаптация, то можно ограничиться одним словом – «приспособление». Именно так переводится этот термин с латинского языка.
Речь идет о приспособлении человека, как живого существа, к условиям окружающей среды. Процесс адаптации начинается с первой минуты жизни индивида, когда он делает первый вдох, и заканчивается в момент смерти.
Синонимами «адаптации» являются следующие слова: врабатывание, приспособленчество, упрощение, коадаптация, изменение, акклиматизация, аккомодация, привыкание.
Явление адаптации направлено на выполнение своей основной задачи – поддержание гомеостаза. Последний, в свою очередь, представляет собой перманентный (неостанавливающийся) процесс регулирования баланса в организме с целью выживания. В данном случае под организмом мы понимаем единство тела и психики.
Например, человек привыкает существовать в определённых условиях – люди, климат, работа и т.д. Когда эти условия изменятся, ему придется привыкать к новизне: перестраивать свои старые привычки, приобретать новые качества, способы поведения, менять образ жизни в целом. И все это для того, чтобы чувствовать себя хорошо во всех аспектах.
Другой пример адаптации: если вы захотите резко встать из положения лежа, то, скорее всего, ваша голова закружится. Так происходит, потому что кровь устремляется в нижние конечности: кровоток, идущий к сердцу, уменьшается в объеме, давление падает.
Чтобы убрать головокружение, организм «нагоняет» давление сужением сосудов, сердце начинает стучать чаще, чтобы адаптировать организм к новому положению тела. Через несколько секунд все неприятные ощущения уходят.
Адаптация в биологии и психологии
Изначально феномен гомеостаза изучали только с биологической точки зрения: ученые исследовали, каким образом организм поддерживает постоянство внутренней жизнедеятельности.
Адаптация в биологии – это процесс, направленный на обеспечение вышеупомянутого постоянства при изменяющихся внешних условиях.
Например, если вы привыкли жить на местности с низкими температурами, то переехав в страну с жарким климатом, можете почувствовать некоторое недомогание (нарушение гомеостаза). Все физиологические ресурсы будут задействованы, чтобы восстановить баланс.
Уже через несколько дней организм перестроит свою деятельность под имеющиеся условия – привыкнет к климату (произойдет акклиматизация), и ваше самочувствие улучшится (восстановится гомеостаз).
Позднее Жан Пиаже перенес теорию адаптации из биологии в психологию. С его точки зрения, адаптация в психологии – это процесс, который включает в себя два способа регуляции психического гомеостаза:
- ассимиляция – внедрение внешних факторов во внутреннюю среду. Например, когда вы что-то внимательно изучаете и применяете на практике, происходит ассимиляция знаний – включение их в вашу когнитивную сферу.
Или пример с ассимиляцией в контексте воспитания – то, чему учат родители детей, откладывается «на подкорку» и в будущем становится их установками;
аккомодация – изменение индивидом собственных когниций для успешного существования в среде. В этом случае человек не привыкает к тому, что есть, а меняет себя, перестраивает то, что уже есть – вырабатывает новые способы поведения и реакций.
Например, когда женщина становится матерью, она перекраивает многие свои привычки.
Таким образом, психологическая адаптация представляет собой равное соотношение двух векторов интеллектуальной деятельности человека.
Виды адаптации
Как было упомянуто выше, адаптация – это приспособление человека к среде.
Современная наука выделяет 5 видов рассматриваемого явления:
- Биологическая – приспособление к внешним условиям в процессе эволюции (что это?) путем изменения обмена веществ и функций органов. Например, древнейшие люди, жившие в условиях дикой природы, имели головной мозг объемом около 550 кв.см.
Для сравнения – у современного индивида объем мозга достигает 1800 кв.см. Можно сказать, что человек умнел на протяжении многих миллионов лет, благодаря прогрессу: мозг рос вместе с развитием цивилизации.
» alt=»»>
Физиологическая адаптация – перестройка органических функций в соответствии с изменениями окружающей среды. В пример можно привести зрительную адаптацию: если вы выключите свет в ночное время суток, то первые несколько минут не будете ничего видеть.
Затем глаза привыкнут к темноте, и вы начнете различать окружающую вас мебель и предметы. Сюда же можно приписать акклиматизацию, о которой речь велась выше.
Социально-психологическая – включение личности в социум (семью, класс, коллектив, сообщество и т.д.). В процессе адаптивного поведения индивид подстраивается под общественные нормы и правила, перенимает ценности и морально нравственные принципы, гармонично вливается в новое пространство.
Здесь примером может служить ситуация, когда ребенка устраивают в детский сад. Сначала мама приходит с малышом в группу на пару часов, потом оставляет его с детьми на это же время одного, далее время пребывания в саду увеличивается.
Так, постепенно ребенок приучается быть в коллективе без мамы, привыкает к установленным правилам.
Профессиональная адаптация – примыкание личности к профессии (трудовой деятельности), установление гармоничных отношений с деятельностью и коллегами. Однако в процессе приспособления может наступить адаптационный кризис, который связан с несоответствием ожиданий и реальности.
В этом случае человеку может понадобиться помощь психолога или наставника, чтобы войти в профессиональную среду более комфортно.
Адаптация персонала – знакомство новых работников с условиями, нормами, правилами и задачами труда, вливание в сформированный коллектив.
Это важная стадия, которую необходимо учитывать всем работодателям: новый сотрудник может показывать низкую производительность не по причине нехватки знаний, а из-за испытываемого стресса в связи с новой для него ситуацией.
Адаптационные возможности
Важно отметить, что люди могут обладать разной степенью адаптации в любом ее виде. Чем выше этот уровень, тем комфортнее чувствует себя личность по жизни.
Ей с легкостью даются новые знакомства, она быстро осваивается в новом коллективе, на новом месте, безболезненно и быстро переживает перемены на личном и профессиональном фронте.
Низкий уровень адаптационной возможности доставляет индивиду психические страдания. Особо чувствительные натуры могут даже физически заболеть из-за невыносимости новизны.
Однако если возможности изменить ситуацию под себя не предвидится, то со временем человек приспособится к тому, что есть – найдет для себя оптимальный стиль поведения. Это естественное развитие события.
В случае когда индивид не может приспособиться к жизненным обстоятельствам и всячески сопротивляется им долгое время, возникает риск заболеть неврозом (что это?) – обратимым психическим расстройством.
Интересно, что невротические симптомы также представляют собой адаптацию, но в извращенной форме. В этом случае человеку поможет либо изменение стрессовых обстоятельств, либо их принятие.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Адаптация — это то, как вы быстро сможете приспосабливаться к изменениям обстановки.
Смена работы — это адаптация к новому коллективу, требованиям. Поехали на отдых в другую страну — адаптация организма к новым природным условиям. Покушали там другую пищу — тоже адаптация.
Нельзя одним словом сказать, что кто-то адаптируется лучше, а кто-то хуже. Вернее можно, но только применительно к чему-то одному. Можно прекрасно адаптироваться к изменившимся природным условиям, но совершенно не адаптироваться к иному менталитету живущих там людей и таких примеров много.
Но на самом деле, адаптироваться можно ко всему — это вопрос желания и правильных действий.
Мы всю жизнь адаптируемся, к коллективу, климату, экономическим кризисам. Потому человек и живёт сотни тысяч лет, что может как сам адаптироваться к окружающей среде, так и адаптировать её под свои потребности.
Спасибо! Хорошая статья. Дальнейших творческих успехов!
Источник
Адаптивное поведение — Adaptive behavior
Адаптивное поведение — это поведение, которое позволяет человеку (обычно используется в контексте детей) справляться в своей среде с наибольшим успехом и наименьшим количеством конфликтов с другими. Этот термин используется в области психологии и специального образования. Адаптивное поведение относится к повседневным навыкам или задачам, которые «средний» человек может выполнить, аналогично термину « жизненные навыки» .
Неконструктивное или разрушительное социальное или личное поведение иногда может использоваться для достижения конструктивного результата. Например, постоянное повторяющееся действие может быть переориентировано на то, что что-то создает или строит. Другими словами, поведение можно адаптировать к чему-то другому.
Напротив, неадаптивное поведение — это тип поведения, который часто используется для уменьшения тревожности, но результат оказывается дисфункциональным и непродуктивным. Например, избегание ситуаций из-за нереалистичных страхов может сначала уменьшить вашу тревогу, но в долгосрочной перспективе это непродуктивно для облегчения реальной проблемы. Неадаптивное поведение часто используется как индикатор аномалии или психической дисфункции , поскольку его оценка относительно свободна от субъективности . Однако многие виды поведения, считающиеся моральными, могут быть дезадаптивными, например, несогласие или воздержание .
Адаптивное поведение отражает социальную и практическую компетентность человека в удовлетворении требований повседневной жизни.
Поведенческие модели меняются в зависимости от развития человека, жизненных условий и социальных построений, эволюции личных ценностей и ожиданий других. Важно оценить адаптивное поведение, чтобы определить, насколько хорошо человек функционирует в повседневной жизни: в профессиональном, социальном и образовательном плане.
СОДЕРЖАНИЕ
Примеры
- Ребенок, рожденный с церебральным параличом , скорее всего, будет иметь форму гемипареза или гемиплегии (ослабление или потеря способности использовать одну сторону тела). Чтобы адаптироваться к окружающей среде, ребенок может использовать эти конечности в качестве помощников, а в некоторых случаях даже адаптировать использование своего рта и зубов в качестве инструмента, используемого не только для еды или разговора.
- Разочарование из-за неспособности выразить собственные потребности может привести к истерике . Кроме того, это может привести к использованию жестов или языка жестов для общения.
Основные проблемы
Ограничения в навыках самообслуживания и социальных отношениях, а также излишества в поведении являются общими характеристиками людей с психическими расстройствами . Людей с психическими расстройствами, которым требуется обширная поддержка, часто обучают базовым навыкам самообслуживания, таким как одевание, питание и гигиена. Прямые инструкции и поддержка окружающей среды, такая как добавленные подсказки и упрощенные процедуры, необходимы, чтобы гарантировать, что недостатки в этих адаптивных областях не ограничивают качество жизни.
Большинство детей с более легкими формами умственной отсталости учатся заботиться о своих основных потребностях, но им часто требуется обучение навыкам самоуправления, чтобы достичь уровня успеваемости, необходимого для возможной независимой жизни . Установление и поддержание личных отношений представляет собой серьезную проблему для многих людей с психическими расстройствами. Ограниченные навыки когнитивной обработки, слабое языковое развитие и необычное или несоответствующее поведение могут серьезно препятствовать взаимодействию с другими людьми. Обучение учащихся с психическими отклонениями соответствующим социальным навыкам и навыкам межличностного общения является важной функцией специального образования. Учащиеся с психическими расстройствами чаще демонстрируют проблемы с поведением, чем дети без инвалидности. Некоторые виды поведения, наблюдаемые учащимися с психическими расстройствами, включают трудности с восприятием критики, ограниченный самоконтроль и несоответствующее поведение. Чем серьезнее психическая инвалидность, тем чаще возникают поведенческие проблемы.
Проблемы с оценкой долгосрочной и краткосрочной адаптации
Одна из проблем с оценками адаптивного поведения состоит в том, что поведение, которое кажется адаптивным в краткосрочной перспективе, может быть дезадаптивным в долгосрочной перспективе и наоборот. Например, в случае группы с правилами, настаивающими на употреблении вредных количеств алкоголя, как воздержание, так и умеренное употребление алкоголя (умеренное, как определяется фактическими последствиями для здоровья, а не социально сконструированными правилами) могут показаться неадаптивными, если оценки являются строго краткосрочными, но оценка, сфокусированная на долгосрочном выживании, вместо этого обнаружила бы, что она была адаптивной и что послушание в рамках правила употребления алкоголя было неадаптивным. Некоторые исследователи утверждают, что такие различия между краткосрочными и долгосрочными эффектами в контексте пагубных последствий краткосрочного соблюдения деструктивных правил показывают, что оценка адаптивного поведения не так уж проблематична, как это часто предполагает психиатрия.
Адаптивное поведение в образовании
В образовании адаптивное поведение определяется как то, что (1) удовлетворяет потребности сообщества заинтересованных сторон (родителей, учителей, сверстников, а затем и работодателей) и (2) удовлетворяет потребности учащегося сейчас и в будущем . В частности, это поведение включает, например, эффективную речь, самопомощь, использование денег, приготовление пищи и чтение.
Обучение адаптивному поведению — ключевой компонент любой образовательной программы, но он критически важен для детей с особыми потребностями. Департамент образования США выделил миллиарды долларов ($ 12,3 млрд в 2008 году) для специальных образовательных программ , направленных на улучшение образования и ранние результатов вмешательства для детей с ограниченными возможностями. В 2001 году Национальный исследовательский совет США опубликовал всесторонний обзор вмешательств для детей и взрослых с диагнозом аутизм . Обзор показывает, что вмешательства, основанные на прикладном анализе поведения , оказались эффективными в этих группах.
Адаптивное поведение включает в себя социально ответственное и независимое выполнение повседневных дел. Однако конкретные действия и необходимые навыки могут отличаться от настройки к настройке. Когда ученик идет в школу, школьные и академические навыки адаптируются. Однако некоторые из тех же навыков могут оказаться бесполезными или неадекватными в условиях работы, поэтому переход от учебы к работе требует особого внимания.
Конкретные навыки
Адаптивное поведение включает в себя соответствующее возрасту поведение, необходимое людям для самостоятельной жизни и безопасного и надлежащего функционирования в повседневной жизни. Адаптивное поведение включает в себя такие жизненные навыки, как уход, одевание, безопасность, обращение с продуктами питания, работа, управление деньгами, уборка, поиск друзей, социальные навыки и личная ответственность, ожидаемая от их возраста, социальной группы и группы достатка. Особенно важны навыки доступа к сообществу, навыки доступа и удержания со стороны сверстников, а также поведение, которое препятствует такому доступу. Они перечислены ниже.
Навыки доступа к сообществу
- Езда на автобусе
- Самостоятельная ходьба
- Суммирование монет
- Заказ еды в ресторане
- Использование торгового автомата
- Еда в общественных местах
- Безопасность пешеходов
Одноранговый доступ и удержание
- Навыки подбора одежды
- Соответствующее поведение во время еды
- Навыки игры с игрушками и игровые занятия
- Гигиена полости рта и чистка зубов
- Футболист
Считается, что адаптивное поведение меняется в зависимости от культуры человека и его окружения. Профессора должны углубиться в технические навыки студентов и их понимание, чтобы измерить, насколько адаптивно их поведение.
Барьеры для доступа к сверстникам и сообществам
- Дневной бруксизм
- Сдерживание жевания и рвоты
- Пика
Адаптивные навыки
Каждый человек должен овладеть набором навыков, которые полезны для окружающей среды и сообществ, в которых они живут. Адаптивные навыки — это ступеньки к получению доступа к местным или удаленным сообществам и извлечению из них пользы. Это означает, что в городских условиях, чтобы пойти в кино, ребенку придется научиться ориентироваться в городе или пользоваться автобусом, читать расписание фильмов и платить за фильм. Адаптивные навыки обеспечивают более безопасное исследование, поскольку они обеспечивают учащемуся более глубокую осведомленность о его / ее окружении и изменениях контекста, которые требуют новых адаптивных реакций для удовлетворения требований и опасностей этого нового контекста. Адаптивные навыки могут создавать больше возможностей для значимого социального взаимодействия и принятия. Адаптивные навыки социально приемлемы и желательны в любом возрасте и независимо от пола (за исключением гендерных биологических различий, таких как навыки ухода за менструальным циклом и т. Д.)
Изучение адаптивных навыков
Адаптивные навыки охватывают целый ряд повседневных ситуаций, и обычно они начинаются с анализа задачи . Анализ задачи выявит все шаги, необходимые для выполнения задачи в естественной среде. Использование поведенческих аналитических процедур было задокументировано с детьми, подростками и взрослыми под руководством поведенческих аналитиков и контролируемых поведенческих техников. Список приложений имеет широкий диапазон и постоянно расширяется по мере того, как проводится все больше исследований в области прикладного анализа поведения (см. Журнал прикладного анализа поведения , Анализ вербального поведения ).
Практопоэтическая теория
Согласно практической теории , создание адаптивного поведения включает в себя особые поэтические взаимодействия между различными уровнями системной организации. Эти взаимодействия описываются на основе кибернетической теории, в частности, теоремы о хорошем регуляторе . В практических системах более низкие уровни организации определяют свойства более высоких уровней организации, но не наоборот. Это гарантирует, что более низкие уровни организации (например, гены) всегда обладают кибернетически более общими знаниями, чем более высокие уровни организации — знания на более высоком уровне являются частным случаем знаний на более низком уровне. На высшем уровне организации лежит явное поведение. Когнитивные операции находятся в средней части этой иерархии, выше генов и ниже поведения. Чтобы поведение было адаптивным, необходимо как минимум три адаптивных обхода.
Источник